Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8515
Скачиваний: 25
96
Третьей стадией избирательного процесса является образование избира-
тельных участков – территориальных единиц, объединяющих избирателей об-
щим местом голосования. Они имеют чисто техническое значение, и зачастую
регулирование их организации осуществляется не законом, а подзаконным ак-
том.
Четвертая стадия избирательного процесса – создание избирательных ор-
ганов, на которые возлагается задача организации и проведения выборов. Сре-
ди них различаются: территориальные, включая центральные, система которых
основывается на системе политико-территориального устройства государства;
окружные, действующие в избирательных округах в случаях, когда избиратель-
ные округа не совпадают с политико-территориальными единицами; участко-
вые, действующие в избирательных участках.
Пятая стадия – регистрация избирателей, т. е. включение лиц, обладаю-
щих активным избирательным правом и проживающих на территории избира-
тельного участка, в список избирателей. Списки избирателей обычно постоян-
ные и подвергаются корректировке ежегодно и/или перед выборами.
На шестой стадии осуществляется выдвижение кандидатов, т. е. круга
лиц, из числа которых будут избраны президенты, депутаты, сенаторы и другие
выборные. Выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем сбора
подписей, самовыдвижения, петиционного выдвижения, выдвижения полити-
ческой партией. Лицо, выполнившее необходимые условия, получает офици-
альный статус кандидата с момента регистрации соответствующим избиратель-
ным органом или с момента оглашения кандидатуры.
Седьмая стадия – предвыборная агитация, т. е. деятельность, имеющая
целью склонить избирателей к участию в выборах, к голосованию за или про-
тив того или иного кандидата.
Восьмая стадия – голосование избирателей. Это решающая стадия изби-
рательного процесса, представляющая собой волеизъявление граждан по во-
просу об избрании выдвинутых кандидатур. К голосованию допускаются изби-
ратели, состоящие в списке избирателей и подтвердившие свою личность
соответствующим удостоверением. Голосование на всеобщих выборах прово-
дится обычно в течение одного дня, что предписывается избирательным зако-
ном. Это лишняя гарантия от возможных фальсификаций.
Заключительная стадия избирательного процесса – подсчет голосов и
установление результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала
на избирательных участках, причем подсчет производится гласно и начинается
97
немедленно по окончании голосования. Сначала устанавливается общее число
голосов, поданных по каждому избирательному округу, в состав которого вхо-
дит данный избирательный участок. Затем определяется число действительных
и недействительных голосов. Избирательные законы обычно точно устанавли-
вают, какие голоса считаются недействительными, а в сомнительных случаях
разрешают принять решение участковому избирательному органу с указанием в
протоколе. Наиболее частые основания недействительности – несоответствие
бюллетеня формальным требованиям и невозможность однозначно определить
волеизъявление избирателя.
8.4 Избирательные системы и их виды
Большое значение для функционирования политической системы в зару-
бежных странах имеют избирательные системы, от характера которых в значи-
тельной степени зависит состав центральных и местных представительных
учреждений, а также исход выборов должностных лиц – от президентов до му-
ниципальных чиновников.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Избирательная система представляет собой совокупность
установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью
которых определяются результаты голосования. Введение той ли-
бо иной избирательной системы всегда является результатом со-
отношения политических сил в обществе.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Те избирательные системы, которые в основу определения результатов
голосования кладут принцип большинства, называются мажоритарными. Со-
гласно правилам мажоритарной избирательной системы, избранным по избира-
тельному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который полу-
чил установленное большинство голосов.
При мажоритарной системе относительного большинства кандидату
необходимо набрать простое большинство голосов (например, выборы в ниж-
нюю палату парламента Великобритании, США). Мажоритарная система абсо-
лютного большинства требует абсолютное большинство поданных по округу
голосов (50% + 1), например выборы президента Франции. Мажоритарная си-
стема квалифицированного большинства устанавливает необходимость набрать
не менее 3/4, 2/3 всех голосов (Коста-Рика, Италия, Азербайджан).
98
Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажори-
тарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на
принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными
мандатами. Применение пропорциональных систем позволяет добиться относи-
тельного соответствия между количеством голосов и количеством мандатов.
При пропорциональной системе создается единый избирательный округ.
Выборы, проводимые по пропорциональной системе, являются строго партий-
ными. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов на выборные должно-
сти, и избиратель голосует за список своей партии целиком, хотя в ряде случаев
ему предоставляется возможность определить свое отношение к кандидатам в
самом списке. После того как избиратели выразили свою волю, а голоса под-
считаны, определяется избирательный метр, или квота, т. е. наименьшее число
голосов, необходимое для избрания одного депутата. Количество депутатских
мандатов распределяется пропорционально поданным голосам
1
.
8.5 Референдум
Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой)
демократии, процедура которого по ряду параметров весьма близка к процеду-
ре выборов. И в выборах, и в референдуме участвуют избиратели: весь избира-
тельный корпус, если проводятся выборы общенациональные или общенацио-
нальный референдум, часть избирательного корпуса, если проводятся выборы
федеральные (в субъектах федерации) или федеральный референдум, или мест-
ные (муниципальные), если избираются органы местного управления или про-
водится местный референдум. Основное отличие процедуры выборов от проце-
дуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При
выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на какую-либо дру-
гую должность вне представительного учреждения (президент, вице-президент,
губернатор штата, мэр и т. д.). При референдуме объектом волеизъявления яв-
ляется не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится
референдум: закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая
либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны,
внутриполитическая проблема. Результаты выборов могут определяться как по
мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референ-
дума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.
1
Подробнее см.: Конституционное (государственное право) зарубежных стран : учебник :
в 4 т. / отв. ред. Б. А. Страшун. – М., 2000. – Т. 1. Часть общая. – С. 245–248.
99
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Голосование на референдуме является свободным, всеобщим,
равным, прямым и тайным. Все указанные принципы имеют содер-
жание, аналогичное содержанию соответствующих выборов.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Вопрос, подлежащий решению на референдуме, называется предметом
референдума. Его формулировка в бюллетене называется формулой референ-
дума. Наиболее распространенными являются два вида формулы. Первый пред-
ставляет собой вопрос, обращенный к голосующему, на который он может от-
ветить только «да» или «нет». Второй вид – это так называемый народный
выбор, т. е. предложение участнику референдума нескольких вариантов реше-
ний вопроса, он может выбрать один из них или отклонить все.
В ряде стран конституция или текущее законодательство предусматрива-
ют ограничения в отношении предмета референдума: на референдум не могут
выноситься вопросы о налогах, бюджете, амнистии, досрочной отставке прези-
дента и т. д.
Полномочие назначать общенациональный референдум принадлежит
обычно главе государства или парламенту, а иногда обоим органам. Они дела-
ют это либо по своей инициативе, либо по инициативе других управомоченных
субъектов: правительства, группы депутатов парламента, региональных орга-
нов власти, группы избирателей.
Классификация референдумов, как и многих других конституционно-
правовых институтов, весьма условна. По правовым последствиям референду-
мы подразделяются на постановляющие и консультативные. Посредством по-
становляющего референдума принимается общеобязательное решение, не
нуждающееся в утверждении. Посредством консультативного выявляется об-
щественное мнение относительно вопроса, вынесенного на референдум.
По основаниям проведения различают факультативные и обязательные
референдумы. Факультативные проводятся лишь в том случае, если в установ-
ленном законом порядке выдвинута инициатива о проведении референдума.
Обязательные референдумы проводятся в случаях, прямо предусмотренных за-
коном, т. е. решение по соответствующему вопросу иным образом принято
быть не может.
По территории проведения референдумы подразделяют на общенацио-
нальные, проводимые в пределах всей государственной территории и местные,
100
проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-террито-
риальных единицах.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 8
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Что такое избирательное право и как данная категория соотносится с
категорией «избирательная система»?
2. Что такое абсентеизм и каковы его причины?
3. Назовите основные избирательные цензы.
4. В чем состоят особенности пропорциональной системы и в чем ее от-
личие от мажоритарной системы?
5. В чем состоят достоинства и недостатки мажоритарной и пропорцио-
нальной избирательных систем?
6. Что такое референдум и какие виды референдума Вы знаете?