Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7941

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 

ганы местного самоуправления несут ответственность перед населением, госу-
дарством, физическими и юридическими лицами.  

5. Значительный  удельный  вес  форм непосредственной демократии.  Ис-

ходя из легального определения местное самоуправление считается деятельно-
стью  населения.  Законодатель  делает  особый  акцент  на  том,  что  эта  деятель-
ность осуществляется, во-первых, непосредственно, и во-вторых, через органы 
местного самоуправления. 

Впрочем, это не значит, что на местном уровне формы непосредственной 

демократии  получили  широкое  распространение.  Значительный  удельный  вес 
они имеют только по сравнению с системой государственной власти. 

Референдумы на уровне Российской Федерации не проводились с момен-

та принятия Конституции, а на уровне субъектов в последние годы практически 
не проводятся. На местном уровне референдумы достаточно часто проводились 
по  территориальным  вопросам  (объединение  муниципальных  образований). 
В соответствии с Законом № 131-ФЗ для решения данных вопросов проводится 
не референдум, а голосование. 

Кроме того, на местном уровне, в отличие от уровня Российской Федера-

ции, существует институт отзыва выборных лиц.  

Институт  народной  правотворческой  инициативы  также  получил  разви-

тие только в системе местного самоуправления, а такие формы непосредствен-
ной демократии, как собрания, сходы, конференции граждан в принципе нельзя 
использовать на ином уровне, кроме муниципального. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Внешние признаки местного самоуправления. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1. Территория. Местное самоуправление как форма публичной власти не-

возможна в отсутствие соответствующей территории. Территория понимается в 
сугубо  административном  смысле  и  не  зависит  от  права  собственности  на  те 
или иные земельные участки. Пункт 4 ч. 1 ст. 11 Закона № 131-ФЗ устанавлива-
ет, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм соб-
ственности и целевого назначения. 

2.  Население.  Осуществление  государственной  власти  на  ненаселенных 

территориях встречается достаточно редко, но в принципе не исключено. Осу-
ществление местного самоуправления в отсутствие населения невозможно, по-
скольку  именно  население  муниципального  образования  является  субъектом 
местного самоуправления. 


background image

47 

3.  Органы  местного  самоуправления.  Несмотря  на  значительный  удель-

ный вес форм непосредственной демократии, для осуществления полноценного 
муниципального управления необходимы соответствующие органы. 

Наличие в структуре органов местного самоуправления представительно-

го  органа  муниципального  образования,  главы  муниципального  образования, 
местной  администрации  (исполнительно-распорядительного  органа  муници-
пального образования), по общему правилу, является обязательным. 

4. Объекты муниципальной собственности. Значительная часть вопросов 

местного  значения  не  может  быть  решена  в отсутствие  необходимой  инфра-
структуры,  которая  в  российских  условиях  находится  в  муниципальной  соб-
ственности. Это, в частности, относится к организации электро-, тепло-, газо- и 
водоснабжения  населения,  водоотведения,  снабжения  населения  топливом, 
обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающих-
ся  в  улучшении  жилищных  условий,  жилыми  помещениями  в  соответствии  с 
жилищным законодательством. 

5.  Местный  бюджет.  Местный  бюджет  является  единственной  правовой 

формой образования и расходования финансовых средств для решения органа-
ми местного самоуправления вопросов местного значения. 

6. Местная символика. Муниципальные образования в соответствии с фе-

деральным  законодательством  и  геральдическими  правилами  вправе  устанав-
ливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, нацио-
нальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы му-
ниципальных  образований  устанавливаются  уставами  муниципальных  образо-
ваний и (или) нормативными правовыми актами представительных органов му-
ниципальных образований и подлежат государственной регистрации в порядке, 
установленном федеральным законодательством. 

Согласно п. 6 ст. 1259 ГК Российской Федерации символы и знаки муни-

ципальных образований не являются объектами авторских прав. Это означает, 
что к ним неприменим гражданско-правовой режим защиты прав. Право автор-
ства в силу ст. 1264 ГК Российской Федерации может возникать только на про-
ект  официального  символа.  Законодательство  Российской Федерации не  уста-
навливает административной или иной ответственности за применение офици-
альных символов муниципального образования без разрешения правообладате-
ля

1

                                                           

1

Комментарий  к  Федеральному  закону  «Об  общих  принципах  организации  местного  само-

управления в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. И. В. Бабичева, Е. С. Шугри-

ной. – М., 2015 // СПС «КонсультантПлюс». 


background image

48 

Наличие местной символики (флага, герба и гимна), как правило, не явля-

ется  обязательным.  При  этом  существуют  известные  ограничения,  связанные 
с использованием на местном уровне изображений гербов Российской Федера-
ции и ее субъектов. Однако существующие правила делопроизводства требуют 
использовать в определенных случаях так называемые гербовые бланки и гер-
бовые печати. 

В  связи  с  этим  муниципальным  образованиям  необходимо  установить 

свой герб. Местные флаги и гимны распространены не столь широко. 

3.2 Понятие и система принципов местного самоуправления 

Под общими принципами местного самоуправления понимаются принци-

пы деятельности населения и его представителей (органов местного самоуправ-
ления) по решению вопросов местного значения, реализация иных полномочий, 
отнесенных  к  ведению  местного  самоуправления  Конституцией  Российской 
Федерации  Законом  №  131-ФЗ,  а  также  актами,  принятыми  в  соответствии 
с ними. 

1. Необходимость организации местного самоуправления на всей терри-

тории  Российской  Федерации.  Базовая  территориальная  единица  местного  са-
моуправления  –  муниципальное  образование.  Муниципальные  образования, 
в силу  этого  принципа,  должны  создаваться  на  всех  населенных  территориях 
всех субъектов Федерации. 

2.  Самостоятельное  определение  населением  муниципального  образова-

ния своего статуса, структуры и статуса органов в соответствии с федеральным 
законодательством  и  законодательством  субъектов  Федерации  в  собственных 
уставах. Уставы муниципальных образований в целом выполняют ту же роль, 
что  и  Конституция  Российской  Федерации  для  страны  в  целом,  конституции 
и уставы  субъектов  Российской  Федерации  для  соответствующих  субъектов. 
Устав муниципального образования – своеобразная конституция, которая ком-
плексно  определяет  важнейшие  принципы  устройства  и  жизнедеятельности 
своего территориального коллектива. В уставе указывается, что они обладают 
высшей  юридической  силой  по  отношению  ко  всем  иным  муниципальным 
нормативно-правовым актам и имеют прямое действие. Вместе с тем, самостоя-
тельность местного самоуправления носит относительный характер, поскольку 
государство  законодательно  закрепляет  пределы  полномочий  местного  само-
управления. 


background image

49 

3.  Недопустимость  образования  органов  местного  самоуправления, 

назначения  должностных  лиц  местного  самоуправления  органами  государ-
ственной власти и государственными должностными лицами. Названный прин-
цип имеет в виду любые органы местного самоуправления и всех должностных 
лиц  местного  самоуправления,  которые  действуют  в  соответствии  с  уставами 
муниципальных  образований.  Вместе  с  тем,  данный  принцип  имеет  свои  ис-
ключения. 

Так, ст. 37 Закона № 131-ФЗ предусматривает, что при проведении кон-

курса  на  замещение  должности  главы  местной  администрации  в  муниципаль-
ном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, 
во  внутригородском  муниципальном  образовании  города  федерального  значе-
ния половина членов конкурсной комиссии назначается представительным ор-
ганом  соответствующего  муниципального  образования,  а  другая  половина  – 
высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем 
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской 
Федерации). 

Деятельность органов местного самоуправления может прекращаться ре-

шениями органов государственной власти. Представительный орган может рас-
пускаться законом субъекта Российской Федерации (ст. 73 Закона № 131-ФЗ). 
Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут в судебном 
порядке на основании заявления главы субъекта Российской Федерации – в свя-
зи с нарушением условий контракта в части осуществления отдельных государ-
ственных полномочий. 

4.  Запрет  осуществления  местного  самоуправления  органами  государ-

ственной власти и государственными должностными лицами. Данный принцип 
выступает как существенная гарантия самостоятельности местного самоуправ-
ления. Запрет осуществления местного самоуправления государственными ор-
ганами  и  должностными  лицами  означает  невозможность  осуществления  по-
следними функций и полномочий муниципальных образований, органов мест-
ного самоуправления, прав и полномочий иных субъектов местного самоуправ-
ления. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Вместе с тем, законодательство предусматривает исключения 

из данного запрета. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

50 

Так, ст. 75 Закона № 131-ФЗ устанавливает ряд случаев, при которых ор-

ганы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе времен-
но  осуществлять  отдельные  полномочия  органов  местного  самоуправления. 
При  этом  органы  государственной  власти  не  вправе  осуществлять  отдельные 
полномочия  органов  местного  самоуправления  (например,  принимать  устав 
муниципального образования, вносить в него изменения, изменять границы му-
ниципального образования и др.). В научной литературе отмечается, что юри-
дически и содержательно оправданно федеральное и региональное вмешатель-
ство  в  деятельность  муниципальных  образований,  не  только  когда  они  не 
справляются  с  исполнением  переданных  государственных  полномочий,  но 
и если в результате их действий (бездействия) возникла угроза жизни и здоро-
вью населения, проживающего на территории данного муниципального образо-
вания.  Данное  властное  вмешательство  государства  в  деятельность  муници-
пального образования должно быть направлено исключительно на исправление 
дефектов  программно-целевого  управления  деятельностью  по  реализации 
функциональной цели,  в  том числе  широко  понимаемой, и носить ограничен-
ный во времени характер

1

5.  Обязательность  решений,  принятых  путем  прямого  волеизъявления 

граждан,  муниципальными  органами,  должностными  лицами  в  пределах  их 
полномочий, и невозможность отмены нормативно-правовых актов, актов при-
менения права муниципальных органов и должностных лиц государственными 
органами и их должностными лицами, за исключением муниципальных право-
вых  актов,  регулирующих  осуществление  органами  местного  самоуправления 
отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными зако-
нами и законами субъектов Российской Федерации. 

6.  Экономическая  самостоятельность  местного  самоуправления.  Глава  8 

Закона  №  131-ФЗ  закрепляет  финансово-экономическую  основу  местного  са-
моуправления.  Также  к  этой  группе  норм  относятся  нормы,  содержащиеся 
в гл. 4 названного Закона, устанавливающие порядок финансового обеспечения 
местного  самоуправления  в  случаях  наделения  муниципальных  органов  от-
дельными  государственными  полномочиями.  При  этом  необходимо  отметить, 
что  современная  экономическая  ситуация  позволяет  констатировать  слабость 
финансово-экономического  положения  многих  муниципальных  образований, 
что делает уязвимой их политическую, организационную независимость от гос-

                                                           

1

Бабичев  И.  В.  Муниципальное  право:  системно-структурный  анализ  юридических  кон-

струкций / И. В. Бабичев. – М., 2010 // СПС «КонсультантПлюс».