Файл: Конституционное право зарубежных стран. Общая часть.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8493

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36 

налоги, а также соблюдать конституцию и законы (преамбула и ст. 13 Деклара-
ции прав человека и гражданина Франции). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Второй этап развития конституционных прав и свобод, охва-

тивший  приблизительно  первую  половину  XX в.,  характеризуется 
появлением в конституциях экономических, социальных и культур-
ных  прав  и  свобод,  а  также  расширением  круга  конституционных 
обязанностей, что происходит под действием тенденции социализа-
ции. 

На третьем этапе эволюции прав, свобод и обязанностей, ко-

торый  начался  с  середины  XX в.  и  продолжается  до  настоящего 
времени,  их  перечень,  содержащийся  в  конституциях,  еще  более 
расширился. В связи с резким ухудшением состояния окружающей 
среды он пополнился экологическими правами и свободами. Разви-
тие  научно-технического  прогресса  обусловило  появление  в  кон-
ституциях информационных прав и свобод, углубление содержания 
традиционных прав и свобод, а также возникновение нового поко-
ления гарантий прав человека. Кроме того, в связи с продолжающей 
действовать  тенденцией  социализации конституций и обострением 
национальных противоречий конституции стали закреплять наряду 
с правами отдельного человека права народов, прежде всего мало-
численных  (так,  Конституция  Болгарии  1991 г.  в  ст. 36  провозгла-
шает право граждан, для которых болгарский язык не является род-
ным,  изучать  и  использовать  родной  язык  наряду  с  болгарским). 
Тенденция  социализации  обусловила  также  изменение  содержания 
традиционных конституционных  прав и  свобод.  Прежде  всего,  это 
коснулось  права  собственности.  Если  в  первых  конституциях  за-
креплялись лишь его неприкосновенность и условия отчуждения в 
исключительных случаях (поправка V к Конституции США), то по-
слевоенные  конституции  все  чаще  и  чаще  фиксируют  социальную 
функцию собственности, заключающуюся в том, что ее использова-
ние собственником должно служить не только его интересам, но и 
всеобщему благу (ч. 2 ст. 14 Основного закона ФРГ). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Существуют  два  способа  формулирования  прав  и  свобод:  позитивный  и 

негативный. Позитивный способ предполагает констатацию наличия у субъекта 


background image

37 

права  (вправе,  может)  совершать  то  или  иное  деяние.  Негативный  означает 
лишь запрет каких-либо деяний, нарушающих то или иное право или свободу, а 
иногда и ограничений, пределов их реализации (то есть само право при исполь-
зовании негативного способа не называется, а подразумевается). Примером по-
зитивного  формулирования  права  является  норма  ст. 17  Конституции  Италии: 
«Граждане имеют право собираться мирно и без оружия». Негативный способ 
получил  наиболее  яркое  выражение  в  статьях  американского  Билля  о  правах. 
Так, ст. 1 гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих ка-
кую-либо  религию или  запрещающих ее  свободное исповедание...».  Ясно,  что 
таким образом устанавливается свобода совести.  

Следует отметить, что негативный способ формулирования прав и свобод 

в  наибольшей  степени  характерен  для  стран  англосаксонской  правовой  систе-
мы,  а  позитивный  –  для  континентальной.  При  этом  оба  способа  имеют  как 
преимущества, так и недостатки. Негативный способ в наибольшей степени со-
ответствует  концепции  естественного  права,  то  есть  допускает  возможность 
использования и защиты любого общепризнанного права. Позитивный же спо-
соб повышает уровень информированности населения о своих правах и свобо-
дах, способствует осознанию людьми своих прав и свобод, создает у человека 
уверенность в наличии того или иного права, делает взаимоотношения государ-
ства  и  человека  более  конкретными.  Поэтому  большинство  современных  кон-
ституций  в  той  или  иной  степени  сочетают  оба  подхода  к  формулированию 
прав и свобод. Примером такого сочетания могут служить формулы: «свобода 
личности ненарушима» (ст. 13 Конституции Италии) или «человеческое досто-
инство неприкосновенно» (ст. 1 Основного закона ФРГ). 

Законодательство зарубежных стран предусматривает возможности огра-

ничения прав и свобод человека в определенных случаях, следствием которых 
является введение особых правовых режимов. При этом необходимо сознавать, 
что особые правовые режимы следует рассматривать не в качестве специально-
го инструмента ограничения прав и свобод граждан, а как составную часть пра-
вового арсенала, призванного обеспечить интересы личности, общества и госу-
дарства.  Ведь  результатом  отдельных  ограничений,  границы  которых 
определены  законом,  выступает  гарантирование  наиболее  важных  прав  и  сво-
бод граждан, определяющих смысл и основные цели деятельности демократи-
ческого правового государства. 

В связи с этим заслуживает внимания точка зрения В. Г. Вишнякова, со-

гласно которой особые правовые режимы предусматривают ограничения прав и 


background image

38 

свобод  граждан,  когда  такая  мера  служит  единственным  способом  предупре-
ждения  и  нейтрализации  негативных  последствий  реальных  и  возможных 
угроз

1

. Отсюда следует, что ограничения прав и свобод следует рассматривать 

как  вынужденное,  но  объективно  обусловленное  средство  обеспечения  без-
опасности личности, общества и государства, применяющееся на основании за-
кона и в соответствии с нормами международного права только в качестве ис-
ключительной  меры,  причем  обязательно  временного  характера  (на  период 
действия особых правовых режимов). Еще в середине XIX в. австрийский уче-
ный Л. Штейн указывал на «право государственной необходимости» вводить те 
или иные ограничения прав и свобод «вследствие какого-нибудь внезапного и 
переходящего  основания»  (войны,  наводнения,  пожары  и  т. д.).  Возможность 
предоставления государству права на ограничения (дискриминацию) в том слу-
чае, когда внешние и неожиданные обстоятельства требуют временной чрезвы-
чайной власти, допускал и Ф. Хайек. 

3.4 Система конституционных прав, свобод и обязанностей  

человека и гражданина 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Права  человека  –  это  его  социальные  возможности,  детер-

минированные  экономическими  и  культурными  условиями  жизни 

общества и законодательно закрепленные государством. В них вы-

ражена та мера свободы, которая объективно возможна для лич-

ности  на  конкретно-историческом  этапе  развития.  В пределах 

этой  формально  закрепленной  свободы  осуществляется  самоопре-

деление личности, формируются условия реального пользования со-

циальными  благами  в  различных  сферах  политической,  экономиче-

ской,  социально-культурной  жизни.  Права  человека  –  это  не 

потенциальные,  а  реальные  социальные  возможности  индивида, 

вытекающие непосредственно из закона. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Государство закрепляет права личности не произвольно: оно юридически 

оформляет  общественные  права  человека,  которые  обусловлены  уровнем  эко-
номического и политического развития общества. Законодатель может закреп-
лять только те права, для осуществления которых сформировались социально-
                                           

1

Правовое  обеспечение  безопасности  Российской  Федерации  /  под  ред.  В. Г.  Вишнякова. – 

М., 2005. – С. 30–31. 


background image

39 

экономические и политические предпосылки, вытекающие их реальных обще-
ственных отношений. 

Права  личности  –  не  «дар»  государства,  а  социальные  возможности, 

обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни. Законодатель не мо-
жет искусственно «занижать» или «завышать» объем прав и свобод, он связан 
условиями социального взаимодействия людей. 

Правовой статус личности включает в себя всю совокупность прав, сво-

бод,  законных  интересов  и  обязанностей  человека  и  гражданина,  предусмот-
ренную в принципах и нормах всего текущего законодательства. В то же время 
конституционное  законодательство  содержит  основные  права,  свободы  и  обя-
занности, являющиеся составным элементом конституционного статуса лично-
сти. 

Существует  набор причин,  по  которым  одни  права и  свободы  закрепля-

ются  конституционно,  а  другие  –  в  текущем  законодательстве.  К причинам 
их закрепления в конституциях принято относить: 

1)  значимость этих прав и свобод для человека и общества; 
2)  изначальный,  прирожденный  и  неотчуждаемый  характер  принадле-

жащих человеку прав и свобод; 

3)  верховенство конституционных (основных) прав и свобод, делающее 

все иные права и свободы в той или иной сфере жизни производными; 

4)  принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражда-

нину либо каждому гражданину; 

5)  всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т. е. они равны и 

едины для всех без исключения; 

6)  основные права, свободы и обязанности неотчуждаемы по воле граж-

данина; 

7)  основные  права,  свободы  и  обязанности  действуют  на  всей  террито-

рии государства. 

Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют со-

бой  систему.  Все  они  выступают  как  некое  единое  целое,  что  обусловлено 
единством  исходных  принципов,  прежде  всего  таких,  как  равноправие,  соци-
альная  справедливость,  которые  вытекают  из  теории  естественного  права. 
В данном случае имеется в виду формальное юридическое равенство, содержа-
ние  которого  составляют:  равенство  нрав,  равенство  обязанностей,  равенство 
перед  законом  и  судом.  Оно  формально  потому,  что  не  совпадает  с  фактиче-
ским равенством в сфере материальных, социальных и духовных благ. 


background image

40 

Отмеченное единство означает, что непредоставление или нарушение ка-

ких-либо прав и свобод влечет за собой нарушение других прав и свобод. Права 
и обязанности также тесно взаимосвязаны и должны корреспондировать между 
собой. 

Права человека чрезвычайно многообразны по содержанию, объему, спо-

собам реализации. 

По общему правилу, классификация прав и свобод человека и гражданина 

возможна на основе определенных признаков (критериев). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В зависимости от субъекта права и свободы делятся на пра-

ва  и  свободы  человека  и  права  и  свободы  гражданина.  Объем  и 
набор последних уже первого. 

В зависимости от вида субъекта права и свободы подразделя-

ются на индивидуальные и коллективные

По генезису – на естественные (прирожденные) и производ-

ные от них, сформулированные в международных пактах и в теку-
щем законодательстве. 

Наиболее  распространенным  классификационным  признаком 

в науке конституционного права является содержание прав и свобод 
человека и гражданина. По этому признаку они делятся на личные
политические и социально-экономические и культурные
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Гражданские  (личные)  права  определяют  свободу  человека  в  личной 

жизни,  его  юридическую  защищенность  от  какого-либо  незаконного  вмеша-
тельства. Личные права и свободы определяют положение личности как тако-
вой.  Они  в  большей  мере  связаны  с  концепцией  естественных  прав  человека. 
К личным  правам  относятся:  право  на  жизнь,  право  на  свободу  и  личную 
неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тай-
на  переписки,  телефонных  переговоров,  почтовых,  телеграфных  и  иных  сооб-
щений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право 
на  пользование  родным  языком,  свобода  передвижения  и  места  жительства, 
свобода совести. 

Особенностями данной группы прав и свобод является то, что 
1)  они  являются  по  своей  сущности  неотчуждаемыми,  естественными 

правами  человека,  т. е.  не  связаны  напрямую  с  принадлежностью  к 
гражданству государства;