Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8490

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

3 Конституционный статус личности  

в зарубежных странах 

1.  Конституционный статус личности: понятие и структура.  
2.  Правовые  принципы  конституционного  статуса  личности:  понятие 

и система.  

3.  Историческая эволюция конституционных прав и свобод.  
4.  Система  конституционных  прав,  свобод  и  обязанностей  человека  и 

гражданина.  

5.  Гарантии конституционных прав и свобод.  
6.  Гражданство (подданство). 

3.1 Конституционный статус личности: понятие и структура 

Исследование  правового  положения  личности  является  одним  из  основ-

ных направлений российской правовой науки. Это вполне закономерно в усло-
виях формирования правового государства. 

Положение человека в обществе определяется не только правовыми нор-

мами, но и всеми другими видами социальных норм и называется обществен-
ным  статусом.  Правовое  положение  личности  составляет  лишь  часть  обще-
ственного статуса и относится исключительно к качеству человека и граждани-
на, к связям личности с государством, а не с обществом в целом. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  самом  общем  виде  правовой  статус  личности  определя-

ется как юридически закрепленное положение личности в государ-

стве и обществе. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Принято выделять несколько видов правового статуса: 
1)  общий или конституционный статус человека и гражданина; 
2)  специальный или родовой статус определенной категории граждан; 
3)  индивидуальный статус, характеризующий пол, возраст, семейное по-

ложение и т. д.; 

4)  статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или множе-

ственным гражданством; 

5)  отраслевые правовые статусы (например, уголовно-процессуальный). 


background image

32 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Конституционный  статус  –  это  особое  понятие,  которое,  со-

ставляя ядро всего правового статуса, в то же время является отно-
сительно  самостоятельным.  В конституционном  статусе  определе-
ны  не  все,  а  наиболее  важные,  исходные  элементы  правового 
статуса  личности,  которые  действуют  не  только  непосредственно, 
но и в значительной мере реализуются путем издания дополнитель-
ных  правовых  установлений,  относящихся  к  сфере  текущего  зако-
нодательства. Кроме того, общий конституционный статус является 
единым и одинаковым для всех граждан, независящим от конкрет-
ных  обстоятельств,  т. е.  базовым,  исходным,  делающим  все  иные 
статусы производными от него либо дополняющими его. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Если  же  имеют  место  какие-то  ограничения  общего  правового  статуса 

личности, то они должны быть предусмотрены в принципах и нормах консти-
туции. 

В понимании структуры конституционного статуса сложились две поляр-

ные позиции. 

Первая  позиция,  узконормативная,  исходит  из  того,  что  структуру  кон-

ституционного  статуса  составляет  совокупность  прав,  свобод  и  обязанностей 
человека и гражданина. 

Сущность  второй  позиции  выражается  в  довольно  широком  наборе  раз-

личных правовых явлений наряду с правами, свободами и обязанностями. 

В структуру конституционного статуса личности как интегративного по-

нятия входят следующие элементы: 

1)  гражданство; 
2)  правоспособность;  в  данном  случае  понимается  общая  правоспособ-

ность – равная для всех возможность быть носителем прав, свобод и 
обязанностей; 

3)  основные права, свободы, законные интересы и юридические обязан-

ности; 

4)  правовые принципы; 
5)  гарантии прав и свобод человека и гражданина. 
Сердцевину, или основу, конституционного статуса личности составляют 

ее права, свободы, интересы и обязанности в их единстве. 


background image

33 

3.2 Правовые принципы конституционного статуса личности: 

понятие и система 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Принципы  конституционного  статуса  –  это  находящиеся 

в  его  основе  исходные,  руководящие  начала,  ведущие  идеи  и  уста-

новки, которые отражают отношения между государством и че-

ловеком  в  связи  с  его  местом  в обществе.  Это идеологические  ка-

тегории,  и  как  таковые  они  складываются  в  сознании  людей, 

воплощаются в их воле. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В праве принцип выступает не только в качестве руководящей идеи, от-

ражающей существенные свойства соответствующих явлений, но также и в ви-
де общего правила, определяющего главное направление деятельности людей, 
основную линию их поведения. 

К разряду  правовых  принципов  конституционного  статуса  относятся  те, 

которые зафиксированы в конституции и других нормативных актах и в общем 
плане определяют место человека в обществе и государстве. 

Одним  из  важнейших  принципов  конституционного  статуса  является 

признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и закрепление обя-
занности  государства  признавать,  соблюдать  и  защищать  права  и  свободы  че-
ловека и гражданина. Например, в ст. 13 Конституции Японии устанавливается, 
что «все люди должны уважаться как личности. Их право на жизнь, свободу и 
стремление к счастью является, поскольку это не нарушает общественного бла-
госостояния,  высшим  предметом  заботы  в  области  законодательства  и  других 
государственных дел». 

Большое  значение при определении  конституционного  статуса  личности 

играет принцип равноправия. Данный принцип предполагает равный объем ос-
новных прав и свобод у людей, одинаковые возможности для всех по их реали-
зации и защите и обладание равными обязанностями. Принцип равноправия ча-
сто формулируется в конституциях как равенство всех перед законом и судом, 
равенство всех независимо от пола, расы, отношения к религии и т. д. Напри-
мер, Конституция Испании устанавливает, что «все испанцы равны перед зако-
ном;  они  не  могут  подвергаться  дискриминации  по  мотивам  рождения,  расы, 
пола, вероисповедания, изъявления своего мнения или по каким-либо условиям 
или обстоятельствам личного или социального характера» (ст. 14). Венгерская 


background image

34 

конституция особо подчеркивает, что «в Венгерской Республике все равны пе-
ред судом» (ст. 57). 

Но следует иметь в виду, что принцип равноправия нельзя абсолютизиро-

вать,  т. к.  полное  равенство  в  правах  невозможно.  Так,  граждане  обладают  в 
своем государстве большим количеством прав и свобод, чем те, кто находится 
на его территории, но не является его гражданином. Кроме того, во многих гос-
ударствах в конституциях и текущем законодательстве устанавливаются опре-
деленные  льготы  и  привилегии  для  наименее  социально  защищенных  слоев 
населения (позитивная дискриминация). 

Следующим принципом, признанным обществом и государством и отне-

сенным  к  разряду  важнейших  установок  конституционного  статуса  личности 
является принцип неотъемлемости и неотчуждаемости прав и свобод человека 
и  гражданина
.  Наиболее  ярко  данный  принцип  выражен  в  ст. 2  Декларации 
прав человека и гражданина 1789 г.: «Целью всякого политического объедине-
ния является сохранение естественных и неотчуждаемых прав человека». Кон-
ституция Италии в ст. 2 устанавливает, что «Республика признает и гарантиру-
ет неотъемлемые права человека». Принцип неотчуждаемости основных прав и 
свобод означает, что они не могут быть произвольно, т. е. без законных основа-
ний, ограничены. Принято считать, что абсолютно неотъемлемыми и неотчуж-
даемыми являются права и свободы, признаваемые личными. 

Следующий  принцип  –  признание  приоритета  общепризнанных  принци-

пов  и  норм  международного  права  как  основополагающих  для  всей  системы 

прав и свобод. К ним относятся принципы и нормы Всеобщей декларации прав 
человека  (1948 г.),  Международного  пакта  об  экономических,  социальных  и 
культурных правах (1966 г.), Международного пакта о гражданских и полити-
ческих правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и ос-
новных  свобод  (1950 г.),  Европейской социальной хартии  (1961 г.).  Так,  ст. 10 
Конституции  Италии  устанавливает,  что  «правопорядок  Италии  согласуется  с 
общепризнанными нормами международного права». 

Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина. Кон-

ституции  зарубежных  стран  закрепляют  государственную  защиту  прав  и  сво-
бод, т. е. именно государство выступает главным их гарантом. Наряду с общи-
ми  гарантиями,  относящимися  ко  всем  правам  и  свободам,  конституции 
устанавливают  гарантии  применительно  к  ряду  конкретных  прав  и  свобод. 
В широком плане  гарантии  прав и  свобод  можно определять  через  развитость 
института  ответственности  государства  перед  своими  гражданами  за  наруше-
ние их прав и свобод. 


background image

35 

3.3 Историческая эволюция конституционных прав и свобод 

Историческая эволюция прав и свобод в конституциях зарубежных стран 

в целом прошла те же этапы, что и эволюция самих конституций. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

На  первом  этапе,  который  продолжался  от  зарождения  кон-

ституционализма  до  начала  XX в.,  конституции  закрепляли  в  ос-
новном личные и политические права, а также право собственности. 
Это объяснялось тем, что именно эти права были напрямую связаны 
с проблемами ограничения государственной власти. Действительно, 
личные  права  определяли  пределы  власти  государства  над  челове-
ком,  ограждая  последнего  от  вмешательства  государства  в  его 
жизнь, а политические права имели целью поставить государствен-
ный механизм под контроль населения. Следует отметить, что в не-
которых конституциях «первой волны» права и свободы не получи-
ли  отражения  вообще.  Вследствие  признания  их  естественного 
характера  они  либо  нигде  не  регулировались,  либо  провозглаша-
лись  в  иных  документах,  т. к.  считалось,  что  задача  конституции 
состоит не в том, чтобы составить перечень признаваемых в данном 
обществе прав и свобод, а в том, чтобы гарантировать эти права от 
нарушений – прежде всего со стороны государства.  

Например, ни конституции американских штатов, принятые в 

период войны за независимость, ни первоначальный текст Консти-
туции  США  1787 г.,  ни  первая  французская  Конституция  1791 г. 
прав и свобод почти не закрепляли. Но если в американских штатах 
и во Франции права и свободы все-таки были провозглашены в де-
кларациях или биллях о правах, то на федеральном уровне в США 
права  и  свободы  вообще  сначала  не  подвергались  регламентации. 
Но  вскоре  были  разработаны,  приняты  и  вступили  в  силу  первые 
десять  поправок  к  американской  Конституции,  провозглашавшие 
права и свободы народа и возлагавшие для их обеспечения на госу-
дарство целый ряд запретов. Так была заложена традиция отражать 
в  конституциях  наиболее  значимые  права  и  свободы  человека  и 
гражданина. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Обязанности  в  первых  документах  конституционного  характера  также 

почти  не  закреплялись.  В них  упоминалось  лишь  об  обязанностях  платить