Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7943

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51 

ударства. Несмотря на то что Бюджетным кодексом Российской Федерации му-
ниципальным  образованиям  делегируется  множество  полномочий  в  сфере 
бюджетного устройства на местах, фактически органы местного самоуправле-
ния  проводят  политику  субъекта  Российской  Федерации.  Данная  ситуация 
складывается по ряду причин: отсутствие собственных денежных средств у му-
ниципальных  образований,  участие  в  различных  региональных  программах, 
под  которые  выделяются  целевые  денежные  средства  из  бюджетов  субъектов 
Российской Федерации, и др.

1

 

На практике расширяются расходные полномочия муниципальных обра-

зований и одновременно сокращаются их собственные доходы. Все это свиде-
тельствует  об ограниченности правовых  гарантий  местного  самоуправления и 
необходимости  расширения  экономических  гарантий  местного  самоуправле-
ния. 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 3 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  В чем выражается сущность местного самоуправления как разновид-

ности  социального  управления,  как  основы  конституционного  строя 
Российской  Федерации,  как  формы  народовластия  и  как  самостоя-
тельного уровня осуществления публичной власти? 

2.  Дайте характеристику содержания принципов осуществления местно-

го самоуправления. 

 

                                                           

1

Скляров Г. Н. Проблемы, возникающие в условиях экономического кризиса в рамках бюд-

жетного процесса на уровне местного самоуправления (на материалах Новосибирской обла-

сти) / Г. Н. Скляров // Современное право. – 2016. – № 8. – С. 98–102 // СПС «Консультант-

Плюс». 


background image

52 

4 Территориальные основы местного самоуправления 

 
Понятие территориальной основы местного самоуправления. Понятие и 

виды муниципальных образований. Порядок создания, преобразования и ликви-
дации муниципальных образований. Границы муниципальных образований. 

4.1 Понятие территориальной основы местного самоуправления. 
Понятие и виды муниципальных образований 

Территориальная основа местного самоуправления как институт муници-

пального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих во-
просы  территориальной  организации  местного  самоуправления.  К  наиболее 
важным  вопросам, регулируемым  данным  институтом  муниципального права, 
относятся: 

•  создание муниципального образования; 

•  состав территории муниципального образования; 

•  границы муниципального образования; 

•  изменение состава территории муниципального образования; 

•  упразднение муниципального образования. 
В  Конституции  Российской  Федерации  (ч.  1  ст.  131)  установлено,  что 

местное  самоуправление  осуществляется  в  городских,  сельских  поселениях 
и на  других  территориях  с  учетом  исторических  и  иных  местных  традиций. 
В Законе № 131-ФЗ это конституционное положение детализируется и уточня-
ется, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Россий-
ской  Федерации  в  городских,  сельских  поселениях,  муниципальных  районах, 
городских  округах  и  на  внутригородских  территориях  городов  федерального 
значения.  Границы  территорий  муниципальных  образований  устанавливаются 
и изменяются законами субъектов Федерации (ст. 10). 

Муниципальное  образование  –  это  городское  или  сельское  поселение, 

муниципальный  район,  городской  округ,  городской  округ  с  внутригородским 
делением,  внутригородской  район  либо  внутригородская  территория  города 
федерального  значения,  т. е.  это  территориальная  единица,  на  которой  осу-
ществляется  местное  самоуправление,  имеется  муниципальная  собственность, 


background image

53 

местный бюджет и сформированные населением муниципального образования 
органы местного самоуправления. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В ФЗ № 131 предусмотрено три типа муниципальных образо-

ваний  (с  закреплением  за  каждым  из них  присущих  ему  полномо-
чий). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Первый  тип  –  городские  и  сельские  поселения.  Поселения  наделяются 

полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспе-
чением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов. 

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей тер-

риторией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуто-
ров, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых мест-
ное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через 
выборные и иные органы местного самоуправления. 

Городское поселение – это город или поселок, в которых местное само-

управление осуществляется населением непосредственно и (или) через выбор-
ные и иные органы местного самоуправления. 

Второй  тип  –  муниципальные  районы,  объединяющие  территории  не-

скольких поселений. Муниципальные районы осуществляют на всей своей тер-
ритории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее ре-
ализуются на больших территориях, чем территория поселения, и в основном 
имеют межмуниципальный характер. 

Муниципальный  район  –  несколько  поселений  или  поселений  и  межсе-

ленных  территорий,  объединенных  общей  территорией,  в  границах  которой 
местное  самоуправление  осуществляется  в  целях  решения  вопросов  местного 
значения  межпоселенческого  характера  населением  непосредственно  и  (или) 
через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осу-
ществлять  отдельные  государственные  полномочия,  передаваемые  органам 
местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Рос-
сийской Федерации. 

Третий  тип  –  городские  округа  –  это  городское  поселение,  которое  не 

входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления ко-
торого  осуществляют  полномочия  по  решению  установленных  Законом  
№ 131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значе-
ния  муниципального  района,  а  также  могут  осуществлять  отдельные  государ-


background image

54 

ственные полномочия,  передаваемые органам  местного  самоуправления феде-
ральными и региональными законами. 

В 2014 г. в Закон № 131-ФЗ были внесены изменения и включены новые 

виды муниципальных образований: «городской округ с внутригородским деле-
нием» и «внутригородской район»

1

Городской округ с внутригородским делением – городской округ, в кото-

ром  в  соответствии  с  законом  субъекта  Российской  Федерации  образованы 
внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования. 

Внутригородской  район  –  внутригородское  муниципальное  образование 

на части территории городского округа с внутригородским делением, в грани-
цах  которой  местное  самоуправление  осуществляется  населением  непосред-
ственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. При 
этом предусмотрено, что критерии для деления городских округов с внутриго-
родским  делением  на  внутригородские  районы  устанавливаются  законами 
субъекта  Российской  Федерации  и  уставом  городского  округа  с  внутригород-
ским делением. 

В  научной  литературе  указывается,  что  введение  новых  типов  муници-

пальных образований «представляет собой не вполне удачную попытку законо-
дательного  разрешения  одной  из  сложнейших  проблем  организации  местного 
самоуправления  в  крупных  городах  и  городах-мегаполисах.  …  Речь  идет 
о принципиальной возможности и целесообразности внедрения двухуровневой 
системы местного самоуправления в пределах одного города»

2

Муниципальным образованием является также внутригородская террито-

рия  города  федерального  значения  –  часть  территории  города  федерального 
значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населе-
нием непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного само-
управления. 

                                                           

1

Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ (в ред. от 03 февраля 2015 г.) «О внесении 

изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодатель-

ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-

сийской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са-

моуправления в Российской Федерации»» // Собрание законодательства Российской Федера-

ции. – 2014. – № 22. – Ст. 2770. 

2

Ким Ю. В. Системные эффекты несистемных решений: о тенденциях развития местного са-

моуправления в современной России / Ю. В. Ким // Конституционное и муниципальное пра-

во. – 2015. – № 5. – С. 72 // СПС «КонсультантПлюс». 


background image

55 

Закон № 131-ФЗ определяет понятия «сельское поселение» и «городское 

поселение» путем использования понятий «город», «поселок», «сельский насе-
ленный пункт», содержание которых в самом Законе не раскрыто. 

Используемое понятие «городское поселение», как правило, не охватыва-

ет  городские  округа.  Например,  Закон  №  131-ФЗ  и  иные  (отраслевые)  феде-
ральные законы по-разному определяют вопросы местного значения поселения 
и вопросы местного значения городского округа. Вместе с тем по определению 
городской округ – это разновидность городского поселения. Следовательно, на 
городские округа могут распространяться правовые нормы, установленные для 
городских поселений, в тех случаях, когда для городских округов не задан иной 
специальный правовой режим, а из правовой нормы не следует, что речь в ней 
идет исключительно о поселении, входящем в состав муниципального района. 

До внесения Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ измене-

ний деление территории городских округов на внутригородские районы, явля-
ющиеся  самостоятельными  муниципальными  образованиями,  не  допускалось. 
Районное  деление  в  таких  городах  могло  осуществляться  только  как  админи-
стративно-территориальное  деление  в  целях  реализации  компетенции  город-
ского округа в качестве единого муниципального образования. Наличие внут-
ригородских муниципальных образований допускалось только в субъектах Рос-
сийской Федерации – городах федерального значения. Образование внутриго-
родских районов возможно только после наделения городского округа законом 
субъекта  Российской  Федерации  статусом  городского  округа  с  внутригород-
ским делением. 

Нельзя  смешивать  термины  «муниципальный  район»,  «внутригородской 

район»,  «внутригородское  муниципальное  образование  города  федерального 
значения»,  которые  имеют  совершенно  разное  правовое  значение  и  не  могут 
являться взаимозамещающими. 

Понятия  «внутригородская  территория  города  федерального  значения» 

и «внутригородское  муниципальное  образование  города  федерального  значе-
ния» идентичны по своему содержанию, в иных законодательных актах они ис-
пользуются как синонимы. 

4.2 Порядок создания, преобразования и ликвидации 
муниципальных образований 

Состав муниципальных образований в конкретных субъектах Российской 

Федерации весьма изменчив – причины разного рода приводят к появлению но-