Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7947

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61 

11. Границы сельского поселения, в состав которого входят два и более 

населенных  пункта,  как  правило,  устанавливаются  с  учетом  пешеходной  до-
ступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня 
для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муни-
ципального  района  –  с  учетом  транспортной  доступности  до  его  администра-
тивного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, 
входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъ-
ектов  Российской  Федерации  могут  не  применяться  на  территориях  с  низкой 
плотностью  сельского  населения,  а  также  в  отдаленных  и  труднодоступных 
местностях. 

12. Территория населенного пункта должна полностью входить в состав 

территории поселения. 

13. Территория поселения не может входить в состав территории другого 

поселения. 

14. Территория городского округа не входит в состав территории муни-

ципального района. 

15. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необхо-

димости создания условий для решения вопросов местного значения межпосе-
ленческого  характера  органами  местного  самоуправления  муниципального 
района, а также для осуществления на всей территории муниципального района 
отдельных  государственных  полномочий,  переданных  указанным  органам  фе-
деральными и региональными законами. 

16.  Территория поселения  должна  полностью  входить  в  состав  террито-

рии муниципального района. 

Наделение  городского  поселения  статусом  городского  округа  осуществ-

ляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившейся со-
циальной,  транспортной  и  иной  инфраструктуры,  необходимой  для  самостоя-
тельного  решения  органами  местного  самоуправления  городского  поселения 
вопросов  местного  значения  городского  округа  и  осуществления  отдельных 
государственных  полномочий,  переданных  указанным  органам  федеральными 
и  региональными  законами,  а  также  при  наличии  сложившейся  социальной, 
транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного ре-
шения органами местного самоуправления прилегающих муниципальных рай-
онов  вопросов  местного  значения  муниципального  района  и  осуществления 
ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам 
федеральными и региональными законами. 


background image

62 

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся тер-

ритории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов 
в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых 
более  чем  в  три  раза  ниже  средней  плотности  сельского  населения  в  России. 
К территориям с высокой плотностью сельского населения относятся террито-
рии  субъектов  Российской  Федерации,  отдельных  муниципальных  районов 
в субъектах  Федерации,  плотность  сельского  населения  в  которых  более  чем 
в три  раза  выше  средней  плотности  сельского  населения  в  России.  Перечень 
субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъ-
ектах  Российской  Федерации,  территории  которых  относятся  к  территориям 
с низкой или же высокой плотностью сельского населения, утверждается Пра-
вительством  Российской  Федерации,  в  том  числе  по  представлению  органов 
государственной  власти  субъектов  Федерации.  Эти  перечни  могут  изменяться 
не чаще одного раза в пять лет. 

Согласно  ч.  2  ст.  131  Конституции  Российской  Федерации  изменение 

границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допус-
кается  с  учетом  мнения  населения  соответствующих  территорий.  В  соответ-
ствии со ст. 12 Закона № 131-ФЗ изменение границ муниципального образова-
ния осуществляется региональным законом по инициативе населения, органов 
местного самоуправления, федеральных и региональных органов государствен-
ной власти. 

Инициатива  населения  об  изменении  границ  муниципального  образова-

ния реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимае-
мым в соответствии с ним региональным законом для выдвижения инициативы 
проведения  местного  референдума.  Инициатива  органов  местного  самоуправ-
ления, органов государственной власти об изменении границ муниципального 
образования  оформляется  решениями  соответствующих  органов  местного  са-
моуправления, органов государственной власти. Региональный закон об изме-
нении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период 
избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного 
муниципального образования, в период кампании местного референдума. 

Изменение  границ  муниципальных  районов,  влекущее  отнесение  терри-

торий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов 
к  территориям  других  муниципальных  районов,  осуществляется  с  согласия 
населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем 
голосования по  вопросу  изменения  границ  муниципального образования  либо 


background image

63 

на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствую-
щих муниципальных районов. 

Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных 

входящих  в  их  состав  населенных  пунктов  к  территориям  других  поселений, 
осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженно-
го путем голосования по вопросу изменения границ муниципального образова-
ния либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соот-
ветствующих поселений. 

Изменение границ муниципальных районов и поселений, не влекущее от-

несения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) насе-
ленных пунктов соответственно к территориям других муниципальных районов 
или поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного пред-
ставительными органами соответствующих муниципальных районов и поселе-
ний. 

В  Законе  №  131-ФЗ  закреплена  гарантия  недопущения  инициирования 

процедуры  изменения  границ  поселений  по  инициативе  органов  публичной 
власти в случае снижения числа жителей таких поселений. В ч. 5 ст. 12 этого 
Закона установлено, что уменьшение численности населения сельских населен-
ных пунктов менее чем на 50% минимальной численности населения (т. е. сель-
ский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1 000 че-
ловек (для территории с высокой плотностью населения – более 3 000 человек) 
и  (или)  объединенные  общей  территорией  несколько  сельских  населенных 
пунктов с численностью населения менее 1 000 человек каждый (для террито-
рии  с  высокой  плотностью  населения  –  менее  3 000  человек  каждый)  после 
установления законами субъектов Федерации границ поселений не является до-
статочным основанием для инициирования органами местного самоуправления, 
федеральными и региональными органами государственной власти процедуры 
изменения границ поселений. 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 4 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Какие  виды  муниципальных  образований  предусмотрены  законода-

тельством Российской Федерации? 

2.  В каком порядке осуществляется создание, преобразование и упразд-

нение муниципальных образований? 

 


background image

64 

5 Муниципальная служба 

 
Понятие и природа муниципальной службы. Взаимосвязь муниципальной 

службы  и  государственной  гражданской  службы  Российской  Федерации. 
Принципы  муниципальной  службы.  Должности  муниципальной  службы.  Пра-
вовой статус муниципального служащего. 

5.1 Понятие и природа муниципальной службы 

Понятие  «служба»  употребляется  в  различных  значениях:  служба  –  вид 

деятельности  людей;  служба  –  ведомственное  подразделение  (служба  помощ-
ников  Президента);  служба  –  самостоятельное  ведомство (ФСБ).  Понятие  му-
ниципальной службы основано на первом подходе. 

Служба  в  целом  является  особым  видом  человеческой  деятельности,  ее 

специфика заключается в том, что служащий в процессе своего труда воздей-
ствует не на природные объекты, а на человека, его сознание и поведение. Ста-
тус служащего обязывает его вступать в социальные, в том числе правовые, от-
ношения  с  теми  субъектами,  которым  он  служит  или  которых  обслуживает. 
Муниципальная служба является одним из видов публичной службы в Россий-
ской Федерации, наряду с государственной службой. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Появление  института  муниципальной  службы  в  Российской 

Федерации в его современном нормативно-правовом и практически 
содержательном смысле произошло в результате административной 
и муниципальной реформ 2003–2008 гг.

1

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В соответствии со ст. 42 Закона № 131-ФЗ правовое регулирование муни-

ципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, 
определение  статуса  муниципального  служащего,  условия  и  порядок  прохож-
дения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также 
принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федера-

                                                           

1

Киреева Е. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муни-

ципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) / Е. Ю. Киреева, Д. И. Голуш-

ков, Е. А. Чершинцева, Т. А. Бирюкова, М. Ю. Зенков // СПС «КонсультантПлюс». – 2014. 


background image

65 

ции, уставами муниципальных образований и иными муниципальными право-
выми актами. 

Таким образом, законодательно закреплены три уровня правовой основы 

муниципальной службы – федеральный закон, закон субъекта Российской Фе-
дерации, уставы и иные правовые акты муниципальных органов. 

На федеральном уровне муниципальная служба регламентирована Феде-

ральным  законом  от  02  марта  2007  г.  №  25-ФЗ  (в  ред.  от  30  июня  2016  г.) 
«О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В соответствии с указанным законом муниципальная служ-

ба – профессиональная деятельность граждан, которая осуществ-
ляется на постоянной основе на должностях муниципальной служ-
бы, замещаемых путем заключения трудового договора (контрак-
та). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

С  указанных  позиций  муниципальная  служба  является  сложным  право-

вым  институтом  и  несет  в  себе  все  те  признаки,  свойства,  которые  присущи 
службе вообще и каждому его виду в отдельности. Она представляет собой си-
стему  правовых  норм,  регламентирующих  права  и  обязанности,  ограничения, 
запреты,  стимулирование,  ответственность  служащих,  порядок  возникновения 
и прекращения служебных отношений. Если говорить об отличии задач муни-
ципальных служащих от задач государственных служащих, то оно заключается 
лишь  в  уровне  (федеральном,  региональном,  местного  самоуправления),  т. е. 
качественного отличия не существует, общей для них будет цель – улучшение 
благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов

1

Муниципальная служба по своей природе – это деятельность, т. е. это ак-

тивное выполнение ряда обязанностей на должностях муниципальной службы 
на основании трудового договора (контракта). Данные обязанности устанавли-
ваются  в  целях  обеспечения  исполнения  полномочий  органа  местного  само-
управления,  избирательной  комиссии  муниципального  образования  или  лица, 
замещающего  муниципальную  должность.  Муниципальная  служба  –  это  дея-
тельность  профессиональная,  то  есть  предполагающая  наличие  определенных 
профессиональных  (специальных)  знаний  (образования),  необходимых  для 
осуществления  обязанностей  по  муниципальной  службе.  За  выполнение  про-

                                                           

1

Москалев А. В. Муниципальная служба: понятие, признаки, принципы / А. В. Москалев // 

Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2012. – № 2. – С. 64–70.