Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7946

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56 

вых муниципальных образований, к упразднению некоторых из действующих, 
к  изменению  границ  между  муниципальными  образованиями,  к  иным  суще-
ственным  изменениям  их  статуса.  Все  эти  отношения  требуют  своего  норма-
тивного упорядочения. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Образованием муниципальных образований является процесс 

их создания на территориях, не охваченных местным самоуправле-
нием и не входящих в состав уже имеющихся муниципальных обра-
зований. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основой данного процесса является волеизъявление населения этих тер-

риторий. Правовой аспект отражается в официальных документах, в частности 
в уставе муниципального образования. 

При  определении  территории  муниципального  образования  необходимо 

учитывать следующие критерии: 

1.  Местное  самоуправление  является  территориальным,  т. е.  осуществ-

ляется на определенных территориях, отграниченных друг о друга. 

2.  Местное самоуправление осуществляется на всей территории Россий-

ской Федерации, без каких-либо изъятий. 

3.  Территория  муниципального  образования  является  целостной,  т. е. 

должна иметь непрерывную границу. 

4.  Муниципальное  образование  определяется  как  населенная  террито-

рия. Отсюда следует, что квалифицирующим признаком муниципаль-
ного образования является наличие населения. 

5.  Территория  муниципального  образования  должна  быть  такой,  чтобы 

проживающие в ее границах население было объединено общими ин-
тересами в тех вопросах, решение которых отнесено к ведению мест-
ного самоуправления. 

6.  На территории муниципального образования желательно наличие не-

обходимой  для  решения  вопросов  местного  значения  социальной 
и коммунальной инфраструктуры. 

7.  При определении территории муниципальных образований целесооб-

разно  учитывать  принципы  территориальной  и  временной  доступно-
сти оказываемых услуг. 

8.  При установлении территории муниципальных образований нельзя не 

учитывать традиционный способ хозяйствования населения. 


background image

57 

Процесс  создания  вновь  образованных  поселений  регламентируется  За-

коном 131-ФЗ. Согласно ст. 13.2 Закона № 131-ФЗ создание вновь образован-
ных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъек-
тов  Российской  Федерации  по  инициативе  населения,  выдвинутой  на  сходе 
граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных 
территориях, органов местного самоуправления, органов государственной вла-
сти  субъектов  Российской  Федерации,  федеральных  органов  государственной 
власти.  В  случае  выдвижения  на  сходе  граждан,  проживающих  в  населенном 
пункте,  расположенном  на  межселенной  территории,  инициативы  о  создании 
вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода 
граждан,  проживающих  в  соответствующем  населенном  пункте.  Инициатива 
органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании 
на межселенной территории вновь образованного муниципального образования 
оформляется  решением  соответствующих  органов  местного  самоуправления, 
органов государственной власти. 

Создание  вновь  образованных  поселений  на  межселенных  территориях 

осуществляется  с  согласия  населения  муниципального  района,  выраженного 
представительным  органом  данного  муниципального  района.  Закон  субъекта 
Российской  Федерации  о  создании на межселенной  территории  вновь  образо-
ванного поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампа-
нии  по  выборам  органа  местного  самоуправления  муниципального  района, 
а также  в  период  кампании  местного  референдума.  В  случае  выдвижения  на 
сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межсе-
ленной  территории,  инициативы  о  создании  вновь  образованного  поселения, 
решение об этом оформляется сходом граждан, проживающих в соответствую-
щем населенном пункте. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Преобразования  муниципальных  образований  –  это  объеди-

нение  муниципальных  образований,  разделение  муниципальных 
образований,  изменение  статуса  городского  поселения  в  связи 
с наделением  его  статусом  городского  округа  либо  лишением  его 
статуса городского округа. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

С  инициативой  по  преобразованию  муниципального  образования  могут 

выступать население, органы местного самоуправления, органы государствен-
ной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  федеральные  органы  государ-


background image

58 

ственной власти. Инициатива населения о преобразовании муниципального об-
разования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и при-
нимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для 
выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива орга-
нов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразова-
нии  муниципального  образования  оформляется  решениями  соответствующих 
органов местного самоуправления, органов государственной власти. Если объ-
единение  двух  и  более  поселений  не  влечет  изменения  границ  иных  муници-
пальных образований, то оно осуществляется с согласия населения каждого из 
поселений, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан. 

Если объединение двух и более муниципальных районов не влечет изме-

нения границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с уче-
том мнения населения, которое выражается опосредованно представительными 
органами каждого из объединяемых муниципальных районов. Если разделение 
поселения влечет образование двух и более поселений, то оно осуществляется 
с согласия  населения  каждого  из  образуемых  поселений,  которое  выражается 
путем голосования либо на сходах граждан. 

Разделение  муниципального  района  осуществляется  с  учетом  мнения 

населения,  выраженного  представительным  органом  муниципального  района. 
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением 
его  статуса  городского  округа  осуществляется  законом  субъекта  Российской 
Федерации  с  согласия  населения  соответствующего  городского  поселения, 
а также с согласия населения муниципального района, из состава которого вы-
деляется  (в  состав  которого  включается)  соответствующее  городское  поселе-
ние. 

Мнение  населения  городского  поселения  и  мнение  населения  муници-

пального района выявляются путем голосования (см. «голосование по вопросу 
преобразования  муниципального  образования»),  проводимого  раздельно  на 
территории городского поселения и на территории муниципального района, из 
состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселе-
ние.  Изменение  статуса  городского  поселения  не  допускается  при  отсутствии 
согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения 
муниципального района. 

Упразднение  муниципального  образования  означает  прекращение  суще-

ствования  муниципального  образования.  Муниципальное  образование  может 
быть упразднено вследствие объединения с другим муниципальным образова-


background image

59 

нием, установления федеральным законом на территории муниципального об-
разования запрета на осуществление местного самоуправления и в других слу-
чаях. 

Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью 

сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность насе-
ления сельского поселения составляет не более 100 чел. и решение об упразд-
нении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном 
поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципаль-
ного района в качестве межселенной территории. 

Упразднение  поселений  осуществляется  законом  субъекта  Российской 

Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, орга-
нов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных 
органов государственной власти в соответствии с Законом № 131-ФЗ. Инициа-
тива населения об упразднении поселения оформляется решением об упраздне-
нии поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном посе-
лении.  Инициатива  органов  местного  самоуправления,  органов  государствен-
ной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствую-
щих органов местного самоуправления, органов государственной власти. 

Упразднение  поселений осуществляется  с  учетом  мнения населения  му-

ниципального района, выраженного представительным органом соответствую-
щего  муниципального  района.  Закон  субъекта  Российской  Федерации  об 
упразднении поселения также не должен вступать в силу в период избиратель-
ной  кампании  по  выборам  органа  местного  самоуправления  данного  муници-
пального образования и во время проведения местного референдума. 

4.3 Границы муниципальных образований 

В ст. 11 Закона № 131-ФЗ указаны требования к установлению и измене-

нию границ муниципальных образований. Это следующие требования: 

1.  Территория  субъекта  Российской  Федерации  разграничивается  между 

поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения (за исклю-
чением  исторически  сложившихся  земель  населенных  пунктов,  прилегающих 
к ним земель общего пользования, территорий традиционного природопользо-
вания  населения  соответствующего  поселения,  рекреационных  земель,  земель 
для развития поселения) могут не включаться в состав территорий поселений. 


background image

60 

2.  Территории  всех  поселений,  за  исключением  территорий  городских 

округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения 
межселенные территории входят в состав муниципальных районов. 

3.  Территорию  поселения  составляют  исторически  сложившиеся  земли 

населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, террито-
рии  традиционного  природопользования  населения  соответствующего  поселе-
ния, рекреационные земли, земли для развития поселения. 

4. В состав территории поселения входят земли независимо от форм соб-

ственности и целевого назначения. 

5. В состав территории городского поселения могут входить один город 

или  один  поселок,  а  также  в  соответствии  с  генеральным  планом  городского 
поселения  территории,  предназначенные  для  развития  его  социальной,  транс-
портной  и  иной  инфраструктуры  (включая  территории  поселков  и  сельских 
населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). 

6. В состав территории сельского поселения могут входить, как правило, 

один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 
1 000  человек  (для  территории  с  высокой  плотностью  населения  –  более 
3 000 человек)  и  (или)  объединенные  общей  территорией  несколько  сельских 
населенных  пунктов  с  численностью  населения  менее  1 000  человек  каждый 
(для территории с высокой плотностью населения – менее 3 000 человек каж-
дый). 

7. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1 000 че-

ловек, как правило, входит в состав сельского поселения. 

8.  В  соответствии с  законами  субъекта  Российской  Федерации  статусом 

сельского поселения с учетом плотности населения региона и доступности тер-
ритории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численно-
стью населения менее 1 000 человек. 

9. На территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных 

местностях  сельский  населенный  пункт  с  численностью  населения  менее 
100 человек  может  не  наделяться  статусом  поселения,  и  данный  населенный 
пункт  может  не  входить  в  состав  поселения,  если  такое  решение  принято  на 
сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. 

10. Административным центром муниципального района может считаться 

город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в грани-
цах муниципального района.