Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8500

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

136 

6. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По конституции 

президент  является  главнокомандующим  со  всеми  вытекающими  отсюда  по-
следствиями.  Он  назначает  высший  командный  состав  армии,  присваивает 
высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обыч-
но создается совещательный орган – совет безопасности. 

7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных 

служащих определенных рангов

8. Полномочия  в  сфере  правового  статуса  личности.  Президент  вправе 

принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из граж-
данства, смягчать наказания, предоставлять помилование; он награждает орде-
нами, медалями, присваивает почетные звания и т. д. 

Конституции содержат не только нормы о полномочиях президента, но и 

определенные  запреты.  Президенту  запрещается  любое  совмещение  должно-
стей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компа-
ний, приобретение государственного имущества; иногда не разрешается полу-
чать  вознаграждение  также  за  научную,  художественную  или  литературную 
деятельность, если он  занимается ею. В некоторых  странах президенты на пе-
риод избрания прекращают членство в политической партии. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В отличие  от  монарха  президент  несет  ответственность  за 

свои  действия.  Он  отвечает  за  государственную  измену,  взяточни-
чество, совершение иных тяжких преступлений. Формы, процедуры 
и  условия  этой  ответственности  особые:  уголовное  наказание  воз-
можно  только  после  отрешения  президента  от  должности  (обычно 
путем импичмента). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Достаточно сложная процедура импичмента предусмотрена Конституци-

ей  Республики  Казахстан:  «Президент  Республики  несет  ответственность  за 
действия,  совершенные  при  исполнении  своих  обязанностей,  только  в  случае 
государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламен-
том. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть при-
нято  большинством  от  общего  числа  депутатов  Мажилиса  по  инициативе  не 
менее  чем  одной  трети  его  депутатов.  Расследование  обвинения  организуется 
Сенатом,  и  его  результаты  большинством  голосов  от  общего  числа  депутатов 
Сената передаются на рассмотрение совместного заседания палат Парламента. 
Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном засе-


background image

137 

дании  палат  Парламента  большинством  не  менее  трех  четвертей  от  общего 
числа голосов депутатов каждой из палат при наличии заключения Верховного 
суда  об обоснованности обвинения и  заключения  Конституционного  Совета о 
соблюдении установленных конституционных процедур. 

Непринятие  окончательного  решения  в  течение  двух  месяцев  с  момента 

предъявления обвинения  влечет  за  собой  признание  обвинения против  Прези-
дента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республи-
ки в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой 
досрочное  прекращение  полномочий  депутатов  Мажилиса,  инициировавших 
рассмотрение данного вопроса» (ч. 2 ст. 47). 

10.4 Правительство в системе органов государственной власти 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правительство  –  это  коллегиальный  орган  исполнительной 

власти,  обладающий  общей  компетенцией,  осуществляющий  руко-

водство государственным управлением. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правительство  возглавляет  административную,  т. е.  исполнительно-

распорядительную,  деятельность  в  стране,  под  его  руководством  находятся 
государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностран-
ные дела. Следует отметить, что правительства как коллегиального органа (т. е. 
органа,  принимающего  решения  путем  голосования)  в  некоторых  странах  не 
существует. Например, в президентских республиках, абсолютных и некоторых 
дуалистических  монархиях  решения  в  руководстве  повседневным  государ-
ственным  управлением  принимаются  главой  государства  единолично,  т. е.  без 
голосования  министров,  которые  выполняют  при  нем  лишь  совещательные 
функции. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Официальное  наименование  правительства  в  разных  странах неодинако-

во: Федеральное правительство – в Германии (ст. 62 Основного закона Герма-
нии) и Австрии (ч. 1 ст. 69 Конституции Австрии), Государственный совет – в 
Китае  (ст. 85  Конституции  КНР),  Федеральный  совет  –  в  Швейцарии  (ст. 174 
Конституции  Швейцарии),  Совет  министров  –  в  Италии  (ст. 92  Конституции 
Италии), Кабинет – в Японии (ст. 65 Конституции Японии). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

138 

Положение правительства в системе органов государственной власти ха-

рактеризуется  его  функциями.  Правительство  осуществляет  государственную 
власть  наряду  с  другими  государственными  органами:  законодательными,  су-
дебными  и  контрольно-надзорными.  От  других  государственных  органов  пра-
вительство  отличается  предметом  и  сферой  деятельности.  Оно  не  занимается 
принятием  законов,  как  законодательные  органы,  не  разрешает  споры,  имею-
щие юридическое значение, как судебные органы, а осуществляет текущее по-
вседневное управление всеми вопросами государственной власти. 

В отличие  от  законодательных  и  судебных органов  правительство имеет 

свою  территориальную  систему  подчиненных  ему  органов  исполнительной 
власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать 
принимаемые решения. При этом деятельность правительства носит распоряди-
тельный характер, т. е. осуществляется в форме руководства целым комплексом 
органов  и  учреждений  специальной  компетенции,  занимающихся  вопросами 
управления отдельными отраслями экономики и иными сферами общественной 
жизни. Вместе с тем деятельность правительства является подзаконной. Поэто-
му одной из важнейших функций правительства следует считать организацию 
исполнения  принятых  парламентом  законов  в  процессе  осуществления  госу-
дарственного  управления.  Таким  образом,  правительство  характеризуется  как 
исполнительно-распорядительный орган государственной власти общей компе-
тенции. 

10.5 Состав и формирование правительства 

Состав  правительства  в  разных  странах  различен.  В его  состав  входит 

возглавляющий правительство премьер-министр, который может иметь другие 
официальные  названия  (например,  канцлер  в  Германии).  Под  руководством 
премьера работают заместители премьер-министра (вице-премьеры), министры, 
заместители министров, министры без портфеля

1

Министры  имеют  иммунитет,  равный  иногда  иммунитету  членов  парла-

мента.  Они не  должны  совмещать должность  министра  с другими  должностя-
ми, должны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать 
в сделках с государственным имуществом. 

                                           

1

Министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами и выпол-

няют  отдельные  поручения  премьер-министра,  координируют  работу  группы  министерств; 
на заседаниях правительства имеют право решающего голоса. 


background image

139 

Нередко  в  составе правительства создаются более  специальные структу-

ры которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия 
правительства. Существуют четыре формы таких органов: 

1) в некоторых странах с влиянием англосаксонского права (в самой Ве-

ликобритании,  в  Индии  и  др.)  различаются  правительство  и  кабинет.  Прави-
тельство включает всех министров, младших министров, которые по термино-
логии  других  стран  являются  лишь  заместителями  ведущих  министров,  иных 
лиц и вследствие этого имеет очень широкий состав. Однако правительство ни-
когда  не  собирается  в  полном  составе  как  особый  орган.  Заседает  и  правит 
страной кабинет, как правило, включающий около 20 или немногим более ми-
нистров,  которые  отбираются  премьер-министром  и  приглашаются  им  в  свою 
резиденцию на заседания обычно раз в неделю; 

2)  в  некоторых  странах  континентального  права  (Франция,  франкоязыч-

ные страны Африки и др.) различают совет министров и совет кабинета. Засе-
дания совета министров – это официальные заседания правительства, проходя-
щие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные 
решения:  «Президент  Республики  председательствует  в  Совете  министров» 
(ст. 9 Конституции Франции). Заседания совета кабинета проходят под предсе-
дательством  премьер-министра,  обычно  каждый  раз  по  особому  поручению 
президента; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы; 

3) в странах тоталитарного социализма нередко внутри правительства со-

здается особый орган – президиум или бюро правительства. В его состав входят 
премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум (бюро) при-
нимает  решения  по  многим  важным  вопросам,  относящимся  к  компетенции 
правительства; 

4)  в  некоторых  случаях  в  составе  правительства  создаются  межведом-

ственные  комитеты  или  комиссии,  объединяющие  группы  родственных  мини-
стерств. Им также делегируются полномочия по решению отдельных вопросов 
компетенции правительства

1

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

С точки  зрения  своего  политического  состава  правительство 

бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

                                           

1

Чиркин  В.  Е.  Конституционное  право  зарубежных  стран  :  учебник  /  В.  Е.  Чиркин.  –  М.  : 

НОРМА : ИНФРА-М, 2012. – С. 313–314.

 


background image

140 

Однопартийное  правительство  в  демократическом  государстве  бывает 

при парламентарной или смешанной форме правления в том случае, когда одна 
из политических партий получила в результате выборов абсолютное или близ-
кое  к  нему  большинство  мест  в  парламенте  или  его  нижней  палате. 
В президентских  республиках,  где  имеется  правительство,  президент  обычно 
формирует его из представителей своей партии, хотя иногда в тех или иных по-
литических целях включает в него отдельных выходцев из других партий. При 
тоталитарных политических режимах правительство обычно полностью состо-
ит из членов руководящей коммунистической партии. 

Коалиционное  правительство  обычно  бывает  при  парламентарной  или 

смешанной  форме  правления,  когда  ни  одной  из  партий  в  итоге  выборов  не 
удалось получить в парламенте (его нижней палате) такого большинства, кото-
рое  бы  позволило  сформировать  правительство  однопартийное.  Другими  сло-
вами, коалиционное правительство – это результат соглашения между партия-
ми  об  общей  правительственной  программе.  Правительственные  партии, 
образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в 
состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции 
не состоящие, но ее поддерживающие. Коалиционные правительства создаются 
обычно в Германии, Италии. В кризисные моменты (например, в случае войны) 
возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, со-
здание  правительства  национального  единства,  что  знаменует  объединение 
усилий всего общества на преодоление общей опасности. 

Наконец, беспартийное правительство образуется в случае, если парти-

ям  в  парламенте  не  удалось  договориться  о  создании  коалиции,  а  распускать 
парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называ-
ется  служебным,  деловым  или  чиновничьим.  Оно  включает  специалистов,  ко-
торые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлеж-
ность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования 
такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока 
не удастся сформировать правительство на партийной основе. Бывает, что слу-
жебное правительство создается для того, чтобы вывести страну из кризисного 
состояния; враждующие партии соглашаются терпеть его на это время. 

Способ образования правительства зависит от формы правления. В абсо-

лютных монархиях глава  государства  назначает  членов правительства  обычно 
из своих ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Ара-
вия и др.).