Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8495

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

146 

тимные отношения сторон: «Судебное разбирательство является открытым, за 
исключением  случаев,  предусмотренных  процессуальными  законами»  (ч. 1 
ст. 120 Конституции Испании). 

7. Возможность  обжалования  и  пересмотра  судебного  решения  путем 

апелляции (повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой ин-
станции),  кассации  (проверка  выполнения  закона  судом),  ревизии,  которая  со-
четает  черты  апелляции  и  кассации  (при  ревизии  можно  не  только  проверять 
законность  и  обоснованность  решения  нижестоящего  суда,  но  и  вернуть  дело 
на новое рассмотрение, как при кассации): «Каждый осужденный имеет право 
на повторное рассмотрение его дела вышестоящим судом в соответствии с за-
коном» (ст. 27 Конституции Кыргызской Республики). 

8. Ответственность  государства  за  судебную  ошибку:  «В соответствии 

с законом и под личную ответственность, возлагаемую на виновников, государ-
ство возмещает ущерб, причиненный судебной ошибкой или ненормальной де-
ятельностью судебного корпуса» (ст. 92 Конституции Андорры). 

11.2 Виды судебных органов 

Существует несколько видов судебных органов: 
1.  Органы  досудебного  разбирательства,  например  медиаторы,  конси-

лиаторы  (посредники,  примирители)  во  Франции,  Италии.  Они  обычно  назна-
чаются  органами  местного  самоуправления  из  числа  отставных  государствен-
ных  служащих,  знакомых  с  основами  права,  и  решают  мелкие  споры  между 
соседями, вопросы арендной платы и др. В странах тоталитарного социализма и 
некоторых  постсоциалистических  государствах  существуют  так  называемые 
товарищеские  суды,  которые  рассматривают  мелкие  споры,  правонарушения. 
При  несогласии  сторон  решения  этих  судов  приобретают  силу  только  после 
утверждения  судом  первой  инстанции.  Решение  товарищеского  суда  можно 
обжаловать в суд. 

2. Суды общей юрисдикции («общие суды»), рассматривающие уголовные 

дела, гражданские и трудовые споры и т. д. В некоторых постсоциалистических 
странах, где нет административных судов, они осуществляют также некоторые 
функции  административной  юстиции.  Система  общих  судов  включает  разные 
звенья  от  верховных  до  низовых  судов,  но  способы  их  построения  различны. 
Общие суды могут быть сгруппированы по четырем моделям: англосаксонской, 
романо-германской  (европейской  континентальной),  социалистической  и  му-
сульманской. 


background image

147 

В англосаксонской  модели  обычно  существует  единая  система  судов  во 

главе с верховным судом (правда, в США есть отдельная федеральная система 
и система судов штатов, но каждая из них возглавляется одним органом – вер-
ховным судом федерации или верховным судом штата). В англосаксонской мо-
дели  широко  используется  судебный  прецедент,  что  несколько  снижает  роль 
законодательства. Судья пассивен в судебном процессе, он лишь ведет заседа-
ние и в уголовных делах не решает вопроса о виновности, поскольку полномо-
чия судьи и присяжных разделены. 

В романо-германской модели обычно нет единой системы судов, она по-

лисистемна.  В разных  системах  судов,  которые  специализированы,  есть  свои 
высшие  органы.  Поэтому  лишь  взятые  в  целом,  они  представляют  собой  «об-
щие суды». Например, в Германии пять высших судов федерации, в Бразилии 
тоже  несколько  высших  федеральных  судов.  При  этой  системе  деятельность 
судов определяется широко развитым законодательством, судебный прецедент 
применяется крайне редко; наряду с апелляцией используется кассационный и 
ревизионный порядок обжалования, чего нет в англосаксонской модели; судья 
активен в процессе, он не только оценивает, но и сам собирает доказательства; 
«судьи из народа», «непрофессиональные судьи» (ассизы, шеффены) участвуют 
вместе с судьей в определении наказания. 

Для  социалистической  модели  характерны:  выборность  всех  судей  и 

народных заседателей; равенство прав судей и народных заседателей; совпаде-
ние  границ  административно-территориальных  единиц  и  судебных  округов 
(специальные судебные округа не создаются). Избранный местным советом суд 
действует на его же территории, в границах этой же территории действует и со-
ответствующий орган коммунистической (правящей) партии. 

Мусульманская  модель  имеет  персональный  характер:  мусульманскому 

суду  подлежат  только  единоверцы  или  лица,  согласившиеся  на  такой  суд; 
народных  заседателей,  ассизов,  присяжных  не  существует;  процесс  осуществ-
ляется  по  канонам шариата  со  специфическими  формами ответственности  и в 
гражданском,  и  в  уголовном  праве.  В некоторых  мусульманских  странах  про-
цедуры обжалования судебных решений не существует, можно лишь обращать-
ся к имаму – высшему духовному лицу, которым по совместительству обычно 
является  монарх,  но  в  некоторых  странах,  например  в  Нигерии,  существуют 
вышестоящие мусульманские суды. 

3. Специальные суды: военные (для военнослужащих), суды по делам ма-

лолетних, трудовые, по земельным и водным спорам, претензионные, коммер-


background image

148 

ческие (по торговым делам) и др. Судьи в этих судах иногда помимо юридиче-
ского имеют и другое образование (например, педагогическое в судах по делам 
малолетних), в судах по трудовым спорам судьями нередко являются профсо-
юзные  деятели.  Дела  в  таких  судах  рассматриваются  в  коллегии  профессио-
нальных судей, без заседателей, процесс ускорен, они обычно не имеют систе-
мы вышестоящих аналогичных судов, а нередко являются как бы отделениями 
при  общих  судах.  Однако  в  некоторых  странах  система  специальных  судов 
имеет иерархическую структуру (например, в Германии). 

4. Административные  суды  (специальные  суды  особого  рода),  рас-

сматривающие  споры  граждан  с  чиновниками  и  органами  государства  по  во-
просам управления в связи с нарушением прав граждан. Эти суды иногда обра-
зуются при министерствах, других органах управления, но обычно составляют 
целостную систему: во Франции, Швеции, других странах имеются верховные 
административные  суды  (во  Франции  –  Государственный  совет),  администра-
тивные суды крупных территориальных округов (в ряде случаев они совпадают 
с административно-территориальным делением страны, с границами областей, 
провинций), низовые административные суды. Система административных су-
дов создается и в некоторых постсоциалистических странах. В административ-
ные  суды  нельзя  жаловаться,  если  чиновником  не  нарушен  закон,  поскольку 
при  решении  конкретных  дел  чиновник  имеет  свободу  усмотрения  и  вправе 
действовать самостоятельно в пределах закона (дискреционные полномочия). 

5. Суды обычного права – племенные суды, в которых участвуют вожди, 

старейшины.  Они  рассматривают  споры  между  соседями,  споры  об  использо-
вании  земли,  лесов,  пастбищ,  некоторые  вопросы  семейного  права  на  основе 
обычаев племени. Уголовные дела такие суды рассматривать не могут. Их ре-
шения не признаются, если они противоречат законам. Решения племенных су-
дов можно обжаловать в суд общей юрисдикции. 

11.3 Конституционный суд 

Основные принципы организации конституционных судов регулируются 

конституциями и конкретизируются законами, как правило, конституционными 
или органическими. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Различаются  европейская  и  англосаксонская  модели  консти-

туционной  юстиции.  Европейская  модель  предполагает  наличие 
специальных органов конституционной юстиции (конституционный 


background image

149 

суд,  конституционный  совет).  Англосаксонская  модель  (хотя  она 
существует и в некоторых европейских странах, например в Норве-
гии,  Дании)  характеризуется  тем,  что  судебный  конституционный 
контроль осуществляется судами общей юрисдикции. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Специализированные  органы  конституционного  контроля  находятся  вне 

системы других судебных органов. Этим органам не предоставлено право пере-
сматривать решения верховных судов, являющихся последними инстанциями в 
разрешении конкретных дел, но в некоторых случаях органы конституционной 
юстиции могут только оценивать решения верховных судов с точки зрения со-
ответствия их конституции страны. 

В мировой  практике  существуют  два  вида  специализированных  органов 

конституционного  контроля.  Это  конституционные  суды  и  конституционные 
советы, которые считаются квазисудами. Различие между ними главным обра-
зом  процессуальное.  Конституционный  суд  –  орган,  обычно  ис-пользующий 
состязательную и гласную процедуру рассмотрения дел. Конституционный со-
вет  –  орган,  в  котором  такая  состязательность  почти  отсутствует  или  носит 
весьма условный характер. 

В большинстве  стран  конституционные  суды  (советы)  формируются 

высшими  государственными  органами,  представляющими  различные  ветви 
власти и действующими при этом либо самостоятельно, либо совместно. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Так, во Франции, согласно ч. 1 и 2 ст. 56 Конституции, трех членов Кон-

ституционного  совета  назначает  Президент  Республики,  трех  –  председатель 
Национального  собрания  и  трех  –  председатель  Сената  (кроме  того,  в  состав 
Конституционного  совета  по  праву  входят  бывшие  президенты  республики). 
В Италии и Болгарии члены Конституционных судов назначаются по третям, то 
есть соответственно по пять и по четыре судьи, президентами республик, пар-
ламентами (в Италии на совместном заседании палат) и собраниями судей вер-
ховных  судов  общей  и  административной  юрисдикции  (ч. 1  ст. 135  Конститу-
ции Италии; ч. 1 ст. 147 Конституции Болгарии). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В отличие от судов общей юрисдикции во многих странах для судей кон-

ституционных судов (советов) установлены единые сроки полномочий, обычно 


background image

150 

длительные и сопровождаемые запрещением повторного избрания (назначения) 
в конституционный суд. Последнее имеет целью гарантировать от влияния из-
бирающих (назначающих) органов на поведение судей (членов советов), кото-
рые могли бы стремиться к повторному избранию (назначению). 

Во  многих  странах  конституции,  а  также  законы  устанавливают  особые 

требования к кандидатам в судьи конституционных судов. Помимо естествен-
ной несовместимости с другими публичными должностями и частными заняти-
ями, а также обычных для судей моральных требований здесь часто устанавли-
ваются повышенные возрастные цензы, высокие требования к профессиональ-
ному стажу и т. д. 

Следует иметь в виду, что конституционные судьи и иные члены специ-

альных  органов  конституционного  контроля  избираются  (назначаются)  в  лич-
ном качестве, то есть они не могут рассматриваться как представители какой-
либо партии (даже если в ней состояли), какого-либо региона, какой-либо соци-
альной группы и т. д. Они не должны в своей деятельности руководствоваться 
подобными  частичными  интересами.  Конституции  и  законы,  даже  если  этих 
принципов прямо не формулируют, по сути из них исходят. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 11 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Дайте понятие суда и судебной власти. 
2.  Назовите задачи суда. 
3.  Назовите принципы деятельности судов. 
4.  Назовите основные виды судебных органов. 
5.  Какое место занимает суд в системе органов государственной власти?