Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7933

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41 

3 Местное самоуправление в Российской Федерации 

 
Понятие  и  сущность  местного  самоуправления.  Понятие  и  система 

принципов местного самоуправления. 

3.1 Понятие и сущность местного самоуправления 

В  юридической  науке  местное  самоуправление  рассматривается  с  не-

скольких позиций: как разновидность социального управления, как основа кон-
ституционного  строя  Российской  Федерации,  как  форма  народовластия  и  как 
самостоятельный уровень осуществления публичной власти. 

Разновидностью управления в обществе или социуме выступает понятие 

«социальное управление», под которым принято подразумевать упорядоченную 
и согласованную деятельность всех членов гражданского общества для дости-
жения поставленных перед ними задач и целей. Но если речь идет о самоуправ-
лении, налицо воздействие управляющей системы самой на себя. Таким обра-
зом,  мы  имеем  не  две  системы:  управляющую  и  управляемую,  а  одну  само-
управляемую. Продолжая рассуждения на эту тему, нетрудно прийти к следу-
ющим заключениям. 

Во-первых,  степень  развития  самоуправления  в  данном  качестве  будет 

зависеть  от  степени  развития  демократии  в  обществе.  Чем  более  демократич-
ным  оно  будет,  тем  более  широко  в  нем  будут  развиты  самоуправленческие 
начала.  Очевидно, что развитие  таких самоуправленческих  начал,  помимо  де-
мократии, требует еще весьма продолжительного времени. Как и любой другой 
социальный  институт,  оно  требует  формирования  устойчивых  навыков,  при-
вычки,  накопления  жизненного  опыта.  Этот  опыт,  как  показывает  практика, 
может накапливаться несколькими поколениями людей. 

Во-вторых, рассматривая самоуправление как всеобщее свойство любого 

человеческого  общества  и  любой  формы  объединения  граждан,  можно  заме-
тить, что оно предполагает во всех случаях наличие только одной системы, ис-
ключающей или максимально ограничивающей воздействие на нее со стороны 
другой управляющей системы. Перевод этих рассуждений в плоскость местно-
го самоуправления означает установление ограничений на вмешательство госу-
дарственной  власти  в  дела  местного  самоуправления.  Форма  и  степень  этого 


background image

42 

ограничения,  в  свою  очередь,  определяются  уровнем  развития  демократии  в 
конкретном обществе и государстве

1

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации в Россий-

ской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Следова-
тельно, местное самоуправление выступает в качестве одной из конституцион-
ных  основ  Российской  Федерации.  Данная  норма  конкретизируется  в  гл.  8 
«Местное  самоуправление»  Конституции  Российской  Федерации  и  в  текущем 
законодательстве. 

В соответствии со ст. 3 Конституции местное самоуправление выступает 

как форма осуществления народовластия.  

Как самостоятельный уровень осуществления публичной власти местное 

самоуправление используется в качестве структуры, позволяющей оптимизиро-
вать использование государственных ресурсов. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Местное самоуправление – это власть особого рода, она отде-

лена  от  государственной  власти,  не  является  буквальным  ее  про-
должением  на  местах,  но  вместе  с  тем  она  имеет  ряд  признаков, 
присущих государственной власти. И наличие этих признаков поз-
воляет объединить местную (муниципальную) власть и власть госу-
дарственную.  Такое  объединение  проводится  указанием  на  «пуб-
личный» характер как первой, так и второй формы власти. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Публичный характер муниципальной власти неоднократно отмечал Кон-

ституционный  Суд  Российской  Федерации,  в  частности  в  Постановлении  от 
24 января 1997 г. № 1-П «По делу о  проверке конституционности Закона Уд-
муртской Республики от 17 апреля 1996 г. «О системе органов государственной 
власти  в  Удмуртской  Республике»

2

,  в  Постановлении  от  02  апреля  2002  г.  

№ 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона 
Красноярского  края  «О  порядке  отзыва  депутата  представительного  органа 

                                                           

1

Миляев  В.  В.  Местное  самоуправление  как  вид  социального  управления  /  В.  В.  Миляев // 

Общество  и  право.  –  2004.  –  №  2  (4).  –  С.  85–86;  см.  также:  Чеверда  В.  В.  Местное  само-

управление  как  вид  социально-политического  управления  (на  примере  Ставропольского 

края) : автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / В. В. Чеверда. – Ставрополь, 2009. 

2

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 1-П 

«По  делу  о  проверке  конституционности  Закона  Удмуртской  Республики  от  17  апреля 

1996 г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» // Собрание 

законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 5. – Ст. 708. 


background image

43 

местного самоуправления» и Закона Корякского автономного округа «О поряд-
ке  отзыва  депутата  представительного  органа  местного  самоуправления,  вы-
борного  должностного  лица  местного  самоуправления  в  Корякском  автоном-
ном  округе»  в  связи  с  жалобами  заявителей  А.  Г.  Злобина  и  Ю.  А.  Хнаева»

1

 

и в ряде  других  решений.  Местное  самоуправление,  прямо  указывает  Консти-
туционный Суд, как публичная (муниципальная) власть осуществляется граж-
данами  путем  референдума,  выборов,  других  форм  прямого  волеизъявления, 
через выборные и другие органы местного самоуправления. 

Однако  как  нет  полного  совпадения  муниципальной  и  государственной 

власти, так нет и полного совпадения системы органов местного самоуправле-
ния  и  органов  государственной  власти.  В  Постановлении  Конституционного 
Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 3-П «По делу о проверке 
конституционности  статей  80,  92–94  Конституции  Республики  Коми  и  статьи 
31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об органах исполнительной 
власти  в  Республике  Коми»

2

,  в  котором  было  отмечено,  что  понятие  «органы 

власти» само по себе не свидетельствует об их государственной природе. Пуб-
личная власть может быть и муниципальной. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Следовательно,  в  Российской  Федерации  существуют  две 

равноправные разновидности публичной  власти  –  государственная 
власть и местная (муниципальная) власть. Каждый уровень власти 
обладает  своими  специфическими  признаками.  Органы  государ-
ственной власти решают вопросы государственного значения; орга-
ны местного самоуправления решают вопросы местного значения. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Местное  самоуправление,  будучи  властью,  создаваемой  населением  му-

ниципальных  образований  из  своего  состава,  подотчетной  населению,  объек-

                                                           

1

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2002 г. № 7-П 

«По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края 

«О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона 

Корякского  автономного  округа  «О  порядке  отзыва  депутата  представительного  органа 

местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Коряк-

ском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобина и Ю. А. Хнаева» // 

Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 14. – Ст. 1374. 

2

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 г. № 3-П 

«По делу о проверке конституционности статей 80, 92–94 Конституции Республики Коми и 

ст. 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 г. «Об органах исполнительной власти в 

Республике  Коми»  //  Собрание  законодательства  Российской  Федерации.  –  1998.  –  №  4.  – 

Ст. 532.

 


background image

44 

тивно  является  наилучшей  властью  с  точки  зрения  способности  решения  во-
просов  местного  значения  в  формах,  экономически  наиболее  эффективных 
в конкретных  условиях  каждого  отдельно  взятого  муниципального  образова-
ния. 

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 131-ФЗ местное самоуправление в Россий-

ской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечиваю-
щая  в  пределах,  установленных  Конституцией  Российской  Федерации,  феде-
ральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – за-
конами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответ-
ственность решение населением непосредственно и (или) через органы местно-
го самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения 
с учетом исторических и иных местных традиций. 

Из  содержания  Конституции  и  Закона  №  131-ФЗ  вытекают  следующие 

признаки местного самоуправления, которые делятся на внутренние и внешние. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Внутренние признаки местного самоуправления. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1. Автономность местного самоуправления. В соответствии со ст. 12 Кон-

ституции  Российской  Федерации  местное  самоуправление  организационно 
обособлено от системы государственной власти, а органы местного самоуправ-
ления не входят в систему органов государственной власти. В связи с этим вли-
яние  государства  на  определение  персонального  состава  органов  и  должност-
ных лиц местного самоуправления строго ограничено. Органы местного само-
управления  формируются  населением  муниципального  образования  самостоя-
тельно либо через выборные органы. Это в равной степени относится и к долж-
ностным лицам местного самоуправления. 

Государство  вправе  вмешиваться  в деятельность населения  по решению 

вопросов  местного  значения  исключительно  в  тех  случаях,  когда  совершено 
правонарушение, ставящее под угрозу права и свободы граждан либо иные со-
циально значимые ценности. 

2. Самостоятельность местного самоуправления. Муниципальные образо-

вания  наделяются  собственной  компетенцией  по  решению  некоторой  части 
публичных  вопросов,  именуемых  вопросами  местного  значения.  Государство, 
исходя из ст. 12 и гл. 8 Конституции, сознательно и добровольно отказалось от 
части собственных полномочий в пользу населения муниципальных образова-
ний. 


background image

45 

Вопросы местного значения могут решаться только населением муници-

пального образования непосредственно или через органы местного самоуправ-
ления. 

Временное  осуществление  полномочий  органов  местного  самоуправле-

ния  органами  государственной  власти  допускается  только  в  исключительных 
случаях и только как временная, в основе своей чрезвычайная мера. 

Возможность  наделения  органов  местного  самоуправления  отдельными 

государственными  полномочиями  подчеркивает  самостоятельность  местного 
самоуправления. Государство признает, что полномочия, не связанные с вопро-
сами местного значения, должны передаваться в особой процедуре, гарантиру-
ющей права органов местного самоуправления и населения муниципальных об-
разований. 

3.  Независимость  местного  самоуправления.  Население  муниципальных 

образований осуществляет местное самоуправление непосредственно либо пу-
тем создания собственных органов местного самоуправления. Система и струк-
тура органов местного самоуправления определяется населением муниципаль-
ного образования самостоятельно, в рамках, установленных законом. Кроме то-
го, местное самоуправление осуществляется населением муниципального обра-
зования исходя из собственных интересов, которые не обязательно совпадают с 
интересами субъекта Российской Федерации и государства в целом. 

Независимость  местного  самоуправления  предполагает  наличие  соб-

ственной  ресурсной  базы,  обеспечивающей  эффективное  решение  вопросов 
местного значения, в частности муниципальной собственности, местных нало-
гов и сборов. 

4. Ответственность. В системе местного самоуправления ответственность 

следует понимать в позитивном и негативном смысле. 

Ответственность  в позитивном смысле означает, что население муници-

пального  образования  непосредственно  или  через  соответствующие  органы 
осуществляет местное самоуправление под свою ответственность. Государство 
передало населению не только полномочия, но и всю полноту ответственности 
за их осуществление. Например, если какой-либо город оказался не готов к зи-
ме,  ответственность  за  это несут  прежде  всего органы  местного  самоуправле-
ния. Кроме того, государство не несет ответственности по обязательствам му-
ниципальных образований. 

Ответственность  в  негативном  смысле,  то  есть  обязанность  претерпеть 

неблагоприятные последствия за нарушение правовых норм, означает, что ор-