Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf
ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 8493
Скачиваний: 25
36
налоги, а также соблюдать конституцию и законы (преамбула и ст. 13 Деклара-
ции прав человека и гражданина Франции).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Второй этап развития конституционных прав и свобод, охва-
тивший приблизительно первую половину XX в., характеризуется
появлением в конституциях экономических, социальных и культур-
ных прав и свобод, а также расширением круга конституционных
обязанностей, что происходит под действием тенденции социализа-
ции.
На третьем этапе эволюции прав, свобод и обязанностей, ко-
торый начался с середины XX в. и продолжается до настоящего
времени, их перечень, содержащийся в конституциях, еще более
расширился. В связи с резким ухудшением состояния окружающей
среды он пополнился экологическими правами и свободами. Разви-
тие научно-технического прогресса обусловило появление в кон-
ституциях информационных прав и свобод, углубление содержания
традиционных прав и свобод, а также возникновение нового поко-
ления гарантий прав человека. Кроме того, в связи с продолжающей
действовать тенденцией социализации конституций и обострением
национальных противоречий конституции стали закреплять наряду
с правами отдельного человека права народов, прежде всего мало-
численных (так, Конституция Болгарии 1991 г. в ст. 36 провозгла-
шает право граждан, для которых болгарский язык не является род-
ным, изучать и использовать родной язык наряду с болгарским).
Тенденция социализации обусловила также изменение содержания
традиционных конституционных прав и свобод. Прежде всего, это
коснулось права собственности. Если в первых конституциях за-
креплялись лишь его неприкосновенность и условия отчуждения в
исключительных случаях (поправка V к Конституции США), то по-
слевоенные конституции все чаще и чаще фиксируют социальную
функцию собственности, заключающуюся в том, что ее использова-
ние собственником должно служить не только его интересам, но и
всеобщему благу (ч. 2 ст. 14 Основного закона ФРГ).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Существуют два способа формулирования прав и свобод: позитивный и
негативный. Позитивный способ предполагает констатацию наличия у субъекта
37
права (вправе, может) совершать то или иное деяние. Негативный означает
лишь запрет каких-либо деяний, нарушающих то или иное право или свободу, а
иногда и ограничений, пределов их реализации (то есть само право при исполь-
зовании негативного способа не называется, а подразумевается). Примером по-
зитивного формулирования права является норма ст. 17 Конституции Италии:
«Граждане имеют право собираться мирно и без оружия». Негативный способ
получил наиболее яркое выражение в статьях американского Билля о правах.
Так, ст. 1 гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих ка-
кую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание...». Ясно, что
таким образом устанавливается свобода совести.
Следует отметить, что негативный способ формулирования прав и свобод
в наибольшей степени характерен для стран англосаксонской правовой систе-
мы, а позитивный – для континентальной. При этом оба способа имеют как
преимущества, так и недостатки. Негативный способ в наибольшей степени со-
ответствует концепции естественного права, то есть допускает возможность
использования и защиты любого общепризнанного права. Позитивный же спо-
соб повышает уровень информированности населения о своих правах и свобо-
дах, способствует осознанию людьми своих прав и свобод, создает у человека
уверенность в наличии того или иного права, делает взаимоотношения государ-
ства и человека более конкретными. Поэтому большинство современных кон-
ституций в той или иной степени сочетают оба подхода к формулированию
прав и свобод. Примером такого сочетания могут служить формулы: «свобода
личности ненарушима» (ст. 13 Конституции Италии) или «человеческое досто-
инство неприкосновенно» (ст. 1 Основного закона ФРГ).
Законодательство зарубежных стран предусматривает возможности огра-
ничения прав и свобод человека в определенных случаях, следствием которых
является введение особых правовых режимов. При этом необходимо сознавать,
что особые правовые режимы следует рассматривать не в качестве специально-
го инструмента ограничения прав и свобод граждан, а как составную часть пра-
вового арсенала, призванного обеспечить интересы личности, общества и госу-
дарства. Ведь результатом отдельных ограничений, границы которых
определены законом, выступает гарантирование наиболее важных прав и сво-
бод граждан, определяющих смысл и основные цели деятельности демократи-
ческого правового государства.
В связи с этим заслуживает внимания точка зрения В. Г. Вишнякова, со-
гласно которой особые правовые режимы предусматривают ограничения прав и
38
свобод граждан, когда такая мера служит единственным способом предупре-
ждения и нейтрализации негативных последствий реальных и возможных
угроз
1
. Отсюда следует, что ограничения прав и свобод следует рассматривать
как вынужденное, но объективно обусловленное средство обеспечения без-
опасности личности, общества и государства, применяющееся на основании за-
кона и в соответствии с нормами международного права только в качестве ис-
ключительной меры, причем обязательно временного характера (на период
действия особых правовых режимов). Еще в середине XIX в. австрийский уче-
ный Л. Штейн указывал на «право государственной необходимости» вводить те
или иные ограничения прав и свобод «вследствие какого-нибудь внезапного и
переходящего основания» (войны, наводнения, пожары и т. д.). Возможность
предоставления государству права на ограничения (дискриминацию) в том слу-
чае, когда внешние и неожиданные обстоятельства требуют временной чрезвы-
чайной власти, допускал и Ф. Хайек.
3.4 Система конституционных прав, свобод и обязанностей
человека и гражданина
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Права человека – это его социальные возможности, детер-
минированные экономическими и культурными условиями жизни
общества и законодательно закрепленные государством. В них вы-
ражена та мера свободы, которая объективно возможна для лич-
ности на конкретно-историческом этапе развития. В пределах
этой формально закрепленной свободы осуществляется самоопре-
деление личности, формируются условия реального пользования со-
циальными благами в различных сферах политической, экономиче-
ской, социально-культурной жизни. Права человека – это не
потенциальные, а реальные социальные возможности индивида,
вытекающие непосредственно из закона.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Государство закрепляет права личности не произвольно: оно юридически
оформляет общественные права человека, которые обусловлены уровнем эко-
номического и политического развития общества. Законодатель может закреп-
лять только те права, для осуществления которых сформировались социально-
1
Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / под ред. В. Г. Вишнякова. –
М., 2005. – С. 30–31.
39
экономические и политические предпосылки, вытекающие их реальных обще-
ственных отношений.
Права личности – не «дар» государства, а социальные возможности,
обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не мо-
жет искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод, он связан
условиями социального взаимодействия людей.
Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, сво-
бод, законных интересов и обязанностей человека и гражданина, предусмот-
ренную в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время
конституционное законодательство содержит основные права, свободы и обя-
занности, являющиеся составным элементом конституционного статуса лично-
сти.
Существует набор причин, по которым одни права и свободы закрепля-
ются конституционно, а другие – в текущем законодательстве. К причинам
их закрепления в конституциях принято относить:
1) значимость этих прав и свобод для человека и общества;
2) изначальный, прирожденный и неотчуждаемый характер принадле-
жащих человеку прав и свобод;
3) верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее
все иные права и свободы в той или иной сфере жизни производными;
4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражда-
нину либо каждому гражданину;
5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т. е. они равны и
едины для всех без исключения;
6) основные права, свободы и обязанности неотчуждаемы по воле граж-
данина;
7) основные права, свободы и обязанности действуют на всей террито-
рии государства.
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют со-
бой систему. Все они выступают как некое единое целое, что обусловлено
единством исходных принципов, прежде всего таких, как равноправие, соци-
альная справедливость, которые вытекают из теории естественного права.
В данном случае имеется в виду формальное юридическое равенство, содержа-
ние которого составляют: равенство нрав, равенство обязанностей, равенство
перед законом и судом. Оно формально потому, что не совпадает с фактиче-
ским равенством в сфере материальных, социальных и духовных благ.
40
Отмеченное единство означает, что непредоставление или нарушение ка-
ких-либо прав и свобод влечет за собой нарушение других прав и свобод. Права
и обязанности также тесно взаимосвязаны и должны корреспондировать между
собой.
Права человека чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, спо-
собам реализации.
По общему правилу, классификация прав и свобод человека и гражданина
возможна на основе определенных признаков (критериев).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В зависимости от субъекта права и свободы делятся на пра-
ва и свободы человека и права и свободы гражданина. Объем и
набор последних уже первого.
В зависимости от вида субъекта права и свободы подразделя-
ются на индивидуальные и коллективные.
По генезису – на естественные (прирожденные) и производ-
ные от них, сформулированные в международных пактах и в теку-
щем законодательстве.
Наиболее распространенным классификационным признаком
в науке конституционного права является содержание прав и свобод
человека и гражданина. По этому признаку они делятся на личные,
политические и социально-экономические и культурные.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Гражданские (личные) права определяют свободу человека в личной
жизни, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного вмеша-
тельства. Личные права и свободы определяют положение личности как тако-
вой. Они в большей мере связаны с концепцией естественных прав человека.
К личным правам относятся: право на жизнь, право на свободу и личную
неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тай-
на переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сооб-
щений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право
на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства,
свобода совести.
Особенностями данной группы прав и свобод является то, что
1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми, естественными
правами человека, т. е. не связаны напрямую с принадлежностью к
гражданству государства;