Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7951

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71 

Содержание принципа профессионализма и компетентности муниципаль-

ных служащих заключается, во-первых, в том, что муниципальный служащий 
исполняет должностные обязанности на профессиональной основе за денежное 
вознаграждение,  а  во-вторых,  в  том,  что  сам  служащий  должен  быть  компе-
тентным  сотрудником  органа  местного  самоуправления,  качественно  осу-
ществляющим свои полномочия. 

В  целом  можно  сформулировать  следующие  составляющие  реализации 

рассматриваемого принципа в деятельности муниципальных служащих: 

•  наличие образования; 

•  наличие опыта работы и стажа; 

•  знание  структуры  управления  муниципальной  службы,  схем  служеб-

ных  взаимоотношений,  осуществление  взаимодействия  с  коллегами 
внутри своего подразделения с выше- и нижестоящими структурами; 

•  знание задач и функций органа местного самоуправления, а также за-

дач и функций, предусмотренных по занимаемой должности муници-
пальной службы; 

•  знание  и  практическая  реализация  муниципальным  служащим  своих 

должностных обязанностей; 

•  совершенствование  профессионализма  (повышение  квалификации, 

получение дополнительного образования). 

Стабильность  как  принцип  предполагает  постоянство  муниципально-

служебных  отношений.  Профессиональная  стабильность  и  устойчивость  слу-
жебного положения являются необходимыми как в интересах органов местного 
самоуправления,  так  и  в  интересах  муниципальных  служащих,  и  они  должны 
быть гарантированы даже в том случае, когда полностью или частично изменя-
ется система органов местного самоуправления и организация муниципальной 
службы. 

С  этой  точки  зрения  в  правовом  регулировании  организации  муници-

пальной службы произошло существенное развитие. Во-первых, четко опреде-
лены  возможности  и  обязанности  федерального  законодателя,  законодателей 
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в органи-
зации и правовом регулировании службы на своем уровне. Во-вторых, появи-
лись  абсолютно  новые  нормы  о  взаимосвязи  гражданской  службы  и  муници-
пальной  службы.  Реализация  этих  правовых  новелл  должна  обеспечить  ста-
бильное положение муниципальной службы во всей системе публичной служ-


background image

72 

бы Российской Федерации. Стабильность службы порождает при этом стабиль-
ность положения служащего. 

Смысл принципа доступности информации о  деятельности  муниципаль-

ных  служащих  имеет  значение  для  обеспечения  конституционных  установле-
ний об участии граждан Российской Федерации в управлении делами государ-
ства и об обязанности органов государственной власти и местного самоуправ-
ления, их должностных лиц знакомить каждого с документами и материалами, 
непосредственно  затрагивающими  его  права  и  свободы,  если  иное  не  преду-
смотрено законом. Выступая в качестве источника информации, должностные 
лица  муниципальной  службы  должны  обеспечивать  ее  объективность,  досто-
верность  и  точность.  При  этом  необходимо  найти  меру  сочетания  гласности 
и служебной конфиденциальности. Так, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона 
№  25-ФЗ  муниципальные  служащие  обязаны  не  разглашать  или  не  использо-
вать  в  целях,  не  связанных  с  муниципальной  службой,  сведения,  отнесенные 
в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального ха-
рактера, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с испол-
нением должностных обязанностей. 

Принцип взаимодействия с общественными объединениями и граждана-

ми обусловлен положениями ст. 13 Конституции Российской Федерации, при-
знающей в Российской Федерации многопартийность, политическое и идеоло-
гическое  многообразие.  Сущность  принципа  взаимодействия  муниципальной 
службы  с  общественными  объединениями  и  гражданами  должна  реализовы-
ваться в рамках функционирования различных звеньев политической системы 
российского  общества  и  использования  различных  форм  прямой  демократии, 
обеспечивающих  взаимопонимание  управляющих  (муниципальные  служащие) 
и  управляемых  (граждане).  Из  этого  сложного  и  многообразного  механизма 
можно вычленить два направления: 

а)  организационное и содержательное взаимодействие с политическими 

партиями и другими общественными объединениями; 

б)  информационное взаимодействие с гражданами в целях доведения до 

них как адресатов муниципального управления касающихся их реше-
ний,  принимаемых  и  подготавливаемых  органами  местного  само-
управления,  что  способствует  формированию  высокого  авторитета 
и престижа  муниципальной  службы,  уважению  к  профессиональной 
деятельности  служащих  как  специалистов  сложного  процесса  управ-
ления. 


background image

73 

Практическое  воплощение  принципа  единства  основных  требований 

к муниципальной службе, а также учета исторических и иных местных тради-
ций  при  прохождении  муниципальной  службы  осуществляется,  в  частности, 
посредством согласования статусов муниципальных должностей. Реестр долж-
ностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет 
собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифи-
цированных среди прочего по функциональным признакам должностей, опре-
деляемым  с  учетом  исторических  и  иных  местных  традиций.  Исторические 
и иные местные традиции могут быть учтены, к примеру, в наименовании орга-
нов местного самоуправления, муниципальных должностей, должностей муни-
ципальной службы. 

Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих как ба-

зовый  принцип  обеспечивается  установлением  определенных  социальных 
и правовых  гарантий,  к  примеру,  гарантии  защиты  персональных  данных  му-
ниципального служащего. 

Принцип  ответственности  муниципальных  служащих  за  неисполнение 

или  ненадлежащее  исполнение  своих  должностных  обязанностей  необходим 
для укрепления служебной дисциплины и повышения качества работы органов 
местного самоуправления. Поскольку муниципальный служащий обязан надле-
жащим  образом  исполнять  должностные  обязанности  в  соответствии  с  долж-
ностной  инструкцией,  то  за  их  неисполнение  он  несет  юридическую  ответ-
ственность. 

Муниципальная  служба  внепартийна.  Для  организации  и  функциониро-

вания муниципальной службы практическое значение воплощения этого прин-
ципа означает, что муниципальные служащие в осуществлении своей профес-
сиональной  деятельности  независимы  от  политических  партий.  При  исполне-
нии служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями ка-
ких-либо партий. 

В  органах  местного  самоуправления,  иных  муниципальных  органах  за-

прещается  создавать  структуры  политических  партий,  религиозных  и  других 
общественных  объединений  (за  исключением  профессиональных  союзов, 
а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или спо-
собствовать созданию указанных структур. 

Муниципальный служащий не может использовать преимущество долж-

ностного положения и в таком политическом процессе, где активно задейство-
ваны  политические  партии,  например  во  время  предвыборной  агитации  или 
агитации по вопросам референдума. 

 


background image

74 

5.4 Должности муниципальной службы 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В соответствии с Законом № 25-ФЗ муниципальная долж-

ность

 

 должность в органе местного самоуправления, аппарате 

избирательной  комиссии  муниципального  образования,  которые 
образуются в соответствии с уставом муниципального образова-
ния, с установленным кругом обязанностей по обеспечению испол-
нения полномочий органа местного самоуправления, избирательной 
комиссии муниципального образования или лица, замещающего му-
ниципальную должность. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Каждый  субъект  Российской  Федерации  своим  законом  утверждает  ре-

естр  должностей  муниципальной  службы  в  субъекте.  Далее  в  соответствии 
с этим  законом  должности  муниципальной  службы  устанавливаются  муници-
пальными правовыми актами. При составлении и утверждении штатного распи-
сания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии ис-
пользуются наименования должностей муниципальной службы, предусмотрен-
ные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Фе-
дерации. 

Указанный  реестр  представляет  собой  перечень  наименований  должно-

стей муниципальной службы, классифицированных по органам местного само-
управления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам 
и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом историче-
ских и иных местных традиций. Но помимо этого в реестре могут быть преду-
смотрены  должности  муниципальной  службы,  учреждаемые  для  непосред-
ственного  обеспечения  исполнения  полномочий  лица,  замещающего  муници-
пальную  должность.  Такие  должности  замещаются  муниципальными  служа-
щими  путем  заключения  трудового  договора  на  срок  полномочий  указанного 
лица. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Закон № 25-ФЗ  содержит  классификацию  должностей  муни-

ципальной службы. Они подразделяются на следующие группы: 

•  высшие должности муниципальной службы; 

•  главные должности муниципальной службы; 

•  ведущие должности муниципальной службы; 


background image

75 

•  старшие должности муниципальной службы; 

•  младшие должности муниципальной службы. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Развивая положения федерального законодательства, акты субъектов Рос-

сийской Федерации и муниципальных образований включают в группу высших 
должностей муниципальной службы первого заместителя и заместителей главы 
муниципального  образования,  главу  местной  администрации,  не  являющегося 
главой муниципального образования и занявшего должность по контракту, пер-
вого заместителя и заместителей главы местной администрации, руководителя 
контрольного органа, глав территориальных администраций. По уровню к ним 
приравнивается  председатель  избирательной  комиссии  муниципального  обра-
зования,  хотя  это  муниципальная  должность,  а  не  должность  муниципальной 
службы. 

Группу главных должностей составляют руководители комитетов, депар-

таментов и тому подобных самостоятельных структурных подразделений орга-
нов местного самоуправления. 

Группа  ведущих  должностей  состоит  из  советников,  помощников  глав 

муниципального  образования  и  местной  администрации,  их  пресс-секретарей 
и референтов, а также руководителей отделов, управлений в составе комитетов 
и департаментов, главного бухгалтера, его заместителей и др. 

Группа  старших  должностей  включает  начальника  сектора,  службы, 

группы, бюро в составе департамента, комитета, главных и ведущих специали-
стов  администрации,  юрисконсультов,  заместителя  руководителя  территори-
ального  отделения  администрации  муниципального  образования,  системного 
администратора ГАС «Выборы» муниципального образования. 

К группе младших должностей относят специалистов первой и второй ка-

тегорий администрации муниципального образования, департамента, комитета, 
управления, аппарата представительного органа муниципального образования, 
а также специалистов территориальной администрации. 

Закон субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией 

указанных должностей определяет типовые квалификационные требования для 
замещения  должностей  муниципальной  службы  относительно  уровня  профес-
сионального  образования,  стажа  муниципальной  службы  (государственной 
службы)  или  стажа  работы  по  специальности,  профессиональных  знаний 
и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Далее на 
основе и в развитие закона субъекта Российской Федерации соответствующие