ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7943
Скачиваний: 4
51
ударства. Несмотря на то что Бюджетным кодексом Российской Федерации му-
ниципальным образованиям делегируется множество полномочий в сфере
бюджетного устройства на местах, фактически органы местного самоуправле-
ния проводят политику субъекта Российской Федерации. Данная ситуация
складывается по ряду причин: отсутствие собственных денежных средств у му-
ниципальных образований, участие в различных региональных программах,
под которые выделяются целевые денежные средства из бюджетов субъектов
Российской Федерации, и др.
1
На практике расширяются расходные полномочия муниципальных обра-
зований и одновременно сокращаются их собственные доходы. Все это свиде-
тельствует об ограниченности правовых гарантий местного самоуправления и
необходимости расширения экономических гарантий местного самоуправле-
ния.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 3
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. В чем выражается сущность местного самоуправления как разновид-
ности социального управления, как основы конституционного строя
Российской Федерации, как формы народовластия и как самостоя-
тельного уровня осуществления публичной власти?
2. Дайте характеристику содержания принципов осуществления местно-
го самоуправления.
1
Скляров Г. Н. Проблемы, возникающие в условиях экономического кризиса в рамках бюд-
жетного процесса на уровне местного самоуправления (на материалах Новосибирской обла-
сти) / Г. Н. Скляров // Современное право. – 2016. – № 8. – С. 98–102 // СПС «Консультант-
Плюс».
52
4 Территориальные основы местного самоуправления
Понятие территориальной основы местного самоуправления. Понятие и
виды муниципальных образований. Порядок создания, преобразования и ликви-
дации муниципальных образований. Границы муниципальных образований.
4.1 Понятие территориальной основы местного самоуправления.
Понятие и виды муниципальных образований
Территориальная основа местного самоуправления как институт муници-
пального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих во-
просы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее
важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права,
относятся:
• создание муниципального образования;
• состав территории муниципального образования;
• границы муниципального образования;
• изменение состава территории муниципального образования;
• упразднение муниципального образования.
В Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 131) установлено, что
местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях
и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.
В Законе № 131-ФЗ это конституционное положение детализируется и уточня-
ется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Россий-
ской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах,
городских округах и на внутригородских территориях городов федерального
значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются
и изменяются законами субъектов Федерации (ст. 10).
Муниципальное образование – это городское или сельское поселение,
муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским
делением, внутригородской район либо внутригородская территория города
федерального значения, т. е. это территориальная единица, на которой осу-
ществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность,
53
местный бюджет и сформированные населением муниципального образования
органы местного самоуправления.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В ФЗ № 131 предусмотрено три типа муниципальных образо-
ваний (с закреплением за каждым из них присущих ему полномо-
чий).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Первый тип – городские и сельские поселения. Поселения наделяются
полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспе-
чением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов.
Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей тер-
риторией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуто-
ров, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых мест-
ное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через
выборные и иные органы местного самоуправления.
Городское поселение – это город или поселок, в которых местное само-
управление осуществляется населением непосредственно и (или) через выбор-
ные и иные органы местного самоуправления.
Второй тип – муниципальные районы, объединяющие территории не-
скольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей тер-
ритории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее ре-
ализуются на больших территориях, чем территория поселения, и в основном
имеют межмуниципальный характер.
Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межсе-
ленных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой
местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного
значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или)
через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осу-
ществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам
местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Рос-
сийской Федерации.
Третий тип – городские округа – это городское поселение, которое не
входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления ко-
торого осуществляют полномочия по решению установленных Законом
№ 131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значе-
ния муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государ-
54
ственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления феде-
ральными и региональными законами.
В 2014 г. в Закон № 131-ФЗ были внесены изменения и включены новые
виды муниципальных образований: «городской округ с внутригородским деле-
нием» и «внутригородской район»
1
.
Городской округ с внутригородским делением – городской округ, в кото-
ром в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы
внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования.
Внутригородской район – внутригородское муниципальное образование
на части территории городского округа с внутригородским делением, в грани-
цах которой местное самоуправление осуществляется населением непосред-
ственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. При
этом предусмотрено, что критерии для деления городских округов с внутриго-
родским делением на внутригородские районы устанавливаются законами
субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригород-
ским делением.
В научной литературе указывается, что введение новых типов муници-
пальных образований «представляет собой не вполне удачную попытку законо-
дательного разрешения одной из сложнейших проблем организации местного
самоуправления в крупных городах и городах-мегаполисах. … Речь идет
о принципиальной возможности и целесообразности внедрения двухуровневой
системы местного самоуправления в пределах одного города»
2
.
Муниципальным образованием является также внутригородская террито-
рия города федерального значения – часть территории города федерального
значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населе-
нием непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного само-
управления.
1
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ (в ред. от 03 февраля 2015 г.) «О внесении
изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодатель-
ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са-
моуправления в Российской Федерации»» // Собрание законодательства Российской Федера-
ции. – 2014. – № 22. – Ст. 2770.
2
Ким Ю. В. Системные эффекты несистемных решений: о тенденциях развития местного са-
моуправления в современной России / Ю. В. Ким // Конституционное и муниципальное пра-
во. – 2015. – № 5. – С. 72 // СПС «КонсультантПлюс».
55
Закон № 131-ФЗ определяет понятия «сельское поселение» и «городское
поселение» путем использования понятий «город», «поселок», «сельский насе-
ленный пункт», содержание которых в самом Законе не раскрыто.
Используемое понятие «городское поселение», как правило, не охватыва-
ет городские округа. Например, Закон № 131-ФЗ и иные (отраслевые) феде-
ральные законы по-разному определяют вопросы местного значения поселения
и вопросы местного значения городского округа. Вместе с тем по определению
городской округ – это разновидность городского поселения. Следовательно, на
городские округа могут распространяться правовые нормы, установленные для
городских поселений, в тех случаях, когда для городских округов не задан иной
специальный правовой режим, а из правовой нормы не следует, что речь в ней
идет исключительно о поселении, входящем в состав муниципального района.
До внесения Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ измене-
ний деление территории городских округов на внутригородские районы, явля-
ющиеся самостоятельными муниципальными образованиями, не допускалось.
Районное деление в таких городах могло осуществляться только как админи-
стративно-территориальное деление в целях реализации компетенции город-
ского округа в качестве единого муниципального образования. Наличие внут-
ригородских муниципальных образований допускалось только в субъектах Рос-
сийской Федерации – городах федерального значения. Образование внутриго-
родских районов возможно только после наделения городского округа законом
субъекта Российской Федерации статусом городского округа с внутригород-
ским делением.
Нельзя смешивать термины «муниципальный район», «внутригородской
район», «внутригородское муниципальное образование города федерального
значения», которые имеют совершенно разное правовое значение и не могут
являться взаимозамещающими.
Понятия «внутригородская территория города федерального значения»
и «внутригородское муниципальное образование города федерального значе-
ния» идентичны по своему содержанию, в иных законодательных актах они ис-
пользуются как синонимы.
4.2 Порядок создания, преобразования и ликвидации
муниципальных образований
Состав муниципальных образований в конкретных субъектах Российской
Федерации весьма изменчив – причины разного рода приводят к появлению но-