Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8505

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

126 

удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, под-
писание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава госу-
дарства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в 
силу. 

Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок 

или в предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в 
силу,  например  через  10 дней  после  опубликования.  Если  установлен  такой 
общий  срок,  конкретный  закон  может  изменить  этот  порядок,  установив  для 
данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг ре-
гулируемых  отношений  (например,  гражданский  кодекс,  уголовный  кодекс), 
обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально оговаривает-
ся в особых законах о введении кодексов в силу. Определенный срок всегда не-
обходим  для  того,  чтобы  население  имело  возможность  ознакомиться  с  зако-
ном, затрагивающим его права и интересы. Поэтому неверно, если законы или 
нормативные акты, затрагивающие права граждан, вступают в силу с момента 
их подписания. 

Как уже говорилось, помимо принятия закона парламент обладает иными 

полномочиями,  которые  осуществляются  в  соответствии  с  особыми  процеду-
рами.  При  выборах  и  назначениях  органов  государства  и  должностных  лиц 
право предложить кандидатуру (кандидатуры) имеют только органы или долж-
ностные  лица,  указанные  в  конституции.  При  выборах  и  назначениях  их  ре-
зультаты определяются простым большинством голосов от списочного состава, 
реже – от кворума присутствующих. 

Конституции  многих  стран  предусматривают  право  парламента  делеги-

ровать  законодательные  полномочия  исполнительной  власти  –  правительству, 
главе  государства, иногда  министрам. Обычно  такое  делегирование осуществ-
ляется  по  решению  большинства  парламента,  но  иногда  установлены  более 
жесткие  условия.  Если  это  право  предоставлено  правительству,  его  акты 
оформляются как декрет-законы президента или как особого рода акты монар-
ха. Существуют специальные формы парламентского контроля за выполнением 
условий делегирования полномочий. В ряде стран акты, издаваемые на основе 
делегирования парламентских полномочий, требуют затем обязательного одоб-
рения парламента, иначе они теряют силу. В отдельных случаях устанавливает-
ся  срок  для  обсуждения  и  голосования  по  вопросу  об  утверждении  актов,  из-
данных на основе делегирования полномочий. 


background image

127 

В странах  тоталитарного  социализма  указы,  издаваемые  постоянно  дей-

ствующими  коллегиальным  органами  парламента  (президиумами,  государ-
ственными советами, постоянными комитетами) по вопросам, нуждающимся в 
урегулирование законом (это делается на основе конституционных норм), под-
лежат обязательному утверждению высшим представительным органом на его 
ближайшей сессии. Практически в этом не бывает отказов, поскольку указы из-
даются по инициативе правящей коммунистической партии. 

Особые процедуры связаны с отрешением от должности президента в

 

не-

которых других должностных лиц, когда парламент выполняет квазисудебные 
функции. Однако его решение распространяется только на смещение с должно-
сти, судить же отстраненных должностных лиц должен суд (Бразилия, США и 
др.). Иногда парламент только возбуждает обвинение, а рассмотрение дела по 
вопросу о преступлениях президента или министров осуществляет специально 
создаваемый  суд  (Польша,  Франция)  или  конституционный  суд  (Германия, 
Италия). 

Парламент  принимает  индивидуальные  и  коллективные  петиции,  прось-

бы, жалобы, заявления граждан и их объединений, касающиеся главным обра-
зом их прав. Петиции направляются на имя председателя парламента, но пере-
даются  через  своего  депутата  от  округа.  Они  рассматриваются  в  специальной 
комиссии (иногда в обычной постоянной комиссии в зависимости от их содер-
жания)  или  направляются  соответствующему  министру,  который  отвечает  пе-
тиционеру (петиционерам). Постоянные комиссии докладывают о петициях на 
пленарном  заседании,  некоторые  петиции  также  могут  быть  рассмотрены  на 
пленарном заседании. 

Особые процедуры предусмотрены при ратификации международных до-

говоров: изучение в соответствующей комиссии, часто с привлечением других 
комиссий,  дающих  свои  заключения  по  разным  аспектам  договора,  сбор  мне-
ний  и  заключений министерств  и  ведомств.  После  этого  парламент  может  ра-
тифицировать договор сам или поручить это президенту – в зависимости от ха-
рактера договора. 

При  обсуждении  проекта  бюджета,  конституции,  некоторых  важных  за-

конов парламент организует широкое ознакомление общественности, местных 
органов  государства  и  самоуправления  с  проектом  закона.  Об  особенностях 
процедур, связанных с вопросами депутатов, интерпелляциями, парламентски-
ми слушаниями, говорилось выше. 


background image

128 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 9 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Дайте определение парламента. 
2.  Какое  место  занимает  парламент  в  системе  органов  государственной 

власти? 

3.  Каковы полномочия члена парламента? 
4.  В чем  суть  и  значение  делегированного  законодательства?  Каковы 

формы контроля за делегированным законодательством? 

5.  Каковы основные этапы законодательного процесса? 
6.  Как разрешаются разногласия между палатами парламента? 
 

 

 


background image

129 

10 Исполнительная власть: глава государства 

и правительство в зарубежных странах 

1.  Конституционно-правовой статус главы государства.  
2.  Конституционно-правовой статус монарха.  
3.  Конституционно-правовой статус президента.  
4.  Правительство в системе органов государственной власти.  
5.  Состав и формирование правительства.  
6.  Полномочия правительства. 

10.1 Конституционно-правовой статус главы государства 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Глава государства – это высшее должностное лицо государ-

ства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ 

государственности народа. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В разных  странах  глава  государства  в  соответствии  с  их  конституциями 

рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т. е. зако-
нодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в 
Великобритании,  президент  в  Индии),  либо  как  глава  исполнительной  власти 
(США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в 
какую-либо  ветвь  власти  (Германия,  Италия):  «Исполнительная  власть  Союза 
вверяется Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через 
должностных  лиц,  подчиненных  ему  согласно  настоящей  Конституции»  (ч. 1 
ст. 35 Конституции Индии), «Учреждается Парламент Союза, который состоит 
из Президента и двух Палат…» (ст. 79 Конституции Индии); «Исполнительная 
власть  вверяется  Президенту  Соединенных  Штатов  Америки»  (разд. 1  ст. II 
Конституции  США);  «Федеральный  президент  не  может  входить  в  состав  ни 
правительства,  ни  законодательной  корпорации  Федерации  или  земли»  (ст. 55 
Основного закона Германии). 

В большинстве  стран  мира  глава  государства  является  единоличным. 

В первом случае это монарх или президент. Вместе с тем, в ряде стран функции 
главы государства выполняет коллегиальный орган. 


background image

130 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В соответствии  со  ст. 89  Конституции  Кубы  Государственный  Совет 

«имеет  коллегиальный  характер  и  осуществляет  верховное  представительство 
Кубинского государства внутри и вне страны». Статья 174 Конституции Швей-
царской Конфедерации содержит аналогичное положение: «Союзный Совет яв-
ляется верховной руководящей и исполнительной властью Союза». Свои реше-
ния  Союзный  Совет  принимает  коллегиально.  Союзный  президент  председа-
тельствует,  но  не  возглавляет  данный  орган  и  существенных  полномочий  не 
имеет. В странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномо-
чия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их 
генерал-губернатор  –  его  представитель.  Он  утверждается  монархом  по  реко-
мендации местного правительства. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Глава  государства,  независимо  от  его  разновидности,  имеет  некоторые 

общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сес-
сий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава госу-
дарства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), об-
ладает  правом  увольнять  министров  и  правительство  в  отставку,  назначать 
судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифициро-
вать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатиче-
ских представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществ-
ление этих полномочий на практике зависит от формы правления и реального 
положения  главы  государства.  Кроме  того,  при  любой  форме  правления  одни 
полномочия  глава  государства  может  реализовывать  самостоятельно,  а  для 
осуществления других требуется согласие или утверждение парламента. 

10.2 Конституционно-правовой статус монарха 

Монарх – глава государства наследственный и пожизненный. Как прави-

ло,  монарх  одновременно  является  и  главой  исполнительной  власти.  На  деле, 
вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально 
полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользует-
ся в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы гос-
ударства он совершает обычно по указанию правительства.