Файл: Международное частное право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6504

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111

гражданином которой был наследодатель в момент составления (отмены) заве-
щания; этому же праву (а не праву страны места жительства) подчинена форма
завещания.

Например, ст. 41 Договора о правовой помощи с Польшей предусматривает:

«1. Способность составлять или отменять завещание, равно как и правовые по-
следствия недостатков волеизъявления, определяются законодательством догова-
ривающейся стороны, гражданином которой был наследодатель в момент состав-
ления или отмены завещания. 2. Форма составления или отмены завещания опре-
деляется законодательством Договаривающейся Стороны, гражданином которой
был наследодатель в момент составления или отмены завещания. Однако доста-
точно соблюдения законодательства Договаривающейся Стороны, на территории
которой было составлено или отменено завещание».

Эта норма имеет преимущество перед правилом п. 2 ст. 1224 ГК РФ. Поэтому,

в частности, если проживавшее в России лицо на момент составления завещания
не имело российского гражданства и при этом завещание было составлено вне
России, например в Польше, применять к его форме российское право, как это
вытекало бы из п. 2 ст. 1224 ГК РФ, неправомерно.

В отношении выморочного имущества Минская конвенция 1993 г. (ст. 46) и ряд

двусторонних договоров о правовой помощи содержат норму, устанавливая, что
если по законодательству, подлежащему применению при наследовании, наслед-
ником является государство, то движимое наследственное имущество переходит
государству, гражданином которого был наследодатель в момент смерти, а недви-
жимое — государству, на территории которого оно находится. Эта норма в отноше-
ниях со странами-участницами соответствующего международного договора ис-
ключает действие коллизионных норм ст. 1224 ГК РФ.

Посвященные вопросам наследования нормы Конвенции о правовой помощи

и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подпи-
санной в октябре 2002 г. в Кишиневе странами-участницами Минской конвенции
1993 г., воспроизводят соответствующие правила Минской конвенции. Кишинев-
ская конвенция пока не вступила в силу.

В многосторонних конвенциях, которые содержат относящиеся к наследова-

нию коллизионные и материально-правовые нормы, Россия не участвует. Среди
них Конвенция о коллизиях законов, касающихся формы завещательных распоря-
жений, 1961 г., оказавшая значительное влияние на внутреннее законодательство
стран-участниц. СССР в свое время подписал Вашингтонскую Конвенцию, преду-
сматривающую единообразный закон о форме международного завещания, 1973 г.,
но не ратифицировал ее (Конвенция не вступила в силу).

Международные договоры о правовой помощи в отношении наследственных

вопросов предусматривают и комплекс организационных мер, которые реализу-
ют официальные органы государств при открытии международных наследств. Как
правило, в такой ситуации участвует консул. Получив информацию об открыв-
шемся наследстве, консул незамедлительно сообщает все необходимые сведения
о наследстве и наследниках в Министерство иностранных дел того государства,
гражданством которого обладает наследодатель. Согласно консульским конвенци-
ям, заключенным Россией, консул обладает полномочиями представлять интересы
российских граждан, если эти граждане не в состоянии своевременно защитить


background image

112

Глава 13. Правовое регулирование

наследственных отношений с иностранным элементом

свои права и не назначили управляющего. Полномочия консулов закрепляются
в международных договорах особого рода — консульских конвенциях.

Так, консульские конвенции, заключенные Россией, предусматривают, что если

гражданин представляемого государства претендует на долю в имуществе, остав-
шуюся после смерти лица,— гражданина одного из государств-участников Конвен-
ции, то интересы этого гражданина представляет консул. В консульских конвенци-
ях предусмотрено, что консул имеет право представлять гражданина РФ в судах
государства пребывания без какой-либо доверенности.

Консулу (равно как и дипломатическому представительству) поручается при-

нять по описи вещи гражданина России, умершего в государстве пребывания кон-
сула (или стране, где находится дипломатическое представительство). Наследст-
венная масса в виде движимого имущества передается учреждениям, компетент-
ным заниматься делами о наследовании, дипломатическому представительству или
консульскому учреждению. Затем это имущество поступает к наследникам.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 13

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Какие коллизионные принципы применяются в наследственном праве России?

2. Каковы особенности наследования недвижимого имущества?

3. Что такое выморочное имущество?

4. Как наследуется выморочное имущество?

5. Назовите и охарактеризуйте существующие концепции перехода вымороч-

ного имущества к государству.

6. Как решается вопрос о применимом праве в отношении формы завещания?


background image

Глава 14

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ

ПРОЦЕСС. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ.

НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Понятие международного гражданского процесса

Международный гражданский процесс (МГП) включает в себя комплекс во-

просов, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц,
порядком и особенностями рассмотрения в судах гражданско-правовых споров,
осложненных иностранным элементом. МГП является формой реализации граж-
данских прав и одновременно может осуществляться лишь как публичное право-
отношение, охватывает комплекс международных и национальных процедур.

Термин «международный гражданский процесс» носит условный характер:

слово «международный» означает наличие гражданского правоотношения, ослож-
ненного иностранным элементом. Наиболее традиционно понимание МГП как ча-
сти национального гражданского (арбитражного) процесса, связанного с разбира-
тельством гражданско-правовых споров с иностранным элементом.

Круг вопросов, охватываемых международным гражданским процессом:

ˆ гражданско-процессуальное положение иностранных физических и юри-

дических лиц, иностранного государства, международных организаций;

ˆ определение международной подсудности гражданских дел;
ˆ установление содержания применимого иностранного права;
ˆ порядок и способы исполнения судебных поручений;
ˆ признание и исполнение иностранных судебных решений;


background image

114

Глава 14. МГП. Рассмотрение споров

в судебном порядке. Нотариальные действия

ˆ нотариальные действия, связанные с защитой прав и интересов участников

гражданского оборота.

Источники международного гражданского процесса

Нормы международного гражданского процесса содержатся в многочисленных

универсальных и региональных конвенциях, а также в двусторонних договорах
о правовой помощи, консульских конвенциях и иных соглашениях. К универсаль-
ным многосторонним конвенциям относятся:

1) Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.;

2) Конвенция, отменяющая требования легализации иностранных официаль-

ных документов, 1961 г.;

3) Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных до-

кументов по гражданским и торговым делам 1965 г.;

4) Брюссельская Конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного ис-

полнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих
споров 1968 г.;

5) Гаагская Конвенция о получении за границей доказательств по граждан-

ским и уголовным делам 1970 г.

К региональным конвенциям можно отнести:

1) Европейскую Конвенцию об информации относительно иностранного за-

конодательства 1968 г.;

2) Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция);

3) Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам 2002 г. (Кишиневская конвенция) и др.

Нормы МГП содержатся в двусторонних договорах РФ с иностранными госу-

дарствами. Такие договоры о правовой помощи заключены с Албанией (1958 г.),
Болгарией (1975 г.), Вьетнамом (1981 г.), Ираком (1973 г.), Грецией (1981 г.), Ита-
лией (1979 г.), Кипром (1984 г.), Тунисом (1984 г.), Финляндией (1978 г.) и т. д.

Основными источниками в Российской Федерации, содержащими нормы меж-

дународного гражданского процесса, являются Гражданский процессуальный ко-
декс РФ (2003 г.) и Арбитражный процессуальный кодекс РФ (2002 г.). Наряду
с этим положения, относящиеся к данной сфере, содержатся в Федеральных зако-
нах «О третейских судах в Российской Федерации», «Об исполнительном произ-
водстве» и других нормативных актах.

Гражданско-процессуальное законодательство выступает основным источни-

ков национального МГП в праве большинства государств (Польша, ФРГ, Франция).
В некоторых государствах приняты единые законы о международном частном пра-
ве и процессе (Турция, Чехия). Большинство государств включают нормы МГП
в законы о МЧП (Венгрия, Италия, Тунис, Швейцария). В этом отношении пока-
зателен швейцарский Закон о МЧП, который устанавливает:

1) компетенцию швейцарских судов и ведомств;


background image

115

2) применимое право;

3) предпосылки признания и исполнения решений иностранных судов;

4) арбитраж и подсудность.

Особенности англо-американских источников МГП заключаются в общей спе-

цифике системы общего права — главенствующую роль среди источников права
вообще играет судебный прецедент.

Процессуальное положение иностранцев

Процессуальное положение иностранных лиц в Российской Федерации закреп-

лено в Конституции РФ (ст. 46, ст. 62), в ГПК РФ (ст. 398), АПК РФ (ст. 254), ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 г.
(ст. 4), которые устанавливают принцип национального режима.

Изъятие из принципа национального режима может быть установлено только

в порядке реторсий, вводимых Правительством РФ по отношению к лицам тех
государств, в судах которых ограничиваются процессуальные права российских лиц.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностран-

ных граждан и лиц без гражданства определяется их личным законом (п. 1 ст. 399
ГПК РФ). Физическое лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью по
своему личному закону, в Российской Федерации может быть признано процессу-
ально дееспособным, если это соответствует российскому законодательству (п. 3
ст. 399 ГПК РФ).

В Арбитражном законодательстве закреплено требование о том, что иностран-

ные участники процесса должны представить в арбитражный суд доказательства,
подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предприни-
мательской и иной экономической деятельности (ст. 254 АПК РФ).

Процессуальное положение государства как участника гражданского процес-

са основано на его иммунитете. Предъявление в суде Российской Федерации иска
к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию
в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество,
принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Россий-
ской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по
обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполне-
ния решения суда допускаются только с согласия компетентных органов соответ-
ствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором
Российской Федерации или Федеральным законом (п. 1 ст. 401 ГПК РФ). Поло-
жения ст. 251 АПК РФ основаны преимущественно на доктрине функционального
иммунитета. Здесь четко обозначено, что иностранное государство пользуется им-
мунитетом, если выступает только как суверен.

Практически во всех государствах закреплено право иностранцев на судебную

защиту и свободный доступ в суды. Однако в некоторых государствах (Франция,
Испания, Австрия, Польша, Чехия и т. д.) существует институт судебного залога
для иностранцев, т. е. возложение на истца-иностранца обязанности предоставить
обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик в случае отказа
истца от иска или проигрыша им процесса.