Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8507

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71 

польских свободных профсоюзов «Солидарность»). Основная цель таких орга-
низаций – удовлетворение и защита социальных, профессиональных, экономи-
ческих, культурных и иных интересов их членов. Осуществляя эти задачи, не-
которые  массовые  объединения  оказывают  давление  на  государственную 
власть, в том числе путем организации демонстраций, забастовок. 

Социально-экономические  и  культурные  объединения  выполняют  в  об-

ществе  важные  функции,  но  играют  неодинаковую  роль.  Одни  из  них  непо-
средственно входят в политическую систему общества, дополняя ее, другие, не 
входя в нее, развивают в обществе институты общественного самоуправления. 
По ряду вопросов они дополняют деятельность государственных структур в со-
циальной и культурной областях, участвуют в подготовке и воспитании обще-
ственных  лидеров,  в  ряде  случаев  становятся  инструментами  для  проведения 
государственной политики (особенно это относится к тоталитарным режимам). 

Создание всех общественных ассоциаций осуществляется на основе кон-

ституционного  права  на  объединение.  Кроме  того,  в  большинстве  стран  дей-
ствуют специальные законы об ассоциациях вообще, об ассоциациях, не зани-
мающихся  извлечением  прибыли,  а  нередко  и  об  отдельных  видах  объеди-
нений, чаще  всего о  профсоюзах.  Созданные  ассоциации, как  правило,  подле-
жат  регистрации,  но  иногда  (преимущественно  в  странах  англосаксонского 
права) она не предусмотрена. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Классификация общественных объединений довольно сложна 

из-за  их  многообразия.  В наиболее  общем  виде  принято  различать 
организации,  движения  и  учреждения  общественной  самодеятель-
ности. Организации обычно имеют точно фиксированное членство, 
избираемые  руководящие  органы,  свой  устав.  Общественные  дви-
жения  либо  не  имеют  фиксированного  членства,  либо  их  членами 
являются другие объединения или организации, наряду с которыми 
индивидуальными  членами  движения  могут  быть  известные  в 
стране  лица.  Движение  может  иметь  или  не  иметь  свой  устав,  мо-
жет  обладать  особыми  руководящими  органами.  Форму  менее  ор-
ганизованных  временных  движений  имеют  некоторые  избиратель-
ные  объединения,  блоки  различных  организаций.  Учреждения 
общественной  самодеятельности  носят  лишь  локальный  характер. 
В них  нет  членства,  уставов.  К их  числу  относятся  создаваемые 
гражданами родительские комитеты в школах, уличные и кварталь-


background image

72 

ные  комитеты,  комитеты  микрорайонов  и  т. д.  Профсоюзы  –  объ-
единения  рабочих  и  служащих  для  защиты  своих  социально-
экономических  интересов  (улучшения  условий  труда,  повышения 
заработной платы и т. д.). От государственной власти они требуют 
принятия законодательства, которое отвечало бы их интересам. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 5 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Дайте определение понятий «общественное объединение» и «полити-

ческая  партия».  Каким  образом  влияют  на  государственное  развитие 
партии и иные общественные объединения? 

2.  Каковы основные виды партийных систем? 
3.  Назовите основные виды общественных объединений. 
 

 

 


background image

73 

6 Государство как конституционно-правовой институт 

1.  Сущность государства как конституционно-правового института.  
2.  Конституционные характеристики государства.  
3.  Сущность и юридическая природа государственной власти и государ-

ственного суверенитета. 

6.1 Сущность государства как конституционно-правового  

института 

В науке  конституционного права,  в отличие  от  иных  юридических наук, 

государство изучается в целом, комплексно, с точки зрения правового оформ-
ления  его  устройства.  Современные  государства  имеют  различные  варианты 
его конституционно-правового закрепления. Анализ конституционных положе-
ний  свидетельствует  о  различных  государственно-правовых  режимах,  формах 
правления, территориального устройства и т. д. 

Государство, как и большинство понятий конституционного права, – по-

нятие  многозначное.  В зарубежных  конституциях  термин  «государство»  не 
раскрывается. В обычном понимании государство – это страна. Но в юридиче-
ской науке вообще, и в науке конституционного права в частности, государст-
во –  это  организация  политической  власти  общества,  занимающая  определен-
ную  территорию,  имеющая  собственную  систему  управления,  обладающая 
суверенитетом и выражающая волю и интересы всего народа. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Наряду с термином «государство» конституции могут содер-

жать близкие по содержанию термины. Например, в ст. 42 Консти-
туции  Испании  используется  термин  «государство»:  «Государство 
особо  заботится  об  охране  социальных  и  экономических  прав  ис-
панских трудящихся, находящихся за границей, и проводит полити-
ку, направленную на их возвращение». Статья 40 той же Конститу-
ции  использует  термин  «публичные  власти»:  «Публичные  власти 
обеспечивают создание благоприятных условий для социального и 
экономического прогресса и для наиболее справедливого распреде-
ления  региональных  и  личных  доходов  в  рамках  политики  эконо-
мической стабильности. В особенности они должны проводить по-
литику,  направленную  на  достижение  полной  занятости». 


background image

74 

В Конституции  Италии  используется  термин  «республика»  (ст. 2): 
«Республика  признает  и  гарантирует  неотъемлемые  права  челове- 
ка  –  как  отдельной  личности,  так  и  в  социальных  образованиях,  в 
которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъем-
лемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической 
и социальной солидарности». В федеративных государствах неред-
ко употребляется термин «федерация», причем не только при опре-
делении предметов ведения федеральных органов государственной 
власти: «Территория Федерации включает в себя территории земель 
Федерации» (ч. 1 ст. 4 Конституции Австрии). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Нормы конституционного права, закрепляющие статус государства, обра-

зуют важнейший институт данной отрасли. Он состоит из элементов, позволя-
ющих  раскрыть  его  сущность  и  содержание.  Нормы,  составляющие  институт 
государства, можно разделить на три группы: во-первых, нормы, характеризу-
ющие государство как официального представителя всего общества, выражаю-
щего его волю и интересы; во-вторых, нормы, определяющие организацию гос-
ударственной  власти;  в-третьих,  нормы,  устанавливающие  организацию 
территориального устройства. 

6.2 Конституционные характеристики государства 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Современные  конституции  зарубежных  стран  обычно  содер-

жат такие характеристики государства, как социальное, демократи-
ческое, правовое, светское. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Характеристика  государства  как  социального  означает,  что  государство 

служит обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные 
социальные различия. Например, в ст. 3 Конституции Италии устанавливается, 
что «задача Республики – устранять препятствия экономического и социально-
го  порядка,  которые,  фактически  ограничивая  свободу  и  равенство  граждан, 
мешают  полному  развитию  человеческой  личности  и  эффективному  участию 
всех  трудящихся  в  политической,  экономической  и  социальной  организации 
страны». 

О демократизме  государства  судят  по  таким  важнейшим  конституцион-

ным  установлениям,  как  народовластие,  разделение  властей,  политическое, 


background image

75 

экономическое  и  идеологическое  многообразие.  Демократизм  государства  вы-
ражается в том, что сама его организация открывает гражданам и их объедине-
ниям  возможности оказывать  влияние на  содержание  управленческих публич-
но-властных  решений,  добиваться  реализации  в  этих  решениях  закономерных 
социальных интересов. Но для того чтобы эта возможность была претворена в 
действительность, необходимы существенные дополнительные условия. К этим 
условиям  относятся  демократический  политический  режим  и  политико-
правовая культура,  которые являются гарантией реализации конституционных 
прав и свобод человека и гражданина. 

Правовым государством является государство, которое во всей своей дея-

тельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав 
и  свобод  человека.  Для  создания  правового  государства  недостаточно  одного 
его провозглашения. Оно должно фактически сложиться как система гарантий 
от  беспредельного  административного  вмешательства  в  саморегулирующееся 
гражданское  общество.  Правовое  государство  характеризуется  несколькими 
основными признаками: 

а)  провозглашение  нерушимости  прав  человека  со  стороны  государства. 

Практически  все  современные  конституции  демократических  стран  имеют 
нормы, в общей форме гарантирующие незыблемость основных прав человека; 

б)  установление  основ  механизма  гарантий  прав  и  свобод.  Гарантии  от-

ражены практически во всех современных конституциях. Например, ст. 31 Кон-
ституции Японии устанавливает: «Никто не может быть лишен жизни или сво-
боды  или  подвергнут  какому-либо  наказанию  иначе,  как  в  соответствии  с 
процедурой, установленной законом». Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции Греции, 
«никто  не  может  преследоваться,  арестовываться,  заключаться  в  тюрьму  или 
подвергаться  какому-либо  иному  лишению  свободы  иначе,  как  в  случаях  и 
формах,  предусмотренных  законом».  Следующим  образом  данный  принцип 
сформулирован в ст. 66 французской Конституции: «Никто не может быть про-
извольно лишен свободы. Судебная власть как страж личной свободы обеспе-
чивает  соблюдение  этого  принципа  согласно  условиям,  предусмотренным  за-
коном»; 

в)  конституционное  установление обязанности  государства,  его  органов, 

учреждений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции 
и законов. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 3 Конституции Португальской Рес-
публики  государство  подчиняется  Конституции  и  опирается  на  демократиче-
скую законность, а юридическая сила законов и других актов государства, ав-