ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7949
Скачиваний: 4
111
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муници-
пальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими ор-
ганами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции ко-
торых отнесено принятие указанных актов. Таким образом, особенностью ста-
туса органов территориального общественного самоуправления является право
участвовать в местном нормотворчестве, выступая в качестве субъектов право-
творческой инициативы.
6.8 Публичные слушания
Публичные слушания призваны обеспечить информационную открытость
действий и решений органов местного самоуправления и одновременно создать
канал обратной связи, позволяющий населению влиять на выработку принима-
емых решений. Это институт консультативной, а не прямой демократии. На
публичных слушаниях не принимаются властные решения, их рекомендации не
являются обязательными для органов местного самоуправления. Цель проведе-
ния публичных слушаний – обсуждение проектов муниципальных правовых
актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального об-
разования.
В уставе муниципального образования или нормативном правовом акте
представительного органа муниципального образования должен быть урегули-
рован порядок назначения публичных слушаний, в том числе по инициативе
населения. Жители муниципального образования должны иметь право и реаль-
ную возможность инициировать проведение публичных слушаний по тем про-
ектам муниципальных правовых актов (как нормативного, так и индивидуаль-
ного характера), которые представляются им значимыми, требующими широ-
кого обсуждения. Очевидно, на публичные слушания могут выноситься не
только проекты, подготовленные в органах местного самоуправления, но и про-
екты, предлагаемые населением.
На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муници-
пального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений
в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вно-
сятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции
Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или зако-
112
нов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соот-
ветствие с этими нормативными правовыми актами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования,
проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки террито-
рий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотрен-
ных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил
благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на
условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капи-
тального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разре-
шенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства,
вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных
участков и объектов капитального строительства на другой вид такого исполь-
зования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключе-
нием случаев, если в соответствии с Законом № 131-ФЗ для преобразования
муниципального образования требуется получение согласия населения муни-
ципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах
граждан.
Особо важное место институт публичных слушаний занимает в градо-
строительных отношениях. Предусмотрено обязательное проведение с участи-
ем жителей публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений
и городских округов, в том числе по внесению в эти планы изменений. Слуша-
ния призваны обеспечивать соблюдение прав человека на благоприятные усло-
вия жизнедеятельности, законных интересов правообладателей земельных
участков и объектов капитального строительства. В целях доведения до населе-
ния информации о содержании проекта генерального плана уполномоченный
на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления обязан
организовать выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта ге-
нерального плана, выступления представителей органов местного самоуправ-
ления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в пе-
чатных средствах массовой информации, по радио и телевидению. Участники
публичных слушаний вправе представить в орган местного самоуправления
свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для
включения их в протокол слушаний. Заключение о результатах публичных
слушаний по проекту генерального плана подлежит опубликованию и размеща-
113
ется в сети Интернет. Протоколы публичных слушаний по проекту генерально-
го плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обя-
зательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой
местной администрации поселения или городского округа на утверждение
в представительный орган соответствующего муниципального образования.
В нормативном правовом акте представительного органа муниципального
образования должен быть детально регламентирован порядок организации пуб-
личных слушаний, определен круг лиц, в обязательном порядке приглашаемых
на них. В зависимости от того, кем выдвинута инициатива проведения публич-
ных слушаний, их организация должна возлагаться на представительный орган
муниципального образования или главу муниципального образования. Для слу-
чая назначения публичных слушаний по инициативе населения может преду-
сматриваться их организация специальной комиссией, в которую входят как
должностные лица местного самоуправления, так и представители обществен-
ности.
Нормативный правовой акт представительного органа муниципального
образования должен содержать регламентные нормы, определяющие процедуру
проведения публичных слушаний. Указанная процедура должна включать ре-
гистрацию участников публичных слушаний, доклад по содержанию проекта
муниципального правового акта, выносимого на слушания, ответы на вопросы,
выступления, принятие рекомендаций. Необходимо вести протокол публичных
слушаний. Результаты слушаний в установленные сроки должны быть опубли-
кованы, а в сельских поселениях, в которых не имеется печатных изданий, об-
народованы иным способом. Порядок опубликования (обнародования) реко-
мендаций, принятых на публичных слушаниях, может совпадать с порядком
опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.
Органы и должностные лица местного самоуправления, к чьим полномо-
чиям относится принятие муниципального правового акта, проект которого об-
суждался на публичных слушаниях, должны учитывать результаты публичных
слушаний и информировать население о том, какие рекомендации были ими
использованы в ходе доработки проекта, а какие и по каким мотивам не были
учтены. При этом механизм публичных слушаний не должен подменять право-
творческий процесс, предрешать окончательное содержание муниципального
правового акта.
114
6.9 Собрания граждан
Собрания граждан следует относить к инструментам муниципальной де-
мократии в той мере, в какой они служат учету мнения населения при осу-
ществлении органами местного самоуправления своих властных функций и ре-
ализации права граждан на обращения в органы местного самоуправления.
Вместе с тем граждане имеют право самостоятельно проводить на той или иной
локальной территории собрания в рамках общественной самодеятельности.
В Законе № 131-ФЗ речь идет только о собраниях, проводимых в целях
участия населения в местном самоуправлении. Этими целями являются: обсуж-
дение вопросов местного значения, информирование населения о деятельности
органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправле-
ния, осуществление территориального общественного самоуправления. Собра-
ния граждан проводятся на части территории муниципального образования.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В отличие от схода, собрание всегда имеет совещательный
характер, оно не является формой прямого народовластия и поэто-
му не вправе принимать правовые акты, решения собраний не име-
ют публично-властной природы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Если собрание граждан организуется и проводится органами местного
самоуправления, оно назначается представительным органом муниципального
образования по собственной инициативе или по инициативе населения либо
главой муниципального образования. Собрание граждан может проводиться
в целях учреждения территориального общественного самоуправления, избра-
ния его органов, обсуждения и принятия решений в соответствии с уставом
территориального общественного самоуправления.
На собраниях граждан могут обсуждаться актуальные вопросы, связан-
ные с реализацией местного самоуправления и имеющие особую обществен-
ную значимость. Собрания граждан также являются важной формой осуществ-
ления территориального общественного самоуправления. Закон определяет пе-
речень вопросов, касающихся территориального общественного самоуправле-
ния, которые могут решаться только на собраниях или конференциях граждан.
Такие собрания назначаются, организуются, проводятся, а их решения обнаро-
дуются в порядке, установленном уставом территориального общественного
самоуправления. В собрании по вопросам организации и осуществления терри-
115
ториального общественного самоуправления должны принимать участие не ме-
нее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего
возраста.
О времени и месте проведения собрания, организуемого органами мест-
ного самоуправления, вопросах, которые вносятся на его обсуждение, должны
быть заблаговременно оповещены жители соответствующей территории с ис-
пользованием средств массовой информации, объявлений, почтовых извеще-
ний, подворных обходов и иных возможных средств. Перед открытием собра-
ния должна проводиться регистрация его участников. Для ведения собрания из-
бираются его рабочие органы: председатель, секретарь, в случае необходимо-
сти – счетная комиссия и т. д. На собрании граждан ведется протокол, в кото-
ром указываются дата и место проведения собрания, количество присутствую-
щих на собрании граждан по результатам регистрации, рабочие органы собра-
ния, повестка дня, содержание выступлений, результаты голосования и приня-
тые решения.
6.10 Конференция граждан
Конференции граждан, т. е. собрания делегатов, представителей жителей
части территории муниципального образования, призваны заменить собрания
граждан в тех случаях, когда из-за большой численности жителей, протяженно-
сти соответствующей территории или по иным причинам невозможно обеспе-
чить одновременное присутствие на общем собрании жителей этой территории.
Уставом муниципального образования и (или) принятым в соответствии с
ним нормативным правовым актом представительного органа муниципального
образования должны определяться порядок назначения и проведения конфе-
ренции граждан, а также нормы представительства и порядок избрания гражда-
нами делегатов на конференцию. Указанное избрание не является муниципаль-
ными выборами, поэтому допустим любой способ делегирования представите-
лей на конференцию, который отвечает общим демократическим принципам
(на собраниях, посредством опросных листов и т. д.). Конференция проводится
на основе тех же принципов, что и собрание граждан, с соблюдением необхо-
димых демократических процедур.
Конференции граждан, проводимые в целях осуществления территори-
ального общественного самоуправления, считаются правомочными, если в них
принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан де-