Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7954

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

76 

квалификационные  требования  устанавливаются  муниципальными  правовыми 
актами. 

5.5 Правовой статус муниципального служащего 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Муниципальным  служащим  является  гражданин  Россий-

ской  Федерации,  исполняющий  в  порядке,  определенном  муници-
пальными правовыми актами в соответствии с федеральными за-
конами  и  законами  субъекта  Российской  Федерации,  обязанности 
по  должности  муниципальной  службы  за  денежное  вознагражде-
ние, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной служ-

бы  и  исполняющие  обязанности  по  техническому  обеспечению  деятельности 
органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими. 

Несмотря  на  то  что  муниципальная  служба  является  самостоятельным 

институтом  муниципального права,  она  имеет сходные  черты  с государствен-
ной гражданской службой, а правовой статус муниципального служащего име-
ет сходные черты со статусом государственного гражданского служащего. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Законодательство  устанавливает  требования,  предъявляемые 

к кандидату на замещение муниципальной должности. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Граждане Российской Федерации имеют право равного доступа к муни-

ципальной службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, 
языка, места жительства, отношения к религии, политических взглядов и убеж-
дений,  имущественного  и  должностного  положения,  принадлежности  к  обще-
ственным организациям. 

Право равного доступа при этом вовсе не означает, что любое лицо может 

свободно  претендовать  на  вакантную  муниципальную  должность.  Законода-
тельство Российской Федерации предъявляет ряд требований к потенциальным 
претендентам  на  замещение  муниципальных  должностей.  Требования  можно 
разделить на три группы: общие (устанавливаемые законодательством России 
вне  зависимости  от  должности),  профессиональные  или  квалификационные 
(устанавливаемые  законом  субъекта  Российской  Федерации  в  зависимости  от 


background image

77 

должности  в  соответствии  с  реестром  муниципальных  должностей  субъекта 
Российской  Федерации),  дополнительные  (устанавливаемые  для  конкретной 
муниципальной  должности  конкретного  муниципального  образования  право-
вым актом местного самоуправления). 

К общим требованиям, предъявляемым к претендентам на замещение му-

ниципальных должностей, необходимо отнести: достижение 18-летнего возрас-
та,  полную  дееспособность  лица,  наличие  российского  гражданства,  владение 
государственным  языком  Российской  Федерации.  К  профессиональным  (ква-
лификационным)  требованиям,  соответственно,  можно  отнести:  специальное 
образование, уровень специального образования, стаж работы на аналогичных 
должностях, уровень знания действующего законодательства и др. 

К  дополнительным  требованиям  можно  отнести:  наличие  специального 

или аналогичного ему образования, опыт работы, специальные познания в той 
или иной области деятельности, иные требования, обусловленные спецификой 
муниципальной должности. 

Правовой статус муниципального служащего включает в себя права, обя-

занности,  ограничения  и  гарантии,  предоставляемые  муниципальному  служа-
щему.

 

Права  муниципального  служащего  определяются  действующим  законо-

дательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами местно-
го  самоуправления  и  внутренними  ненормативными  актами  органа  местного 
самоуправления. 

Исходя из этого, все права муниципального служащего можно разделить 

на две большие группы: общегражданские и должностные. 

Общегражданские права вытекают из правовой связи лица, замещающего 

муниципальную должность муниципальной службы, и государства, т. е. нали-
чием российского гражданства. Как любой гражданин России муниципальный 
служащий  обладает  всем  комплексом  прав,  гарантированных  Конституцией 
Российской Федерации и федеральным законодательством. Так, например, му-
ниципальные  служащие  имеют  право  избирать  и  быть  избранными  в  органы 
местного  самоуправления,  получать  дополнительное  образование,  исповедо-
вать какую-либо религию, иметь в собственности какое-либо имущество и т. д. 

В то же время общегражданские права муниципального служащего могут 

быть  ограничены  его  служебным  статусом.  Такое  ограничение  носит  времен-
ный  характер.  Так,  например,  лицо  после  поступления  на  муниципальную 
службу обязано приостановить свое членство в политической партии. 


background image

78 

Должностные права муниципального служащего напрямую вытекают из 

его профессионального статуса и занимаемой должности. 

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий 

имеет право на: 

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязан-

ности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки 
качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по 
службе; 

2)  обеспечение  организационно-технических  условий,  необходимых  для 

исполнения должностных обязанностей; 

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законода-

тельством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором 
(контрактом); 

4)  отдых,  обеспечиваемый  установлением  нормальной  продолжительно-

сти  рабочего  (служебного)  времени,  предоставлением  выходных  дней  и  нера-
бочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска; 

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необ-

ходимых  для  исполнения  должностных  обязанностей,  а  также  на  внесение 
предложений  о  совершенствовании  деятельности  органа  местного  самоуправ-
ления, избирательной комиссии муниципального образования; 

6)  участие  по  своей  инициативе  в  конкурсе  на  замещение  вакантной 

должности муниципальной службы; 

7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым 

актом за счет средств местного бюджета; 

8) защиту своих персональных данных; 
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами 

о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его 
личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объясне-
ний; 

10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы для 

защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; 

11)  рассмотрение  индивидуальных  трудовых  споров  в  соответствии 

с трудовым  законодательством,  защиту  своих  прав  и  законных  интересов  на 
муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений; 

12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Россий-

ской Федерации. 


background image

79 

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона муниципальный служащий, за исклю-

чением  муниципального  служащего,  замещающего  должность  главы  местной 
администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведом-
лением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачивае-
мую работу, если это не повлечет конфликта интересов и если иное не преду-
смотрено Законом № 25-ФЗ. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Под конфликтом интересов в законе понимается ситуация, 

при  которой  личная  заинтересованность  муниципального  служа-
щего  влияет  или  может  повлиять  на  объективное  исполнение  им 
должностных обязанностей и при которой возникает или может 
возникнуть противоречие между личной заинтересованностью му-
ниципального служащего и законными интересами граждан, орга-
низаций,  общества,  Российской  Федерации,  субъекта  Российской 
Федерации,  муниципального  образования,  способное  привести  к 
причинению  вреда  этим  законным  интересам  граждан,  организа-
ций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Феде-
рации, муниципального образования. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Обязанности  муниципального  служащего  содержатся  в  федеральном  за-

конодательстве,  законах  субъектов  Российской  Федерации,  муниципальных 
нормативных правовых актах. 

В частности, муниципальные служащие обязаны:

 

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные консти-

туционные  законы,  федеральные  законы,  иные  нормативные  правовые  акты 
Российской  Федерации,  конституции  (уставы),  законы  и  иные  нормативные 
правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального обра-
зования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; 

2)  исполнять  должностные  обязанности  в  соответствии  с  должностной 

инструкцией; 

3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и закон-

ные интересы граждан и организаций; 

4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате 

избирательной  комиссии  муниципального  образования  правила  внутреннего 
трудового распорядка,  должностную  инструкцию,  порядок  работы  со  служеб-
ной информацией; 


background image

80 

5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего 

исполнения должностных обязанностей; 

6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охра-

няемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему извест-
ными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, 
касающиеся  частной  жизни  и  здоровья  граждан  или  затрагивающие  их  честь 
и достоинство; 

7)  беречь  государственное  и  муниципальное  имущество,  в  том  числе 

предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей; 

8)  представлять  в  установленном  порядке  предусмотренные  законода-

тельством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а так-
же  сведения  о  полученных  им  доходах  и  принадлежащем  ему  на  праве  соб-
ственности  имуществе,  являющихся  объектами  налогообложения,  об  обяза-
тельствах имущественного характера; 

9)  сообщать  представителю  нанимателя  (работодателю)  о  выходе  из 

гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской 
Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день 
приобретения гражданства иностранного государства; 

10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запре-

ты, которые установлены Законом № 25-ФЗ и другими федеральными закона-
ми; 

11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заин-

тересованности  при  исполнении  должностных  обязанностей,  которая  может 
привести  к  конфликту  интересов,  и  принимать  меры  по  предотвращению  по-
добного конфликта. 

Кроме того, Закон № 25-ФЗ специально оговаривает, что муниципальный 

служащий не обязан исполнять данное ему неправомерное поручение. 

Ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, опре-

деляются федеральным законодательством и законами субъектов, а также могут 
закрепляться  в  муниципальных  нормативных  правовых  актах.  Природа  этих 
ограничений,  прежде  всего,  кроется  в  природе  самой  муниципальной  службы 
как вида трудовой социальной деятельности (объектом ее воздействия является 
человек, население), осуществляемой за материальное вознаграждение. 

В соответствии со ст. 13 Закона № 25-ФЗ гражданин не может быть при-

нят  на  муниципальную  службу,  а  муниципальный  служащий  не  может  нахо-
диться на муниципальной службе в случае: