Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8514
Скачиваний: 25
106
В федерациях верхняя палата либо формируется на паритетной основе,
т. е. от определенных регионов избирается, назначается, делегируется одинако-
вое число сенаторов, либо представительство в ней зависит от числа жителей в
субъектах федерации (в Германии – от трех до шести членов Бундесрата от
каждой земли, в Индии – от 1 до 34 от штата). В унитарном государстве число
сенаторов также зависит нередко от численности населения региона (в Поль-
ше – 1–3 от воеводства, во Франции, Италии – обычно 1–7 сенаторов).
Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком.
К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на
более длительный срок и палата обновляется по частям (в США на 6 лет с об-
новлением на 1/3 через два года, во Франции на 9 лет с обновлением на 1/3 че-
рез три года). Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что
и нижняя (Италия, Польша).
9.4 Прекращение полномочий парламента
Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава,
как только этот состав приступит к работе (в некоторых странах – после прися-
ги депутатов). Он может быть распущен досрочно. Возможна ситуация, когда
глава государства распускает обе палаты: «Президент Республики после кон-
сультаций с председателями Палат Парламента и Премьер-Министром может
распустить Парламент или Мажилис Парламента» (ч. 1 ст. 63 Конституции Ка-
захстана). Обычно роспуску подлежат лишь нижняя палата и однопалатный
парламент, а верхняя палата лишь прекращает свои полномочия на время ро-
спуска нижней палаты (например, в Польше). Если верхняя палата избрана на
более длительный срок, чем нижняя, то после избрания новой нижней палаты
верхняя возобновляет свою деятельность.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Роспуск однопалатного парламента или нижней палаты огра-
ничен рядом условий. Парламент (палата) не может быть распущен
в условиях военного или чрезвычайного положения, в течение не-
скольких месяцев (обычно шести) до окончания срока его полномо-
чий или после начала заседаний вновь избранного парламента, а
также не может быть распущен президентом за несколько месяцев
(как правило, за шесть) до окончания срока полномочий президен-
та: «Парламент и Мажилис Парламента не могут быть распущены в
период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть
107
месяцев полномочий Президента, а также в течение одного года по-
сле предыдущего роспуска» (ч. 2 ст. 63 Конституции Казахстана).
Ограничивается число роспусков (например, в Румынии парламент
может быть распущен в течение года лишь один раз). В редких слу-
чаях до роспуска парламента президент должен провести по этому
поводу референдум (Египет).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Роспуск парламента осуществляется по различным основаниям: при вы-
ражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в до-
верии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может
сформировать правительство в определенный срок; если парламент не прини-
мает государственный бюджет в течение определенного срока; если он неодно-
кратно лишал доверия правительство в течение установленного срока; если он
не способен принимать решения; если он не выразил доверия правительству,
которое он же сформировал; если неоднократно отклонял кандидатуру премь-
ер-министра, предложенную президентом.
В перечисленных случаях глава государства может распустить парламент,
но не обязан делать это. Он может, например, уволить в отставку правительство
или при неутверждении бюджета ввести в действие бюджет прошлого года.
В дуалистических монархиях и полупрезидентских республиках глава государ-
ства, распуская парламент, действует по своей воле, в парламентарных монар-
хиях и республиках (кроме исключительных случаев) – по указанию правитель-
ства.
Если парламент не функционирует (парламентские каникулы, межсесси-
онный период, роспуск), его могут замещать, хотя и не полностью, некоторые
другие высшие органы государства. В странах тоталитарного социализма ими
являются государственные советы, постоянные комитеты, президиумы, избира-
емые парламентом. В Испании для этой цели члены парламента избирают осо-
бый орган – постоянную депутацию, в Мексике – постоянную комиссию, в
Германии (правда, только в чрезвычайных обстоятельствах) – совместный ко-
митет.
9.5 Внутренняя организация парламента и его палат
В парламенте и его палатах формируются различные органы. Одни из них
имеют определенную компетенцию, предусмотренную в конституциях, другие
представляют собой вспомогательный аппарат, призванный обслуживать дея-
108
тельность парламента (например, хозяйственные органы). Кроме того, парла-
мент создает отдельные органы, которые занимаются определенной сферой
деятельности, обладают самостоятельностью, но выполняют поручения парла-
мента, отчитываются перед ним (например, Счетная палата, Уполномоченный
по правам человека, Генеральный контролер в Колумбии, Комиссия граждан-
ской, т. е. публичной, службы в Индии). Парламент может в любое время обно-
вить состав этих органов, сместить их членов или должностных лиц. Они ино-
гда формируются (избираются, назначаются) на определенный срок, что
служит им определенной гарантией (например, центральные избирательные
комиссии в ряде стран).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит
председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиаль-
ный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии,
президиум сессии в Китае). Председатель однопалатного парламен-
та, палаты, спикер имеет одного или нескольких заместителей; пре-
зидиум сессии, бюро избирает председательствующего – иногда он
ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по
очереди занимают место председательствующего. Председателя
парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть
лишь председатели палат. При совместном заседании палат ими
обычно руководит председатель верхней палаты (сената).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Руководящий орган палат парламента избирается на срок их полномочий
(председатели палат в Италии) либо на период одной сессии (президиум сессии
Всекитайского собрания народных представителей). Председатель палаты мо-
жет быть не избранным, а занять это место по должности (вице-президенты яв-
ляются председателями верхних палат в США, Индии), по назначению (в па-
лате лордов в Великобритании это лорд-канцлер, назначаемый премьер-
министром от имени монарха).
В большинстве стран считается, что председатель однопалатного парла-
мента или палаты должен быть политически нейтральным, беспристрастным.
Он зачастую приостанавливает членство в партии или выходит на время пред-
седательствования из своей партии. В других странах он сохраняет партийную
принадлежность, активно работает в своей партии (в США это лидер парла-
ментского большинства). В ряде стран председатель, спикер не голосует, он
109
участвует в голосовании только в том случае, если голоса распределились по-
ровну, – тогда голос спикера дает перевес.
Бывает «сильный» и «слабый» председатель. В первом случае (например,
спикер в нижней палате в Великобритании или Индии) он толкует правила
процедуры, определяет способ голосования, назначает председателей комиссий
(комитетов) палат (правда, с учетом расстановки партийных сил в парламенте),
без голосования может принять или отклонить предложение о прекращении
прений, группировать поправки и ставить их на обсуждение либо не ставить,
лишать слова депутата, применять к нему дисциплинарное взыскание, в том
числе налагать штраф или лишать права присутствовать на сессии определен-
ное время (Индия). «Слабым» является, например, председатель палаты лордов
в Великобритании, сената в США: он не руководит заседаниями, они проходят
на основе саморегулирования, время для выступлений не ограничено.
К внутренним органам парламента относятся партийные фракции (парла-
ментские партии, депутатские клубы и др.). Они объединяют депутатов, кото-
рые принадлежат к одной партии (избирательному объединению, блоку партий)
или к нескольким, близким по своим программам. Реже фракции создаются из
тактических целей. Иногда наряду с фракциями образуются территориальные
объединения депутатов по областным единицам (Испания). К фракциям могут
примыкать отдельные беспартийные депутаты. В странах тоталитарного социа-
лизма в парламентах создаются партийные группы, но только из членов правя-
щей партии. Ранее, в условиях многопартийности в некоторых социалистиче-
ских странах, фракции создавались и другими партиями, кроме правящей
(Болгария, ГДР, Польша и др.). В настоящее время среди стран тоталитарного
социализма несколько партий существует только в Китае; фракций в парламен-
те они не создают, депутаты группируются по территориальному признаку (по
провинциям).
Для создания партийной фракции необходимо иметь определенное число
депутатов от данной партии, устанавливаемое регламентами палат. Фракция
пропорционально представлена в комиссиях и комитетах палат. Обычно пред-
ставитель наиболее крупной фракции избирается председателем палаты, его
заместители представляют другие крупные фракции. Фракции делят между со-
бой посты председателей постоянных комиссий палат.
У фракций имеется свое руководство: председатель (иногда – бюро, куда
входят лидеры партии), в англосаксонских странах назначаются «кнуты», обя-
занность которых – обеспечивать явку членов фракции в парламент, особенно
110
на голосование. Фракция принимает решение о характере выступлений ее чле-
нов и голосовании («за», «против» и т. д.). Время, выделяемое для выступлений
от имени фракции, обычно зависит от ее численности. Депутаты вне фракций
получают слово после выступления представителей фракций. «Свободное об-
суждение», когда депутаты могут выступать не будучи связаны фракционной
дисциплиной, бывает крайне редко и во многих странах только по специально-
му постановлению палаты. Наиболее крупная фракция, находящаяся в оппози-
ции, обычно создает свой «теневой кабинет»: выделенные ею лица следят за
работой министров и готовятся занять их место в случае победы на выборах.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Важную роль в парламенте и его палатах играют постоянные
комитеты и комиссии. Создаются объединенные комитеты палат,
комитеты парламента, комиссии (комитеты) палат. Число их раз-
лично и часто меняется. Постоянные комиссии бывают отраслевы-
ми, или специализированными (например, по иностранным делам,
по сельскому хозяйству, по здравоохранению), и неспециализиро-
ванными, обозначаемыми обычно буквами латинского алфавита (в
Великобритании). В последнем случае председатель палаты решает,
в какую из них следует направить законопроект для предваритель-
ного рассмотрения. Комиссия принимает решения на заседаниях.
Кворум обычно составляет половину ее членов. Представитель ко-
миссии выступает с докладом при обсуждении проекта закона, ино-
го решения на пленарном заседании, и обычно от мнения комиссии
в конечном счете зависит судьба законопроекта.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Комиссии обсуждают информацию министров по своей отрасли. Мини-
стры не несут ответственности перед постоянными комиссиями, последние не
принимают обязательных для правительства и его членов решений, но во мно-
гих странах министры обязаны являться на заседания комиссий по их пригла-
шению. Если такой обязанности не предусмотрено, министры в демократиче-
ских странах не уклоняются от этого из этических соображений, опасаясь
публичного осуждения в случае пренебрежительного отношения к парламенту
(комиссиям). Министры имеют право быть выслушаны по их требованию в по-
стоянной комиссии. Если член комиссии систематически пропускает ее заседа-
ния, не выполняет поручения комиссии, он может быть выведен из ее состава,