Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7950

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66 

фессиональных  обязанностей  муниципальные  служащие  получают  денежное 
содержание из местного бюджета (оплату труда). 

Обязанности по муниципальной службе выполняются на постоянной ос-

нове, что означает заключение с гражданином, поступающим на муниципаль-
ную  службу,  бессрочного  трудового  договора  (контракта).  Иными  словами, 
предполагается,  что  гражданин,  приобретающий  статус  муниципального  слу-
жащего,  будет  максимально  долго  выполнять  свои  обязанности  по  муници-
пальной службе, то есть муниципальная служба в связи с этим характеризуется 
определенной  стабильностью.  Как  отмечает  Ю.  Н.  Старилов,  «постоянная  ос-
нова  деятельности  муниципальных  служащих  обеспечивает  профессионализм 
муниципальной службы, ее стабильность, в определенном смысле она сравнима 
с  принципом  несменяемости  профессиональных  чиновников,  действующих 
в системе публичной службы европейских стран»

1

Выполнение обязанностей по муниципальной службе осуществляется на 

основании трудового договора (контракта). Поскольку обязанности по муници-
пальной службе выполняются на основании трудового договора (контракта), то 
предполагается, соответственно, наличие двух его сторон – работника и рабо-
тодателя.  Непосредственным  работодателем  для  муниципального  служащего 
выступает  представитель  нанимателя, которым является муниципальное обра-
зование. 

В  качестве  представителя  нанимателя  (работодателя)  могут  выступать 

глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправ-
ления,  председатель  избирательной  комиссии  муниципального  образования, 
иные лица, уполномоченные исполнять обязанности представителей нанимате-
ля (работодателя). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Таким образом, муниципальная служба, во-первых, представ-

ляет собой профессиональную деятельность соответствующего ли-
ца,  во-вторых,  осуществляется  на  постоянной  основе,  в-третьих, 
предполагает  занятие  одной  из  должностей  муниципальной  служ-
бы, в-четвертых, замещается лишь на основании договора (контрак-
та). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 

                                                           

1

Россинский Б. В. Административное право : учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – 

М., 2010. – С. 308. 


background image

67 

Муниципальная служба обладает рядом признаков: 

•  учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит пуб-

лично-правовой характер; 

•  имеет  свои  специфические  задачи,  связанные  с  обеспечением  полно-

мочий местного самоуправления; 

•  существует  определенная  преемственность  между  государственной 

и муниципальной службой; в частности, стаж работы на муниципаль-
ных  должностях  зачисляется  в  стаж  работы  на  государственных 
должностях, и наоборот. 

5.2 Взаимосвязь муниципальной службы и государственной 
гражданской службы Российской Федерации 

Часть  4  ст.  32  Конституции  Российской  Федерации  устанавливает,  что 

граждане  имеют  равный  доступ  к  государственной  службе.  Многие  авторы 
расширительно  трактуют  эту  норму  и  обоснованно  полагают,  что  граждане 
имеют  и  равный  доступ  к  муниципальной  службе.  Однако  в  соответствии  со 
ст. 12.  Конституции  России  органы  местного  самоуправления  не  входят  в  си-
стему органов государственной власти, не находятся в отношениях подчинен-
ности к ним и не обязаны выполнять их оперативные предписания. 

Вместе  с  тем  муниципальные  органы  действуют  в  русле  общегосудар-

ственной политики – экономической, социальной и т. д. и могут наделяться от-
дельными  государственными  полномочиями,  являются  органами  публичной 
власти, решениями которых население соответствующих муниципальных обра-
зований руководствуется точно так же, как и положениями федеральных зако-
нов и законов субъектов Федерации. 

Анализ  конституционно-правовых  норм  позволяет  говорить  о  наличии 

конституционных  основ  организации  и  функционирования  таких  институтов 
публичной власти, как государственная служба и тесно связанная с ней муни-
ципальная служба. 

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской 

Федерации»

1

 в силу конституционных положений не включает муниципальную 

службу в систему государственной гражданской службы. Таким образом, хотя 

                                                           

1

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г., с изм. от 19 де-

кабря 2016 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание 

законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 31. – Ст. 3215. 


background image

68 

органы местного самоуправления организационно и отделены от органов госу-
дарственной власти, функционально они с ними связаны самым непосредствен-
ным образом. По этой причине государственная гражданская и муниципальная 
службы  базируются  в  части  правового  регулирования  на  общих  принципах 
и основаниях, исходя из которых они получают нормативное закрепление. 

Представляя собой две разновидности публичной службы, осуществляе-

мой  на  профессиональной  основе  кадровым  корпусом  государственных  и  му-
ниципальных служащих, наделенных широким спектром властных прерогатив 
и управленческих функций, по своей правовой природе государственная граж-
данская и муниципальная служба, несмотря на то что одна из них не является 
составной частью другой, имеют немало общих признаков, в том числе основ-
ные  принципы  и  основания  построения  и  функционирования  институтов. 
В частности, к ним относятся: приоритет прав и свобод человека и гражданина; 
единство правовых и организационных основ государственной и муниципаль-
ной  службы;  профессионализм  и  компетентность  государственных  и  муници-
пальных служащих; равный доступ граждан к государственной и муниципаль-
ной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготов-
кой; правовая и социальная защищенность государственных гражданских и му-
ниципальных служащих. 

Однако более детально вопрос о взаимодействии государственной и му-

ниципальной службе решен в текущем законодательстве. В ст. 7 Федерального 
закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» опре-
делена  взаимосвязь  гражданской  службы  и  муниципальной  службы,  которая 
обеспечивается посредством тех же параметров, что установлены нормами ст. 5 
Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». 

В законодательных актах о муниципальной службе субъектов Российской 

Федерации также могут содержаться нормы, определяющие взаимосвязь муни-
ципальной службы и государственной гражданской службы, определено соот-
ношение должностей  государственной гражданской  службы  субъекта  Федера-
ции и должностей муниципальной службы, а также установлены типовые ква-
лификационные требования для замещения должностей муниципальной служ-
бы

1

                                                           

1

Закон  Томской  области  от  11  сентября  2007  г.  №  198-ОЗ  (в  ред.  от  11  ноября  2016  г.) 

«О муниципальной  службе  в  Томской  области»  (принят  постановлением  Государственной 

Думы Томской области от 30 августа 2007 г. № 510) (вместе с «Реестром должностей муни-

ципальной  службы  в  Томской  области»,  «Типовым  положением  о  проведении  аттестации 

муниципальных служащих»,  «Положением о порядке осуществления проверки достоверно-


background image

69 

Правовое  обеспечение  единства  основных  квалификационных  требова-

ний, предъявляемых к гражданским служащим, замещающим должности госу-
дарственной гражданской службы, и служащим, замещающим муниципальные 
должности  муниципальной  службы,  возможно  вследствие  того,  что  и  в  том 
и в другом случае речь идет о профессиональной деятельности. В свою очередь, 
это  предполагает наличие  соответствующего  профессионального  образования, 
специализации, квалификации, опыта работы, приобретаемого с течением вре-
мени, и стажа. 

5.3 Принципы муниципальной службы 

Система  принципов  муниципальной  службы  представляет  собой  исход-

ные положения, основополагающие идеи, объективные закономерности разви-
тия  муниципальной  службы,  направления  реализации  ее  целей  и  функций. 
Принципы  должны  реализовываться  на  всех  этапах  организации  муниципаль-
ной службы, в процессе целостного функционирования ее звеньев, в служебной 
деятельности муниципальных служащих. 

Первым среди принципов муниципальной службы назван принцип прио-

ритета  прав  и  свобод  человека  и  гражданина.  Этот  принцип  основывается  на 
ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Человек, его права 
и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав 
и свобод человека и гражданина – обязанность государства». 

В  соответствии  со  ст.  18  Конституции  Российской  Федерации  права 

и свободы  человека  и  гражданина определяют  смысл,  содержание  и  примене-
ние законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного 

                                                                                                                                                                                                 

сти и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, 

представляемых муниципальными служащими в Томской области и гражданами, претенду-

ющими на замещение  должностей муниципальной службы в Томской области, а также  со-

блюдения муниципальными служащими в Томской области требований к служебному пове-

дению, в том числе при применении представителем нанимателя к муниципальным служа-

щим в Томской области взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о 

предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, 

установленных  в  целях  противодействия  коррупции»,  «Положением  о  комиссиях  органов 

местного самоуправления и избирательных комиссий муниципальных образований Томской 

области  по  соблюдению  требований  к  служебному  поведению  муниципальных  служащих 

в Томской области и  урегулированию конфликта интересов»,  «Порядком заключения дого-

вора  о  целевом  обучении  с  обязательством  последующего  прохождения  муниципальной 

службы в Томской области между органом местного самоуправления муниципального обра-

зования Томской области и гражданином») // Собрание законодательства Томской области. – 

2007. – № 9 (26). 


background image

70 

самоуправления  и  обеспечиваются  правосудием.  Эти  конституционные  уста-
новления непосредственно касаются функционирования муниципальной служ-
бы,  а также  личной  служебной  деятельности  всех  муниципальных  служащих. 
Отсюда вытекает требование к муниципальным служащим обеспечивать и за-
щищать  конституционно-правовой  статус  гражданина  Российской  Федерации. 
Произвол  служащих  по  отношению  к  гражданам  и  их  законным  требованиям 
недопустим. Они должны признавать, соблюдать и защищать права и свободы 
человека и гражданина в полном объеме, установленном российским законода-
тельством.  Сама  Конституция  Российской  Федерации  содержит  ряд  норм, 
определяющих  деятельность  муниципальных  служащих  в  данной  сфере.  Так, 
в соответствии со ст. 24 органы государственной власти и органы местного са-
моуправления,  их  должностные  лица  обязаны  обеспечить  каждому  возмож-
ность  ознакомления  с  документами  и  материалами,  непосредственно  затраги-
вающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. 

Следующим базовым принципом, определяющим основу муниципальной 

службы, является равный доступ граждан, владеющих государственным языком 
Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохож-
дения  независимо  от  пола,  расы,  национальности,  происхождения,  имуще-
ственного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, 
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других 
обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами му-
ниципального служащего. 

Вместе  с  тем  для  гражданина  возможность  доступа  к  муниципальной 

службе  зависит  от  таких  факторов,  как  наличие  специального  образования 
и подготовки, соответствующих содержанию и объему полномочий вакантной 
должности  муниципальной  службы. Муниципальная служба –  это профессио-
нальная деятельность граждан Российской Федерации, отсюда и квалификаци-
онные  требования  к  ее  должностям,  и  правовое  положение  (статус)  муници-
пального служащего, и ограничения, запреты по муниципальной службе. Таким 
образом,  право  равного  доступа  граждан  к  муниципальной  службе  не  может 
рассматриваться как  абсолютное.  Его реализация обусловлена  рядом  требова-
ний,  например,  необходимостью  знать  государственный  язык  Российской  Фе-
дерации,  и  это  в  полной  мере  соответствует  мировой  юридической  практике, 
в том числе Международному пакту о гражданских и политических правах от 
16 декабря 1966 г.