Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7952

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

106 

По итогам обсуждения проекта местного нормативного акта, внесенного 

в  порядке  реализации  правотворческой  инициативы,  органы  и  должностные 
лица местного самоуправления могут принять следующие варианты решений: 

•  принять проект местного нормативного акта (как в предложенной ре-

дакции без изменений, так и с изменениями и дополнениями); 

•  вынести проект на местный референдум; 

•  отклонить проект, аргументированно обосновав причины. 
Результаты рассмотрения правотворческой инициативы должны быть, во-

первых, официально в письменной форме доведены до сведения инициативной 
группы и, во-вторых, опубликованы в средствах массовой информации. 

6.7 Территориальное общественное самоуправление 

Территориальное общественное самоуправление является одной из форм 

участия  населения  в  осуществлении  местного  самоуправления,  представляю-
щей  собой  форму  самоорганизации  граждан  по  месту  их жительства для осу-
ществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Соответ-
ственно, основными принципами осуществления территориального обществен-
ного  самоуправления  являются  принципы  самостоятельности  и  ответственно-
сти. 

Принцип  самостоятельности  означает  самостоятельное  определение  жи-

телями  системы  и  структуры  органов  территориального  общественного  само-
управления,  свободу  действий  при  осуществлении собственных  инициатив по 
вопросам местного значения, а также финансово-экономическую самостоятель-
ность органов территориального общественного самоуправления. Принцип от-
ветственности  предполагает  возможность  наступления  неблагоприятных  по-
следствий в случаях признания судом решений органов территориального об-
щественного  самоуправления  противоправными,  неосуществления  или  ненад-
лежащего  осуществления  органами  территориального  общественного  само-
управления  своих  полномочий  и  т. п.  Ответственность  органов  территориаль-
ного  общественного  самоуправления  может  наступить  перед  жителями,  орга-
нами местного самоуправления и органами государственной власти, юридиче-
скими лицами. 

В  соответствии  с  ч.  1  ст.  27  Закона  №  131-ФЗ  территориальное  обще-

ственное самоуправление осуществляется на части территории муниципального 
образования. 


background image

107 

Федеральным  законом  от  27  мая  2014  г.  №  136-ФЗ  в  ст.  27  Закона  

№ 131-ФЗ внесены дополнения, а именно указаны территории, на части кото-
рых  может  осуществляться  территориальное  общественное  самоуправление: 
поселение  (городское  и  сельское),  внутригородская  территория  города  феде-
рального  значения,  внутригородской  район  городского  округа

1

.  Характерно, 

что если городской округ не имеет внутригородского деления на внутригород-
ские  районы,  то  осуществление  территориального  общественного  самоуправ-
ления на части его территории законодательно не предусмотрено. Вместе с тем 
следует  отметить,  что  территориальное  общественное  самоуправление  как 
форма самоорганизации граждан в большей степени востребовано в городских 
округах,  чем  в городских  и  сельских  поселениях,  где  оно  в  настоящее  время 
практически не развито

2

Границы территории, в пределах которой осуществляется территориаль-

ное  общественное  самоуправление,  устанавливаются  представительным  орга-
ном  муниципального  по  предложению  населения.  Мнение  населения,  прожи-
вающего  на  данной  территории,  может  быть  выявлено  с  помощью  собраний, 
конференций жителей, опросов общественного мнения и т. п. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Территориальное  общественное  самоуправление  может  осу-

ществляться в двух основных формах: 

1)  непосредственно, т. е. посредством всех форм прямого во-

леизъявления  граждан  (общие  собрания  и  конференции 
жителей); 

2)  через  формируемые  органы  территориального  обществен-

ного самоуправления (советы, правления). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Модель территориального общественного самоуправления, закрепленная 

в ч. 3 ст. 27 Закона № 131-ФЗ имеет многоуровневый характер: подъезд много-

                                                           

1

Федеральный закон от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ (в ред. от 03 февраля 2015 г.) «О внесении 

изменений в ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодатель-

ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Рос-

сийской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного са-

моуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федера-

ции. – 2014. – № 22. – Ст. 2770. 

2

Комментарий к Федеральному закону от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принци-

пах  организации  местного  самоуправления  в  Российской  Федерации»  (постатейный)  / 

П. П. Беликов, А. А. Гребенникова, С. Ю. Зюзин, М. М. Мокеев, С. Ю. Наумов, В. А. Свище-

ва, С. А. Шишелова ; под ред. Л. П. Жуковской // СПС «КонсультантПлюс». 


background image

108 

квартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; 
жилой  микрорайон;  сельский  населенный  пункт,  не  являющийся  поселением; 
иные территории проживания граждан. 

Многоуровневая  система  предполагает  подчинение  нижестоящих  уров-

ней вышестоящим, например, старший по подъезду будет подчиняться старше-
му по дому, а старший по дому, в свою очередь, председателю ТОС микрорай-
она. 

Следует отметить, что на одной территориальной единице может быть со-

здан только один орган территориального общественного самоуправления. Об-
разование  нового  субъекта  территориального  общественного  самоуправления 
на  территории,  на  которой  уже  действует  субъект  территориального  обще-
ственного самоуправления, может быть осуществлено по истечении срока пол-
номочий  действующих  органов  территориального  общественного  самоуправ-
ления. 

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным 

с  момента  регистрации  его  устава  уполномоченным  органом  местного  само-
управления  соответствующих  поселения,  внутригородской  территории  города 
федерального значения, внутригородского района. Порядок регистрации устава 
территориального общественного самоуправления определяется уставом муни-
ципального образования и (или) нормативными правовыми актами представи-
тельного органа муниципального образования. 

В том случае, если орган территориального общественного самоуправле-

ния считает необходимым получение статуса юридического лица, он регистри-
руется  в  органах  юстиции  в  порядке,  установленном  Гражданским  кодексом 
Российской Федерации, в организационно-правовой форме некоммерческой ор-
ганизации, под которой понимается организация, не имеющая извлечение при-
были в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полу-
ченную прибыль между участниками. 

Высшим  руководящим  органом  территориального  общественного  само-

управления является общее собрание (конференция) жителей соответствующей 
территории. 

Конференция жителей проводится в случаях, когда невозможно провести 

общее собрание жителей. Делегаты конференции жителей избираются по нор-
ме,  установленной  главой  местной  администрации  по  предложению  инициа-
тивной группы. Конференция граждан по вопросам организации и осуществле-
ния территориального общественного самоуправления правомочна, если в ней 


background image

109 

принимают  участие  не  менее  двух  третей  избранных  делегатов,  представляю-
щих  не  менее  половины  жителей  соответствующей  территории,  достигших 
16-летнего возраста. 

К исключительным полномочиям собраний, конференций территориаль-

ного общественного самоуправления, относятся: 

1) установление структуры органов территориального общественного са-

моуправления  (на  общем  собрании  жителей  определяются  виды  избираемых 
органов  территориального  общественного  самоуправления,  как  правило,  это 
председатель,  осуществляющий  общее  руководство,  исполнительно-
распорядительный и контрольно-ревизионный органы территориального обще-
ственного самоуправления, на собрании также определяется количество работ-
ников органов территориального общественного самоуправления); 

2)  принятие  устава  территориального  общественного  самоуправления, 

внесение  в  него  изменений  и  дополнений  (устав  как  нормативно-
учредительный  акт  территориального  общественного  самоуправления  может 
быть принят только на общем собрании, конференции жителей); 

3)  избрание  органов  территориального  общественного  самоуправления 

(именно  на  общих  собраниях,  конференциях  жителями  избираются  председа-
тель  территориального  общественного  самоуправления  и  органы  территори-
ального общественного самоуправления); 

4)  определение  основных  направлений  деятельности  территориального 

общественного  самоуправления  (на  собраниях,  конференциях  жители  опреде-
ляют наиболее приоритетные направления развития своей территории, как пра-
вило,  это  вопросы  благоустройства  территории  территориального  обществен-
ного самоуправления, ремонта жилого комплекса, удовлетворение иных соци-
ально-бытовых потребностей граждан); 

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального обществен-

ного  самоуправления  и  отчета  о  ее  исполнении  (в  данном  случае  под  сметой 
следует  понимать  финансово-плановый  акт  субъекта  территориального  обще-
ственного самоуправления, определяющий целевое назначение выделенных ре-
сурсов и объем доходов и расходов за определенный период времени (как пра-
вило, один год) с разбивкой по кварталам); 

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов террито-

риального общественного самоуправления (председатель и органы территори-
ального общественного самоуправления отчитываются об итогах деятельности 
перед жителями своей территории, таким образом, осуществляется обществен-


background image

110 

ный контроль за деятельностью субъекта территориального общественного са-
моуправления). 

Часть 8 ст. 27 Закона № 131-ФЗ закрепляет полномочия органов террито-

риального общественного самоуправления, в частности, они: 

1)  представляют  интересы  населения,  проживающего  на  соответствую-

щей  территории;  следовательно,  основной  функцией  субъекта  ТОС  является 
представление и защита интересов жителей своей территории в органах мест-
ного самоуправления и в органах государственной власти; 

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конфе-

ренциях граждан (решения, принятые высшим руководящим органом террито-
риального общественного самоуправления, исполняются иными органами тер-
риториального  общественного  самоуправления,  общее  руководство  при  этом 
осуществляет председатель территориального общественного самоуправления); 

3) вправе осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству 

территории и иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетво-
рение  социально-бытовых  потребностей  граждан,  проживающих  на  соответ-
ствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основа-
нии договора между органами территориального общественного самоуправле-
ния и органами местного самоуправления с использованием средств местного 
бюджета.  Законодательно  предусмотрены ограничения  на хозяйственную  дея-
тельность  органов  территориального  общественного  самоуправления,  так  как 
направления  деятельности  субъекта  территориального  общественного  само-
управления имеет закрытый характер. Исходя из него, органы территориально-
го общественного самоуправления вправе: 

•  создавать  в  установленном порядке  предприятия  и  организации,  удо-

влетворяющие потребности жителей в товарах и услугах; 

•  выступать  заказчиком  на  выполнение  работ  по  благоустройству  тер-

ритории  территориального  общественного  самоуправления  и  комму-
нальному обслуживанию жителей, строительству, эксплуатации и ре-
монту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры; 

•  использовать  земельные  участки  на  территории  территориального 

общественного  самоуправления  под  строительство  погребов  и  гара-
жей,  создание  детских  и  оздоровительных  площадок,  разбивку  скве-
ров,  открытие  стоянок  автомобилей  и  площадок  для  выгула  собак, 
а также для других общественно полезных целей;