Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8507
Скачиваний: 25
71
польских свободных профсоюзов «Солидарность»). Основная цель таких орга-
низаций – удовлетворение и защита социальных, профессиональных, экономи-
ческих, культурных и иных интересов их членов. Осуществляя эти задачи, не-
которые массовые объединения оказывают давление на государственную
власть, в том числе путем организации демонстраций, забастовок.
Социально-экономические и культурные объединения выполняют в об-
ществе важные функции, но играют неодинаковую роль. Одни из них непо-
средственно входят в политическую систему общества, дополняя ее, другие, не
входя в нее, развивают в обществе институты общественного самоуправления.
По ряду вопросов они дополняют деятельность государственных структур в со-
циальной и культурной областях, участвуют в подготовке и воспитании обще-
ственных лидеров, в ряде случаев становятся инструментами для проведения
государственной политики (особенно это относится к тоталитарным режимам).
Создание всех общественных ассоциаций осуществляется на основе кон-
ституционного права на объединение. Кроме того, в большинстве стран дей-
ствуют специальные законы об ассоциациях вообще, об ассоциациях, не зани-
мающихся извлечением прибыли, а нередко и об отдельных видах объеди-
нений, чаще всего о профсоюзах. Созданные ассоциации, как правило, подле-
жат регистрации, но иногда (преимущественно в странах англосаксонского
права) она не предусмотрена.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Классификация общественных объединений довольно сложна
из-за их многообразия. В наиболее общем виде принято различать
организации, движения и учреждения общественной самодеятель-
ности. Организации обычно имеют точно фиксированное членство,
избираемые руководящие органы, свой устав. Общественные дви-
жения либо не имеют фиксированного членства, либо их членами
являются другие объединения или организации, наряду с которыми
индивидуальными членами движения могут быть известные в
стране лица. Движение может иметь или не иметь свой устав, мо-
жет обладать особыми руководящими органами. Форму менее ор-
ганизованных временных движений имеют некоторые избиратель-
ные объединения, блоки различных организаций. Учреждения
общественной самодеятельности носят лишь локальный характер.
В них нет членства, уставов. К их числу относятся создаваемые
гражданами родительские комитеты в школах, уличные и кварталь-
72
ные комитеты, комитеты микрорайонов и т. д. Профсоюзы – объ-
единения рабочих и служащих для защиты своих социально-
экономических интересов (улучшения условий труда, повышения
заработной платы и т. д.). От государственной власти они требуют
принятия законодательства, которое отвечало бы их интересам.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 5
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте определение понятий «общественное объединение» и «полити-
ческая партия». Каким образом влияют на государственное развитие
партии и иные общественные объединения?
2. Каковы основные виды партийных систем?
3. Назовите основные виды общественных объединений.
73
6 Государство как конституционно-правовой институт
1. Сущность государства как конституционно-правового института.
2. Конституционные характеристики государства.
3. Сущность и юридическая природа государственной власти и государ-
ственного суверенитета.
6.1 Сущность государства как конституционно-правового
института
В науке конституционного права, в отличие от иных юридических наук,
государство изучается в целом, комплексно, с точки зрения правового оформ-
ления его устройства. Современные государства имеют различные варианты
его конституционно-правового закрепления. Анализ конституционных положе-
ний свидетельствует о различных государственно-правовых режимах, формах
правления, территориального устройства и т. д.
Государство, как и большинство понятий конституционного права, – по-
нятие многозначное. В зарубежных конституциях термин «государство» не
раскрывается. В обычном понимании государство – это страна. Но в юридиче-
ской науке вообще, и в науке конституционного права в частности, государст-
во – это организация политической власти общества, занимающая определен-
ную территорию, имеющая собственную систему управления, обладающая
суверенитетом и выражающая волю и интересы всего народа.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Наряду с термином «государство» конституции могут содер-
жать близкие по содержанию термины. Например, в ст. 42 Консти-
туции Испании используется термин «государство»: «Государство
особо заботится об охране социальных и экономических прав ис-
панских трудящихся, находящихся за границей, и проводит полити-
ку, направленную на их возвращение». Статья 40 той же Конститу-
ции использует термин «публичные власти»: «Публичные власти
обеспечивают создание благоприятных условий для социального и
экономического прогресса и для наиболее справедливого распреде-
ления региональных и личных доходов в рамках политики эконо-
мической стабильности. В особенности они должны проводить по-
литику, направленную на достижение полной занятости».
74
В Конституции Италии используется термин «республика» (ст. 2):
«Республика признает и гарантирует неотъемлемые права челове-
ка – как отдельной личности, так и в социальных образованиях, в
которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъем-
лемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической
и социальной солидарности». В федеративных государствах неред-
ко употребляется термин «федерация», причем не только при опре-
делении предметов ведения федеральных органов государственной
власти: «Территория Федерации включает в себя территории земель
Федерации» (ч. 1 ст. 4 Конституции Австрии).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Нормы конституционного права, закрепляющие статус государства, обра-
зуют важнейший институт данной отрасли. Он состоит из элементов, позволя-
ющих раскрыть его сущность и содержание. Нормы, составляющие институт
государства, можно разделить на три группы: во-первых, нормы, характеризу-
ющие государство как официального представителя всего общества, выражаю-
щего его волю и интересы; во-вторых, нормы, определяющие организацию гос-
ударственной власти; в-третьих, нормы, устанавливающие организацию
территориального устройства.
6.2 Конституционные характеристики государства
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Современные конституции зарубежных стран обычно содер-
жат такие характеристики государства, как социальное, демократи-
ческое, правовое, светское.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Характеристика государства как социального означает, что государство
служит обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные
социальные различия. Например, в ст. 3 Конституции Италии устанавливается,
что «задача Республики – устранять препятствия экономического и социально-
го порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан,
мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию
всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации
страны».
О демократизме государства судят по таким важнейшим конституцион-
ным установлениям, как народовластие, разделение властей, политическое,
75
экономическое и идеологическое многообразие. Демократизм государства вы-
ражается в том, что сама его организация открывает гражданам и их объедине-
ниям возможности оказывать влияние на содержание управленческих публич-
но-властных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных
социальных интересов. Но для того чтобы эта возможность была претворена в
действительность, необходимы существенные дополнительные условия. К этим
условиям относятся демократический политический режим и политико-
правовая культура, которые являются гарантией реализации конституционных
прав и свобод человека и гражданина.
Правовым государством является государство, которое во всей своей дея-
тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав
и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного
его провозглашения. Оно должно фактически сложиться как система гарантий
от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся
гражданское общество. Правовое государство характеризуется несколькими
основными признаками:
а) провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства.
Практически все современные конституции демократических стран имеют
нормы, в общей форме гарантирующие незыблемость основных прав человека;
б) установление основ механизма гарантий прав и свобод. Гарантии от-
ражены практически во всех современных конституциях. Например, ст. 31 Кон-
ституции Японии устанавливает: «Никто не может быть лишен жизни или сво-
боды или подвергнут какому-либо наказанию иначе, как в соответствии с
процедурой, установленной законом». Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции Греции,
«никто не может преследоваться, арестовываться, заключаться в тюрьму или
подвергаться какому-либо иному лишению свободы иначе, как в случаях и
формах, предусмотренных законом». Следующим образом данный принцип
сформулирован в ст. 66 французской Конституции: «Никто не может быть про-
извольно лишен свободы. Судебная власть как страж личной свободы обеспе-
чивает соблюдение этого принципа согласно условиям, предусмотренным за-
коном»;
в) конституционное установление обязанности государства, его органов,
учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции
и законов. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции Португальской Рес-
публики государство подчиняется Конституции и опирается на демократиче-
скую законность, а юридическая сила законов и других актов государства, ав-