Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7949

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

111 

4)  вправе  вносить  в  органы  местного  самоуправления  проекты  муници-

пальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими ор-
ганами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции ко-
торых отнесено принятие указанных актов. Таким образом, особенностью ста-
туса органов территориального общественного самоуправления является право 
участвовать в местном нормотворчестве, выступая в качестве субъектов право-
творческой инициативы. 

6.8 Публичные слушания 

Публичные слушания призваны обеспечить информационную открытость 

действий и решений органов местного самоуправления и одновременно создать 
канал обратной связи, позволяющий населению влиять на выработку принима-
емых  решений.  Это  институт  консультативной,  а  не  прямой  демократии.  На 
публичных слушаниях не принимаются властные решения, их рекомендации не 
являются обязательными для органов местного самоуправления. Цель проведе-
ния  публичных  слушаний  –  обсуждение  проектов  муниципальных  правовых 
актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального об-
разования. 

В  уставе  муниципального  образования  или  нормативном  правовом  акте 

представительного органа муниципального образования должен быть урегули-
рован  порядок  назначения  публичных  слушаний,  в  том  числе  по  инициативе 
населения. Жители муниципального образования должны иметь право и реаль-
ную возможность инициировать проведение публичных слушаний по тем про-
ектам муниципальных правовых актов (как нормативного, так и индивидуаль-
ного  характера),  которые  представляются  им  значимыми,  требующими  широ-
кого  обсуждения.  Очевидно,  на  публичные  слушания  могут  выноситься  не 
только проекты, подготовленные в органах местного самоуправления, но и про-
екты, предлагаемые населением. 

На публичные слушания должны выноситься: 
1)  проект  устава  муниципального  образования,  а  также  проект  муници-

пального  нормативного  правового  акта  о  внесении  изменений  и  дополнений 
в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вно-
сятся  изменения  в  форме  точного  воспроизведения  положений  Конституции 
Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или зако-


background image

112 

нов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соот-
ветствие с этими нормативными правовыми актами; 

2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 
3)  проекты  планов  и  программ  развития  муниципального  образования, 

проекты  правил  землепользования  и  застройки,  проекты  планировки  террито-
рий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотрен-
ных  Градостроительным  кодексом  Российской  Федерации,  проекты  правил 
благоустройства  территорий,  а  также  вопросы  предоставления  разрешений  на 
условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капи-
тального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разре-
шенного  строительства,  реконструкции  объектов  капитального  строительства, 
вопросы  изменения  одного  вида  разрешенного  использования  земельных 
участков и объектов капитального строительства на другой вид такого исполь-
зования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки; 

4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключе-

нием  случаев,  если  в  соответствии  с  Законом  №  131-ФЗ  для  преобразования 
муниципального  образования  требуется  получение  согласия  населения  муни-
ципального  образования,  выраженного  путем  голосования  либо  на  сходах 
граждан. 

Особо  важное  место  институт  публичных  слушаний  занимает  в  градо-

строительных отношениях. Предусмотрено обязательное проведение с участи-
ем жителей публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений 
и городских округов, в том числе по внесению в эти планы изменений. Слуша-
ния призваны обеспечивать соблюдение прав человека на благоприятные усло-
вия  жизнедеятельности,  законных  интересов  правообладателей  земельных 
участков и объектов капитального строительства. В целях доведения до населе-
ния  информации  о  содержании  проекта  генерального  плана  уполномоченный 
на  проведение  публичных  слушаний  орган  местного  самоуправления  обязан 
организовать выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта ге-
нерального  плана,  выступления  представителей  органов  местного  самоуправ-
ления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в пе-
чатных средствах массовой информации, по радио и телевидению. Участники 
публичных  слушаний  вправе  представить  в  орган  местного  самоуправления 
свои  предложения  и  замечания,  касающиеся  проекта  генерального  плана,  для 
включения  их  в  протокол  слушаний.  Заключение  о  результатах  публичных 
слушаний по проекту генерального плана подлежит опубликованию и размеща-


background image

113 

ется в сети Интернет. Протоколы публичных слушаний по проекту генерально-
го плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обя-
зательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой 
местной  администрации  поселения  или  городского  округа  на  утверждение 
в представительный орган соответствующего муниципального образования. 

В нормативном правовом акте представительного органа муниципального 

образования должен быть детально регламентирован порядок организации пуб-
личных слушаний, определен круг лиц, в обязательном порядке приглашаемых 
на них. В зависимости от того, кем выдвинута инициатива проведения публич-
ных слушаний, их организация должна возлагаться на представительный орган 
муниципального образования или главу муниципального образования. Для слу-
чая  назначения  публичных  слушаний  по  инициативе  населения  может  преду-
сматриваться  их  организация  специальной  комиссией,  в  которую  входят  как 
должностные лица местного самоуправления, так и представители обществен-
ности. 

Нормативный  правовой  акт  представительного  органа  муниципального 

образования должен содержать регламентные нормы, определяющие процедуру 
проведения  публичных  слушаний.  Указанная  процедура  должна  включать  ре-
гистрацию  участников  публичных  слушаний,  доклад  по  содержанию  проекта 
муниципального правового акта, выносимого на слушания, ответы на вопросы, 
выступления, принятие рекомендаций. Необходимо вести протокол публичных 
слушаний. Результаты слушаний в установленные сроки должны быть опубли-
кованы, а в сельских поселениях, в которых не имеется печатных изданий, об-
народованы  иным  способом.  Порядок  опубликования  (обнародования)  реко-
мендаций,  принятых  на  публичных  слушаниях,  может  совпадать  с  порядком 
опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов. 

Органы и должностные лица местного самоуправления, к чьим полномо-

чиям относится принятие муниципального правового акта, проект которого об-
суждался на публичных слушаниях, должны учитывать результаты публичных 
слушаний  и  информировать  население  о  том,  какие  рекомендации  были  ими 
использованы в ходе доработки проекта, а какие и по каким мотивам не были 
учтены. При этом механизм публичных слушаний не должен подменять право-
творческий  процесс,  предрешать  окончательное  содержание  муниципального 
правового акта. 

 


background image

114 

6.9 Собрания граждан 

Собрания граждан следует относить к инструментам муниципальной де-

мократии  в  той  мере,  в  какой  они  служат  учету  мнения  населения  при  осу-
ществлении органами местного самоуправления своих властных функций и ре-
ализации  права  граждан  на  обращения  в  органы  местного  самоуправления. 
Вместе с тем граждане имеют право самостоятельно проводить на той или иной 
локальной территории собрания в рамках общественной самодеятельности. 

В Законе № 131-ФЗ речь идет только о собраниях, проводимых в целях 

участия населения в местном самоуправлении. Этими целями являются: обсуж-
дение вопросов местного значения, информирование населения о деятельности 
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправле-
ния, осуществление территориального общественного самоуправления. Собра-
ния граждан проводятся на части территории муниципального образования. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  отличие  от  схода,  собрание  всегда  имеет  совещательный 

характер, оно не является формой прямого народовластия и поэто-
му не вправе принимать правовые акты, решения собраний не име-
ют публично-властной природы. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Если  собрание  граждан  организуется  и  проводится  органами  местного 

самоуправления,  оно  назначается  представительным  органом  муниципального 
образования  по  собственной  инициативе  или  по  инициативе  населения  либо 
главой  муниципального  образования.  Собрание  граждан  может  проводиться 
в целях  учреждения  территориального  общественного  самоуправления,  избра-
ния  его  органов,  обсуждения  и  принятия  решений  в  соответствии  с  уставом 
территориального общественного самоуправления. 

На  собраниях  граждан  могут  обсуждаться  актуальные  вопросы,  связан-

ные  с  реализацией  местного  самоуправления  и  имеющие  особую  обществен-
ную значимость. Собрания граждан также являются важной формой осуществ-
ления территориального общественного самоуправления. Закон определяет пе-
речень  вопросов,  касающихся  территориального  общественного  самоуправле-
ния, которые могут решаться только на собраниях или конференциях граждан. 
Такие собрания назначаются, организуются, проводятся, а их решения обнаро-
дуются  в  порядке,  установленном  уставом  территориального  общественного 
самоуправления. В собрании по вопросам организации и осуществления терри-


background image

115 

ториального общественного самоуправления должны принимать участие не ме-
нее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего 
возраста. 

О времени и месте проведения собрания, организуемого органами мест-

ного самоуправления, вопросах, которые вносятся на его обсуждение, должны 
быть  заблаговременно  оповещены  жители  соответствующей  территории  с  ис-
пользованием  средств  массовой  информации,  объявлений,  почтовых  извеще-
ний, подворных обходов и иных возможных средств. Перед открытием собра-
ния должна проводиться регистрация его участников. Для ведения собрания из-
бираются  его рабочие  органы:  председатель,  секретарь,  в  случае  необходимо-
сти – счетная комиссия и т. д. На собрании граждан ведется протокол, в кото-
ром указываются дата и место проведения собрания, количество присутствую-
щих на собрании граждан по результатам регистрации, рабочие органы собра-
ния, повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и приня-
тые решения. 

6.10 Конференция граждан 

Конференции граждан, т. е. собрания делегатов, представителей жителей 

части  территории  муниципального  образования,  призваны  заменить  собрания 
граждан в тех случаях, когда из-за большой численности жителей, протяженно-
сти соответствующей территории или по иным причинам невозможно обеспе-
чить одновременное присутствие на общем собрании жителей этой территории. 

Уставом муниципального образования и (или) принятым в соответствии с 

ним нормативным правовым актом представительного органа муниципального 
образования  должны  определяться  порядок  назначения  и  проведения  конфе-
ренции граждан, а также нормы представительства и порядок избрания гражда-
нами делегатов на конференцию. Указанное избрание не является муниципаль-
ными выборами, поэтому допустим любой способ делегирования представите-
лей  на  конференцию,  который  отвечает  общим  демократическим  принципам 
(на собраниях, посредством опросных листов и т. д.). Конференция проводится 
на основе тех же принципов, что и собрание граждан, с соблюдением необхо-
димых демократических процедур. 

Конференции  граждан,  проводимые  в  целях  осуществления  территори-

ального общественного самоуправления, считаются правомочными, если в них 
принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан де-