ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7931
Скачиваний: 3
36
Городские избирательные собрания формировались для избрания гласных
Городской думы через каждые четыре года. При этом избиратели и избираемые
должны были обладать имущественным и возрастным цензом.
Городская дума являлась представительным органом, избранным опреде-
ленным кругом лиц, обладающих недвижимым имуществом, о чем свидетель-
ствует ст. 17 Городового Положения 1870 г.
Представительные органы местного городского самоуправления создава-
лись путем двухступенчатых выборов. Вначале формировалось Избирательное
собрание из числа представителей различных производственных, купеческих
единиц, обладающих недвижимостью, а также частных лиц, имеющих в городе
недвижимую собственность в общем владении. Затем Избирательное собрание
выбирало своих гласных в общую Городскую думу.
Вопросы компетенции городского самоуправления решались в городовых
положениях по-разному. В Городовом Положении 1785 г. она складывалась из
совокупности компетенций физических и юридических лиц. И те, и другие
имели право на создание и развитие производств и промыслов, гостиных дво-
ров, торговых предприятий, ремесел, а также на выборы Городской общей ду-
мы. При этом компетенция определялась наличием собственности.
По Городовому Положению 1870 г. компетенция городского самоуправ-
ления приобретает в большей степени организационно-правовой характер.
В данном документе преобладают статьи об организации и деятельности город-
ского самоуправления, не имеющие связи с собственностью и производством.
Реальная компетенция, основанная ранее на собственности городов и стимули-
ровании производства, превратилась в формальную, выхолощенную идею о са-
моуправлении.
Городовое Положение 1892 г. еще в большей степени сузило рамки го-
родского самоуправления. Круг лиц, принимавших участие в организации и де-
ятельности самоуправляющихся единиц, стал более ограниченным. Люди были
поставлены в зависимость от принадлежащего им имущества. Имущественный
ценз был поднят именно с той целью, чтобы отлучить большую часть населе-
ния от городского самоуправления, подавить его экономическую и политиче-
скую инициативу.
Необходимость образования особых органов местного хозяйственно-
распорядительного управления возникла одновременно с разработкой положе-
ний об освобождении крестьян от крепостной зависимости. 1 января 1864 г.
было принято Положение о земских учреждениях, которое получило силу зако-
37
на
1
. Указом в тот же день оно вводится в действие в 33 губерниях. В течение
1865–1876 гг. земские учреждения были введены в 34 губерниях европейской
России и в области Войска Донского. В последнем по требованию верхушки ка-
зачества в 1882 г. земства были упразднены.
В 1890 г., 12 июня, было принято новое Положение о губернских и уезд-
ных земских учреждениях
2
, которое отличалось от Положения 1864 г. Измене-
ния состояли в существенном укреплении позиций дворян в земских учрежде-
ниях. В земских собраниях представители дворянства составляли большее чис-
ло, чем крестьяне и горожане вместе взятые.
В соответствии с Положением 1890 г. выборы земских гласных проводи-
лись на двух собраниях: в одном принимали участие только дворяне, во вто-
ром – все остальные избиратели, кроме крестьян.
Положение 1890 г. снизило земельный ценз для дворян с 200 до 125 деся-
тин. В их же пользу было сокращено количество гласных: раньше в 34 губерни-
ях избирали 2 284 губернских гласных, по новому Положению – 10 229; кресть-
яне избирали раньше 5 357 гласных, теперь их стало 3167
3
.
В систему земств для организации их работы и контроля над ними было
введено Губернское по земским делам присутствие. В его состав от губернии
входили: губернатор, вице-губернатор, управляющий казенной палатой, проку-
рор окружного суда. Земство представляли в нем председатель губернской зем-
ской управы, он же предводитель дворянства губернии, и один гласный от гу-
бернии
4
.
В канун Февральской революции 1917 г. земства действовали в 34 губер-
ниях. Остальная огромная территория страны, включавшая в себя 51 губернию
и область с населением 61 млн человек, управлялась исключительно царской
администрацией. Местного самоуправления не знали такие регионы, как При-
балтийский край, Степной край, Кавказ, Область Войска Донского (с 1882 г.),
Архангельская, Гродненская, Виленская, Ковенская губернии и Сибирь
5
.
1
ПСЗ РИ-2. – Т. 39, отд. 1. – С. 1–21.
2
ПСЗ РИ-3. – Т. 10, отд. 1. – № 6927.
3
Герасименко Г. А. Земское самоуправление в России / Г. А. Герасименко. – М., 1990. –
С. 23.
4
Бойцов В. Я. Российское территориальное самоуправление 1864–1917 гг. / В. Я. Бойцов,
Н. В. Степанова. – Кемерово, 1994. – С. 4.
5
Бойцов В. Я. Указ. соч. – С. 37, 38.
38
2.4 Местное государственное управление в 1917–1990 гг.
После победы вооруженного восстания в Петрограде II Всероссийский
съезд Советов отстранил от власти Временное правительство и передал власть
Советам. Следовало ожидать после этого, что органы местного самоуправления
быстро уйдут в историческое прошлое.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Советы рабочих и солдатских депутатов и местные земские
органы олицетворяли соответственно два противоположных пути
развития революции. Первые – революционно-демократический, а
затем и пролетарский, вторые – буржуазный.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
История зафиксировала различное наименование Советов. Это Советы
рабочих депутатов, Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьян-
ских депутатов, Советы казачьих депутатов, Советы матросских депутатов в
1918 г. Затем произошло объединение отдельных Советов в Советы рабочих,
солдатских и крестьянских депутатов. В стране сложилась единая система Со-
ветов, в которой нашел организационное оформление принцип диктатуры про-
летариата – союз рабочего класса и крестьянства при руководящей роли рабо-
чего класса. Название Советов было закреплено вначале в Конституции РСФСР
1918 г. Вся власть в стране в центре и на местах, как говорилось в первой Со-
ветской Конституции, принадлежит Советам рабочих, солдатских и крестьян-
ских депутатов. Всю систему Советов возглавлял Всероссийский съезд Сове-
тов. Органами Советской власти на местах являлись областные, губернские,
окружные, уездные, волостные съезды Советов, городские и сельские Советы.
Вся система органов государственной власти строилась на основе принципа
демократического централизма.
В 1937 г. в Конституции РСФСР название Советов преобразуется. Они
стали называться Советами депутатов трудящихся. Затем Конституция РСФСР
1978 г. вводит понятие «Советы народных депутатов», которые действовали до
октября 1993 г., когда Указом Президента Российской Федерации они были
упразднены.
Являлись ли Советы органами местного самоуправления в 1917–1990 гг.?
Правовые акты, регулировавшие их организацию и деятельность, свиде-
тельствуют о том, что таковыми они не были. Они представляли собой систему
органов государственной власти на местах. Система Советов строилась на ос-
39
нове принципа демократического централизма. Местное самоуправление ис-
ключает этот принцип. Компетенция Советов была унифицирована. В системе
местного самоуправления она имеет относительное разграничение и отделена
от компетенции государственных органов. Советы решали вопросы как местно-
го, так и государственного характера. Но решение этих вопросов имело чисто
формальный характер. Ведь известно, что все решения принимались вначале
в партийных органах, а затем Советы повторяли то, что утверждалось этими
органами. Советы не имели фактического права на самостоятельное решение.
По сути, у них не было реальной власти. Она находилась в руках партийных
комитетов, выступала в качестве камуфляжа, прикрытия деятельности партий-
ных органов. Под четким надзором партии находилась вся система Советов
сверху донизу. Партия организовывала выборы в Советы, назначала руководи-
телей советских органов, устанавливала функции и полномочия Советов.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Советы были подотчетны партийным органам. За период суще-
ствования Советов лозунг и конституционные нормы о передаче
и принадлежности всей власти Советам оказались нереализованными.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Следует обратить внимание на то, что Советы были самыми представи-
тельными органами власти на местах. В их состав входили представители са-
мых различных социальных групп населения.
Практика работы Советов свидетельствовала о том, что в их деятельности
было много полезного и интересного. Однако в большинстве своем этот опыт
оказался невостребованным. Согласно последним советским конституциям си-
стема местных Советов народных депутатов была представлена краевыми, об-
ластными Советами, Советами автономной области и автономных округов, го-
родскими, районными, районными в городах, поселковыми и сельскими Сове-
тами.
Деятельность Советов регулировалась конституциями, положениями, за-
конами о Советах, постановлениями ВЦИК, Верховных Советов Союза ССР
и союзных республик. Кроме того, по вопросам деятельности Советов издава-
лись постановления ЦК КПСС, совместные постановления ЦК КПСС, Прези-
диума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР.
Законодательная практика сложилась таким образом, что законы прини-
мались отдельно по каждому уровню Советов, вплоть до сельского, поселково-
го. В законах, как правило, функции и полномочия Советов различных уровней
40
дублировались, что не позволяло четко разделить работу по управлению про-
цессами.
В то же время нужно отдать должное законодателю того периода в том,
что законы детально расписывали полномочия Советов по сферам деятельно-
сти, закрепляли их формы работы по выполнению законов и взаимодействию с
населением.
С 1990 по 1993 гг. Советы выступали в роли основного звена местного
самоуправления. Они были одновременно и органами местного самоуправле-
ния, и органами государственной власти на местах.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 2
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Назовите основные этапы развития местного самоуправления в Рос-
сии.
2. Назовите основные правовые акты, регулировавшие вопросы местно-
го самоуправления в XVIII–XIX вв.