Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8492

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

151 

12 Формы территориального устройства государства 

1.  Понятие формы территориального устройства.  
2.  Унитарное государство.  
3.  Автономия.  
4.  Федеративное государство.  
5.  Конфедерации,  содружества,  иные  политико-территориальные  об-

разования. 

12.1 Понятие формы территориального устройства 

Государственная  власть  распространяется  на  всю  территорию  государ-

ства, которой является не только суша, но и внутренние воды, территориальное 
море,  воздушное  пространство над ними.  Территория  государства  разделяется 
обычно  на  части,  которые  составляют  основу  государственно-террито-
риального устройства: «Республика делится на области, провинции, коммуны» 
(ст. 114 Конституции Италии). 

Составные  части  государства,  так  же  как  и  государство  в  целом,  имеют 

органы  публичной  власти,  между  которыми  существует  система  взаимоотно-
шений,  урегулированных  нормами  конституционного  права.  В одних  случаях 
географические  части  государства  являются  его  административно-террито-
риальными  единицами,  не  обладающими  какой-либо  политической  самостоя-
тельностью,  в  других  –  это  государствоподобные  образования,  обладающие 
собственным законодательством. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Форма  территориального  устройства  –  территориальная 

организация  власти,  порядок  взаимоотношений  между  государ-

ством и его частями, а также между центральными и местными 

органами  власти.  Характер  таких  взаимоотношений  определяет 

две основные формы территориального устройства: унитарную и 

федеративную. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Статус  отдельных  составных  частей  и  в  унитарных,  и  в  федеративных 

государствах  нередко  отличается  от  статуса  других  составных  частей  того  же 
государства. В связи с этим территориальное устройство может быть как про-
стым (симметричным), так и сложным (асимметричным). В рамках симметрич-


background image

152 

ной  территориальной  организации  все  территориальные  единицы  государства 
имеют  равный  статус  (ФРГ,  Польша,  Казахстан),  а  в  рамках  асимметричного 
устройства между ними существуют различия (США, Италия, Китай). 

12.2 Унитарное государство 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Унитарное  государство  (от  лат.  unitas  –  единство)  –  это 

единое государство, состоящее не из государственных образований 

(штатов и т. д.), а из административно-территориальных единиц 

– областей, провинций, губерний, которые, в свою очередь, делятся 

на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В отдельные  административно-территориальные  единицы  обычно  выде-

ляются столицы, а также крупные города. Такие города могут иметь статус об-
щин  с  более  широкими  полномочиями,  а  могут  быть  городами  центрального 
подчинения. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституции,  закрепляющие  унитарный  характер  государства,  либо  со-

держат этот термин: «Республика Казахстан является унитарным государством 
с  президентской формой правления»  (ст. 2  Конституции  Казахстана),  либо  го-
ворят  о  едином,  неделимом  государстве:  «Франция  является  неделимой,  свет-
ской,  социальной,  демократической  Республикой»  (ст. 1  Конституции  Фран-
ции). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Число  звеньев  административно-территориального  деления  может  быть 

различным. В отдельных очень мелких государствах (например, в Науру и Ту-
валу  в  Океании,  население  каждого  из  которых  не  достигает  10 тыс.  человек) 
вообще  нет  административно-территориального  деления.  Наиболее  распро-
странено деление типа: область – район – община. В каждой из административ-
но-территориальных  единиц  имеются  органы  управления:  иногда  государ-
ственные  (назначенные  сверху  губернаторы),  иногда  избираемые  органы 
местного самоуправления, иногда, как во Франции, и те, и другие. 


background image

153 

Признаками унитарного государства являются: единая конституция, еди-

ная система права, единая система государственных органов и единое граждан-
ство. 

По  степени централизации принято различать  централизованные,  децен-

трализованные  и  относительно  децентрализованные  унитарные  государства. 
В централизованном  унитарном  государстве  во  все  звенья  административно-
территориального  деления,  включая  общинное  звено  и  иногда  даже  деревни, 
чиновники  для  управления  ими  назначаются  «сверху»  или  утверждаются  вы-
шестоящими органами из числа кандидатур, предложенных местным собрани-
ем, местным представительным органом. 

В меньшей  степени,  но  все  же  централизованным  является  унитарное 

государство, в областном звене которого нет представительных органов, этими 
административно-территориальными единицами единолично управляют назна-
ченные  представители  правительства  –  представитель  государственной  власти 
и избранный населением совет – орган местного самоуправления. 

В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных на места 

представителей  правительства,  обладающих  общей  компетенцией  по  управле-
нию. На местах, в мелких административно-территориальных единицах, созы-
ваются  сходы  граждан,  в  более  крупных  –  избираются  советы  (Великобрита-
ния). 

В зависимости  от  правового  статуса  административно-территориальных 

единиц  унитарные  государства  подразделяются  на  простые  и  сложные.  Про-
стые – это государства, в которых все административно-территориальные еди-
ницы имеют равный статус (Польша). Сложные унитарные государства имеют 
в своем составе административно-территориальные единицы, обладающие осо-
бым  статусом  (например,  автономные  районы  в  Китае,  заморские  территории 
во Франции и т. д.). 

12.3 Автономия 

В широком  смысле  слова  автономия  в  конституционном  праве  означает 

предоставление  какой-либо  части  государства  внутреннего  самоуправления, 
самостоятельности  в  решении  местных  вопросов.  В большинстве  случаев,  од-
нако,  под  автономией  понимаются  особые  политико-территориальные  едини-
цы,  созданные  с  учетом  национального  состава,  культуры,  традиций,  быта  
проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная Ир-
ландия в Великобритании). 


background image

154 

Компетенция автономных образований определяется конституцией (Ита-

лия) или специальными законами о конкретной автономии (Великобритания). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В зависимости от того, компактно или разрозненно прожива-

ют этнические и иные общности, а также от других обстоятельств в 
зарубежной  литературе  используются  три  характеристики  автоно-
мии: персональная, корпоративная и территориальная. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо этнические 

группы, национальные меньшинства проживают разрозненно (например, в Ав-
стрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в основном занимают-
ся вопросами культуры, быта, но могут участвовать в политической жизни пу-
тем  представительства  (с  правом  совещательного  голоса)  при  некоторых 
центральных органах государства. 

Корпоративная  автономия  обычно  связывается  с  существованием  линг-

вистических общностей, для которых нередко резервируется определенная доля 
мест в государственном аппарате, а государственные служащие других этниче-
ских групп, работающие в данном районе, должны знать язык и быт местного 
населения,  живущего  небольшими  группами  вперемежку  с  другими  народно-
стями  (существует  экзамен  по  языку  для  государственных  служащих).  Кроме 
того, судебный процесс, преподавание в школе могут осуществляться на мест-
ном языке. Такую форму автономии имеют, например, так называемые зареги-
стрированные касты и племена в Индии. 

Территориальная  автономия  обычно  бывает  национально-территориаль-

ной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а на учете особенно-
стей культуры, традиций, быта населения данной территории. Территориальная 
(этнотерриториальная) автономия образуется только в случае компактного рас-
селения этнических групп или иных групп, отличающихся другими особенно-
стями. Создаются автономные области, округа, районы, иные автономии, часто 
имеющие  официально  лишь  географические  названия  (например,  Азорские 
острова  в  Португалии),  иногда  включающие  в  название  наименование  нацио-
нальности (автономный район Внутренняя Монголия в Китае). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В отечественной  литературе  принято  различать  две  главные 

формы  автономии:  национально-территориальную  (этнотерритори-


background image

155 

альную)  и  культурно-национальную.  Обе  они,  как  видно  из  их 
названий, связаны с этническими характеристиками. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В зависимости  от  объема  полномочий  существуют  две  формы  нацио-

нально-территориальной  (этнотерриториальной)  автономии:  политическая  (ее 
часто  называют  еще  государственной,  законодательной)  и  административная. 
Политическая  автономия  имеет  некоторые  признаки  государственности.  Она 
обладает правом осуществлять собственное правотворчество (в форме законо-
творчества) по местным вопросам (перечень таких вопросов содержит, напри-
мер, ст. 117 Конституции Италии). В политической автономии создается мест-
ный парламент и орган исполнительной власти, например, в 1998 г. британским 
парламентом  был  принят  «Акт  о  Шотландии»  –  закон  о  создании  парламента 
Шотландии, имеющего ограниченное право принимать на территории Шотлан-
дии собственные законы и регулировать налогообложение. Закон также создает 
в Шотландии аналог кабинета министров – Шотландскую администрацию. 

В отличие  от  субъектов  федерации,  которые  имеют  иногда  свою  судеб-

ную систему вплоть до верховных судов (например, в США), автономные обра-
зования своих судов не имеют. В государстве существует единая судебная си-
стема, и суды, расположенные на территории политической автономии, входят 
в нее. 

Административная автономия не обладает правом издавать свои местные 

законы, хотя ее представительные органы издают нормативные акты в пределах 
ее полномочий. Однако по сравнению с обычными административными едини-
цами, которые тоже издают нормативные акты местного значения, администра-
тивная автономия обладает некоторыми дополнительными правами. 

Наряду с двумя формами территориальной автономии в некоторых стра-

нах  используется  культурно-национальная  автономия.  Она  применяется  там, 
где  национальности,  этнические  группы  живут  не  компактно,  а  разрозненно, 
вперемежку с представителями других этнических групп. В этом случае нацио-
нальности создают свои организации и выборные органы, которые занимаются 
преимущественно вопросами языка и культуры, иногда посылают представите-
ля  данной  этнической  группы  в  парламент  (с  правом  совещательного  голоса), 
имеют  представителя  (или  избранный  этнической  группой  совет)  при  прави-
тельстве  государства.  С ними  консультируются  при  решении  вопросов  языка, 
быта, культуры. Эта форма используется в Австрии в отношении венгров, сло-
венов,  хорватов,  чехов  и  некоторых  других  разрозненно  живущих  националь-