Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7953

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

101 

с наделением его статусом городского поселения – при этом проводится голо-
сование населения меняющего свой статус поселения (ч. 7.2 ст. 13). 

В  иных  ситуациях  правовой  механизм  непосредственного  голосования 

граждан  по  вопросам  изменения  границ  или  преобразования  муниципального 
образования использоваться не может. 

6.5 Сход граждан 

Еще  одной  формой  прямого  волеизъявления  граждан,  решения  которой 

имеют  обязательный  характер,  является  сход.  Сход  граждан  –  это  наиболее 
традиционная  форма  непосредственной  демократии,  посредством  которой 
граждане по месту их жительства решают вопросы местного значения, исходя 
из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 

Сущность данного института заключается в том, что сход граждан обес-

печивает  возможность  совмещать  коллегиальное  принятие  решений  с  личной 
активностью граждан, предоставляет возможность гражданам непосредственно 
выражать  свою  волю  по  вопросам  местного  значения  и  выступает  как  форма 
проявления общественно-политической активности граждан. 

Целью  схода  является  решение  вопросов  местного  значения.  Закон  за-

крепляет  отдельный  перечень  вопросов  местного  значения  для  каждого  типа 
муниципального образования: городского и сельского поселения, муниципаль-
ного района и городского округа. Данный перечень вопросов местного значе-
ния  не  является  исчерпывающим  и  может  быть  расширен  органами  местной 
власти за счет вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного само-
управления  других  муниципальных  образований  и  органов  государственной 
власти.  При  этом  подобное  расширение  компетенции  органов  местного  само-
управления возможно только при наличии собственных материальных ресурсов 
и финансовых средств. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сход обязательно должен проводиться в поселении с числен-

ностью  жителей,  обладающих  избирательным  правом,  не  более 
100 человек. Сход также может проводиться в поселении с числен-
ностью  жителей,  обладающих  избирательным  правом,  более  100 
и не более 300 человек, если это закреплено в уставе муниципаль-
ного образования. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

102 

В  сходе  должны  участвовать  более  половины  жителей  муниципального 

образования,  обладающих  избирательным  правом,  т. е.  граждане  Российской 
Федерации, достигшие 18-летнего возраста и постоянно или преимущественно 
проживающие на территории муниципального образования. 

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа мест-

ного самоуправления, в том числе и отнесенные к его исключительной компе-
тенции.  Вопросы,  отнесенные  к  исключительной  компетенции  представитель-
ного органа муниципального образования: 

•  принятие  устава  муниципального  образования  и  внесение  в  него  из-

менений и дополнений; 

•  утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 

•  установление,  изменение и отмена местных налогов и сборов  в  соот-

ветствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сбо-
рах; 

•  принятие  планов  и  программ  развития  муниципального  образования, 

утверждение отчетов об их исполнении; 

•  определение порядка  управления  и  распоряжения имуществом,  нахо-

дящимся в муниципальной собственности; 

•  определение  порядка  принятия  решений  о  создании,  реорганизации 

и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об 
установлении  тарифов  на  услуги  муниципальных  предприятий  и  уч-
реждений; 

•  определение порядка участия муниципального образования в органи-

зациях межмуниципального сотрудничества; 

•  определение  порядка  материально-технического  и  организационного 

обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 

•  контроль за исполнением органами местного самоуправления и долж-

ностными лицами местного самоуправления полномочий по решению 
вопросов местного значения; 

•  принятие  решения  об  удалении  главы  муниципального  образования 

в отставку. 

Законодательно  закрепленные  условия  правомочности  сходов  граждан 

являются логичными в случае наделения сходов исключительной компетенцией 
представительного органа муниципального образования. Кроме того, в поселе-
ниях менее 100 человек, обладающих избирательным правом, нецелесообразно 


background image

103 

избирать представительные органы местного самоуправления, так как волеизъ-
явление жителей таких территорий может быть осуществлено на сходах граж-
дан. Таким образом, на данных территориях происходит доминирование форм 
непосредственной демократии над формами представительной демократии. 

Статья  25.1  Закона  №  131-ФЗ  устанавливает,  что  сход  граждан  может 

проводиться в следующих случаях: 

1. В населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муни-

ципального  района),  в  состав  которого  входит  указанный  населенный  пункт, 
влекущего отнесение территории указанного населенного пункта к территории 
другого поселения (муниципального района). В данном случае сход граждан не 
подменяет  собой  представительный  орган  муниципального  образования,  а  яв-
ляется просто формой прямого волеизъявления жителей. 

2.  В  поселении,  в котором полномочия  представительного  органа  муни-

ципального  образования  осуществляются  сходом  граждан,  по  вопросам  изме-
нения границ, преобразования указанного поселения. Представительный орган 
муниципального образования в таком случае не формируется. 

3.  В  поселении,  в котором полномочия  представительного  органа  муни-

ципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей 
поселения, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, по 
вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численно-
сти и сроке полномочий. В данном случае федеральный законодатель регулиру-
ет  тот  случай,  когда  число  жителей  поселения  увеличилось  и  стало  более 
100 избирателей. 

4.  В  поселении,  в котором полномочия  представительного  органа  муни-

ципального образования осуществляются сходом граждан, по вопросу о введе-
нии и об использовании средств самообложения граждан. 

5.  В  населенном  пункте,  расположенном  на  межселенной  территории, 

в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с органи-
зацией и осуществлением местного самоуправления. 

6. В поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сель-

ского  населения  или  в  труднодоступной  местности,  если  численность  населе-
ния  сельского  поселения  составляет  не  более  100  человек,  по  вопросу  об 
упразднении поселения. 

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало 

более  половины  участников  схода  граждан.  Данная  норма  необходима,  т. к. 
сход  граждан  принимает  управленческие  решения  в  сфере  территориальных, 


background image

104 

организационных и финансовых основ местного самоуправления, часто подме-
няя собой представительный орган муниципального образования. 

Решения,  принятые  на  сходе  граждан,  подлежат  официальному  опубли-

кованию  (обнародованию).  Порядок  официального  опубликования  (обнародо-
вания) решений, принятых на сходе граждан, определяется законодательством 
субъекта Российской Федерации. 

6.6 Правотворческая инициатива граждан 

Правотворческая инициатива граждан является одной из форм непосред-

ственной  демократии  на  местном  уровне,  решение  которой  носит  рекоменда-
тельный  характер.  Положение  правотворческой  инициативы  в  системе  форм 
прямого  волеизъявления  граждан  определяется  тем,  что  она  применяется  как 
способ участия населения муниципального образования в осуществлении мест-
ного самоуправления. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правотворческая инициатива – это право населения муни-

ципального  образования  участвовать  в  разработке  и  обсуждении 
местных нормативных актов. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правотворческую инициативу также определяют как вхождение в компе-

тентный орган с предложением принять нормативный юридический акт, а зача-
стую и внесение проекта такого акта. Правотворческая инициатива представля-
ет собой обращение жителей муниципального образования к органам и долж-
ностным лицам местного самоуправления, содержащее указание на необходи-
мость, а часто и конкретный способ урегулирования общественных отношений 
в сфере местного самоуправления. 

Проекты  правовых  актов  могут  быть  внесены  в  органы  местного  само-

управления вообще, а не только в представительные органы. Согласно Положе-
нию «О правотворческой инициативе граждан в городе Новосибирске», приня-
тому  решением  городского  Совета  Новосибирска  от  31  августа  2005  г.  №  75, 
инициативная группа граждан вносит в соответствующий орган местного само-
управления следующие документы: 

•  «проект  акта,  соответствующий  требованиям  пп.  4.1,  4.2  настоящего 

Положения; 


background image

105 

•  пояснительная  записка,  содержащая  предмет  регулирования,  обосно-

вание  необходимости  принятия  акта,  изложение  концепции,  общую 
характеристику  структуры  проекта  акта,  комментарии  к  главам,  раз-
делам или статьям проекта акта; 

•  финансово-экономическое  обоснование  (в  случае  внесения  проекта 

акта,  предусматривающего  расходы,  покрываемые  за  счет  средств 
бюджета города Новосибирска). Финансово-экономическое обоснова-
ние  представляет  собой  расчет  средств,  которые  необходимо  преду-
смотреть  в  бюджете  города  Новосибирска  на  реализацию  вносимого 
проекта акта; 

•  протокол  собрания,  на  котором  было  принято  решение  о  создании 

инициативной группы граждан для реализации правотворческой ини-
циативы; 

•  список  инициативной  группы  граждан  с  указанием  фамилии,  имени, 

отчества,  паспортных  данных,  адреса  места  жительства  и  телефона 
членов группы; 

•  сопроводительное  письмо  инициативной  группы  с  указанием  фами-

лии, имени, отчества уполномоченного представителя(ей) инициатив-
ной группы граждан»

1

Соответствующие органы и должностные лица местного самоуправления 

обязаны в течение трех месяцев рассмотреть проект муниципального правового 
акта,  внесенного  в  порядке  правотворческой  инициативы.  При  рассмотрении 
данного  проекта  представителям  инициативной  группы  обеспечивается  воз-
можность изложения своей позиции (для чего они заранее в письменной форме 
уведомляются  о  дате  и  времени  проведения  заседания,  и  им  соответственно 
предоставляется слово для выступления; авторы проекта и представители ини-
циативной группы также вправе участвовать в работе постоянных комиссий по 
обсуждению проекта). 

Результаты  рассмотрения  правотворческой  инициативы  граждан  подле-

жат обязательному  опубликованию в средствах массовой информации в деся-
тидневный срок. 

                                                           

1

Решение № 75 от 31.08.2005 «О Положении о правотворческой инициативе граждан в горо-

де Новосибирске» [Электронный ресурс] // Сайт Совета депутатов г. Новосибирска. – Режим 

доступа: http://gorsovetnsk.ru/sessions/view/solution/3058/