Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8501

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Власть  монарха  наследственна,  она  переходит  от  одного 

представителя царствующего дома (династии) к другому в установ-
ленном  законом  порядке.  Порядок  престолонаследия  устанавлива-
ется либо конституциями, либо конституционными законами, кото-
рые в значительной степени дополняются обычаями. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Выделяют несколько систем престолонаследия: 

•  салическая система сводится к тому, что наследование престола осу-

ществляется только по мужской линии. Женщины из круга престоло-
наследников  исключаются  полностью  (Япония,  мусульманские  стра-
ны); 

•  кастильская  система  не  исключает  женщин  из  очереди  престолона-

следия, но отдает предпочтение мужчинам – младший брат исключает 
старшую сестру (Великобритания); 

•  австрийская система (в настоящее время не используется) не исклю-

чает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во 
всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол 
лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех муж-
ских линий; 

•  скандинавская система, при которой женщины наследуют престол на 

равных правах с мужчинами (Швеция, Норвегия); 

•  мусульманская система, которая используется в арабских монархиях. 

Вопрос о  престолонаследии  в  каждом  конкретном случае  решает  ко-
ролевская семья, которая вправе отдать престол не обязательно стар-
шему сыну выбывшего короля (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия). 

Если  престол  наследует  несовершеннолетнее  лицо,  то  оно  провозглаша-

ется  монархом,  но  функции  главы  государства  выполняет  регент  или  регент-
ский совет. 

Правовое  положение  монарха  отличается  некоторыми  особенностями. 

Власть  монарха  юридически  считается  непроизводной  от  какой-либо  другой 
власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует по собственному 
праву  и  считается  источником  всей  государственной  власти.  «В его  руках  ви-
димым  образом  сосредоточиваются  все  различные  элементы  государственной 
власти. Он имеет право участвовать в распоряжении всеми проявлениями госу-
дарственной власти. В этом смысле можно сказать, что в монархии ни один акт 


background image

132 

государственной власти не совершается помимо или против воли монарха. Не 
всегда власть монарха безгранична. В конституционной монархии он разделяет 
свою власть с народным собранием. Но будет ли монарх абсолютным или огра-
ниченным властителем, он все-таки имеет право участвовать так или иначе во 
всех проявлениях государственной власти, что и придает ему значение видимо-
го главы и сосредоточения всей государственной деятельности»

1

Данная характеристика в целом применима и для современных монархий. 

«Ограничения  и даже  нуллификация реальных  властных полномочий монарха 
отнюдь  не означает,  что  этот институт  становится безразличным  для  действу-
ющей  политической  системы»

2

.  Об  этом  еще  в  середине  XIX в.  писал  Ф.  Эн-

гельс: «Власть короны на практике сводится к нулю, и если бы известный все-
му свету факт еще требовал доказательств, достаточно было бы сослаться на то, 
что  вот  уже  более  ста  лет,  как  прекратилась  всякая  борьба  против  короны… 
Тем не менее… английская конституция не может существовать без монархии. 
Уберите корону – «субъективную верхушку» – и все искусственное сооружение 
рухнет. Английская конституция представляет собой перевернутую пирамиду, 
вершина  которой  является одновременно  основанием.  И чем  менее  значитель-
ным  делался  монархический  элемент  в  действительности,  тем  большее  значе-
ние приобретал он в глазах англичанина. Нигде, как известно, особа, которая не 
управляет, не пользуется большим поклонением, чем в Англии»

3

Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к адми-

нистративной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен 
гражданский иск: «Король не несет ответственности. Его особа неприкосновен-
на» (§13 Конституции Дании); «Князь является главой государства… Личность 
его  священна  и  неприкосновенна»  (ст. 7  Конституции  Лихтенштейна).  Чтобы 
воспрепятствовать  монарху  под  защитой  своей  неприкосновенности  нарушать 
законы, конституции  имеют  положения  о  том,  что решения  монарха  приобре-
тают силу лишь после контрассигнации премьер-министра. Контрассигнация – 
подпись  должностного  лица,  означающая,  что  он  берет  на  себя  юридическую 
ответственность за все последствия. 

                                           

1

Коркунов  Н.  М.  Русское  государственное  право  /  Н.  М.  Коркунов.  –  СПб.,  1893.  –  Т. 1.  – 

С. 380. 

2

Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран : учебник / А. А. Мишин. – М. : Бе-

лые альвы, 1998. – С. 180. 

3

Энгельс  Ф.  Положение  Англии.  Английская  конституция  /  Ф.  Энгельс  //  Маркс  К.,  Эн-

гельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1955. – Т. 1. – С. 621–622. 


background image

133 

Монарх обладает государственными регалиями (трон, корона и др.), име-

ет свой двор – лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, но оплачивае-
мых  из  государственного  бюджета.  Для  этого  парламент  ежегодно  выделяет 
денежные средства – цивильный лист. Часто монарх наделяется правом вето по 
отношению к законам. По традиции или в соответствии с конституцией на мо-
нарха  возлагаются  некоторые  обязанности.  Он  рассматривается  как  арбитр  в 
обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требу-
ют  от  монарха  определенной  религиозной  принадлежности:  «Король  должен 
быть членом евангелической лютеранской церкви» (п. 6 ч. II Конституции Да-
нии). 

10.3 Конституционно-правовой статус президента 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В странах с республиканской формой правления главой госу-

дарства является президент, который как высшее должностное лицо 
республики  всегда  избирается,  за  исключением  тех  случаев,  когда 
этот пост занимается в результате государственного переворота. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Президент  может  занимать  различное  положение  в  системе  государ-

ственной  власти:  быть  только  главой  государства  (Германия),  одновременно 
главой  государства  и  исполнительной  власти  (Бразилия,  США),  главой  госу-
дарства  и  фактическим  руководителем  правительства  при  наличии  особой 
должности  административного  премьер-министра  (Франция).  Президент  изби-
рается на определенный срок (как правило 4–6 лет). Для избрания на должность 
президента  обычно  выдвигаются  следующие  условия:  гражданство  данного 
государства,  наличие  полных  гражданских  и  политических  прав,  достижение 
определенного возраста (США – 35 лет, Италия – 50 лет). Иногда устанавлива-
ется и предельный возраст. Многие конституции устанавливают для кандидата 
определенный  срок  проживания  в  данной  стране  (Болгария  –  5 лет,  Грузия  – 
15 лет). 

В ряде  случаев  требуется,  чтобы  кандидат  был  не  натурализованным 

гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан. 

Существуют различные способы избрания президента: 

•  голосование в парламенте. Президент, избранный парламентом, полу-

чает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от пред-


background image

134 

ставительного органа и не может противопоставлять себя ему (Чехия, 
Словакия, Венгрия, Турция); 

•  голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а по-

следние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандида-
тов, выдвинутых партиями (Аргентина, США); 

•  избрание  президента  специальной  избирательной  коллегией  (Герма-

ния, Италия); 

•  избрание  непосредственно  избирателями  (Франция,  страны  СНГ, 

Мексика). 

Вступление  в  должность  (инаугурация)  сопровождается  принесением 

присяги,  текст  которой  зафиксирован  в  конституции:  «Президент  Республики 
Казахстан вступает в должность с момента принесения народу следующей при-
сяги: «Торжественно клянусь верно служить народу Казахстана, строго следо-
вать Конституции и законам Республики Казахстан, гарантировать права и сво-
боды  граждан,  добросовестно  выполнять  возложенные  на  меня  высокие 
обязанности  Президента  Республики  Казахстан»  (ч. 1  ст. 42  Конституции  Ка-
захстана). 

В современных  конституциях  устанавливается,  что  президент  является 

гарантом конституции, прав и свобод граждан. Он принимает меры по охране 
государства. 

Как глава государства президент обладает следующими полномочиями
1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри стра-

ны.  В этом  качестве  он  назначает  дипломатических  представителей,  при  нем 
аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъ-
екты федерации некоторых федеративных государств (например, губернаторов 
штатов  в  Индии).  Как  должностное  лицо, обязанное  сохранять  единство  госу-
дарства, он выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между 
федерацией  и  ее  субъектами,  между  субъектами  федерации,  между  палатами 
парламента и т. д. Президент обеспечивает согласование функций и взаимодей-
ствие органов государственной власти. 

2. Полномочия  в  отношении  парламента  и  осуществления  им  за-

конодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент (в слу-
чае истечения срока его деятельности или досрочного роспуска), созывает пар-
ламент на сессии, может досрочно распустить парламент с назначением новых 
выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом вето, публи-
кует  их.  Президент  всегда  имеет  право  только  отлагательного  вето,  которое 


background image

135 

может  быть  преодолено  повторным  принятием  закона  парламентом  (в  боль-
шинстве  стран  для  этого  необходимо  квалифицированное  большинство  голо-
сов, иногда достаточно абсолютного большинства голосов однопалатного пар-
ламента  или  каждой  из  его  палат).  Он,  как  правило,  обладает  правом 
законодательной  инициативы,  во  многих  странах  может  обращаться  к  парла-
менту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и 
обычно не подлежат обсуждению. В них говорится о целях деятельности госу-
дарственных  органов  на  предстоящий  год,  о  необходимом  законодательстве 
(ежегодные послания), о срочных мерах, которые необходимо принять по важ-
нейшим вопросам государственной жизни. 

3. Полномочия  по  формированию  других  высших  органов  государства. 

Президент назначает правительство самостоятельно или по предложению лиде-
ра партии большинства (коалиции партий) в парламенте. В некоторых странах 
он  назначает премьер-министра (Казахстан)  или  министров  (США) с  согласия 
парламента.  Президент  назначает  многих  высших,  а  иногда  и  не  только  выс-
ших, должностных лиц, например судей. 

4. В сфере нормотворческой деятельности президент издает норматив-

ные акты (указы, декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполни-

тельной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до 
принятия закона по данному вопросу, и с принятием соответствующего закона 
они утрачивают силу. Такие акты издаются также в качестве временных мер, на 
основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом слу-
чае они подлежат контролю последнего. Они могут издаваться и на основе ре-
гламентарной власти. В парламентарной республике акты президента нуждают-
ся  в  контрассигнатуре.  По  общему  правилу,  акты  президента  носят 
подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль (это 
зависит от влияния президента, от его личных качеств): «В случае, предусмот-
ренном подпунктом 4 статьи 53 Конституции, Президент Республики издает за-
коны,  а  в  случае,  предусмотренном  пунктом 2  статьи 61  Конституции  указы, 
имеющие силу законов Республики» (ч. 2 ст. 45 Конституции Казахстана). 

5. Полномочия  по  урегулированию  чрезвычайных  ситуаций.  Президент 

вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с 
принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламен-
та),  вводить  президентское  правление  в  субъектах  федерации,  осуществлять 
федеральную интервенцию (вмешательство).