Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8488

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

26 

ставлял собой главный смысл создания конституций как основных 
законов.  Конституции  учреждались  прежде  всего  для  того,  чтобы 
гарантировать человека от произвола государства; закрепить основ-
ные  принципы  формирования  высших  органов  государственной 
власти,  их  компетенцию  и  взаимоотношения  между  ними;  опреде-
лить  политико-территориальное  устройство  государств:  виды  тер-
риториальных  структур,  их  отношения  с  центральной  властью  и 
между собой. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Права и свободы получали закрепление не во всех конституциях первого 

поколения,  хотя  и  признавались  смыслом  принятия  конституции.  Например, 
Конституция США в своем первоначальном тексте прав человека почти не со-
держала,  хотя  в  Преамбуле  говорится,  что  конституция  принимается  «дабы… 
содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и 
потомством  нашим…».  И  лишь  в  1791 г.  после  принятия  первых  10 поправок 
(Билль о правах) на конституционном уровне были закреплены личные и поли-
тические  права  и  свободы.  Из  социально-экономических  прав  признавались 
лишь право собственности, а также некоторые гарантии, связанные с налогооб-
ложением. 

Конституции нового поколения значительно расширили перечень тради-

ционных объектов своего регулирования. Это расширение во многом связано с 
изменением социально-политической сущности конституции, которая стала все 
более активно регулировать институты гражданского общества. В XX в. в кон-
ституциях стали закрепляться не только личные и политические, но и социаль-
но-экономические и  культурные  права и  свободы человека  и  гражданина.  По-
явились  и  новые  гарантии,  защищающие  свободу  человека  и  само  его 
физическое существование: право на тайну переписки, телефонных и телеграф-
ных сообщений, запрет на проведение научных опытов, в том числе медицин-
ских,  без  добровольно  выраженного  согласия  лица,  запрет  любой  формы  кло-
нирования (Конституция Швейцарии 1999 г.). В то же время некоторые права и 
свободы,  известные  на  заре  конституционализма  (например,  право  на  восста-
ние), почти исчезли из конституционных текстов. 

Расширение круга объектов конституционного регулирования проявилось 

и  в  установлении  принципов  внешнеполитической  деятельности  государства, 
регулировании вопросов, связанных с объявлением войны и заключением мира; 
соотношения  международных  и  внутригосударственных  законоположений; 


background image

27 

определении полномочий органов государства по заключению, ратификации и 
денонсации  международных  договоров.  Так,  глава 2  Конституции  Японии 
1947 г., состоящая только из одной статьи, устанавливает: «Искренне стремясь 
к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский 
народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а 
также  от  угрозы  или применения  вооруженной  силы  как средства  разрешения 
международных  споров».  Конституция  Испании  1978 г.  определяет,  что  «за-
конно заключенные и официально опубликованные в Испании международные 
договоры составляют часть ее внутреннего законодательства». 

2.5 Форма и структура конституции 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Форма конституции – это способ организации и выражения 

конституционных  норм.  Форма  конституции  определяется  тем, 

что  она  может  состоять  из  одного  или  нескольких  нормативных 

актов.  Если  конституция  представляет  собой  единый  писаный 

акт,  то  ее  можно  определить  как  кодифицированную.  Таково  по-

давляющее  большинство  конституций  стран  мира  (Казахстан, 

США, Украина, Бразилия и др.). Некодифицированная писаная кон-

ституция состоит из нескольких нормативных актов, обладающих 

высшей юридической силой в равной мере (например, Конституция 

Швеции  состоит из  4 актов:  Форма правления  1974 г.,  Акт  о  пре-

столонаследии  1810 г.,  Акт  о  свободе  печати  1874 г.  и  Основной 

закон о свободе высказываний 1991 г.). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В некоторых  странах  конституция  включает  не  только  собственно  кон-

ституцию, но и некоторые другие основополагающие документы. Например, во 
Франции это Конституция 1958 г., преамбула отмененной конституции 1946 г. 
и Декларация прав человека и гражданина 1789 г. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  отдельных  странах  (Великобритания,  Австралия,  Новая  Зеландия)  су-

ществует так называемая неписаная конституция, состоящая из большого числа 
источников, среди которых имеются как писаные (акты парламента, судебные 
прецеденты), так и устные (конституционные обычаи). 


background image

28 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Структура  конституции  – это принятый  порядок  ее орга-

низационного  строения,  внутренней  согласованности  составных 

частей, последовательности их расположения. В настоящее время 

в большинстве стран мира она унифицирована и стандартна и со-

стоит  из  преамбулы,  основной  части,  а  также  заключительных, 

переходных и дополнительных положений. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, указываются истори-

ческие условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руко-
водящие начала государственной политики. Например, преамбула Конституции 
Швейцарии 1999 г.: «Во имя Всемогущего Бога! Швейцарский народ и канто-
ны, чувствуя ответственность перед Творением, стремясь обновить Союз, что-
бы упрочить свободу и демократию, независимость и мир в духе солидарности 
и открытости миру, проявляя волю жить, взаимно учитывая и уважая их много-
образие в единстве, в осознании совместных достижений и ответственности пе-
ред  будущими  поколениями,  будучи  уверены,  что  свободен  лишь  тот,  кто  ис-
пользует свою свободу, и что сила народа измеряется благом слабых, дают себе 
следующую Конституцию». 

Эта часть конституции наиболее важна в политическом и идеологическом 

плане.  Положения преамбул  правовыми  нормами  не являются,  но  имеют нор-
мативное  значение  для  толкования  и  применения  остальных  положений  кон-
ституций.  Но  есть  и  исключения.  Так,  преамбула  Конституции  Франции 
1946 г.,  продолжающая  действовать  и  после  вступления  в  силу  Конституции 
1958 г., имеет нормативное значение, так как она провозглашает права челове-
ка. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В некоторых странах конституции преамбулы не имеют (Австрия, Дания, 

Исландия, Италия и др.). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основная часть конституций содержит нормы о правах и свободах чело-

века  и  гражданина,  об  основах  конституционного  строя,  о  системе  и  статусе 
государственных органов, о системе и статусе органов местного самоуправле-
ния,  о  территориальном  устройстве,  о  государственной  символике,  о  порядке 


background image

29 

изменения  конституции.  Основная  часть  состоит  из  глав  (разделов,  частей), 
статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные циф-
ровой  или  буквенной  нумерацией.  Например,  текст  итальянской  Конституции 
состоит из раздела «Основные принципы» и двух частей – «Права и обязанно-
сти граждан» и «Государственный строй Республики». 

Заключительные и переходные положения обычно содержат нормы, уста-

навливающие  порядок  вступления  конституции  в  силу,  а  также  вступления  в 
действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализова-
ны сразу, порядок и сроки замены прежних институтов новыми: «1. Конститу-
ционные законы, принятые начиная с 25 апреля 1974 г., если иное не оговорено 
в  данной  главе,  считаются  обычными  законами,  без  ущерба  для  положений 
следующего пункта. 2. Обычные законы, принятые до вступления в силу Кон-
ституции,  сохраняют  свое  действие,  если  они  не  вступают  в  противоречие 
с Конституцией или с принципами, закрепленными в ней» (ст. 290 Конституции 
Португалии). 

2.6 Принятие и изменение конституций 

Существует несколько способов принятия конституции. 
Наименее  демократичный  способ  принятия  конституции  –  октроирова-

ние, т. е. дарование конституции односторонним актом монарха. Таким образом 
приняты  конституции  Иордании,  Непала,  Саудовской  Аравии.  Историческим 
примером  октроированной  конституции  можно  назвать  Конституцию  Японию 
1889 г. Однако в конституционной практике есть случаи, когда октроирование 
быть осуществлено  и президентом  –  главой государства при республиканской 
форме правления (Конституция Пакистана 1962 г.). 

Договорные конституции принимаются путем соглашения между монар-

хом и парламентом. Договорная практика имела значительное место в консти-
туционной  практике  государств  Балканского  полуострова,  освободившихся  от 
османского ига в конце XIX – начале XX в. 

Народные  конституции  –  это  конституции,  источником  принятия  кото-

рых  является  население  страны  в  лице  избирательного  корпуса.  Путем  всена-
родного  референдума  были  приняты  конституции  Португалии  (1976 г.),  Испа-
нии  (1978 г.),  Румынии  (1991 г.)  и  др.  В  некоторых  случаях  от  имени  избира-
тельного корпуса конституцию принимает учредительное собрание, специально 
созываемое  для  разработки  и  принятия  конституции  (Конституция  Болгарии 
1991 г.). 


background image

30 

По порядку изменения конституции подразделяются на гибкие и жесткие. 

Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и простые законы (Из-
раиль, Индия, Саудовская Аравия). 

Для жестких конституций характерен особый, усложненный порядок их 

изменения. Элементами жесткого порядка могут быть: созыв специального ор-
гана, наделенного правом принимать поправки, требование квалифицированно-
го  большинства  голосов  в  данном  органе,  ратификация  поправок  субъектами 
федерации, утверждение поправок на референдуме. Некоторые положения кон-
ституций  вообще  не  могут  быть  пересмотрены:  например,  форма  правления  в 
конституциях  Италии,  Франции,  Казахстана.  Конституция  Мексики  1917 г.  в 
целом объявлена не подлежащей пересмотру. Конституция Греции 1975 г. раз-
решает  пересмотр  только  по  истечении  пяти  лет  после  окончания  процедуры 
предыдущего  пересмотра.  Бразильская  конституция  1988 г.  запрещает  пере-
смотр Конституции в условиях чрезвычайного и военного положения. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 2 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Дайте определение конституции. 
2.  Что  такое  высшая  юридическая  сила  конституции?  В чем  состоит 

сущность конституции? 

3.  Дайте понятие конституции юридической и фактической. 
4.  По каким основаниям можно классифицировать конституции? 
5.  Какой порядок принятия конституции Вы считаете наиболее демокра-

тическим?