ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7951
Скачиваний: 4
71
Содержание принципа профессионализма и компетентности муниципаль-
ных служащих заключается, во-первых, в том, что муниципальный служащий
исполняет должностные обязанности на профессиональной основе за денежное
вознаграждение, а во-вторых, в том, что сам служащий должен быть компе-
тентным сотрудником органа местного самоуправления, качественно осу-
ществляющим свои полномочия.
В целом можно сформулировать следующие составляющие реализации
рассматриваемого принципа в деятельности муниципальных служащих:
• наличие образования;
• наличие опыта работы и стажа;
• знание структуры управления муниципальной службы, схем служеб-
ных взаимоотношений, осуществление взаимодействия с коллегами
внутри своего подразделения с выше- и нижестоящими структурами;
• знание задач и функций органа местного самоуправления, а также за-
дач и функций, предусмотренных по занимаемой должности муници-
пальной службы;
• знание и практическая реализация муниципальным служащим своих
должностных обязанностей;
• совершенствование профессионализма (повышение квалификации,
получение дополнительного образования).
Стабильность как принцип предполагает постоянство муниципально-
служебных отношений. Профессиональная стабильность и устойчивость слу-
жебного положения являются необходимыми как в интересах органов местного
самоуправления, так и в интересах муниципальных служащих, и они должны
быть гарантированы даже в том случае, когда полностью или частично изменя-
ется система органов местного самоуправления и организация муниципальной
службы.
С этой точки зрения в правовом регулировании организации муници-
пальной службы произошло существенное развитие. Во-первых, четко опреде-
лены возможности и обязанности федерального законодателя, законодателей
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в органи-
зации и правовом регулировании службы на своем уровне. Во-вторых, появи-
лись абсолютно новые нормы о взаимосвязи гражданской службы и муници-
пальной службы. Реализация этих правовых новелл должна обеспечить ста-
бильное положение муниципальной службы во всей системе публичной служ-
72
бы Российской Федерации. Стабильность службы порождает при этом стабиль-
ность положения служащего.
Смысл принципа доступности информации о деятельности муниципаль-
ных служащих имеет значение для обеспечения конституционных установле-
ний об участии граждан Российской Федерации в управлении делами государ-
ства и об обязанности органов государственной власти и местного самоуправ-
ления, их должностных лиц знакомить каждого с документами и материалами,
непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не преду-
смотрено законом. Выступая в качестве источника информации, должностные
лица муниципальной службы должны обеспечивать ее объективность, досто-
верность и точность. При этом необходимо найти меру сочетания гласности
и служебной конфиденциальности. Так, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона
№ 25-ФЗ муниципальные служащие обязаны не разглашать или не использо-
вать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные
в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального ха-
рактера, или служебную информацию, ставшие им известными в связи с испол-
нением должностных обязанностей.
Принцип взаимодействия с общественными объединениями и граждана-
ми обусловлен положениями ст. 13 Конституции Российской Федерации, при-
знающей в Российской Федерации многопартийность, политическое и идеоло-
гическое многообразие. Сущность принципа взаимодействия муниципальной
службы с общественными объединениями и гражданами должна реализовы-
ваться в рамках функционирования различных звеньев политической системы
российского общества и использования различных форм прямой демократии,
обеспечивающих взаимопонимание управляющих (муниципальные служащие)
и управляемых (граждане). Из этого сложного и многообразного механизма
можно вычленить два направления:
а) организационное и содержательное взаимодействие с политическими
партиями и другими общественными объединениями;
б) информационное взаимодействие с гражданами в целях доведения до
них как адресатов муниципального управления касающихся их реше-
ний, принимаемых и подготавливаемых органами местного само-
управления, что способствует формированию высокого авторитета
и престижа муниципальной службы, уважению к профессиональной
деятельности служащих как специалистов сложного процесса управ-
ления.
73
Практическое воплощение принципа единства основных требований
к муниципальной службе, а также учета исторических и иных местных тради-
ций при прохождении муниципальной службы осуществляется, в частности,
посредством согласования статусов муниципальных должностей. Реестр долж-
ностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет
собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифи-
цированных среди прочего по функциональным признакам должностей, опре-
деляемым с учетом исторических и иных местных традиций. Исторические
и иные местные традиции могут быть учтены, к примеру, в наименовании орга-
нов местного самоуправления, муниципальных должностей, должностей муни-
ципальной службы.
Правовая и социальная защищенность муниципальных служащих как ба-
зовый принцип обеспечивается установлением определенных социальных
и правовых гарантий, к примеру, гарантии защиты персональных данных му-
ниципального служащего.
Принцип ответственности муниципальных служащих за неисполнение
или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей необходим
для укрепления служебной дисциплины и повышения качества работы органов
местного самоуправления. Поскольку муниципальный служащий обязан надле-
жащим образом исполнять должностные обязанности в соответствии с долж-
ностной инструкцией, то за их неисполнение он несет юридическую ответ-
ственность.
Муниципальная служба внепартийна. Для организации и функциониро-
вания муниципальной службы практическое значение воплощения этого прин-
ципа означает, что муниципальные служащие в осуществлении своей профес-
сиональной деятельности независимы от политических партий. При исполне-
нии служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями ка-
ких-либо партий.
В органах местного самоуправления, иных муниципальных органах за-
прещается создавать структуры политических партий, религиозных и других
общественных объединений (за исключением профессиональных союзов,
а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или спо-
собствовать созданию указанных структур.
Муниципальный служащий не может использовать преимущество долж-
ностного положения и в таком политическом процессе, где активно задейство-
ваны политические партии, например во время предвыборной агитации или
агитации по вопросам референдума.
74
5.4 Должности муниципальной службы
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В соответствии с Законом № 25-ФЗ муниципальная долж-
ность
– должность в органе местного самоуправления, аппарате
избирательной комиссии муниципального образования, которые
образуются в соответствии с уставом муниципального образова-
ния, с установленным кругом обязанностей по обеспечению испол-
нения полномочий органа местного самоуправления, избирательной
комиссии муниципального образования или лица, замещающего му-
ниципальную должность.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Каждый субъект Российской Федерации своим законом утверждает ре-
естр должностей муниципальной службы в субъекте. Далее в соответствии
с этим законом должности муниципальной службы устанавливаются муници-
пальными правовыми актами. При составлении и утверждении штатного распи-
сания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии ис-
пользуются наименования должностей муниципальной службы, предусмотрен-
ные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Фе-
дерации.
Указанный реестр представляет собой перечень наименований должно-
стей муниципальной службы, классифицированных по органам местного само-
управления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам
и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом историче-
ских и иных местных традиций. Но помимо этого в реестре могут быть преду-
смотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосред-
ственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муници-
пальную должность. Такие должности замещаются муниципальными служа-
щими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного
лица.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Закон № 25-ФЗ содержит классификацию должностей муни-
ципальной службы. Они подразделяются на следующие группы:
• высшие должности муниципальной службы;
• главные должности муниципальной службы;
• ведущие должности муниципальной службы;
75
• старшие должности муниципальной службы;
• младшие должности муниципальной службы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Развивая положения федерального законодательства, акты субъектов Рос-
сийской Федерации и муниципальных образований включают в группу высших
должностей муниципальной службы первого заместителя и заместителей главы
муниципального образования, главу местной администрации, не являющегося
главой муниципального образования и занявшего должность по контракту, пер-
вого заместителя и заместителей главы местной администрации, руководителя
контрольного органа, глав территориальных администраций. По уровню к ним
приравнивается председатель избирательной комиссии муниципального обра-
зования, хотя это муниципальная должность, а не должность муниципальной
службы.
Группу главных должностей составляют руководители комитетов, депар-
таментов и тому подобных самостоятельных структурных подразделений орга-
нов местного самоуправления.
Группа ведущих должностей состоит из советников, помощников глав
муниципального образования и местной администрации, их пресс-секретарей
и референтов, а также руководителей отделов, управлений в составе комитетов
и департаментов, главного бухгалтера, его заместителей и др.
Группа старших должностей включает начальника сектора, службы,
группы, бюро в составе департамента, комитета, главных и ведущих специали-
стов администрации, юрисконсультов, заместителя руководителя территори-
ального отделения администрации муниципального образования, системного
администратора ГАС «Выборы» муниципального образования.
К группе младших должностей относят специалистов первой и второй ка-
тегорий администрации муниципального образования, департамента, комитета,
управления, аппарата представительного органа муниципального образования,
а также специалистов территориальной администрации.
Закон субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией
указанных должностей определяет типовые квалификационные требования для
замещения должностей муниципальной службы относительно уровня профес-
сионального образования, стажа муниципальной службы (государственной
службы) или стажа работы по специальности, профессиональных знаний
и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Далее на
основе и в развитие закона субъекта Российской Федерации соответствующие