ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7941
Скачиваний: 4
46
ганы местного самоуправления несут ответственность перед населением, госу-
дарством, физическими и юридическими лицами.
5. Значительный удельный вес форм непосредственной демократии. Ис-
ходя из легального определения местное самоуправление считается деятельно-
стью населения. Законодатель делает особый акцент на том, что эта деятель-
ность осуществляется, во-первых, непосредственно, и во-вторых, через органы
местного самоуправления.
Впрочем, это не значит, что на местном уровне формы непосредственной
демократии получили широкое распространение. Значительный удельный вес
они имеют только по сравнению с системой государственной власти.
Референдумы на уровне Российской Федерации не проводились с момен-
та принятия Конституции, а на уровне субъектов в последние годы практически
не проводятся. На местном уровне референдумы достаточно часто проводились
по территориальным вопросам (объединение муниципальных образований).
В соответствии с Законом № 131-ФЗ для решения данных вопросов проводится
не референдум, а голосование.
Кроме того, на местном уровне, в отличие от уровня Российской Федера-
ции, существует институт отзыва выборных лиц.
Институт народной правотворческой инициативы также получил разви-
тие только в системе местного самоуправления, а такие формы непосредствен-
ной демократии, как собрания, сходы, конференции граждан в принципе нельзя
использовать на ином уровне, кроме муниципального.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Внешние признаки местного самоуправления.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Территория. Местное самоуправление как форма публичной власти не-
возможна в отсутствие соответствующей территории. Территория понимается в
сугубо административном смысле и не зависит от права собственности на те
или иные земельные участки. Пункт 4 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ устанавлива-
ет, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм соб-
ственности и целевого назначения.
2. Население. Осуществление государственной власти на ненаселенных
территориях встречается достаточно редко, но в принципе не исключено. Осу-
ществление местного самоуправления в отсутствие населения невозможно, по-
скольку именно население муниципального образования является субъектом
местного самоуправления.
47
3. Органы местного самоуправления. Несмотря на значительный удель-
ный вес форм непосредственной демократии, для осуществления полноценного
муниципального управления необходимы соответствующие органы.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительно-
го органа муниципального образования, главы муниципального образования,
местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муници-
пального образования), по общему правилу, является обязательным.
4. Объекты муниципальной собственности. Значительная часть вопросов
местного значения не может быть решена в отсутствие необходимой инфра-
структуры, которая в российских условиях находится в муниципальной соб-
ственности. Это, в частности, относится к организации электро-, тепло-, газо- и
водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом,
обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающих-
ся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с
жилищным законодательством.
5. Местный бюджет. Местный бюджет является единственной правовой
формой образования и расходования финансовых средств для решения органа-
ми местного самоуправления вопросов местного значения.
6. Местная символика. Муниципальные образования в соответствии с фе-
деральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанав-
ливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, нацио-
нальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы му-
ниципальных образований устанавливаются уставами муниципальных образо-
ваний и (или) нормативными правовыми актами представительных органов му-
ниципальных образований и подлежат государственной регистрации в порядке,
установленном федеральным законодательством.
Согласно п. 6 ст. 1259 ГК Российской Федерации символы и знаки муни-
ципальных образований не являются объектами авторских прав. Это означает,
что к ним неприменим гражданско-правовой режим защиты прав. Право автор-
ства в силу ст. 1264 ГК Российской Федерации может возникать только на про-
ект официального символа. Законодательство Российской Федерации не уста-
навливает административной или иной ответственности за применение офици-
альных символов муниципального образования без разрешения правообладате-
ля
1
.
1
Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного само-
управления в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. И. В. Бабичева, Е. С. Шугри-
ной. – М., 2015 // СПС «КонсультантПлюс».
48
Наличие местной символики (флага, герба и гимна), как правило, не явля-
ется обязательным. При этом существуют известные ограничения, связанные
с использованием на местном уровне изображений гербов Российской Федера-
ции и ее субъектов. Однако существующие правила делопроизводства требуют
использовать в определенных случаях так называемые гербовые бланки и гер-
бовые печати.
В связи с этим муниципальным образованиям необходимо установить
свой герб. Местные флаги и гимны распространены не столь широко.
3.2 Понятие и система принципов местного самоуправления
Под общими принципами местного самоуправления понимаются принци-
пы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправ-
ления) по решению вопросов местного значения, реализация иных полномочий,
отнесенных к ведению местного самоуправления Конституцией Российской
Федерации Законом № 131-ФЗ, а также актами, принятыми в соответствии
с ними.
1. Необходимость организации местного самоуправления на всей терри-
тории Российской Федерации. Базовая территориальная единица местного са-
моуправления – муниципальное образование. Муниципальные образования,
в силу этого принципа, должны создаваться на всех населенных территориях
всех субъектов Федерации.
2. Самостоятельное определение населением муниципального образова-
ния своего статуса, структуры и статуса органов в соответствии с федеральным
законодательством и законодательством субъектов Федерации в собственных
уставах. Уставы муниципальных образований в целом выполняют ту же роль,
что и Конституция Российской Федерации для страны в целом, конституции
и уставы субъектов Российской Федерации для соответствующих субъектов.
Устав муниципального образования – своеобразная конституция, которая ком-
плексно определяет важнейшие принципы устройства и жизнедеятельности
своего территориального коллектива. В уставе указывается, что они обладают
высшей юридической силой по отношению ко всем иным муниципальным
нормативно-правовым актам и имеют прямое действие. Вместе с тем, самостоя-
тельность местного самоуправления носит относительный характер, поскольку
государство законодательно закрепляет пределы полномочий местного само-
управления.
49
3. Недопустимость образования органов местного самоуправления,
назначения должностных лиц местного самоуправления органами государ-
ственной власти и государственными должностными лицами. Названный прин-
цип имеет в виду любые органы местного самоуправления и всех должностных
лиц местного самоуправления, которые действуют в соответствии с уставами
муниципальных образований. Вместе с тем, данный принцип имеет свои ис-
ключения.
Так, ст. 37 Закона № 131-ФЗ предусматривает, что при проведении кон-
курса на замещение должности главы местной администрации в муниципаль-
ном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением,
во внутригородском муниципальном образовании города федерального значе-
ния половина членов конкурсной комиссии назначается представительным ор-
ганом соответствующего муниципального образования, а другая половина –
высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации).
Деятельность органов местного самоуправления может прекращаться ре-
шениями органов государственной власти. Представительный орган может рас-
пускаться законом субъекта Российской Федерации (ст. 73 Закона № 131-ФЗ).
Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном
порядке на основании заявления главы субъекта Российской Федерации – в свя-
зи с нарушением условий контракта в части осуществления отдельных государ-
ственных полномочий.
4. Запрет осуществления местного самоуправления органами государ-
ственной власти и государственными должностными лицами. Данный принцип
выступает как существенная гарантия самостоятельности местного самоуправ-
ления. Запрет осуществления местного самоуправления государственными ор-
ганами и должностными лицами означает невозможность осуществления по-
следними функций и полномочий муниципальных образований, органов мест-
ного самоуправления, прав и полномочий иных субъектов местного самоуправ-
ления.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Вместе с тем, законодательство предусматривает исключения
из данного запрета.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
50
Так, ст. 75 Закона № 131-ФЗ устанавливает ряд случаев, при которых ор-
ганы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе времен-
но осуществлять отдельные полномочия органов местного самоуправления.
При этом органы государственной власти не вправе осуществлять отдельные
полномочия органов местного самоуправления (например, принимать устав
муниципального образования, вносить в него изменения, изменять границы му-
ниципального образования и др.). В научной литературе отмечается, что юри-
дически и содержательно оправданно федеральное и региональное вмешатель-
ство в деятельность муниципальных образований, не только когда они не
справляются с исполнением переданных государственных полномочий, но
и если в результате их действий (бездействия) возникла угроза жизни и здоро-
вью населения, проживающего на территории данного муниципального образо-
вания. Данное властное вмешательство государства в деятельность муници-
пального образования должно быть направлено исключительно на исправление
дефектов программно-целевого управления деятельностью по реализации
функциональной цели, в том числе широко понимаемой, и носить ограничен-
ный во времени характер
1
.
5. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления
граждан, муниципальными органами, должностными лицами в пределах их
полномочий, и невозможность отмены нормативно-правовых актов, актов при-
менения права муниципальных органов и должностных лиц государственными
органами и их должностными лицами, за исключением муниципальных право-
вых актов, регулирующих осуществление органами местного самоуправления
отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными зако-
нами и законами субъектов Российской Федерации.
6. Экономическая самостоятельность местного самоуправления. Глава 8
Закона № 131-ФЗ закрепляет финансово-экономическую основу местного са-
моуправления. Также к этой группе норм относятся нормы, содержащиеся
в гл. 4 названного Закона, устанавливающие порядок финансового обеспечения
местного самоуправления в случаях наделения муниципальных органов от-
дельными государственными полномочиями. При этом необходимо отметить,
что современная экономическая ситуация позволяет констатировать слабость
финансово-экономического положения многих муниципальных образований,
что делает уязвимой их политическую, организационную независимость от гос-
1
Бабичев И. В. Муниципальное право: системно-структурный анализ юридических кон-
струкций / И. В. Бабичев. – М., 2010 // СПС «КонсультантПлюс».