Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7958

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

86 

ренные  нормативными  правовыми  актами  органов  местного  самоуправления 
в соответствии  с  федеральными  законами,  законами  субъекта  Российской  Фе-
дерации.  В  качестве  мер  дисциплинарной  ответственности  к  муниципальным 
служащим могут применяться замечание, выговор, строгий выговор, предупре-
ждение о неполном служебном соответствии, увольнение. 

Муниципальный  служащий  несет  предусмотренную  законодательством 

Российской  Федерации  и  законодательством  субъекта  Российской  Федерации 
ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и за-
конных интересов граждан. 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 5 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Дайте определение муниципальной службы. 
2.  Раскройте содержание принципов муниципальной службы. 
3.  Какие  ограничения  и  запреты  предусмотрены  для  муниципальных 

служащих? 

 

 


background image

87 

6 Формы прямого волеизъявления граждан в системе 

местного самоуправления 

 
Понятие и  формы непосредственного осуществления  населением мест-

ного  самоуправления.  Референдум.  Муниципальные  выборы.  Голосование  по 
отзыву  депутата,  члена  выборного  органа  местного  самоуправления,  выбор-
ного должностного лица местного самоуправления. Голосование по вопросам 
изменения границ муниципального образования, преобразования муниципально-
го образования. Сход граждан. Правотворческая инициатива граждан. Терри-
ториальное  общественное  самоуправление.  Публичные  слушания.  Собрания 
граждан. Конференция граждан. Опрос граждан. Обращения граждан в орга-
ны местного самоуправления. 

6.1 Понятие и формы непосредственного осуществления 
населением местного самоуправления 

Формы  непосредственного  осуществления  населением  местного  само-

управления  и  участия  населения  в  местном  самоуправлении  позволяют  жите-
лям  реализовывать  свое  право  на  местное  самоуправление,  решать  вопросы 
местного значения напрямую, без посредничества органов и должностных лиц 
местного самоуправления. Закон № 131-ФЗ разделяет формы непосредственной 
демократии на две категории: 

а)  те,  посредством  которых  население  принимает  окончательное  реше-

ние (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или 
предопределяет  его  принятие  (в  определенных  случаях  голосование 
по  вопросу  об  изменении  границ  муниципального образования)  (им-
перативные формы); 

б)  которые  позволяют  органам  и  должностным  лицам  местного  само-

управления  выявить  мнение  населения  по  тому  или  иному  вопросу 
муниципальной  жизни  (публичные  слушания,  собрания  и  конферен-
ции, опросы граждан), чтобы учесть такое мнение при выработке (до-
работке) своих решений (консультативные формы). 

Референдум  как  форма  осуществления  местного  самоуправления  пред-

ставляет собой голосование населения по наиболее важным вопросам жизнеде-


background image

88 

ятельности  муниципального  образования.  Референдум  проводится  с  целью 
принятия  решения  по  конкретному  вопросу  в  пределах  полномочий  муници-
пального образования или принятия муниципального правового акта. Решение, 
принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми участниками пра-
вовых отношений на территории муниципального образования. 

Муниципальные выборы – форма непосредственной демократии, которая 

через  голосование  жителей  позволяет  сформировать  представительный  орган 
муниципального  образования,  иные  выборные  органы,  избрать  на  должности 
выборных  лиц  местного  самоуправления.  На  муниципальном  уровне  выборы 
могут проводиться по одномандатным, многомандатным округам и по спискам. 

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного само-

управления, выборного должностного лица местного самоуправления как эле-
мент императивного мандата позволяет избирателям контролировать выборных 
лиц. 

Голосование  по  вопросам  изменения  границ  муниципального  образова-

ния, преобразования муниципального образования проводится с целью выявле-
ния мнения населения в связи с предстоящими реформами. 

Сход граждан проводится в муниципальном образовании, где не форми-

руется представительный орган. Это сельские поселения с числом жителей, об-
ладающих избирательным правом, менее 100 человек. 

Правотворческая инициатива граждан в рамках муниципального образо-

вания  может  иметь  место  в  случае,  если  в  системе  муниципальных  правовых 
актов существует пробел или есть необходимость изменить действующие нор-
мы. В отличие от референдума, где правовой акт может быть принят жителями 
непосредственно  и  окончательно,  суть  правотворческой  инициативы  состоит 
в том,  что  орган  или  должностное  лицо,  в  чьем  ведении  находится  принятие 
инициированного населением правового акта, обязано рассмотреть его проект 
и решить его судьбу по своему усмотрению. 

Публичные слушания –  это обсуждение  проектов  муниципальных актов 

по самым важным вопросам муниципального образования. 

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значе-

ния,  информирования  населения  о  деятельности  органов  и  должностных  лиц 
и осуществления территориального общественного самоуправления. Итоги со-
брания подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 


background image

89 

Конференция граждан (собрание делегатов) проводятся в тех случаях, ко-

гда в силу многочисленности жителей на территории, которой касается обсуж-
даемый вопрос, нет организационных возможностей для проведения собрания. 

Опрос граждан есть инструмент выявления мнения населения с последу-

ющим  его  учетом  при  вынесении  решений  органами  и  должностным  лицами 
местного самоуправления и государственной власти. 

Обращения  граждан  предполагают  их  право  обращаться  в  органы 

и к должностным  лицам  местного  самоуправления  индивидуально  и  коллеги-
ально  по  любым  вопросам,  входящим в  компетенцию  соответствующих  орга-
нов, лиц и затрагивающим права и законные интересы населения в рамках му-
ниципального образования. 

Закон № 131-ФЗ допускает и другие формы непосредственной демокра-

тии. В законодательстве субъектов Российской Федерации и в муниципальных 
правовых актах чаще всего закрепляются такие формы, как наказы, выражение 
недоверия. 

Наказы  избирателей  выборным  лицам  местного  самоуправления  пред-

ставляют  собой  поручения  избирателей  по  общественно  значимым  вопросам. 
Они даются депутатам, главе муниципального образования, членам других вы-
борных  органов  местного  самоуправления  при  встречах  с  избирателями  на 
предвыборных мероприятиях и затем в ходе информирования о своей работе, 
о состоянии местных дел. 

Выражение недоверия выборным и иным должностным лицам местного 

самоуправления  может  иметь  место  на  собраниях  (путем  голосования)  или 
в порядке  опроса  жителей  с  целью  выявления  их  мнения  по  поводу  качества 
работы  руководителей  муниципального  образования  или  конкретных  органов 
местного самоуправления. 

6.2 Референдум 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Местный  референдум  –  это  прямое  голосование  граждан, 

местожительство которых расположено в границах муниципаль-
ного образования и обладающих правом участия в местном рефе-
рендуме, по наиболее важным вопросам местного значения в целях 
принятия решений по этим вопросам. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

90 

Местный  референдум  (далее  также  референдум)  проводится  в  соответ-

ствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными  законами,  зако-
нами  субъекта  Федерации  и  уставом  муниципального  образования.  Граждане 
Российской Федерации участвуют в референдуме на основе всеобщего равного 
и  прямого  волеизъявления  при  тайном  голосовании.  Гражданин  голосует  на 
референдуме  за  или  против  вынесенного  на  референдум  вопроса  непосред-
ственно. Участие гражданина в референдуме является добровольным и свобод-
ным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить к уча-
стию  или  неучастию  в  референдуме  либо  воспрепятствовать  его  свободному 
волеизъявлению. 

Референдум  организуют  и  проводят  комиссии  референдума.  Деятель-

ность этих комиссий при подготовке и проведении референдума, подсчете го-
лосов  и  установлении  итогов  голосования,  определении  результатов  референ-
дума осуществляется открыто и гласно. 

Для осуществления референдума весьма важное значение имеет право его 

инициирования. Закон № 131-ФЗ определил, что право инициативы проведения 
референдума имеют, кроме граждан, избирательные объединения, иные обще-
ственные  объединения,  уставы  которых  предусматривают  участие  в  выборах 
и (или)  референдумах  и  которые  зарегистрированы  в  порядке,  установленном 
законом. Эта норма направлена на расширение практики проведения референ-
думов. 

Кроме того, Закон № 131-ФЗ определяет необходимость совместной ини-

циативы представительного органа и главы местной администрации в проведе-
нии референдума. Сделано это для нейтрализации разногласий между обоими 
органами, обеспечения консенсуса при использовании важнейшей формы непо-
средственного участия населения в решении вопросов местного значения. 

Принципиальное значение имеет расширение круга вопросов, выносимых 

на голосование. По смыслу ст. 22 Закона № 131-ФЗ и п. 3 ст. 12 Федерального 
закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-
рендуме граждан Российской Федерации»

1

 на референдум могут быть вынесе-

ны  любые  вопросы  местного  значения.  Следует,  однако,  иметь  в  виду  слож-
ность  процедуры  референдума  и  то,  что  по  закону  перечень  таких  вопросов 
местного референдума ограничен. 

                                                           

1

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «Об основных 

гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Феде-

рации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.