Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8497

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

141 

Выбор  министров  свободен  для  главы  государства  и  в  дуалистических 

монархиях,  хотя  монарх  иногда  учитывает  ситуацию  в  парламенте.  В  прези-
дентской  республике  глава  государства  также  формирует  правительство  по 
своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Колумбия, 
Мексика  и  др.),  хотя  в  некоторых  таких  республиках  в  формировании  прави-
тельства участвует парламент: «…он (Президент. – А. К.) по совету и с согласия 
сената назначает… всех других должностных лиц Соединенных Штатов, назна-
чение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должно-
сти которых устанавливаются законом» (разд. 2 ст. II Конституции США). 

В парламентарных  монархиях  и  парламентарных  республиках  применя-

ется парламентский способ формирования правительства, основанный на выбо-
рах в парламент. После каждых выборов (и в случае если парламент был рас-
пущен  досрочно)  правительство  формируется  заново.  Правительство  при 
данном способе формирования считается созданным, если оно получит доверие 
парламента, но юридически оно создается актом главы государства: «1. После 
каждого  обновления  состава  Конгресса  депутатов  и  в  предусмотренных  Кон-
ституцией  случаях  Король  после  предварительных  консультаций  с  представи-
телями  политических  групп,  представленных  в  Парламенте,  предлагает  через 
председателя  Конгресса  кандидатуру  на  пост  председателя  Правительства. 
2. Кандидат на должность председателя Правительства, предложенный в соот-
ветствии с положением, предусмотренным в предыдущем пункте, представляет 
перед  Конгрессом  депутатов  политическую  программу  Правительства  в  пред-
лагаемом составе и запрашивает вотум доверия Палаты. 3. Если Конгресс депу-
татов абсолютным большинством голосов его членов выражает вотум доверия 
предложенному кандидату, Король назначает его на пост председателя Прави-
тельства» (ст. 99 Конституции Испании). 

Также  учитывается  при  формировании  правительства  партийный  состав 

парламента в полупрезидентских республиках, поскольку  для назначения пре-
мьер-министра  обычно  требуется  согласие  парламента  (нижней  палаты).  Это 
частично  парламентский  способ  формирования  правительства,  поскольку  для 
назначения других министров, кроме премьера, согласия парламента не требу-
ется:  «на  основании  распределения  депутатских  мест  в  Национальном  Собра-
нии и консультаций с депутатскими фракциями назначает Премьер-министром 
лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, 
лицо, пользующееся доверием у наибольшего числа депутатов. Президент Рес-
публики  назначает  Премьер-министра  в  десятидневный  срок  после  принятия 


background image

142 

отставки Правительства. Правительство формируется в двадцатидневный срок 
после  назначения  Премьер-министра.  Президент  Республики  по  предложению 
Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства» (ч. 4 ст. 55 
Конституции Армении). 

10.6 Полномочия правительства 

В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет 

полномочия,  принадлежащие  по  конституции  главе  государства,  хотя  иногда 
определяются  и  некоторые  особые  полномочия  правительства  –  обычно  по 
частным вопросам. 

Обычно  основные  законы  содержат  перечень  вопросов,  поручаемых  ве-

дению  правительства:  руководство  народным  хозяйством  и  социально-
культурным  строительством,  охрана  общественного  порядка  и  прав  граждан, 
общее  руководство  внешними  сношениями  и  строительством  вооруженных 
сил, разработка и осуществление планов экономического и социального разви-
тия страны, государственного бюджета и др. 

Правительство  издает  подзаконные  акты  –  нормативные  и  ненорматив-

ные  (указы,  ордонансы,  декреты,  распоряжения  и  др.).  Они  занимают  более 
низкое место по сравнению с актами главы государства. Вместе с тем в консти-
туции  могут  наделять  правительство  правом  делегированного  законотворче-
ства:  «Осуществление  законодательной  функции  может  быть  делегировано 
Правительству не иначе как с указанием руководящих принципов и критериев 
такой делегации и только на ограниченное время и по определенному кругу во-
просов» (ст. 76 Конституции Италии). 

Ответственность при исполнении служебных обязанностей для парламен-

та возможна за нарушение закона при исполнении служебных обязанностей, за 
уголовные  преступления  (государственную  измену  и  др.),  за  нарушение  слу-
жебных обязанностей. Ответственность может быть политической, уголовной, 
гражданской и дисциплинарной. 

Министерства  и  ведомства  являются  отраслевыми  органами  исполни-

тельной власти, имеющими специальную компетенцию в определенных сферах 
государственного  управления.  Управление  министерствами  и  ведомствами 
осуществляется  по  принципу  единоначалия.  Внутри  министерств  создаются 
дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые ми-
нистром начальники. Группы управлений и отделов курируют заместители ми-
нистра. 


background image

143 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 10 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Какова  роль  главы  государства  в  системе  органов  государственной 

власти? 

2.  Назовите функции главы государства. Как изменяется их состав и со-

держание в зависимости от формы правления? 

3.  Характерные черты и особенности статуса монарха. 
4.  В чем состоит особенность конституционного статуса президента? 
5.  Каково соотношение понятий «исполнительная власть» и «правитель-

ство»? 

6.  Какое место занимает правительство в системе органов государствен-

ной власти? 

7.  Какие способы формирования правительства Вам известны? 
 

 

 


background image

144 

11 Судебная власть в зарубежных странах 

1.  Понятие и принципы осуществления судебной власти.  
2.  Виды судебных органов.  
3.  Конституционный суд. 

11.1 Понятие и принципы осуществления судебной власти 

В системе  разделения  властей  судебная  власть  играет  особую  роль,  она 

является независимым арбитром для органов государственной власти и физиче-
ских лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем. 

Судебная власть в отличие от законодательной и исполнительной харак-

теризуется  децентрализацией:  она  осуществляется  комплексом  судов  от  низо-
вых до центральных. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется 
юстицией (от лат. justitia – справедливость). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Деятельность  суда  по  разрешению  правовых  конфликтов 

называется  юрисдикционной,  а  предметная  и  пространственная 
сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное 
разбирательство; судебный округ). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то 

есть  вынесение  подлинно  правовых  решений  по  разбираемым  конфликтам. 
Правосудие осуществляется судами в соответствии с нормами процессуального 
права,  гарантирующими  соблюдение  прав  человека  и  способствующими  уста-
новлению истины по каждому конкретному делу. 

Таким образом, социальная роль судебной власти в демократическом об-

ществе состоит в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в есте-
ственном, так и в позитивном понимании. «Великая цель правосудия состоит в 
замене  идеи  насилия  идеей  права,  в  установлении  правовой  преграды  между 
правительством и используемой им силой»

1

Конституции регламентируют статус судебной власти в отдельных главах 

или разделах, например раздел VI Конституции Испании «О судебной власти», 
Раздел VII Конституции Казахстана «Суды и правосудие». В них устанавлива-

                                           

1

Токвиль А. де. Демократия в Америке / А. де Токвиль. – М. : Прогресс, 1992. – С. 120. 


background image

145 

ются основы судебной системы, принципы организации и деятельности судов, 
основы статуса высших судебных органов: «Все судьи должны быть независи-
мыми при осуществлении своих правовых функций и подчиняться только этой 
Конституции и закону» (ч. 2 ст. 35 Конституции Ирландии). 

К числу общих конституционных принципов судебной власти относятся: 
1. Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и 

органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия: «Право-
судие  должно  осуществляться  в  созданных  законом  судах  судьями,  назначен-
ными в порядке, предусмотренном Конституцией и, за исключением особых и 
ограниченных  дел,  как  может  быть  установлено  законом,  обязано  осуществ-
ляться публично» (ч. 1 ст. 34 Конституции Ирландии). 

2. Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государ-

ственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему 
следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и лично-
го  убеждения:  «Судьи  независимы  и  подчиняются  только  закону»  (ч. 1  ст. 97 
Основного закона Германии). 

3. Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам 

отсутствия  закона  или  его  неясности.  Суд  обязан  принять  и  рассмотреть  иск: 
«Все могут в судебном порядке действовать для защиты своих прав и законных 
интересов. Защита является ненарушимым правом в любой момент и на любой 
стадии  процесса.  Соответствующими  институтами  обеспечивается  возмож-
ность  для  неимущих  предъявлять  иски  и  защищаться  в  любом  суде.  Закон 
определяет условия и способы исправления судебных ошибок» (ст. 24 Консти-
туции Италии). 

4. Коллективное  отправление  правосудия.  Мировой  судья  единолично 

может рассматривать лишь мелкие правонарушения: «Разбирательство в судах 
всех преступлений, за исключением случаев импичмента, производится судом 
присяжных» (абз. 3 разд. 2 ст. III Конституции США). 

5. Ведение  судебного  процесса  на  языке,  понимаемом  сторонами,  или  с 

обеспечением  им  переводчика  за  счет  государства:  «Каждому  гарантируется 
право на бесплатную помощь переводчика, если человек не говорит на языке, 
который официально используется в суде, и право на бесплатную помощь пе-
реводчика,  если  человек  слепой,  глухой  или немой»  (ст. 32  Конституции  Сер-
бии). 

6. Гласность,  т. е.  открытый,  публичный  суд.  Закрытые  заседания  про-

водятся,  если  в  процессе  затрагиваются  вопросы  государственной  тайны,  ин-