Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8497
Скачиваний: 25
141
Выбор министров свободен для главы государства и в дуалистических
монархиях, хотя монарх иногда учитывает ситуацию в парламенте. В прези-
дентской республике глава государства также формирует правительство по
своему усмотрению из известных деятелей своей партии (Бразилия, Колумбия,
Мексика и др.), хотя в некоторых таких республиках в формировании прави-
тельства участвует парламент: «…он (Президент. – А. К.) по совету и с согласия
сената назначает… всех других должностных лиц Соединенных Штатов, назна-
чение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должно-
сти которых устанавливаются законом» (разд. 2 ст. II Конституции США).
В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применя-
ется парламентский способ формирования правительства, основанный на выбо-
рах в парламент. После каждых выборов (и в случае если парламент был рас-
пущен досрочно) правительство формируется заново. Правительство при
данном способе формирования считается созданным, если оно получит доверие
парламента, но юридически оно создается актом главы государства: «1. После
каждого обновления состава Конгресса депутатов и в предусмотренных Кон-
ституцией случаях Король после предварительных консультаций с представи-
телями политических групп, представленных в Парламенте, предлагает через
председателя Конгресса кандидатуру на пост председателя Правительства.
2. Кандидат на должность председателя Правительства, предложенный в соот-
ветствии с положением, предусмотренным в предыдущем пункте, представляет
перед Конгрессом депутатов политическую программу Правительства в пред-
лагаемом составе и запрашивает вотум доверия Палаты. 3. Если Конгресс депу-
татов абсолютным большинством голосов его членов выражает вотум доверия
предложенному кандидату, Король назначает его на пост председателя Прави-
тельства» (ст. 99 Конституции Испании).
Также учитывается при формировании правительства партийный состав
парламента в полупрезидентских республиках, поскольку для назначения пре-
мьер-министра обычно требуется согласие парламента (нижней палаты). Это
частично парламентский способ формирования правительства, поскольку для
назначения других министров, кроме премьера, согласия парламента не требу-
ется: «на основании распределения депутатских мест в Национальном Собра-
нии и консультаций с депутатскими фракциями назначает Премьер-министром
лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно,
лицо, пользующееся доверием у наибольшего числа депутатов. Президент Рес-
публики назначает Премьер-министра в десятидневный срок после принятия
142
отставки Правительства. Правительство формируется в двадцатидневный срок
после назначения Премьер-министра. Президент Республики по предложению
Премьер-министра назначает и освобождает членов Правительства» (ч. 4 ст. 55
Конституции Армении).
10.6 Полномочия правительства
В парламентарных республиках и монархиях правительство осуществляет
полномочия, принадлежащие по конституции главе государства, хотя иногда
определяются и некоторые особые полномочия правительства – обычно по
частным вопросам.
Обычно основные законы содержат перечень вопросов, поручаемых ве-
дению правительства: руководство народным хозяйством и социально-
культурным строительством, охрана общественного порядка и прав граждан,
общее руководство внешними сношениями и строительством вооруженных
сил, разработка и осуществление планов экономического и социального разви-
тия страны, государственного бюджета и др.
Правительство издает подзаконные акты – нормативные и ненорматив-
ные (указы, ордонансы, декреты, распоряжения и др.). Они занимают более
низкое место по сравнению с актами главы государства. Вместе с тем в консти-
туции могут наделять правительство правом делегированного законотворче-
ства: «Осуществление законодательной функции может быть делегировано
Правительству не иначе как с указанием руководящих принципов и критериев
такой делегации и только на ограниченное время и по определенному кругу во-
просов» (ст. 76 Конституции Италии).
Ответственность при исполнении служебных обязанностей для парламен-
та возможна за нарушение закона при исполнении служебных обязанностей, за
уголовные преступления (государственную измену и др.), за нарушение слу-
жебных обязанностей. Ответственность может быть политической, уголовной,
гражданской и дисциплинарной.
Министерства и ведомства являются отраслевыми органами исполни-
тельной власти, имеющими специальную компетенцию в определенных сферах
государственного управления. Управление министерствами и ведомствами
осуществляется по принципу единоначалия. Внутри министерств создаются
дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые ми-
нистром начальники. Группы управлений и отделов курируют заместители ми-
нистра.
143
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 10
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Какова роль главы государства в системе органов государственной
власти?
2. Назовите функции главы государства. Как изменяется их состав и со-
держание в зависимости от формы правления?
3. Характерные черты и особенности статуса монарха.
4. В чем состоит особенность конституционного статуса президента?
5. Каково соотношение понятий «исполнительная власть» и «правитель-
ство»?
6. Какое место занимает правительство в системе органов государствен-
ной власти?
7. Какие способы формирования правительства Вам известны?
144
11 Судебная власть в зарубежных странах
1. Понятие и принципы осуществления судебной власти.
2. Виды судебных органов.
3. Конституционный суд.
11.1 Понятие и принципы осуществления судебной власти
В системе разделения властей судебная власть играет особую роль, она
является независимым арбитром для органов государственной власти и физиче-
ских лиц при разрешении различного рода социальных конфликтов и проблем.
Судебная власть в отличие от законодательной и исполнительной харак-
теризуется децентрализацией: она осуществляется комплексом судов от низо-
вых до центральных. Совокупность судов (а порой их деятельность) именуется
юстицией (от лат. justitia – справедливость).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Деятельность суда по разрешению правовых конфликтов
называется юрисдикционной, а предметная и пространственная
сфера такой деятельности – юрисдикцией (лат. jurisdictio – судебное
разбирательство; судебный округ).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Юрисдикционная деятельность судов представляет собой правосудие, то
есть вынесение подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам.
Правосудие осуществляется судами в соответствии с нормами процессуального
права, гарантирующими соблюдение прав человека и способствующими уста-
новлению истины по каждому конкретному делу.
Таким образом, социальная роль судебной власти в демократическом об-
ществе состоит в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в есте-
ственном, так и в позитивном понимании. «Великая цель правосудия состоит в
замене идеи насилия идеей права, в установлении правовой преграды между
правительством и используемой им силой»
1
.
Конституции регламентируют статус судебной власти в отдельных главах
или разделах, например раздел VI Конституции Испании «О судебной власти»,
Раздел VII Конституции Казахстана «Суды и правосудие». В них устанавлива-
1
Токвиль А. де. Демократия в Америке / А. де Токвиль. – М. : Прогресс, 1992. – С. 120.
145
ются основы судебной системы, принципы организации и деятельности судов,
основы статуса высших судебных органов: «Все судьи должны быть независи-
мыми при осуществлении своих правовых функций и подчиняться только этой
Конституции и закону» (ч. 2 ст. 35 Конституции Ирландии).
К числу общих конституционных принципов судебной власти относятся:
1. Осуществление правосудия только судом, другие должностные лица и
органы государства не вправе присваивать себе функции правосудия: «Право-
судие должно осуществляться в созданных законом судах судьями, назначен-
ными в порядке, предусмотренном Конституцией и, за исключением особых и
ограниченных дел, как может быть установлено законом, обязано осуществ-
ляться публично» (ч. 1 ст. 34 Конституции Ирландии).
2. Независимость судей и подчинение их только закону. Ни один государ-
ственный орган, должностное или иное лицо не вправе указывать суду, как ему
следует решить то или иное дело; судьи решают дело на основе закона и лично-
го убеждения: «Судьи независимы и подчиняются только закону» (ч. 1 ст. 97
Основного закона Германии).
3. Свобода доступа к суду. Нельзя отказывать в приеме дела по причинам
отсутствия закона или его неясности. Суд обязан принять и рассмотреть иск:
«Все могут в судебном порядке действовать для защиты своих прав и законных
интересов. Защита является ненарушимым правом в любой момент и на любой
стадии процесса. Соответствующими институтами обеспечивается возмож-
ность для неимущих предъявлять иски и защищаться в любом суде. Закон
определяет условия и способы исправления судебных ошибок» (ст. 24 Консти-
туции Италии).
4. Коллективное отправление правосудия. Мировой судья единолично
может рассматривать лишь мелкие правонарушения: «Разбирательство в судах
всех преступлений, за исключением случаев импичмента, производится судом
присяжных» (абз. 3 разд. 2 ст. III Конституции США).
5. Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с
обеспечением им переводчика за счет государства: «Каждому гарантируется
право на бесплатную помощь переводчика, если человек не говорит на языке,
который официально используется в суде, и право на бесплатную помощь пе-
реводчика, если человек слепой, глухой или немой» (ст. 32 Конституции Сер-
бии).
6. Гласность, т. е. открытый, публичный суд. Закрытые заседания про-
водятся, если в процессе затрагиваются вопросы государственной тайны, ин-