ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7954
Скачиваний: 4
76
квалификационные требования устанавливаются муниципальными правовыми
актами.
5.5 Правовой статус муниципального служащего
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Муниципальным служащим является гражданин Россий-
ской Федерации, исполняющий в порядке, определенном муници-
пальными правовыми актами в соответствии с федеральными за-
конами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности
по должности муниципальной службы за денежное вознагражде-
ние, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной служ-
бы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности
органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Несмотря на то что муниципальная служба является самостоятельным
институтом муниципального права, она имеет сходные черты с государствен-
ной гражданской службой, а правовой статус муниципального служащего име-
ет сходные черты со статусом государственного гражданского служащего.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Законодательство устанавливает требования, предъявляемые
к кандидату на замещение муниципальной должности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Граждане Российской Федерации имеют право равного доступа к муни-
ципальной службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения,
языка, места жительства, отношения к религии, политических взглядов и убеж-
дений, имущественного и должностного положения, принадлежности к обще-
ственным организациям.
Право равного доступа при этом вовсе не означает, что любое лицо может
свободно претендовать на вакантную муниципальную должность. Законода-
тельство Российской Федерации предъявляет ряд требований к потенциальным
претендентам на замещение муниципальных должностей. Требования можно
разделить на три группы: общие (устанавливаемые законодательством России
вне зависимости от должности), профессиональные или квалификационные
(устанавливаемые законом субъекта Российской Федерации в зависимости от
77
должности в соответствии с реестром муниципальных должностей субъекта
Российской Федерации), дополнительные (устанавливаемые для конкретной
муниципальной должности конкретного муниципального образования право-
вым актом местного самоуправления).
К общим требованиям, предъявляемым к претендентам на замещение му-
ниципальных должностей, необходимо отнести: достижение 18-летнего возрас-
та, полную дееспособность лица, наличие российского гражданства, владение
государственным языком Российской Федерации. К профессиональным (ква-
лификационным) требованиям, соответственно, можно отнести: специальное
образование, уровень специального образования, стаж работы на аналогичных
должностях, уровень знания действующего законодательства и др.
К дополнительным требованиям можно отнести: наличие специального
или аналогичного ему образования, опыт работы, специальные познания в той
или иной области деятельности, иные требования, обусловленные спецификой
муниципальной должности.
Правовой статус муниципального служащего включает в себя права, обя-
занности, ограничения и гарантии, предоставляемые муниципальному служа-
щему.
Права муниципального служащего определяются действующим законо-
дательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами местно-
го самоуправления и внутренними ненормативными актами органа местного
самоуправления.
Исходя из этого, все права муниципального служащего можно разделить
на две большие группы: общегражданские и должностные.
Общегражданские права вытекают из правовой связи лица, замещающего
муниципальную должность муниципальной службы, и государства, т. е. нали-
чием российского гражданства. Как любой гражданин России муниципальный
служащий обладает всем комплексом прав, гарантированных Конституцией
Российской Федерации и федеральным законодательством. Так, например, му-
ниципальные служащие имеют право избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления, получать дополнительное образование, исповедо-
вать какую-либо религию, иметь в собственности какое-либо имущество и т. д.
В то же время общегражданские права муниципального служащего могут
быть ограничены его служебным статусом. Такое ограничение носит времен-
ный характер. Так, например, лицо после поступления на муниципальную
службу обязано приостановить свое членство в политической партии.
78
Должностные права муниципального служащего напрямую вытекают из
его профессионального статуса и занимаемой должности.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий
имеет право на:
1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязан-
ности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки
качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по
службе;
2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для
исполнения должностных обязанностей;
3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законода-
тельством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором
(контрактом);
4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительно-
сти рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нера-
бочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необ-
ходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение
предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправ-
ления, избирательной комиссии муниципального образования;
6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной
должности муниципальной службы;
7) повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым
актом за счет средств местного бюджета;
8) защиту своих персональных данных;
9) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами
о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его
личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объясне-
ний;
10) объединение, включая право создавать профессиональные союзы для
защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
11) рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии
с трудовым законодательством, защиту своих прав и законных интересов на
муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений;
12) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Россий-
ской Федерации.
79
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона муниципальный служащий, за исклю-
чением муниципального служащего, замещающего должность главы местной
администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведом-
лением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачивае-
мую работу, если это не повлечет конфликта интересов и если иное не преду-
смотрено Законом № 25-ФЗ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под конфликтом интересов в законе понимается ситуация,
при которой личная заинтересованность муниципального служа-
щего влияет или может повлиять на объективное исполнение им
должностных обязанностей и при которой возникает или может
возникнуть противоречие между личной заинтересованностью му-
ниципального служащего и законными интересами граждан, орга-
низаций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования, способное привести к
причинению вреда этим законным интересам граждан, организа-
ций, общества, Российской Федерации, субъекта Российской Феде-
рации, муниципального образования.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Обязанности муниципального служащего содержатся в федеральном за-
конодательстве, законах субъектов Российской Федерации, муниципальных
нормативных правовых актах.
В частности, муниципальные служащие обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные консти-
туционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты
Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального обра-
зования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной
инструкцией;
3) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и закон-
ные интересы граждан и организаций;
4) соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате
избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего
трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служеб-
ной информацией;
80
5) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего
исполнения должностных обязанностей;
6) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охра-
няемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему извест-
ными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения,
касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь
и достоинство;
7) беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе
предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
8) представлять в установленном порядке предусмотренные законода-
тельством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а так-
же сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве соб-
ственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обяза-
тельствах имущественного характера;
9) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из
гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской
Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день
приобретения гражданства иностранного государства;
10) соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запре-
ты, которые установлены Законом № 25-ФЗ и другими федеральными закона-
ми;
11) сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заин-
тересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может
привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению по-
добного конфликта.
Кроме того, Закон № 25-ФЗ специально оговаривает, что муниципальный
служащий не обязан исполнять данное ему неправомерное поручение.
Ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, опре-
деляются федеральным законодательством и законами субъектов, а также могут
закрепляться в муниципальных нормативных правовых актах. Природа этих
ограничений, прежде всего, кроется в природе самой муниципальной службы
как вида трудовой социальной деятельности (объектом ее воздействия является
человек, население), осуществляемой за материальное вознаграждение.
В соответствии со ст. 13 Закона № 25-ФЗ гражданин не может быть при-
нят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может нахо-
диться на муниципальной службе в случае: