ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7947
Скачиваний: 4
61
11. Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более
населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной до-
ступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня
для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муни-
ципального района – с учетом транспортной доступности до его администра-
тивного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений,
входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъ-
ектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой
плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных
местностях.
12. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав
территории поселения.
13. Территория поселения не может входить в состав территории другого
поселения.
14. Территория городского округа не входит в состав территории муни-
ципального района.
15. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необхо-
димости создания условий для решения вопросов местного значения межпосе-
ленческого характера органами местного самоуправления муниципального
района, а также для осуществления на всей территории муниципального района
отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам фе-
деральными и региональными законами.
16. Территория поселения должна полностью входить в состав террито-
рии муниципального района.
Наделение городского поселения статусом городского округа осуществ-
ляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся со-
циальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоя-
тельного решения органами местного самоуправления городского поселения
вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных
государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными
и региональными законами, а также при наличии сложившейся социальной,
транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного ре-
шения органами местного самоуправления прилегающих муниципальных рай-
онов вопросов местного значения муниципального района и осуществления
ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам
федеральными и региональными законами.
62
К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся тер-
ритории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов
в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых
более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в России.
К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся террито-
рии субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов
в субъектах Федерации, плотность сельского населения в которых более чем
в три раза выше средней плотности сельского населения в России. Перечень
субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъ-
ектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям
с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Пра-
вительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов
государственной власти субъектов Федерации. Эти перечни могут изменяться
не чаще одного раза в пять лет.
Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции Российской Федерации изменение
границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допус-
кается с учетом мнения населения соответствующих территорий. В соответ-
ствии со ст. 12 Закона № 131-ФЗ изменение границ муниципального образова-
ния осуществляется региональным законом по инициативе населения, органов
местного самоуправления, федеральных и региональных органов государствен-
ной власти.
Инициатива населения об изменении границ муниципального образова-
ния реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимае-
мым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы
проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправ-
ления, органов государственной власти об изменении границ муниципального
образования оформляется решениями соответствующих органов местного са-
моуправления, органов государственной власти. Региональный закон об изме-
нении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период
избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного
муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение терри-
торий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов
к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия
населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем
голосования по вопросу изменения границ муниципального образования либо
63
на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствую-
щих муниципальных районов.
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных
входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений,
осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженно-
го путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образова-
ния либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соот-
ветствующих поселений.
Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее от-
несения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) насе-
ленных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов
или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного пред-
ставительными органами соответствующих муниципальных районов и поселе-
ний.
В Законе № 131-ФЗ закреплена гарантия недопущения инициирования
процедуры изменения границ поселений по инициативе органов публичной
власти в случае снижения числа жителей таких поселений. В ч. 5 ст. 12 этого
Закона установлено, что уменьшение численности населения сельских населен-
ных пунктов менее чем на 50% минимальной численности населения (т. е. сель-
ский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1 000 че-
ловек (для территории с высокой плотностью населения – более 3 000 человек)
и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных
пунктов с численностью населения менее 1 000 человек каждый (для террито-
рии с высокой плотностью населения – менее 3 000 человек каждый) после
установления законами субъектов Федерации границ поселений не является до-
статочным основанием для инициирования органами местного самоуправления,
федеральными и региональными органами государственной власти процедуры
изменения границ поселений.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 4
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Какие виды муниципальных образований предусмотрены законода-
тельством Российской Федерации?
2. В каком порядке осуществляется создание, преобразование и упразд-
нение муниципальных образований?
64
5 Муниципальная служба
Понятие и природа муниципальной службы. Взаимосвязь муниципальной
службы и государственной гражданской службы Российской Федерации.
Принципы муниципальной службы. Должности муниципальной службы. Пра-
вовой статус муниципального служащего.
5.1 Понятие и природа муниципальной службы
Понятие «служба» употребляется в различных значениях: служба – вид
деятельности людей; служба – ведомственное подразделение (служба помощ-
ников Президента); служба – самостоятельное ведомство (ФСБ). Понятие му-
ниципальной службы основано на первом подходе.
Служба в целом является особым видом человеческой деятельности, ее
специфика заключается в том, что служащий в процессе своего труда воздей-
ствует не на природные объекты, а на человека, его сознание и поведение. Ста-
тус служащего обязывает его вступать в социальные, в том числе правовые, от-
ношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.
Муниципальная служба является одним из видов публичной службы в Россий-
ской Федерации, наряду с государственной службой.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Появление института муниципальной службы в Российской
Федерации в его современном нормативно-правовом и практически
содержательном смысле произошло в результате административной
и муниципальной реформ 2003–2008 гг.
1
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии со ст. 42 Закона № 131-ФЗ правовое регулирование муни-
ципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы,
определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохож-
дения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также
принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федера-
1
Киреева Е. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муни-
ципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) / Е. Ю. Киреева, Д. И. Голуш-
ков, Е. А. Чершинцева, Т. А. Бирюкова, М. Ю. Зенков // СПС «КонсультантПлюс». – 2014.
65
ции, уставами муниципальных образований и иными муниципальными право-
выми актами.
Таким образом, законодательно закреплены три уровня правовой основы
муниципальной службы – федеральный закон, закон субъекта Российской Фе-
дерации, уставы и иные правовые акты муниципальных органов.
На федеральном уровне муниципальная служба регламентирована Феде-
ральным законом от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ (в ред. от 30 июня 2016 г.)
«О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии с указанным законом муниципальная служ-
ба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществ-
ляется на постоянной основе на должностях муниципальной служ-
бы, замещаемых путем заключения трудового договора (контрак-
та).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
С указанных позиций муниципальная служба является сложным право-
вым институтом и несет в себе все те признаки, свойства, которые присущи
службе вообще и каждому его виду в отдельности. Она представляет собой си-
стему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения,
запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения
и прекращения служебных отношений. Если говорить об отличии задач муни-
ципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается
лишь в уровне (федеральном, региональном, местного самоуправления), т. е.
качественного отличия не существует, общей для них будет цель – улучшение
благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов
1
.
Муниципальная служба по своей природе – это деятельность, т. е. это ак-
тивное выполнение ряда обязанностей на должностях муниципальной службы
на основании трудового договора (контракта). Данные обязанности устанавли-
ваются в целях обеспечения исполнения полномочий органа местного само-
управления, избирательной комиссии муниципального образования или лица,
замещающего муниципальную должность. Муниципальная служба – это дея-
тельность профессиональная, то есть предполагающая наличие определенных
профессиональных (специальных) знаний (образования), необходимых для
осуществления обязанностей по муниципальной службе. За выполнение про-
1
Москалев А. В. Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы / А. В. Москалев //
Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2012. – № 2. – С. 64–70.