ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7950
Скачиваний: 4
66
фессиональных обязанностей муниципальные служащие получают денежное
содержание из местного бюджета (оплату труда).
Обязанности по муниципальной службе выполняются на постоянной ос-
нове, что означает заключение с гражданином, поступающим на муниципаль-
ную службу, бессрочного трудового договора (контракта). Иными словами,
предполагается, что гражданин, приобретающий статус муниципального слу-
жащего, будет максимально долго выполнять свои обязанности по муници-
пальной службе, то есть муниципальная служба в связи с этим характеризуется
определенной стабильностью. Как отмечает Ю. Н. Старилов, «постоянная ос-
нова деятельности муниципальных служащих обеспечивает профессионализм
муниципальной службы, ее стабильность, в определенном смысле она сравнима
с принципом несменяемости профессиональных чиновников, действующих
в системе публичной службы европейских стран»
1
.
Выполнение обязанностей по муниципальной службе осуществляется на
основании трудового договора (контракта). Поскольку обязанности по муници-
пальной службе выполняются на основании трудового договора (контракта), то
предполагается, соответственно, наличие двух его сторон – работника и рабо-
тодателя. Непосредственным работодателем для муниципального служащего
выступает представитель нанимателя, которым является муниципальное обра-
зование.
В качестве представителя нанимателя (работодателя) могут выступать
глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправ-
ления, председатель избирательной комиссии муниципального образования,
иные лица, уполномоченные исполнять обязанности представителей нанимате-
ля (работодателя).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Таким образом, муниципальная служба, во-первых, представ-
ляет собой профессиональную деятельность соответствующего ли-
ца, во-вторых, осуществляется на постоянной основе, в-третьих,
предполагает занятие одной из должностей муниципальной служ-
бы, в-четвертых, замещается лишь на основании договора (контрак-
та).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1
Россинский Б. В. Административное право : учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. –
М., 2010. – С. 308.
67
Муниципальная служба обладает рядом признаков:
• учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит пуб-
лично-правовой характер;
• имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полно-
мочий местного самоуправления;
• существует определенная преемственность между государственной
и муниципальной службой; в частности, стаж работы на муниципаль-
ных должностях зачисляется в стаж работы на государственных
должностях, и наоборот.
5.2 Взаимосвязь муниципальной службы и государственной
гражданской службы Российской Федерации
Часть 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации устанавливает, что
граждане имеют равный доступ к государственной службе. Многие авторы
расширительно трактуют эту норму и обоснованно полагают, что граждане
имеют и равный доступ к муниципальной службе. Однако в соответствии со
ст. 12. Конституции России органы местного самоуправления не входят в си-
стему органов государственной власти, не находятся в отношениях подчинен-
ности к ним и не обязаны выполнять их оперативные предписания.
Вместе с тем муниципальные органы действуют в русле общегосудар-
ственной политики – экономической, социальной и т. д. и могут наделяться от-
дельными государственными полномочиями, являются органами публичной
власти, решениями которых население соответствующих муниципальных обра-
зований руководствуется точно так же, как и положениями федеральных зако-
нов и законов субъектов Федерации.
Анализ конституционно-правовых норм позволяет говорить о наличии
конституционных основ организации и функционирования таких институтов
публичной власти, как государственная служба и тесно связанная с ней муни-
ципальная служба.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской
Федерации»
1
в силу конституционных положений не включает муниципальную
службу в систему государственной гражданской службы. Таким образом, хотя
1
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г., с изм. от 19 де-
кабря 2016 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
68
органы местного самоуправления организационно и отделены от органов госу-
дарственной власти, функционально они с ними связаны самым непосредствен-
ным образом. По этой причине государственная гражданская и муниципальная
службы базируются в части правового регулирования на общих принципах
и основаниях, исходя из которых они получают нормативное закрепление.
Представляя собой две разновидности публичной службы, осуществляе-
мой на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и му-
ниципальных служащих, наделенных широким спектром властных прерогатив
и управленческих функций, по своей правовой природе государственная граж-
данская и муниципальная служба, несмотря на то что одна из них не является
составной частью другой, имеют немало общих признаков, в том числе основ-
ные принципы и основания построения и функционирования институтов.
В частности, к ним относятся: приоритет прав и свобод человека и гражданина;
единство правовых и организационных основ государственной и муниципаль-
ной службы; профессионализм и компетентность государственных и муници-
пальных служащих; равный доступ граждан к государственной и муниципаль-
ной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготов-
кой; правовая и социальная защищенность государственных гражданских и му-
ниципальных служащих.
Однако более детально вопрос о взаимодействии государственной и му-
ниципальной службе решен в текущем законодательстве. В ст. 7 Федерального
закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» опре-
делена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, которая
обеспечивается посредством тех же параметров, что установлены нормами ст. 5
Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В законодательных актах о муниципальной службе субъектов Российской
Федерации также могут содержаться нормы, определяющие взаимосвязь муни-
ципальной службы и государственной гражданской службы, определено соот-
ношение должностей государственной гражданской службы субъекта Федера-
ции и должностей муниципальной службы, а также установлены типовые ква-
лификационные требования для замещения должностей муниципальной служ-
бы
1
.
1
Закон Томской области от 11 сентября 2007 г. № 198-ОЗ (в ред. от 11 ноября 2016 г.)
«О муниципальной службе в Томской области» (принят постановлением Государственной
Думы Томской области от 30 августа 2007 г. № 510) (вместе с «Реестром должностей муни-
ципальной службы в Томской области», «Типовым положением о проведении аттестации
муниципальных служащих», «Положением о порядке осуществления проверки достоверно-
69
Правовое обеспечение единства основных квалификационных требова-
ний, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим должности госу-
дарственной гражданской службы, и служащим, замещающим муниципальные
должности муниципальной службы, возможно вследствие того, что и в том
и в другом случае речь идет о профессиональной деятельности. В свою очередь,
это предполагает наличие соответствующего профессионального образования,
специализации, квалификации, опыта работы, приобретаемого с течением вре-
мени, и стажа.
5.3 Принципы муниципальной службы
Система принципов муниципальной службы представляет собой исход-
ные положения, основополагающие идеи, объективные закономерности разви-
тия муниципальной службы, направления реализации ее целей и функций.
Принципы должны реализовываться на всех этапах организации муниципаль-
ной службы, в процессе целостного функционирования ее звеньев, в служебной
деятельности муниципальных служащих.
Первым среди принципов муниципальной службы назван принцип прио-
ритета прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип основывается на
ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Человек, его права
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права
и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и примене-
ние законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
сти и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера,
представляемых муниципальными служащими в Томской области и гражданами, претенду-
ющими на замещение должностей муниципальной службы в Томской области, а также со-
блюдения муниципальными служащими в Томской области требований к служебному пове-
дению, в том числе при применении представителем нанимателя к муниципальным служа-
щим в Томской области взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о
предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей,
установленных в целях противодействия коррупции», «Положением о комиссиях органов
местного самоуправления и избирательных комиссий муниципальных образований Томской
области по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих
в Томской области и урегулированию конфликта интересов», «Порядком заключения дого-
вора о целевом обучении с обязательством последующего прохождения муниципальной
службы в Томской области между органом местного самоуправления муниципального обра-
зования Томской области и гражданином») // Собрание законодательства Томской области. –
2007. – № 9 (26).
70
самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эти конституционные уста-
новления непосредственно касаются функционирования муниципальной служ-
бы, а также личной служебной деятельности всех муниципальных служащих.
Отсюда вытекает требование к муниципальным служащим обеспечивать и за-
щищать конституционно-правовой статус гражданина Российской Федерации.
Произвол служащих по отношению к гражданам и их законным требованиям
недопустим. Они должны признавать, соблюдать и защищать права и свободы
человека и гражданина в полном объеме, установленном российским законода-
тельством. Сама Конституция Российской Федерации содержит ряд норм,
определяющих деятельность муниципальных служащих в данной сфере. Так,
в соответствии со ст. 24 органы государственной власти и органы местного са-
моуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возмож-
ность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затраги-
вающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Следующим базовым принципом, определяющим основу муниципальной
службы, является равный доступ граждан, владеющих государственным языком
Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохож-
дения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имуще-
ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других
обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами му-
ниципального служащего.
Вместе с тем для гражданина возможность доступа к муниципальной
службе зависит от таких факторов, как наличие специального образования
и подготовки, соответствующих содержанию и объему полномочий вакантной
должности муниципальной службы. Муниципальная служба – это профессио-
нальная деятельность граждан Российской Федерации, отсюда и квалификаци-
онные требования к ее должностям, и правовое положение (статус) муници-
пального служащего, и ограничения, запреты по муниципальной службе. Таким
образом, право равного доступа граждан к муниципальной службе не может
рассматриваться как абсолютное. Его реализация обусловлена рядом требова-
ний, например, необходимостью знать государственный язык Российской Фе-
дерации, и это в полной мере соответствует мировой юридической практике,
в том числе Международному пакту о гражданских и политических правах от
16 декабря 1966 г.