Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7956

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

96 

Подробно вопрос о назначении муниципальных выборов в судебном по-

рядке рассмотрен Федеральном законе «Об обеспечении конституционных прав 
граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местно-
го  самоуправления»

1

.  Данным  Федеральным  законом  утверждено  также  Вре-

менное положение о проведении выборов депутатов представительных органов 
местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправ-
ления, подлежащее применению (в целом или в части) в случае отсутствия не-
обходимых  для  проведения  муниципальных  выборов  нормативных  правовых 
актов регионального и муниципального уровней. 

Организация муниципальных выборов в целом проходит в том же поряд-

ке, что и организация выборов в органы государственной власти. Вместе с тем 
имеется ряд особенностей, присущих исключительно муниципальным выборам. 

1. Избирательными правами при муниципальных выборах могут обладать 

иностранцы.  Статьей  12  Федерального  закона  «О  правовом  положении  ино-
странных граждан в Российской Федерации» установлено: «Постоянно прожи-
вающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, 
предусмотренных  федеральными  законами,  имеют  право  избирать  и  быть  из-
бранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном 
референдуме»

2

.  Участие  иностранных  граждан  в  муниципальных  выборах  до-

пускают и Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и 
права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих 
принципах  организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации». 
Однако в настоящее время возможность участия иностранцев в муниципальных 
выборах остается в значительной мере потенциальной, поскольку соответству-
ющих международных договоров, за исключением Договора о союзе Беларуси 
и России, не заключено

3

                                                           

1

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (в ред. от 04 июня 2014 г.) «Об обеспе-

чении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными 

в органы местного самоуправления» (вместе с «Временным положением о проведении выбо-

ров депутатов представительных органов местного самоуправления  и выборных должност-

ных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших ре-

ализацию  конституционных  прав  граждан  Российской  Федерации  избирать  и  быть  избран-

ными в органы местного самоуправления») // Собрание законодательства Российской Феде-

рации. – 1996. – № 49. – Ст. 5497. 

2

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 03 июля 2016 г.) «О правовом 

положении  иностранных  граждан  в  Российской  Федерации»  //  Собрание  законодательства 

Российской Федерации. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.

 

3

Договор  между  Российской  Федерацией  и  Республикой  Беларусь  от  08  декабря  1999  г. 

«О создании Союзного государства» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 


background image

97 

2. Участие в муниципальных выборах военнослужащих имеет свою спе-

цифику. В ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных 
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уста-
новлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в во-
инских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на тер-
ритории  соответствующего  муниципального  образования,  если  до  призыва  на 
военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории 
данного муниципального образования, при проведении выборов в органы мест-
ного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются 
при  определении  числа  избирателей.  В  условиях  ограничения  свободы  пере-
движения,  являющейся  неотъемлемой  частью  срочной  военной  службы,  эти 
граждане согласно действующим нормам законодательства по существу лиша-
ются права на участие в местном самоуправлении. 

3. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях 

избирательных  прав  и  права  на  референдум  граждан  Российской  Федерации» 
при  проведении  выборов  в  представительные  органы  муниципальных  образо-
ваний со средней нормой представительства избирателей, установленной зако-
ном, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдви-
жения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта Российской 
Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов. 

4. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов, 

допускается безальтернативное голосование. Согласно п. 35 ст. 38 Федерально-
го закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум 
граждан Российской Федерации» законом может быть предусмотрено проведе-
ние  на  выборах  депутатов  представительных  органов  голосование  по  одной 
кандидатуре в случае, если ко дню голосования в избирательном округе оста-
нется только один кандидат. Такой кандидат считается избранным, если за него 
проголосовало не менее 50% избирателей, участвовавших в голосовании. 

 

 

                                                                                                                                                                                                 

2000. – № 7. – Ст. 786; Федеральный закон от 02 января 2000 г. № 25-ФЗ «О ратификации 

Договора о создании Союзного государства» // Собрание законодательства Российской Фе-

дерации. – 2000. – № 2. – Ст. 146. 


background image

98 

6.4 Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа 
местного самоуправления, выборного должностного лица 
местного самоуправления. Голосование по вопросам изменения 
границ муниципального образования, преобразования 
муниципального образования 

Отзыв выборных лиц, т. е. прекращение их полномочий по воле избира-

телей, – это форма непосредственного народовластия, которая прямо не преду-
смотрена Конституцией Российской Федерации, однако не отрицается ею

1

. Го-

лосование  по  отзыву  должно  проводиться  на  основе  тех  же  принципов,  что 
и выборы:  всеобщего  равного  и  прямого  волеизъявления  граждан  при  тайном 
голосовании. Правовой институт отзыва не может подменяться иными институ-
тами непосредственной демократии, в частности референдумом. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Реально в муниципальном образовании возможен отзыв изби-

рателями в соответствии со ст. 24 Закона № 131-ФЗ избранных на 
муниципальных  выборах  депутатов  представительного  органа  му-
ниципального  образования  и  главы  муниципального  образования. 
К иным лицам институт отзыва не применим. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

При  этом  Постановлением  Конституционного  Суда  Российской  Федера-

ции от 02 апреля 2002 г. установлено, что отзыв не должен использоваться для 
дестабилизации  выборных  институтов  власти,  облегченная  процедура  отзыва 
недопустима. Должна обеспечиваться защита прав отзываемого лица, в частно-
сти  на  всех  этапах  процедуры  отзыва  выборное  должностное  лицо  должно 
иметь право давать пояснения по обстоятельствам, служащим основанием от-
зыва,  защищать  свои  интересы.  Инициаторы  отзыва,  органы  и  должностные 
лица,  ответственные  за  организацию  процедуры  отзыва,  должны  обеспечить 
уведомление  выборного  должностного  лица  о  времени  и  месте  рассмотрения 

                                                           

1

Отношения,  связанные  с  осуществлением  депутатских  полномочий  и  досрочным  их  пре-

кращением, регламентируются нормами федерального законодательства и законодательства 

субъектов Российской Федерации о статусе депутатов законодательных (представительных) 

органов  государственной  власти  и  выборных  органов  местного  самоуправления.  Следова-

тельно, досрочное прекращение депутатских полномочий не затрагивает права граждан из-

бирать  и  быть  избранными  в  органы  государственной  власти  и  местного  самоуправления 

(Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01 октября 1997 г. № 103-О 

«Об  отказе  в  принятии  к  рассмотрению  жалобы  гражданина  Сурова  Михаила  Васильеви-

ча» // СПС «КонсультантПлюс»). 


background image

99 

вопросов, касающихся его отзыва. Избиратели вправе проводить агитацию как 
за отзыв, так и против него

1

Основаниями для отзыва могут служить только конкретные противоправ-

ные решения или действия (бездействие) выборного лица в случае их подтвер-
ждения в судебном порядке. Это законодательное решение исключает возмож-
ность  использования  в  качестве  подобных  оснований  обстоятельств,  которые 
могут стать известными избирателям без их предварительного юрисдикционно-
го подтверждения. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Отзыв  может  применяться  исключительно  к  лицам,  избран-

ным с использованием мажоритарной избирательной системы. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Закон № 131-ФЗ устанавливает правовой институт голосования граждан 

по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образова-
ния. Этот институт имеет общую природу с институтом местного референдума. 
Отличие  заключается  в  том,  что  в  компетенции  муниципального  образования 
находится не изменение границ или преобразование муниципального образова-
ния, а лишь выражение мнения по данному вопросу – дача согласия. 

Согласно  ч.  2  ст.  131  Конституции  Российской  Федерации  изменение 

границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допус-
кается с учетом мнения населения соответствующих территорий. С этим кон-
ституционным  положением  корреспондирует  требование  Европейской  хартии 
местного самоуправления о том, что изменение границ территорий, в которых 
осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения 
населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения рефе-
рендума там, где это допускается законом. Учет мнения не означает наделения 
жителей тех или иных территорий правом принимать властные решения по су-
ществу  данного  вопроса.  Конституционным  Судом  Российской  Федерации 
в Постановлении от 30 ноября 2000 г. № 15-П было отмечено, что как само му-
ниципальное образование, так и право проживающих на его территории граж-

                                                           

1

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2002 г. № 7-П 

«По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края 

«О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления» и Закона 

Корякского  автономного  округа  «О  порядке  отзыва  депутата  представительного  органа 

местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Коряк-

ском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А. Г. Злобина и Ю. А. Хнаева» // 

Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 14. – Ст. 1374 


background image

100 

дан на осуществление местного самоуправления возникают на основании Кон-
ституции  Российской  Федерации и  закона,  а  не  на основании  волеизъявления 
населения муниципального образования

1

. Между тем органы государственной 

власти,  уполномоченные  решать  по  существу  вопросы  территориальной  орга-
низации  местного  самоуправления,  должны  учитывать  мнение  населения, 
а в случаях, установленных Законом № 131-ФЗ, этим мнением (согласием или 
несогласием населения) руководствоваться. 

Правовой институт непосредственного голосования граждан по вопросам 

изменения  границ  или  преобразования  муниципального  образования  может 
применяться для получения согласия (несогласия) населения только в пяти слу-
чаях, предусмотренных Законом № 131-ФЗ: 

1)  изменение  границ  муниципальных  районов,  влекущее  отнесение  тер-

риторий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунк-
тов к территориям других муниципальных районов, – при этом проводится го-
лосование  населения  данных  поселений  и  (или)  населенных  пунктов  (ч. 2 
ст. 12); 

2) изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдель-

ных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселе-
ний, – при этом проводится голосование населения данных населенных пунктов 
(ч. 3 ст. 12); 

3)  разделение  поселения,  влекущее  образование  двух  и  более  поселе-

ний, – в данном случае проводится голосование населения каждого из образуе-
мых поселений (ч. 5 ст. 13); 

4) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его ста-

тусом городского округа либо лишением его статуса городского округа – в та-
ком случае проводятся раздельно голосование населения соответствующего го-
родского  поселения  и  голосование  населения  муниципального  района,  из  со-
става  которого  выделяется  (в  состав  которого  включается)  соответствующее 
городское поселение (ч. 7 ст. 13); 

5) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его ста-

тусом сельского поселения либо изменение статуса сельского поселения в связи 

                                                           

1

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. № 15-П 

«По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) 

Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении из-

менений и  дополнений  в  Устав  (Основной  Закон)  Курской  области»  //  Собрание  законода-

тельства Российской Федерации. – 2000. – № 50. – Ст. 4943.