Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8515

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

96 

Третьей  стадией  избирательного  процесса  является  образование  избира-

тельных  участков –  территориальных  единиц,  объединяющих избирателей  об-
щим местом голосования. Они имеют чисто техническое значение, и зачастую 
регулирование их организации осуществляется не законом, а подзаконным ак-
том. 

Четвертая стадия избирательного процесса – создание избирательных ор-

ганов, на которые возлагается задача организации и проведения выборов. Сре-
ди них различаются: территориальные, включая центральные, система которых 
основывается  на  системе  политико-территориального  устройства  государства; 
окружные, действующие в избирательных округах в случаях, когда избиратель-
ные  округа  не  совпадают  с  политико-территориальными  единицами;  участко-
вые, действующие в избирательных участках. 

Пятая  стадия  –  регистрация  избирателей,  т. е.  включение  лиц,  обладаю-

щих активным избирательным правом и проживающих на территории избира-
тельного участка, в список избирателей. Списки избирателей обычно постоян-
ные и подвергаются корректировке ежегодно и/или перед выборами. 

На  шестой  стадии  осуществляется  выдвижение  кандидатов,  т. е.  круга 

лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, сенаторы и другие 
выборные.  Выдвижение  кандидатов  может  быть  осуществлено  путем  сбора 
подписей,  самовыдвижения,  петиционного  выдвижения,  выдвижения  полити-
ческой  партией.  Лицо,  выполнившее  необходимые  условия,  получает  офици-
альный статус кандидата с момента регистрации соответствующим избиратель-
ным органом или с момента оглашения кандидатуры. 

Седьмая  стадия  –  предвыборная  агитация,  т. е.  деятельность,  имеющая 

целью склонить избирателей к участию в выборах, к голосованию за или про-
тив того или иного кандидата. 

Восьмая стадия – голосование избирателей. Это решающая стадия изби-

рательного  процесса,  представляющая  собой  волеизъявление  граждан  по  во-
просу об избрании выдвинутых кандидатур. К голосованию допускаются изби-
ратели,  состоящие  в  списке  избирателей  и  подтвердившие  свою  личность 
соответствующим  удостоверением.  Голосование  на  всеобщих  выборах  прово-
дится обычно в течение одного дня, что предписывается избирательным зако-
ном. Это лишняя гарантия от возможных фальсификаций. 

Заключительная  стадия  избирательного  процесса  –  подсчет  голосов  и 

установление результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала 
на избирательных участках, причем подсчет производится гласно и начинается 


background image

97 

немедленно по окончании голосования. Сначала устанавливается общее число 
голосов, поданных по каждому избирательному округу, в состав которого вхо-
дит данный избирательный участок. Затем определяется число действительных 
и недействительных голосов. Избирательные законы обычно точно устанавли-
вают,  какие  голоса  считаются  недействительными,  а  в  сомнительных  случаях 
разрешают принять решение участковому избирательному органу с указанием в 
протоколе.  Наиболее  частые  основания  недействительности  –  несоответствие 
бюллетеня формальным требованиям и невозможность однозначно определить 
волеизъявление избирателя. 

8.4 Избирательные системы и их виды 

Большое значение для функционирования политической системы в зару-

бежных странах имеют избирательные системы, от характера которых в значи-
тельной  степени  зависит  состав  центральных  и  местных  представительных 
учреждений, а также исход выборов должностных лиц – от президентов до му-
ниципальных чиновников. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Избирательная  система  представляет  собой  совокупность 

установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью 

которых определяются результаты голосования. Введение той ли-

бо  иной  избирательной  системы  всегда  является  результатом  со-

отношения политических сил в обществе. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Те  избирательные  системы,  которые  в  основу  определения  результатов 

голосования  кладут  принцип  большинства,  называются  мажоритарными.  Со-
гласно правилам мажоритарной избирательной системы, избранным по избира-
тельному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который полу-
чил установленное большинство голосов. 

При  мажоритарной  системе  относительного  большинства  кандидату 

необходимо  набрать  простое  большинство  голосов  (например,  выборы  в  ниж-
нюю палату парламента Великобритании, США). Мажоритарная система абсо-
лютного  большинства  требует  абсолютное  большинство  поданных  по  округу 
голосов (50% + 1), например выборы президента Франции. Мажоритарная си-
стема квалифицированного большинства устанавливает необходимость набрать 
не менее 3/4, 2/3 всех голосов (Коста-Рика, Италия, Азербайджан). 


background image

98 

Главное  отличие  пропорциональных  избирательных  систем  от  мажори-

тарных  состоит  в  том,  что  они  строятся  не  на  принципе  большинства,  а  на 
принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными 
мандатами. Применение пропорциональных систем позволяет добиться относи-
тельного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов. 

При пропорциональной системе создается единый избирательный округ. 

Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партий-
ными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должно-
сти, и избиратель голосует за список своей партии целиком, хотя в ряде случаев 
ему предоставляется возможность определить свое отношение к кандидатам в 
самом  списке.  После  того  как  избиратели  выразили  свою  волю,  а  голоса  под-
считаны, определяется избирательный метр, или квота, т. е. наименьшее число 
голосов,  необходимое  для  избрания  одного  депутата.  Количество  депутатских 
мандатов распределяется пропорционально поданным голосам

1

8.5 Референдум 

Референдум  представляет  собой  институт  непосредственной  (прямой) 

демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процеду-
ре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели: весь избира-
тельный корпус, если проводятся выборы общенациональные или общенацио-
нальный  референдум,  часть  избирательного  корпуса,  если  проводятся  выборы 
федеральные (в субъектах федерации) или федеральный референдум, или мест-
ные (муниципальные), если избираются органы местного управления или про-
водится местный референдум. Основное отличие процедуры выборов от проце-
дуры  референдума  состоит  в  объекте  волеизъявления  избирателей.  При 
выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо дру-
гую должность вне представительного учреждения (президент, вице-президент, 
губернатор штата, мэр и т. д.). При референдуме объектом волеизъявления яв-
ляется не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится 
референдум: закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая 
либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, 
внутриполитическая проблема. Результаты выборов могут определяться как по 
мажоритарным,  так  и  по пропорциональным  системам,  а  результаты  референ-
дума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма. 
                                           

1

Подробнее  см.:  Конституционное  (государственное  право)  зарубежных  стран  :  учебник  : 

в 4 т. / отв. ред. Б. А. Страшун. – М., 2000. – Т. 1. Часть общая. – С. 245–248. 


background image

99 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Голосование на референдуме является свободным, всеобщим, 

равным, прямым и тайным. Все указанные принципы имеют содер-
жание, аналогичное содержанию соответствующих выборов. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Вопрос,  подлежащий  решению  на  референдуме,  называется  предметом 

референдума.  Его  формулировка  в  бюллетене  называется  формулой  референ-
дума. Наиболее распространенными являются два вида формулы. Первый пред-
ставляет собой вопрос, обращенный к голосующему, на который он может от-
ветить  только  «да»  или  «нет».  Второй  вид  –  это  так  называемый  народный 
выбор,  т. е.  предложение  участнику  референдума  нескольких  вариантов реше-
ний вопроса, он может выбрать один из них или отклонить все. 

В ряде стран конституция или текущее законодательство предусматрива-

ют ограничения в отношении предмета референдума: на референдум не могут 
выноситься вопросы о налогах, бюджете, амнистии, досрочной отставке прези-
дента и т. д. 

Полномочие  назначать  общенациональный  референдум  принадлежит 

обычно главе государства или парламенту, а иногда обоим органам. Они дела-
ют это либо по своей инициативе, либо по инициативе других управомоченных 
субъектов:  правительства,  группы  депутатов  парламента,  региональных  орга-
нов власти, группы избирателей. 

Классификация  референдумов,  как  и  многих  других  конституционно-

правовых институтов, весьма условна. По правовым последствиям референду-
мы  подразделяются  на  постановляющие  и  консультативные.  Посредством  по-
становляющего  референдума  принимается  общеобязательное  решение,  не  
нуждающееся  в  утверждении.  Посредством  консультативного  выявляется  об-
щественное мнение относительно вопроса, вынесенного на референдум. 

По  основаниям  проведения  различают  факультативные  и  обязательные 

референдумы. Факультативные проводятся лишь в том случае, если в установ-
ленном  законом  порядке  выдвинута  инициатива  о  проведении  референдума. 
Обязательные референдумы проводятся в случаях, прямо предусмотренных за-
коном,  т. е.  решение  по  соответствующему  вопросу  иным  образом  принято 
быть не может. 

По  территории  проведения  референдумы  подразделяют  на  общенацио-

нальные, проводимые в пределах всей государственной территории и местные, 


background image

100 

проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-террито-
риальных единицах. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 8 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Что такое избирательное право и как данная категория соотносится с 

категорией «избирательная система»? 

2.  Что такое абсентеизм и каковы его причины? 
3.  Назовите основные избирательные цензы. 
4.  В чем состоят особенности пропорциональной системы и в чем ее от-

личие от мажоритарной системы? 

5.  В чем состоят достоинства и недостатки мажоритарной и пропорцио-

нальной избирательных систем? 

6.  Что такое референдум и какие виды референдума Вы знаете?