Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8500
Скачиваний: 25
136
6. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По конституции
президент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда по-
следствиями. Он назначает высший командный состав армии, присваивает
высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обыч-
но создается совещательный орган – совет безопасности.
7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных
служащих определенных рангов.
8. Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент вправе
принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из граж-
данства, смягчать наказания, предоставлять помилование; он награждает орде-
нами, медалями, присваивает почетные звания и т. д.
Конституции содержат не только нормы о полномочиях президента, но и
определенные запреты. Президенту запрещается любое совмещение должно-
стей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компа-
ний, приобретение государственного имущества; иногда не разрешается полу-
чать вознаграждение также за научную, художественную или литературную
деятельность, если он занимается ею. В некоторых странах президенты на пе-
риод избрания прекращают членство в политической партии.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В отличие от монарха президент несет ответственность за
свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточни-
чество, совершение иных тяжких преступлений. Формы, процедуры
и условия этой ответственности особые: уголовное наказание воз-
можно только после отрешения президента от должности (обычно
путем импичмента).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Достаточно сложная процедура импичмента предусмотрена Конституци-
ей Республики Казахстан: «Президент Республики несет ответственность за
действия, совершенные при исполнении своих обязанностей, только в случае
государственной измены и может быть за это отрешен от должности Парламен-
том. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании может быть при-
нято большинством от общего числа депутатов Мажилиса по инициативе не
менее чем одной трети его депутатов. Расследование обвинения организуется
Сенатом, и его результаты большинством голосов от общего числа депутатов
Сената передаются на рассмотрение совместного заседания палат Парламента.
Окончательное решение по данному вопросу принимается на совместном засе-
137
дании палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего
числа голосов депутатов каждой из палат при наличии заключения Верховного
суда об обоснованности обвинения и заключения Конституционного Совета о
соблюдении установленных конституционных процедур.
Непринятие окончательного решения в течение двух месяцев с момента
предъявления обвинения влечет за собой признание обвинения против Прези-
дента Республики отклоненным. Отклонение обвинения Президента Республи-
ки в совершении государственной измены на любой его стадии влечет за собой
досрочное прекращение полномочий депутатов Мажилиса, инициировавших
рассмотрение данного вопроса» (ч. 2 ст. 47).
10.4 Правительство в системе органов государственной власти
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Правительство – это коллегиальный орган исполнительной
власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руко-
водство государственным управлением.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Правительство возглавляет административную, т. е. исполнительно-
распорядительную, деятельность в стране, под его руководством находятся
государственный аппарат, вооруженные силы, финансы государства, иностран-
ные дела. Следует отметить, что правительства как коллегиального органа (т. е.
органа, принимающего решения путем голосования) в некоторых странах не
существует. Например, в президентских республиках, абсолютных и некоторых
дуалистических монархиях решения в руководстве повседневным государ-
ственным управлением принимаются главой государства единолично, т. е. без
голосования министров, которые выполняют при нем лишь совещательные
функции.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Официальное наименование правительства в разных странах неодинако-
во: Федеральное правительство – в Германии (ст. 62 Основного закона Герма-
нии) и Австрии (ч. 1 ст. 69 Конституции Австрии), Государственный совет – в
Китае (ст. 85 Конституции КНР), Федеральный совет – в Швейцарии (ст. 174
Конституции Швейцарии), Совет министров – в Италии (ст. 92 Конституции
Италии), Кабинет – в Японии (ст. 65 Конституции Японии).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
138
Положение правительства в системе органов государственной власти ха-
рактеризуется его функциями. Правительство осуществляет государственную
власть наряду с другими государственными органами: законодательными, су-
дебными и контрольно-надзорными. От других государственных органов пра-
вительство отличается предметом и сферой деятельности. Оно не занимается
принятием законов, как законодательные органы, не разрешает споры, имею-
щие юридическое значение, как судебные органы, а осуществляет текущее по-
вседневное управление всеми вопросами государственной власти.
В отличие от законодательных и судебных органов правительство имеет
свою территориальную систему подчиненных ему органов исполнительной
власти, что позволяет осуществлять управленческие функции и реализовывать
принимаемые решения. При этом деятельность правительства носит распоряди-
тельный характер, т. е. осуществляется в форме руководства целым комплексом
органов и учреждений специальной компетенции, занимающихся вопросами
управления отдельными отраслями экономики и иными сферами общественной
жизни. Вместе с тем деятельность правительства является подзаконной. Поэто-
му одной из важнейших функций правительства следует считать организацию
исполнения принятых парламентом законов в процессе осуществления госу-
дарственного управления. Таким образом, правительство характеризуется как
исполнительно-распорядительный орган государственной власти общей компе-
тенции.
10.5 Состав и формирование правительства
Состав правительства в разных странах различен. В его состав входит
возглавляющий правительство премьер-министр, который может иметь другие
официальные названия (например, канцлер в Германии). Под руководством
премьера работают заместители премьер-министра (вице-премьеры), министры,
заместители министров, министры без портфеля
1
.
Министры имеют иммунитет, равный иногда иммунитету членов парла-
мента. Они не должны совмещать должность министра с другими должностя-
ми, должны приостанавливать профессиональную деятельность, не участвовать
в сделках с государственным имуществом.
1
Министры без портфеля – лица, которые не руководят какими-либо ведомствами и выпол-
няют отдельные поручения премьер-министра, координируют работу группы министерств;
на заседаниях правительства имеют право решающего голоса.
139
Нередко в составе правительства создаются более специальные структу-
ры которые могут выполнять некоторые (порой довольно важные) полномочия
правительства. Существуют четыре формы таких органов:
1) в некоторых странах с влиянием англосаксонского права (в самой Ве-
ликобритании, в Индии и др.) различаются правительство и кабинет. Прави-
тельство включает всех министров, младших министров, которые по термино-
логии других стран являются лишь заместителями ведущих министров, иных
лиц и вследствие этого имеет очень широкий состав. Однако правительство ни-
когда не собирается в полном составе как особый орган. Заседает и правит
страной кабинет, как правило, включающий около 20 или немногим более ми-
нистров, которые отбираются премьер-министром и приглашаются им в свою
резиденцию на заседания обычно раз в неделю;
2) в некоторых странах континентального права (Франция, франкоязыч-
ные страны Африки и др.) различают совет министров и совет кабинета. Засе-
дания совета министров – это официальные заседания правительства, проходя-
щие под председательством президента; на них принимаются наиболее важные
решения: «Президент Республики председательствует в Совете министров»
(ст. 9 Конституции Франции). Заседания совета кабинета проходят под предсе-
дательством премьер-министра, обычно каждый раз по особому поручению
президента; на них рассматриваются главным образом оперативные вопросы;
3) в странах тоталитарного социализма нередко внутри правительства со-
здается особый орган – президиум или бюро правительства. В его состав входят
премьер, его заместители, иногда некоторые министры. Президиум (бюро) при-
нимает решения по многим важным вопросам, относящимся к компетенции
правительства;
4) в некоторых случаях в составе правительства создаются межведом-
ственные комитеты или комиссии, объединяющие группы родственных мини-
стерств. Им также делегируются полномочия по решению отдельных вопросов
компетенции правительства
1
.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
С точки зрения своего политического состава правительство
бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1
Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. – М. :
НОРМА : ИНФРА-М, 2012. – С. 313–314.
140
Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает
при парламентарной или смешанной форме правления в том случае, когда одна
из политических партий получила в результате выборов абсолютное или близ-
кое к нему большинство мест в парламенте или его нижней палате.
В президентских республиках, где имеется правительство, президент обычно
формирует его из представителей своей партии, хотя иногда в тех или иных по-
литических целях включает в него отдельных выходцев из других партий. При
тоталитарных политических режимах правительство обычно полностью состо-
ит из членов руководящей коммунистической партии.
Коалиционное правительство обычно бывает при парламентарной или
смешанной форме правления, когда ни одной из партий в итоге выборов не
удалось получить в парламенте (его нижней палате) такого большинства, кото-
рое бы позволило сформировать правительство однопартийное. Другими сло-
вами, коалиционное правительство – это результат соглашения между партия-
ми об общей правительственной программе. Правительственные партии,
образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в
состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции
не состоящие, но ее поддерживающие. Коалиционные правительства создаются
обычно в Германии, Италии. В кризисные моменты (например, в случае войны)
возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, со-
здание правительства национального единства, что знаменует объединение
усилий всего общества на преодоление общей опасности.
Наконец, беспартийное правительство образуется в случае, если парти-
ям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать
парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называ-
ется служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, ко-
торые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлеж-
ность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования
такого правительства часто невелика, оно ведет текущие дела до тех пор, пока
не удастся сформировать правительство на партийной основе. Бывает, что слу-
жебное правительство создается для того, чтобы вывести страну из кризисного
состояния; враждующие партии соглашаются терпеть его на это время.
Способ образования правительства зависит от формы правления. В абсо-
лютных монархиях глава государства назначает членов правительства обычно
из своих ближайших родственников (Бахрейн, Катар, Кувейт, Саудовская Ара-
вия и др.).