ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7946
Скачиваний: 4
56
вых муниципальных образований, к упразднению некоторых из действующих,
к изменению границ между муниципальными образованиями, к иным суще-
ственным изменениям их статуса. Все эти отношения требуют своего норма-
тивного упорядочения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Образованием муниципальных образований является процесс
их создания на территориях, не охваченных местным самоуправле-
нием и не входящих в состав уже имеющихся муниципальных обра-
зований.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основой данного процесса является волеизъявление населения этих тер-
риторий. Правовой аспект отражается в официальных документах, в частности
в уставе муниципального образования.
При определении территории муниципального образования необходимо
учитывать следующие критерии:
1. Местное самоуправление является территориальным, т. е. осуществ-
ляется на определенных территориях, отграниченных друг о друга.
2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Россий-
ской Федерации, без каких-либо изъятий.
3. Территория муниципального образования является целостной, т. е.
должна иметь непрерывную границу.
4. Муниципальное образование определяется как населенная террито-
рия. Отсюда следует, что квалифицирующим признаком муниципаль-
ного образования является наличие населения.
5. Территория муниципального образования должна быть такой, чтобы
проживающие в ее границах население было объединено общими ин-
тересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению мест-
ного самоуправления.
6. На территории муниципального образования желательно наличие не-
обходимой для решения вопросов местного значения социальной
и коммунальной инфраструктуры.
7. При определении территории муниципальных образований целесооб-
разно учитывать принципы территориальной и временной доступно-
сти оказываемых услуг.
8. При установлении территории муниципальных образований нельзя не
учитывать традиционный способ хозяйствования населения.
57
Процесс создания вновь образованных поселений регламентируется За-
коном 131-ФЗ. Согласно ст. 13.2 Закона № 131-ФЗ создание вновь образован-
ных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъек-
тов Российской Федерации по инициативе населения, выдвинутой на сходе
граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных
территориях, органов местного самоуправления, органов государственной вла-
сти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной
власти. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном
пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании
вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода
граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива
органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании
на межселенной территории вновь образованного муниципального образования
оформляется решением соответствующих органов местного самоуправления,
органов государственной власти.
Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях
осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного
представительным органом данного муниципального района. Закон субъекта
Российской Федерации о создании на межселенной территории вновь образо-
ванного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампа-
нии по выборам органа местного самоуправления муниципального района,
а также в период кампании местного референдума. В случае выдвижения на
сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межсе-
ленной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения,
решение об этом оформляется сходом граждан, проживающих в соответствую-
щем населенном пункте.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Преобразования муниципальных образований – это объеди-
нение муниципальных образований, разделение муниципальных
образований, изменение статуса городского поселения в связи
с наделением его статусом городского округа либо лишением его
статуса городского округа.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
С инициативой по преобразованию муниципального образования могут
выступать население, органы местного самоуправления, органы государствен-
ной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государ-
58
ственной власти. Инициатива населения о преобразовании муниципального об-
разования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и при-
нимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для
выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива орга-
нов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразова-
нии муниципального образования оформляется решениями соответствующих
органов местного самоуправления, органов государственной власти. Если объ-
единение двух и более поселений не влечет изменения границ иных муници-
пальных образований, то оно осуществляется с согласия населения каждого из
поселений, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан.
Если объединение двух и более муниципальных районов не влечет изме-
нения границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с уче-
том мнения населения, которое выражается опосредованно представительными
органами каждого из объединяемых муниципальных районов. Если разделение
поселения влечет образование двух и более поселений, то оно осуществляется
с согласия населения каждого из образуемых поселений, которое выражается
путем голосования либо на сходах граждан.
Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения
населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением
его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской
Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения,
а также с согласия населения муниципального района, из состава которого вы-
деляется (в состав которого включается) соответствующее городское поселе-
ние.
Мнение населения городского поселения и мнение населения муници-
пального района выявляются путем голосования (см. «голосование по вопросу
преобразования муниципального образования»), проводимого раздельно на
территории городского поселения и на территории муниципального района, из
состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселе-
ние. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии
согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения
муниципального района.
Упразднение муниципального образования означает прекращение суще-
ствования муниципального образования. Муниципальное образование может
быть упразднено вследствие объединения с другим муниципальным образова-
59
нием, установления федеральным законом на территории муниципального об-
разования запрета на осуществление местного самоуправления и в других слу-
чаях.
Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью
сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность насе-
ления сельского поселения составляет не более 100 чел. и решение об упразд-
нении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном
поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципаль-
ного района в качестве межселенной территории.
Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской
Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, орга-
нов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных
органов государственной власти в соответствии с Законом № 131-ФЗ. Инициа-
тива населения об упразднении поселения оформляется решением об упраздне-
нии поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном посе-
лении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государствен-
ной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствую-
щих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения му-
ниципального района, выраженного представительным органом соответствую-
щего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об
упразднении поселения также не должен вступать в силу в период избиратель-
ной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муници-
пального образования и во время проведения местного референдума.
4.3 Границы муниципальных образований
В ст. 11 Закона № 131-ФЗ указаны требования к установлению и измене-
нию границ муниципальных образований. Это следующие требования:
1. Территория субъекта Российской Федерации разграничивается между
поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за исклю-
чением исторически сложившихся земель населенных пунктов, прилегающих
к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользо-
вания населения соответствующего поселения, рекреационных земель, земель
для развития поселения) могут не включаться в состав территорий поселений.
60
2. Территории всех поселений, за исключением территорий городских
округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения
межселенные территории входят в состав муниципальных районов.
3. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли
населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, террито-
рии традиционного природопользования населения соответствующего поселе-
ния, рекреационные земли, земли для развития поселения.
4. В состав территории поселения входят земли независимо от форм соб-
ственности и целевого назначения.
5. В состав территории городского поселения могут входить один город
или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского
поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транс-
портной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских
населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).
6. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило,
один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более
1 000 человек (для территории с высокой плотностью населения – более
3 000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских
населенных пунктов с численностью населения менее 1 000 человек каждый
(для территории с высокой плотностью населения – менее 3 000 человек каж-
дый).
7. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 000 че-
ловек, как правило, входит в состав сельского поселения.
8. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом
сельского поселения с учетом плотности населения региона и доступности тер-
ритории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численно-
стью населения менее 1 000 человек.
9. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных
местностях сельский населенный пункт с численностью населения менее
100 человек может не наделяться статусом поселения, и данный населенный
пункт может не входить в состав поселения, если такое решение принято на
сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.
10. Административным центром муниципального района может считаться
город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в грани-
цах муниципального района.