Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8490
Скачиваний: 25
31
3 Конституционный статус личности
в зарубежных странах
1. Конституционный статус личности: понятие и структура.
2. Правовые принципы конституционного статуса личности: понятие
и система.
3. Историческая эволюция конституционных прав и свобод.
4. Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина.
5. Гарантии конституционных прав и свобод.
6. Гражданство (подданство).
3.1 Конституционный статус личности: понятие и структура
Исследование правового положения личности является одним из основ-
ных направлений российской правовой науки. Это вполне закономерно в усло-
виях формирования правового государства.
Положение человека в обществе определяется не только правовыми нор-
мами, но и всеми другими видами социальных норм и называется обществен-
ным статусом. Правовое положение личности составляет лишь часть обще-
ственного статуса и относится исключительно к качеству человека и граждани-
на, к связям личности с государством, а не с обществом в целом.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В самом общем виде правовой статус личности определя-
ется как юридически закрепленное положение личности в государ-
стве и обществе.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Принято выделять несколько видов правового статуса:
1) общий или конституционный статус человека и гражданина;
2) специальный или родовой статус определенной категории граждан;
3) индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное по-
ложение и т. д.;
4) статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или множе-
ственным гражданством;
5) отраслевые правовые статусы (например, уголовно-процессуальный).
32
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Конституционный статус – это особое понятие, которое, со-
ставляя ядро всего правового статуса, в то же время является отно-
сительно самостоятельным. В конституционном статусе определе-
ны не все, а наиболее важные, исходные элементы правового
статуса личности, которые действуют не только непосредственно,
но и в значительной мере реализуются путем издания дополнитель-
ных правовых установлений, относящихся к сфере текущего зако-
нодательства. Кроме того, общий конституционный статус является
единым и одинаковым для всех граждан, независящим от конкрет-
ных обстоятельств, т. е. базовым, исходным, делающим все иные
статусы производными от него либо дополняющими его.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Если же имеют место какие-то ограничения общего правового статуса
личности, то они должны быть предусмотрены в принципах и нормах консти-
туции.
В понимании структуры конституционного статуса сложились две поляр-
ные позиции.
Первая позиция, узконормативная, исходит из того, что структуру кон-
ституционного статуса составляет совокупность прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина.
Сущность второй позиции выражается в довольно широком наборе раз-
личных правовых явлений наряду с правами, свободами и обязанностями.
В структуру конституционного статуса личности как интегративного по-
нятия входят следующие элементы:
1) гражданство;
2) правоспособность; в данном случае понимается общая правоспособ-
ность – равная для всех возможность быть носителем прав, свобод и
обязанностей;
3) основные права, свободы, законные интересы и юридические обязан-
ности;
4) правовые принципы;
5) гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Сердцевину, или основу, конституционного статуса личности составляют
ее права, свободы, интересы и обязанности в их единстве.
33
3.2 Правовые принципы конституционного статуса личности:
понятие и система
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Принципы конституционного статуса – это находящиеся
в его основе исходные, руководящие начала, ведущие идеи и уста-
новки, которые отражают отношения между государством и че-
ловеком в связи с его местом в обществе. Это идеологические ка-
тегории, и как таковые они складываются в сознании людей,
воплощаются в их воле.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В праве принцип выступает не только в качестве руководящей идеи, от-
ражающей существенные свойства соответствующих явлений, но также и в ви-
де общего правила, определяющего главное направление деятельности людей,
основную линию их поведения.
К разряду правовых принципов конституционного статуса относятся те,
которые зафиксированы в конституции и других нормативных актах и в общем
плане определяют место человека в обществе и государстве.
Одним из важнейших принципов конституционного статуса является
признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и закрепление обя-
занности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы че-
ловека и гражданина. Например, в ст. 13 Конституции Японии устанавливается,
что «все люди должны уважаться как личности. Их право на жизнь, свободу и
стремление к счастью является, поскольку это не нарушает общественного бла-
госостояния, высшим предметом заботы в области законодательства и других
государственных дел».
Большое значение при определении конституционного статуса личности
играет принцип равноправия. Данный принцип предполагает равный объем ос-
новных прав и свобод у людей, одинаковые возможности для всех по их реали-
зации и защите и обладание равными обязанностями. Принцип равноправия ча-
сто формулируется в конституциях как равенство всех перед законом и судом,
равенство всех независимо от пола, расы, отношения к религии и т. д. Напри-
мер, Конституция Испании устанавливает, что «все испанцы равны перед зако-
ном; они не могут подвергаться дискриминации по мотивам рождения, расы,
пола, вероисповедания, изъявления своего мнения или по каким-либо условиям
или обстоятельствам личного или социального характера» (ст. 14). Венгерская
34
конституция особо подчеркивает, что «в Венгерской Республике все равны пе-
ред судом» (ст. 57).
Но следует иметь в виду, что принцип равноправия нельзя абсолютизиро-
вать, т. к. полное равенство в правах невозможно. Так, граждане обладают в
своем государстве большим количеством прав и свобод, чем те, кто находится
на его территории, но не является его гражданином. Кроме того, во многих гос-
ударствах в конституциях и текущем законодательстве устанавливаются опре-
деленные льготы и привилегии для наименее социально защищенных слоев
населения (позитивная дискриминация).
Следующим принципом, признанным обществом и государством и отне-
сенным к разряду важнейших установок конституционного статуса личности
является принцип неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод человека
и гражданина. Наиболее ярко данный принцип выражен в ст. 2 Декларации
прав человека и гражданина 1789 г.: «Целью всякого политического объедине-
ния является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека». Кон-
ституция Италии в ст. 2 устанавливает, что «Республика признает и гарантиру-
ет неотъемлемые права человека». Принцип неотчуждаемости основных прав и
свобод означает, что они не могут быть произвольно, т. е. без законных основа-
ний, ограничены. Принято считать, что абсолютно неотъемлемыми и неотчуж-
даемыми являются права и свободы, признаваемые личными.
Следующий принцип – признание приоритета общепризнанных принци-
пов и норм международного права как основополагающих для всей системы
прав и свобод. К ним относятся принципы и нормы Всеобщей декларации прав
человека (1948 г.), Международного пакта об экономических, социальных и
культурных правах (1966 г.), Международного пакта о гражданских и полити-
ческих правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и ос-
новных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.). Так, ст. 10
Конституции Италии устанавливает, что «правопорядок Италии согласуется с
общепризнанными нормами международного права».
Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Кон-
ституции зарубежных стран закрепляют государственную защиту прав и сво-
бод, т. е. именно государство выступает главным их гарантом. Наряду с общи-
ми гарантиями, относящимися ко всем правам и свободам, конституции
устанавливают гарантии применительно к ряду конкретных прав и свобод.
В широком плане гарантии прав и свобод можно определять через развитость
института ответственности государства перед своими гражданами за наруше-
ние их прав и свобод.
35
3.3 Историческая эволюция конституционных прав и свобод
Историческая эволюция прав и свобод в конституциях зарубежных стран
в целом прошла те же этапы, что и эволюция самих конституций.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
На первом этапе, который продолжался от зарождения кон-
ституционализма до начала XX в., конституции закрепляли в ос-
новном личные и политические права, а также право собственности.
Это объяснялось тем, что именно эти права были напрямую связаны
с проблемами ограничения государственной власти. Действительно,
личные права определяли пределы власти государства над челове-
ком, ограждая последнего от вмешательства государства в его
жизнь, а политические права имели целью поставить государствен-
ный механизм под контроль населения. Следует отметить, что в не-
которых конституциях «первой волны» права и свободы не получи-
ли отражения вообще. Вследствие признания их естественного
характера они либо нигде не регулировались, либо провозглаша-
лись в иных документах, т. к. считалось, что задача конституции
состоит не в том, чтобы составить перечень признаваемых в данном
обществе прав и свобод, а в том, чтобы гарантировать эти права от
нарушений – прежде всего со стороны государства.
Например, ни конституции американских штатов, принятые в
период войны за независимость, ни первоначальный текст Консти-
туции США 1787 г., ни первая французская Конституция 1791 г.
прав и свобод почти не закрепляли. Но если в американских штатах
и во Франции права и свободы все-таки были провозглашены в де-
кларациях или биллях о правах, то на федеральном уровне в США
права и свободы вообще сначала не подвергались регламентации.
Но вскоре были разработаны, приняты и вступили в силу первые
десять поправок к американской Конституции, провозглашавшие
права и свободы народа и возлагавшие для их обеспечения на госу-
дарство целый ряд запретов. Так была заложена традиция отражать
в конституциях наиболее значимые права и свободы человека и
гражданина.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Обязанности в первых документах конституционного характера также
почти не закреплялись. В них упоминалось лишь об обязанностях платить