ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7948
Скачиваний: 4
116
легатов, причем избирающие делегатов собрания должны охватить не менее
одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего воз-
раста.
Порядок официального опубликования (обнародования) итогов конфе-
ренции граждан (собрания делегатов) и принятых решений может совпадать
с порядком официального опубликования (обнародования) муниципальных
правовых актов.
6.11 Опрос граждан
Институт опроса может быть востребован при необходимости учета мне-
ния жителей крупных территорий, когда сложно организовать местный рефе-
рендум, собрание или конференцию. Участвовать в проведении опроса имеют
право жители муниципального образования либо определенной части его тер-
ритории, обладающие избирательным правом. Могут проводиться и выбороч-
ные опросы населения, такая практика не противоречит требованиям федераль-
ного законодательства.
Эффективность использования данного инструмента непосредственной
демократии во многом зависит от того, как в законах субъекта Российской Фе-
дерации и нормативных актах муниципального образования формализованы
условия назначения опроса и учет его результатов при принятии органами
местного самоуправления властных решений.
Не допускается проведение опроса граждан без предварительного приня-
тия представительным органом муниципального образования решения о назна-
чении опроса, которое является нормативным правовым актом и устанавливает
содержание, форму и методику опроса в соответствии с требованиями ст. 31
Закона № 131-ФЗ. Опросы граждан должны проводиться на основе принципов
открытости, гласности, объективности, научной обоснованности, строгого
письменного учета результатов опросов и возможности их проверки. Непосред-
ственное проведение опросов может поручаться независимым организациям,
профессионально занимающимся социологическими исследованиями. При та-
ких гарантиях объективности и достоверности данных, полученных путем
опросов, следует предусматривать обязательность публичного рассмотрения
органами, от которых зависит принятие соответствующих решений, результа-
тов проведенных опросов граждан.
117
Финансовое обеспечение подготовки и проведения опроса граждан осу-
ществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации
или органы местного самоуправления, выдвинувшие соответствующую иници-
ативу.
6.12 Обращения граждан в органы местного самоуправления
Среди политических прав и свобод, закрепленных в Конституции Россий-
ской Федерации, закреплено право граждан Российской Федерации обращаться
лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу-
дарственные органы и органы местного самоуправления. Процесс реализации
данного права определен Федеральным законом от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
1
. Меха-
низм обращения граждан в органы местного самоуправления, как правило,
служит цели реализации конкретных прав граждан, с которыми корреспонди-
руют обязанности органов местного самоуправления. Он в первую очередь
обеспечивает исполнение социальных обязанностей местной власти перед
гражданами. Однако указанный механизм следует рассматривать и как форму
участия граждан в осуществлении муниципальной власти, дополнительную об-
ратную связь в системе самоуправления. Граждане должны иметь реальную
возможность посредством обращений в органы местного самоуправления вли-
ять на их решения и действия, обеспечивать соответствие муниципальной по-
литики интересам населения.
Порядок рассмотрения запросов граждан в государственный орган, орган
местного самоуправления либо к его должностному лицу о представлении ин-
формации о деятельности этого органа устанавливает Федеральный закон от
09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятель-
ности государственных органов и органов местного самоуправления»
2
. Гражда-
нам должны предоставляться любые интересующие их сведения, если в силу
федеральных законов они не относятся к информации ограниченного доступа,
1
Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 03 ноября 2015 г.) «О порядке рас-
смотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос-
сийской Федерации. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.
2
Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (в ред. от 09 марта 2016 г.) «Об обеспече-
нии доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного са-
моуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 7. –
Ст. 776.
118
граждане не обязаны мотивировать цели получения интересующей их инфор-
мации.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предо-
ставления государственных и муниципальных услуг»
1
устанавливает специаль-
ный порядок рассмотрения запросов в государственный орган, орган местного
самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении государ-
ственных и муниципальных услуг (это запрашиваемые заявителем администра-
тивные действия по реализации функций государственного органа, органа
местного самоуправления; государственные и муниципальные услуги в отличие
от гражданско-правовых или социальных услуг не оказываются, а предостав-
ляются). Иные федеральные законы могут устанавливать другой специальный
порядок рассмотрения отдельных категорий обращений граждан в государ-
ственные органы и органы местного самоуправления.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Рос-
сийской Федерации» распространяется на обращения граждан, для которых
иными федеральными законами не предусмотрен специальный порядок рас-
смотрения, а также может применяться по аналогии в той части, в которой спе-
циальный порядок рассмотрения обращения содержит пробелы. Порядок рас-
смотрения обращений иностранных граждан, лиц без гражданства, юридиче-
ских лиц совпадает с порядком рассмотрения обращений граждан, если иное не
установлено федеральными законами. Осуществляющие публично значимые
функции государственные и муниципальные учреждения и другие организации,
их должностные лица обязаны рассматривать обращения граждан в том же по-
рядке, который установлен для обращений в государственные органы и органы
местного самоуправления.
Граждане реализуют свое право на обращение в органы местного само-
управления свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан в ука-
занных органах должно осуществляться бесплатно. Обращение в орган местно-
го самоуправления или к должностному лицу местного самоуправления может
быть устным, письменным либо иметь форму электронного документа. Феде-
ральное законодательство классифицирует письменные (в том числе в элек-
тронной форме) обращения, разделяя их на предложения, заявления и жалобы.
Предложение – это рекомендация гражданина по совершенствованию норма-
1
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «Об органи-
зации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодатель-
ства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179.
119
тивных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления, раз-
витию общественных отношений, улучшению социально-экономической
и иных сфер деятельности общества и государства. Заявление – это просьба
гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или
конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении за-
конов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов
местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности ука-
занных органов и должностных лиц. Жалоба – это просьба гражданина о вос-
становлении либо защите его нарушенных прав, свобод или законных интере-
сов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот ор-
ган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию
которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное
обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию
данных органов или лиц, направляется в течение семи дней со дня регистрации
в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компе-
тенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уве-
домлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления
или должностному лицу местного самоуправления в соответствии с его компе-
тенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Руководи-
тель органа местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправ-
ления вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней
в исключительных случаях, а также при направлении в иной орган запроса
о представлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения об-
ращения. При этом о продлении срока рассмотрения обращения уведомляется
направивший его гражданин.
Жалобы на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего
муниципальную услугу, подаются и рассматриваются в особом порядке, уста-
новленном Федеральным законом «Об организации предоставления государ-
ственных и муниципальных услуг». Такая жалоба рассматривается в течение
15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа,
предоставляющего муниципальную услугу, его должностного лица в приеме
документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок
или при обжаловании нарушения установленного срока таких исправлений –
в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
120
Устное обращение в органы и к должностным лицам местного само-
управления возможно на личном приеме граждан. Личный прием граждан в ор-
ганах местного самоуправления проводится их руководителями и иными упол-
номоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установ-
ленных для него днях и часах доводится до сведения граждан. Порядок личного
приема граждан должностными лицами местного самоуправления может кон-
кретизироваться муниципальными нормативными правовыми актами.
Административная ответственность за нарушение установленного феде-
ральным законодательством порядка рассмотрения обращений граждан, объ-
единений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами госу-
дарственных органов, органов местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено
осуществление публично значимых функций, предусмотрена Кодексом Россий-
ской Федерации об административных правонарушениях
1
.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником органа мест-
ного самоуправления своих обязанностей по рассмотрению обращений граждан
он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности на основании
ст. 192 и 193 Трудового кодекса Российской Федерации
2
и ст. 27 Федерального
закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской
Федерации».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 6
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Раскройте понятие и место местного референдума в системе местного
самоуправления.
2. Дайте понятие территориального общественного самоуправления.
3. Какая ответственность предусмотрена за нарушение установленного
федеральным законодательством порядка рассмотрения обращений
граждан?
1
Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от
30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства Рос-
сийской Федерации. – 2002. – № 1, ч. 1. – Ст. 1.
2
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 03 июля
2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2017 г.) // Собрание законодательства Рос-
сийской Федерации. – 2002. – № 1, ч. 1. – Ст. 3.