Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8505
Скачиваний: 25
126
удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, под-
писание закона, распоряжение о его опубликовании и исполнении. Глава госу-
дарства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в
силу.
Закон вступает в силу с момента опубликования, в указанный в нем срок
или в предусмотренный законодательством страны срок вступления законов в
силу, например через 10 дней после опубликования. Если установлен такой
общий срок, конкретный закон может изменить этот порядок, установив для
данного закона свой срок. Сложные законы, затрагивающие широкий круг ре-
гулируемых отношений (например, гражданский кодекс, уголовный кодекс),
обычно вступают в силу через несколько месяцев, что специально оговаривает-
ся в особых законах о введении кодексов в силу. Определенный срок всегда не-
обходим для того, чтобы население имело возможность ознакомиться с зако-
ном, затрагивающим его права и интересы. Поэтому неверно, если законы или
нормативные акты, затрагивающие права граждан, вступают в силу с момента
их подписания.
Как уже говорилось, помимо принятия закона парламент обладает иными
полномочиями, которые осуществляются в соответствии с особыми процеду-
рами. При выборах и назначениях органов государства и должностных лиц
право предложить кандидатуру (кандидатуры) имеют только органы или долж-
ностные лица, указанные в конституции. При выборах и назначениях их ре-
зультаты определяются простым большинством голосов от списочного состава,
реже – от кворума присутствующих.
Конституции многих стран предусматривают право парламента делеги-
ровать законодательные полномочия исполнительной власти – правительству,
главе государства, иногда министрам. Обычно такое делегирование осуществ-
ляется по решению большинства парламента, но иногда установлены более
жесткие условия. Если это право предоставлено правительству, его акты
оформляются как декрет-законы президента или как особого рода акты монар-
ха. Существуют специальные формы парламентского контроля за выполнением
условий делегирования полномочий. В ряде стран акты, издаваемые на основе
делегирования парламентских полномочий, требуют затем обязательного одоб-
рения парламента, иначе они теряют силу. В отдельных случаях устанавливает-
ся срок для обсуждения и голосования по вопросу об утверждении актов, из-
данных на основе делегирования полномочий.
127
В странах тоталитарного социализма указы, издаваемые постоянно дей-
ствующими коллегиальным органами парламента (президиумами, государ-
ственными советами, постоянными комитетами) по вопросам, нуждающимся в
урегулирование законом (это делается на основе конституционных норм), под-
лежат обязательному утверждению высшим представительным органом на его
ближайшей сессии. Практически в этом не бывает отказов, поскольку указы из-
даются по инициативе правящей коммунистической партии.
Особые процедуры связаны с отрешением от должности президента в
не-
которых других должностных лиц, когда парламент выполняет квазисудебные
функции. Однако его решение распространяется только на смещение с должно-
сти, судить же отстраненных должностных лиц должен суд (Бразилия, США и
др.). Иногда парламент только возбуждает обвинение, а рассмотрение дела по
вопросу о преступлениях президента или министров осуществляет специально
создаваемый суд (Польша, Франция) или конституционный суд (Германия,
Италия).
Парламент принимает индивидуальные и коллективные петиции, прось-
бы, жалобы, заявления граждан и их объединений, касающиеся главным обра-
зом их прав. Петиции направляются на имя председателя парламента, но пере-
даются через своего депутата от округа. Они рассматриваются в специальной
комиссии (иногда в обычной постоянной комиссии в зависимости от их содер-
жания) или направляются соответствующему министру, который отвечает пе-
тиционеру (петиционерам). Постоянные комиссии докладывают о петициях на
пленарном заседании, некоторые петиции также могут быть рассмотрены на
пленарном заседании.
Особые процедуры предусмотрены при ратификации международных до-
говоров: изучение в соответствующей комиссии, часто с привлечением других
комиссий, дающих свои заключения по разным аспектам договора, сбор мне-
ний и заключений министерств и ведомств. После этого парламент может ра-
тифицировать договор сам или поручить это президенту – в зависимости от ха-
рактера договора.
При обсуждении проекта бюджета, конституции, некоторых важных за-
конов парламент организует широкое ознакомление общественности, местных
органов государства и самоуправления с проектом закона. Об особенностях
процедур, связанных с вопросами депутатов, интерпелляциями, парламентски-
ми слушаниями, говорилось выше.
128
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 9
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Дайте определение парламента.
2. Какое место занимает парламент в системе органов государственной
власти?
3. Каковы полномочия члена парламента?
4. В чем суть и значение делегированного законодательства? Каковы
формы контроля за делегированным законодательством?
5. Каковы основные этапы законодательного процесса?
6. Как разрешаются разногласия между палатами парламента?
129
10 Исполнительная власть: глава государства
и правительство в зарубежных странах
1. Конституционно-правовой статус главы государства.
2. Конституционно-правовой статус монарха.
3. Конституционно-правовой статус президента.
4. Правительство в системе органов государственной власти.
5. Состав и формирование правительства.
6. Полномочия правительства.
10.1 Конституционно-правовой статус главы государства
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Глава государства – это высшее должностное лицо государ-
ства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ
государственности народа.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями
рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т. е. зако-
нодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в
Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти
(США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в
какую-либо ветвь власти (Германия, Италия): «Исполнительная власть Союза
вверяется Президенту и осуществляется им либо непосредственно, либо через
должностных лиц, подчиненных ему согласно настоящей Конституции» (ч. 1
ст. 35 Конституции Индии), «Учреждается Парламент Союза, который состоит
из Президента и двух Палат…» (ст. 79 Конституции Индии); «Исполнительная
власть вверяется Президенту Соединенных Штатов Америки» (разд. 1 ст. II
Конституции США); «Федеральный президент не может входить в состав ни
правительства, ни законодательной корпорации Федерации или земли» (ст. 55
Основного закона Германии).
В большинстве стран мира глава государства является единоличным.
В первом случае это монарх или президент. Вместе с тем, в ряде стран функции
главы государства выполняет коллегиальный орган.
130
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии со ст. 89 Конституции Кубы Государственный Совет
«имеет коллегиальный характер и осуществляет верховное представительство
Кубинского государства внутри и вне страны». Статья 174 Конституции Швей-
царской Конфедерации содержит аналогичное положение: «Союзный Совет яв-
ляется верховной руководящей и исполнительной властью Союза». Свои реше-
ния Союзный Совет принимает коллегиально. Союзный президент председа-
тельствует, но не возглавляет данный орган и существенных полномочий не
имеет. В странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномо-
чия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их
генерал-губернатор – его представитель. Он утверждается монархом по реко-
мендации местного правительства.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые
общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сес-
сий, опубликование законов, право роспуска, иногда – право вето. Глава госу-
дарства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), об-
ладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать
судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифициро-
вать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатиче-
ских представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществ-
ление этих полномочий на практике зависит от формы правления и реального
положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни
полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для
осуществления других требуется согласие или утверждение парламента.
10.2 Конституционно-правовой статус монарха
Монарх – глава государства наследственный и пожизненный. Как прави-
ло, монарх одновременно является и главой исполнительной власти. На деле,
вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально
полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользует-
ся в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы гос-
ударства он совершает обычно по указанию правительства.