ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7952
Скачиваний: 4
106
По итогам обсуждения проекта местного нормативного акта, внесенного
в порядке реализации правотворческой инициативы, органы и должностные
лица местного самоуправления могут принять следующие варианты решений:
• принять проект местного нормативного акта (как в предложенной ре-
дакции без изменений, так и с изменениями и дополнениями);
• вынести проект на местный референдум;
• отклонить проект, аргументированно обосновав причины.
Результаты рассмотрения правотворческой инициативы должны быть, во-
первых, официально в письменной форме доведены до сведения инициативной
группы и, во-вторых, опубликованы в средствах массовой информации.
6.7 Территориальное общественное самоуправление
Территориальное общественное самоуправление является одной из форм
участия населения в осуществлении местного самоуправления, представляю-
щей собой форму самоорганизации граждан по месту их жительства для осу-
ществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Соответ-
ственно, основными принципами осуществления территориального обществен-
ного самоуправления являются принципы самостоятельности и ответственно-
сти.
Принцип самостоятельности означает самостоятельное определение жи-
телями системы и структуры органов территориального общественного само-
управления, свободу действий при осуществлении собственных инициатив по
вопросам местного значения, а также финансово-экономическую самостоятель-
ность органов территориального общественного самоуправления. Принцип от-
ветственности предполагает возможность наступления неблагоприятных по-
следствий в случаях признания судом решений органов территориального об-
щественного самоуправления противоправными, неосуществления или ненад-
лежащего осуществления органами территориального общественного само-
управления своих полномочий и т. п. Ответственность органов территориаль-
ного общественного самоуправления может наступить перед жителями, орга-
нами местного самоуправления и органами государственной власти, юридиче-
скими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 131-ФЗ территориальное обще-
ственное самоуправление осуществляется на части территории муниципального
образования.
107
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ в ст. 27 Закона
№ 131-ФЗ внесены дополнения, а именно указаны территории, на части кото-
рых может осуществляться территориальное общественное самоуправление:
поселение (городское и сельское), внутригородская территория города феде-
рального значения, внутригородской район городского округа
1
. Характерно,
что если городской округ не имеет внутригородского деления на внутригород-
ские районы, то осуществление территориального общественного самоуправ-
ления на части его территории законодательно не предусмотрено. Вместе с тем
следует отметить, что территориальное общественное самоуправление как
форма самоорганизации граждан в большей степени востребовано в городских
округах, чем в городских и сельских поселениях, где оно в настоящее время
практически не развито
2
.
Границы территории, в пределах которой осуществляется территориаль-
ное общественное самоуправление, устанавливаются представительным орга-
ном муниципального по предложению населения. Мнение населения, прожи-
вающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний,
конференций жителей, опросов общественного мнения и т. п.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Территориальное общественное самоуправление может осу-
ществляться в двух основных формах:
1) непосредственно, т. е. посредством всех форм прямого во-
леизъявления граждан (общие собрания и конференции
жителей);
2) через формируемые органы территориального обществен-
ного самоуправления (советы, правления).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Модель территориального общественного самоуправления, закрепленная
в ч. 3 ст. 27 Закона № 131-ФЗ имеет многоуровневый характер: подъезд много-
1
Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ (в ред. от 03 февраля 2015 г.) «О внесении
изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодатель-
ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-
сийской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са-
моуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федера-
ции. – 2014. – № 22. – Ст. 2770.
2
Комментарий к Федеральному закону от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принци-
пах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) /
П. П. Беликов, А. А. Гребенникова, С. Ю. Зюзин, М. М. Мокеев, С. Ю. Наумов, В. А. Свище-
ва, С. А. Шишелова ; под ред. Л. П. Жуковской // СПС «КонсультантПлюс».
108
квартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов;
жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением;
иные территории проживания граждан.
Многоуровневая система предполагает подчинение нижестоящих уров-
ней вышестоящим, например, старший по подъезду будет подчиняться старше-
му по дому, а старший по дому, в свою очередь, председателю ТОС микрорай-
она.
Следует отметить, что на одной территориальной единице может быть со-
здан только один орган территориального общественного самоуправления. Об-
разование нового субъекта территориального общественного самоуправления
на территории, на которой уже действует субъект территориального обще-
ственного самоуправления, может быть осуществлено по истечении срока пол-
номочий действующих органов территориального общественного самоуправ-
ления.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным
с момента регистрации его устава уполномоченным органом местного само-
управления соответствующих поселения, внутригородской территории города
федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава
территориального общественного самоуправления определяется уставом муни-
ципального образования и (или) нормативными правовыми актами представи-
тельного органа муниципального образования.
В том случае, если орган территориального общественного самоуправле-
ния считает необходимым получение статуса юридического лица, он регистри-
руется в органах юстиции в порядке, установленном Гражданским кодексом
Российской Федерации, в организационно-правовой форме некоммерческой ор-
ганизации, под которой понимается организация, не имеющая извлечение при-
были в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полу-
ченную прибыль между участниками.
Высшим руководящим органом территориального общественного само-
управления является общее собрание (конференция) жителей соответствующей
территории.
Конференция жителей проводится в случаях, когда невозможно провести
общее собрание жителей. Делегаты конференции жителей избираются по нор-
ме, установленной главой местной администрации по предложению инициа-
тивной группы. Конференция граждан по вопросам организации и осуществле-
ния территориального общественного самоуправления правомочна, если в ней
109
принимают участие не менее двух третей избранных делегатов, представляю-
щих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших
16-летнего возраста.
К исключительным полномочиям собраний, конференций территориаль-
ного общественного самоуправления, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного са-
моуправления (на общем собрании жителей определяются виды избираемых
органов территориального общественного самоуправления, как правило, это
председатель, осуществляющий общее руководство, исполнительно-
распорядительный и контрольно-ревизионный органы территориального обще-
ственного самоуправления, на собрании также определяется количество работ-
ников органов территориального общественного самоуправления);
2) принятие устава территориального общественного самоуправления,
внесение в него изменений и дополнений (устав как нормативно-
учредительный акт территориального общественного самоуправления может
быть принят только на общем собрании, конференции жителей);
3) избрание органов территориального общественного самоуправления
(именно на общих собраниях, конференциях жителями избираются председа-
тель территориального общественного самоуправления и органы территори-
ального общественного самоуправления);
4) определение основных направлений деятельности территориального
общественного самоуправления (на собраниях, конференциях жители опреде-
ляют наиболее приоритетные направления развития своей территории, как пра-
вило, это вопросы благоустройства территории территориального обществен-
ного самоуправления, ремонта жилого комплекса, удовлетворение иных соци-
ально-бытовых потребностей граждан);
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального обществен-
ного самоуправления и отчета о ее исполнении (в данном случае под сметой
следует понимать финансово-плановый акт субъекта территориального обще-
ственного самоуправления, определяющий целевое назначение выделенных ре-
сурсов и объем доходов и расходов за определенный период времени (как пра-
вило, один год) с разбивкой по кварталам);
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов террито-
риального общественного самоуправления (председатель и органы территори-
ального общественного самоуправления отчитываются об итогах деятельности
перед жителями своей территории, таким образом, осуществляется обществен-
110
ный контроль за деятельностью субъекта территориального общественного са-
моуправления).
Часть 8 ст. 27 Закона № 131-ФЗ закрепляет полномочия органов террито-
риального общественного самоуправления, в частности, они:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствую-
щей территории; следовательно, основной функцией субъекта ТОС является
представление и защита интересов жителей своей территории в органах мест-
ного самоуправления и в органах государственной власти;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конфе-
ренциях граждан (решения, принятые высшим руководящим органом террито-
риального общественного самоуправления, исполняются иными органами тер-
риториального общественного самоуправления, общее руководство при этом
осуществляет председатель территориального общественного самоуправления);
3) вправе осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству
территории и иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетво-
рение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответ-
ствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основа-
нии договора между органами территориального общественного самоуправле-
ния и органами местного самоуправления с использованием средств местного
бюджета. Законодательно предусмотрены ограничения на хозяйственную дея-
тельность органов территориального общественного самоуправления, так как
направления деятельности субъекта территориального общественного само-
управления имеет закрытый характер. Исходя из него, органы территориально-
го общественного самоуправления вправе:
• создавать в установленном порядке предприятия и организации, удо-
влетворяющие потребности жителей в товарах и услугах;
• выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству тер-
ритории территориального общественного самоуправления и комму-
нальному обслуживанию жителей, строительству, эксплуатации и ре-
монту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры;
• использовать земельные участки на территории территориального
общественного самоуправления под строительство погребов и гара-
жей, создание детских и оздоровительных площадок, разбивку скве-
ров, открытие стоянок автомобилей и площадок для выгула собак,
а также для других общественно полезных целей;