Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7957

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

91 

В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избира-

тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера-
ции» на местный референдум не могут быть вынесены вопросы: 

а)  о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов 

местного  самоуправления,  о  приостановлении  осуществления  ими 
своих  полномочий,  а  также  о  проведении  досрочных  выборов 
в органы  местного  самоуправления  либо  об  отсрочке  указанных  вы-
боров; 

б)  о персональном составе органов местного самоуправления; 
в)  об  избрании  депутатов  и  должностных  лиц,  об  утверждении, 

о назначении  на  должность  и  об  освобождении  от  должности  долж-
ностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность 
и освобождение от должности; 

г)  о принятии соответствующего бюджета или об его изменении, об ис-

полнении и изменении финансовых обязательств муниципального об-
разования; 

д)  о  принятии  чрезвычайных  и  срочных  мер  по  обеспечению  здоровья 

и безопасности населения. 

Установление  иных  ограничений  для  вопросов,  выносимых  на  местный 

референдум, кроме указанных, не допускается. Вместе с тем уставом муници-
пального  образования  могут  быть  определены  вопросы,  подлежащие  обяза-
тельному вынесению на местный референдум. 

Местный  референдум  назначается  в  соответствии  с  федеральным  зако-

ном, конституцией (уставом), законами субъекта Федерации, субъектом муни-
ципального  образования,  представительным  органом  муниципального  образо-
вания в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муни-
ципального образования документов, на основании которых назначается рефе-
рендум. 

В случае если местный референдум не назначен представительным орга-

ном  в  установленные  сроки,  он  назначается  судом  на  основании  обращения 
граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, ор-
ганов  государственной  власти  субъекта  Федерации,  избирательной  комиссии 
субъекта Федерации или прокурора. 

 

 


background image

92 

Основаниями отказа в проведении референдума являются: 
1)  отсутствие  среди  документов,  представленных  для  назначения  рефе-

рендума,  документов,  необходимых  в  соответствии  с  Федеральным  законом, 
законом субъекта Федерации, для назначения референдума; 

2) наличие среди подписей участников референдума, представленных для 

назначения референдума, более 10% подписей, собранных в местах, где в соот-
ветствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено Феде-
ральным законом; 

3) недостаточное количество достоверных подписей участников референ-

дума,  представленных  для  назначения  референдума,  либо  выявление  10% 
и более недостоверных и (или) недействительных подписей, от общего количе-
ства подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федераль-
ным законом; 

4) несоздание инициативной группой по проведению референдума фонда 

референдума,  за  исключением  случаев,  когда  в  соответствии  с  Федеральным 
законом создание фонда референдума необязательно; 

5) использование инициативной группой по проведению местного рефе-

рендума при финансировании своей деятельности по выдвижению инициативы 
проведения референдума, организации сбора подписей в поддержку этой ини-
циативы, а также деятельности, направленной на получение определенного ре-
зультата на местном референдуме, помимо средств собственного фонда рефе-
рендума  иных  денежных  средств,  составляющих более 5%  от  установленного 
законом предельного размера расходования средств фонда референдума; 

6) превышение инициативной группой по проведению местного референ-

дума  при  финансировании  своей  деятельности  по  выдвижению  инициативы 
проведения  местного  референдума,  организации  сбора  подписей  в  поддержку 
этой  инициативы,  а  также  деятельности,  направленной  на  получение  опреде-
ленного  результата  на  местном  референдуме,  размера  расходования  из  фонда 
референдума более чем на 5% от установленного законом предельного размера 
расходования средств фонда референдума; 

7)  установленный  решением  суда  факт  несоблюдения  инициативной 

группой по проведению референдума в течение агитационного периода ограни-
чений, предусмотренных Федеральным законом; 

8)  неоднократное  использование  членом  или  уполномоченным  предста-

вителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ свое-
го должностного или служебного положения. 


background image

93 

Этот перечень оснований отказа в проведении местного референдума яв-

ляется исчерпывающим и не может быть дополнен или изменен законом субъ-
екта Федерации. 

Принятое  на  местном  референдуме  решение  вступает  в  силу  со  дня  его 

официального  опубликования,  если  иное  не  предусмотрено  в  формулировке 
вопроса, принятого на местном референдуме. 

Решение,  принятое  на  местном  референдуме,  является  общеобязатель-

ным, не нуждается в дополнительном утверждении какими-либо органами гос-
ударственной  власти  или  органами  местного  самоуправления  либо  их  долж-
ностными лицами и обязательно для исполнения всеми расположенными на со-
ответствующей  территории  предприятиями,  учреждениями,  организациями, 
независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного 
самоуправления и гражданами. Это решение действует на всей территории со-
ответствующего  муниципального  образования.  Оно  регистрируется  в  уполно-
моченном органе местного самоуправления в порядке, установленном уставом 
муниципального образования. 

Решение,  принятое  на  местном  референдуме,  может  быть  отменено  не 

иначе как путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее 
чем после истечения двух лет после его принятия, а также может быть призна-
но  недействительным  (недействующим)  в  судебном  порядке  по  основаниям 
и в порядке, предусмотренным федеральными законами. 

6.3 Муниципальные выборы 

Согласно п. 3 ст. 3 Конституции выборы (наряду с референдумом) явля-

ются  высшим  непосредственным  выражением  власти  народа.  Государство 
в рамках обеспечения реализации конституционного права граждан на участие 
в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих пред-
ставителей,  законодательно  определяет  гарантии  своевременного  назначения 
даты  выборов  в  органы  местного  самоуправления  и  гарантии  периодического 
проведения выборов. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избира-
тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера-
ции»  выборы  определяются  следующим  образом:  «форма  прямого  волеизъяв-
ления  граждан,  осуществляемого  в  соответствии  с  Конституцией  Российской 
Федерации,  федеральными  законами,  конституциями  (уставами),  законами 
субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в це-


background image

94 

лях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправ-
ления или наделения полномочиями должностного лица». При этом под орга-
нами местного самоуправления данный закон понимает «избираемые непосред-
ственно населением муниципального образования и (или) образуемые предста-
вительным  органом  муниципального  образования  в  соответствии  с  Конститу-
цией  Российской  Федерации,  настоящим  Федеральным  законом,  иными феде-
ральными  законами,  уставами  муниципальных  образований  органы,  наделен-
ные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Термин  «муниципальные  выборы»  был  введен  в  юридиче-

скую практику Законом № 131-ФЗ, хотя определение понятия «му-
ниципальные выборы» данный закон не раскрывает. При рассмот-
рении  вариантов  определения  муниципальных  выборов  следует 
указать,  что  в  настоящее  время  встречаются  различные  значения 
толкования термина «муниципальные выборы»: 

•  выборы  представительных  органов  местного  самоуправ-

ления; 

•  выборы коллегиальных (представительных и иных выбор-

ных) органов местного самоуправления; 

•  выборы  представительных  органов  местного  самоуправ-

ления и выборных должностных лиц местного самоуправ-
ления; 

•  выборы коллегиальных (представительных и иных выбор-

ных)  органов  местного  самоуправления  и  выборных 
должностных лиц местного самоуправления. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

По  мнению  авторов  учебного  пособия  «Муниципальное  право»,  термин 

«муниципальные  выборы»  в  наибольшей  мере  соответствует  последнему  – 
наиболее широкому из изложенных вариантов. В понимание термина «муници-
пальные  выборы»  не  включается  избрание  органов  территориального  обще-
ственного самоуправления, а также иных лиц, в целях участия в реализации от-
дельных  полномочий  местного  самоуправления.  Это  избрание  традиционно 


background image

95 

осуществляется  на  собраниях,  сходах,  конференциях  граждан,  а  также  через 
механизмы сбора подписей по петиционным листам

1

Принципы проведения выборов установлены Федеральным законом «Об 

основных  гарантиях  избирательных  прав  и  права  на  участие  в  референдуме 
граждан Российской Федерации», а также в ст. 23 Закона № 131-ФЗ: всеобщий 
характер, равное избирательное право, выборы должны быть прямыми и долж-
на быть обеспечена тайна голосования. 

Важнейшей  характеристикой  выборов  является  их  периодичность.  Это 

следует из ограничения Федеральным законом «Об основных гарантиях изби-
рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера-
ции» предельного срока полномочий выборных лиц 5 годами. На принципиаль-
ную важность названной характеристики указывается и в преамбуле названного 
Федерального  закона,  содержащей  следующее  положение:  «Демократические 
свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы 
местного  самоуправления,  а  также  референдум  являются  высшим  непосред-
ственным  выражением  принадлежащей  народу  власти».  О  периодичности  вы-
боров как важнейшей их характеристике говорится и в ряде решений Консти-
туционного Суда Российской Федерации

2

Полномочиями  на  назначение  муниципальных  выборов  обладает  пред-

ставительный орган муниципального образования. Если в силу каких-либо объ-
ективных  или  субъективных  причин  он  не  принимает  решения  о  проведении 
выборов, решение о назначении выборов должна принять соответствующая из-
бирательная комиссия, а в случае, если эта комиссия не назначает выборы, от-
сутствует или не может быть сформирована, выборы назначаются соответству-
ющим судом общей юрисдикции. 

Правом обращения в суд по вопросу назначения выборов обладают изби-

ратели,  избирательные  объединения,  избирательные  блоки,  органы  государ-
ственной власти, органы местного самоуправления, прокуроры. 

                                                           

1

Игнатюк Н. А. Муниципальное право : учебник для вузов / Н. А. Игнатюк, А. А. Замотаев, 

А. В. Павлушкин. – М. : Юстицинформ, 2005 // СПС «КонсультантПлюс». 

2

См. например, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 

1997 г. № 7-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федера-

ции от 02 марта 1996 г. № 315 «О порядке переноса срока выборов в законодательные (пред-

ставительные)  органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации»,  Закона 

Пермской области от 21 февраля 1996 г. «О проведении выборов Законодательного Собрания 

Пермской области» и ч. 2 ст. 5 Закона Вологодской области от 17 октября 1995 г. «О порядке 

ротации  состава  депутатов  Законодательного  Собрания  Вологодской  области»  //  Собрание 

законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 20. – Ст. 2383.