Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8492
Скачиваний: 25
151
12 Формы территориального устройства государства
1. Понятие формы территориального устройства.
2. Унитарное государство.
3. Автономия.
4. Федеративное государство.
5. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные об-
разования.
12.1 Понятие формы территориального устройства
Государственная власть распространяется на всю территорию государ-
ства, которой является не только суша, но и внутренние воды, территориальное
море, воздушное пространство над ними. Территория государства разделяется
обычно на части, которые составляют основу государственно-террито-
риального устройства: «Республика делится на области, провинции, коммуны»
(ст. 114 Конституции Италии).
Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют
органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотно-
шений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях
географические части государства являются его административно-террито-
риальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоя-
тельностью, в других – это государствоподобные образования, обладающие
собственным законодательством.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Форма территориального устройства – территориальная
организация власти, порядок взаимоотношений между государ-
ством и его частями, а также между центральными и местными
органами власти. Характер таких взаимоотношений определяет
две основные формы территориального устройства: унитарную и
федеративную.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Статус отдельных составных частей и в унитарных, и в федеративных
государствах нередко отличается от статуса других составных частей того же
государства. В связи с этим территориальное устройство может быть как про-
стым (симметричным), так и сложным (асимметричным). В рамках симметрич-
152
ной территориальной организации все территориальные единицы государства
имеют равный статус (ФРГ, Польша, Казахстан), а в рамках асимметричного
устройства между ними существуют различия (США, Италия, Китай).
12.2 Унитарное государство
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Унитарное государство (от лат. unitas – единство) – это
единое государство, состоящее не из государственных образований
(штатов и т. д.), а из административно-территориальных единиц
– областей, провинций, губерний, которые, в свою очередь, делятся
на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В отдельные административно-территориальные единицы обычно выде-
ляются столицы, а также крупные города. Такие города могут иметь статус об-
щин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального
подчинения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституции, закрепляющие унитарный характер государства, либо со-
держат этот термин: «Республика Казахстан является унитарным государством
с президентской формой правления» (ст. 2 Конституции Казахстана), либо го-
ворят о едином, неделимом государстве: «Франция является неделимой, свет-
ской, социальной, демократической Республикой» (ст. 1 Конституции Фран-
ции).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Число звеньев административно-территориального деления может быть
различным. В отдельных очень мелких государствах (например, в Науру и Ту-
валу в Океании, население каждого из которых не достигает 10 тыс. человек)
вообще нет административно-территориального деления. Наиболее распро-
странено деление типа: область – район – община. В каждой из административ-
но-территориальных единиц имеются органы управления: иногда государ-
ственные (назначенные сверху губернаторы), иногда избираемые органы
местного самоуправления, иногда, как во Франции, и те, и другие.
153
Признаками унитарного государства являются: единая конституция, еди-
ная система права, единая система государственных органов и единое граждан-
ство.
По степени централизации принято различать централизованные, децен-
трализованные и относительно децентрализованные унитарные государства.
В централизованном унитарном государстве во все звенья административно-
территориального деления, включая общинное звено и иногда даже деревни,
чиновники для управления ими назначаются «сверху» или утверждаются вы-
шестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собрани-
ем, местным представительным органом.
В меньшей степени, но все же централизованным является унитарное
государство, в областном звене которого нет представительных органов, этими
административно-территориальными единицами единолично управляют назна-
ченные представители правительства – представитель государственной власти
и избранный населением совет – орган местного самоуправления.
В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места
представителей правительства, обладающих общей компетенцией по управле-
нию. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созы-
ваются сходы граждан, в более крупных – избираются советы (Великобрита-
ния).
В зависимости от правового статуса административно-территориальных
единиц унитарные государства подразделяются на простые и сложные. Про-
стые – это государства, в которых все административно-территориальные еди-
ницы имеют равный статус (Польша). Сложные унитарные государства имеют
в своем составе административно-территориальные единицы, обладающие осо-
бым статусом (например, автономные районы в Китае, заморские территории
во Франции и т. д.).
12.3 Автономия
В широком смысле слова автономия в конституционном праве означает
предоставление какой-либо части государства внутреннего самоуправления,
самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев, од-
нако, под автономией понимаются особые политико-территориальные едини-
цы, созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта
проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ир-
ландия в Великобритании).
154
Компетенция автономных образований определяется конституцией (Ита-
лия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В зависимости от того, компактно или разрозненно прожива-
ют этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в
зарубежной литературе используются три характеристики автоно-
мии: персональная, корпоративная и территориальная.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические
группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Ав-
стрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимают-
ся вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни пу-
тем представительства (с правом совещательного голоса) при некоторых
центральных органах государства.
Корпоративная автономия обычно связывается с существованием линг-
вистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля
мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этниче-
ских групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного
населения, живущего небольшими группами вперемежку с другими народно-
стями (существует экзамен по языку для государственных служащих). Кроме
того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на мест-
ном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зареги-
стрированные касты и племена в Индии.
Территориальная автономия обычно бывает национально-территориаль-
ной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенно-
стей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная
(этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного рас-
селения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенно-
стями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто
имеющие официально лишь географические названия (например, Азорские
острова в Португалии), иногда включающие в название наименование нацио-
нальности (автономный район Внутренняя Монголия в Китае).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В отечественной литературе принято различать две главные
формы автономии: национально-территориальную (этнотерритори-
155
альную) и культурно-национальную. Обе они, как видно из их
названий, связаны с этническими характеристиками.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В зависимости от объема полномочий существуют две формы нацио-
нально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее
часто называют еще государственной, законодательной) и административная.
Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она
обладает правом осуществлять собственное правотворчество (в форме законо-
творчества) по местным вопросам (перечень таких вопросов содержит, напри-
мер, ст. 117 Конституции Италии). В политической автономии создается мест-
ный парламент и орган исполнительной власти, например, в 1998 г. британским
парламентом был принят «Акт о Шотландии» – закон о создании парламента
Шотландии, имеющего ограниченное право принимать на территории Шотлан-
дии собственные законы и регулировать налогообложение. Закон также создает
в Шотландии аналог кабинета министров – Шотландскую администрацию.
В отличие от субъектов федерации, которые имеют иногда свою судеб-
ную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные обра-
зования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная си-
стема, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят
в нее.
Административная автономия не обладает правом издавать свои местные
законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах
ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными едини-
цами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, администра-
тивная автономия обладает некоторыми дополнительными правами.
Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых стра-
нах используется культурно-национальная автономия. Она применяется там,
где национальности, этнические группы живут не компактно, а разрозненно,
вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае нацио-
нальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются
преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представите-
ля данной этнической группы в парламент (с правом совещательного голоса),
имеют представителя (или избранный этнической группой совет) при прави-
тельстве государства. С ними консультируются при решении вопросов языка,
быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, сло-
венов, хорватов, чехов и некоторых других разрозненно живущих националь-