Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7948

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

116 

легатов,  причем  избирающие  делегатов  собрания  должны  охватить  не  менее 
одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего воз-
раста. 

Порядок  официального  опубликования  (обнародования)  итогов  конфе-

ренции  граждан  (собрания  делегатов)  и  принятых  решений  может  совпадать 
с порядком  официального  опубликования  (обнародования)  муниципальных 
правовых актов. 

6.11 Опрос граждан 

Институт опроса может быть востребован при необходимости учета мне-

ния  жителей  крупных  территорий,  когда  сложно  организовать  местный  рефе-
рендум, собрание или конференцию. Участвовать в проведении опроса имеют 
право жители муниципального образования либо определенной части его тер-
ритории,  обладающие  избирательным правом.  Могут  проводиться и  выбороч-
ные опросы населения, такая практика не противоречит требованиям федераль-
ного законодательства. 

Эффективность  использования  данного  инструмента  непосредственной 

демократии во многом зависит от того, как в законах субъекта Российской Фе-
дерации  и  нормативных  актах  муниципального  образования  формализованы 
условия  назначения  опроса  и  учет  его  результатов  при  принятии  органами 
местного самоуправления властных решений. 

Не допускается проведение опроса граждан без предварительного приня-

тия представительным органом муниципального образования решения о назна-
чении опроса, которое является нормативным правовым актом и устанавливает 
содержание,  форму  и  методику  опроса  в  соответствии  с  требованиями  ст.  31 
Закона № 131-ФЗ. Опросы граждан должны проводиться на основе принципов 
открытости,  гласности,  объективности,  научной  обоснованности,  строгого 
письменного учета результатов опросов и возможности их проверки. Непосред-
ственное  проведение  опросов  может  поручаться  независимым  организациям, 
профессионально  занимающимся  социологическими  исследованиями.  При  та-
ких  гарантиях  объективности  и  достоверности  данных,  полученных  путем 
опросов,  следует  предусматривать  обязательность  публичного  рассмотрения 
органами,  от  которых  зависит  принятие  соответствующих  решений,  результа-
тов проведенных опросов граждан. 


background image

117 

Финансовое  обеспечение  подготовки  и  проведения  опроса  граждан  осу-

ществляют  органы  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации 
или органы местного самоуправления, выдвинувшие соответствующую иници-
ативу. 

6.12 Обращения граждан в органы местного самоуправления 

Среди политических прав и свобод, закрепленных в Конституции Россий-

ской Федерации, закреплено право граждан Российской Федерации обращаться 
лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу-
дарственные  органы  и  органы  местного  самоуправления.  Процесс  реализации 
данного  права  определен  Федеральным  законом  от  02  мая  2006  г.  №  59-ФЗ 
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

1

. Меха-

низм  обращения  граждан  в  органы  местного  самоуправления,  как  правило, 
служит  цели  реализации  конкретных  прав  граждан,  с  которыми  корреспонди-
руют  обязанности  органов  местного  самоуправления.  Он  в  первую  очередь 
обеспечивает  исполнение  социальных  обязанностей  местной  власти  перед 
гражданами. Однако указанный механизм следует рассматривать и как форму 
участия граждан в осуществлении муниципальной власти, дополнительную об-
ратную  связь  в  системе  самоуправления.  Граждане  должны  иметь  реальную 
возможность посредством обращений в органы местного самоуправления вли-
ять на их решения и действия, обеспечивать соответствие муниципальной по-
литики интересам населения. 

Порядок рассмотрения запросов граждан в государственный орган, орган 

местного самоуправления либо к его должностному лицу о представлении ин-
формации  о  деятельности  этого  органа  устанавливает  Федеральный  закон  от 
09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятель-
ности государственных органов и органов местного самоуправления»

2

. Гражда-

нам  должны  предоставляться  любые  интересующие  их  сведения,  если  в  силу 
федеральных законов они не относятся к информации ограниченного доступа, 

                                                           

1

Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (в ред. от 03 ноября 2015 г.) «О порядке рас-

смотрения  обращений  граждан  Российской  Федерации»  //  Собрание  законодательства  Рос-

сийской Федерации. – 2006. – № 19. – Ст. 2060. 

2

Федеральный закон от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ (в ред. от 09 марта 2016 г.) «Об обеспече-

нии доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного са-

моуправления»  //  Собрание  законодательства  Российской  Федерации.  –  2009.  –  №  7.  – 

Ст. 776. 


background image

118 

граждане не  обязаны  мотивировать  цели  получения  интересующей  их инфор-
мации. 

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предо-

ставления государственных и муниципальных услуг»

1

 устанавливает специаль-

ный порядок рассмотрения запросов в государственный орган, орган местного 
самоуправления  либо  к  его  должностному  лицу  о  предоставлении  государ-
ственных и муниципальных услуг (это запрашиваемые заявителем администра-
тивные  действия  по  реализации  функций  государственного  органа,  органа 
местного самоуправления; государственные и муниципальные услуги в отличие 
от  гражданско-правовых  или  социальных  услуг  не  оказываются,  а  предостав-
ляются). Иные федеральные законы могут устанавливать другой специальный 
порядок  рассмотрения  отдельных  категорий  обращений  граждан  в  государ-
ственные органы и органы местного самоуправления. 

Федеральный  закон  «О  порядке  рассмотрения  обращений  граждан  Рос-

сийской  Федерации»  распространяется  на  обращения  граждан,  для  которых 
иными  федеральными  законами  не  предусмотрен  специальный  порядок  рас-
смотрения, а также может применяться по аналогии в той части, в которой спе-
циальный  порядок  рассмотрения  обращения  содержит  пробелы.  Порядок  рас-
смотрения  обращений  иностранных  граждан,  лиц  без  гражданства,  юридиче-
ских лиц совпадает с порядком рассмотрения обращений граждан, если иное не 
установлено  федеральными  законами.  Осуществляющие  публично  значимые 
функции государственные и муниципальные учреждения и другие организации, 
их должностные лица обязаны рассматривать обращения граждан в том же по-
рядке, который установлен для обращений в государственные органы и органы 
местного самоуправления. 

Граждане реализуют  свое  право  на обращение  в  органы местного  само-

управления свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан в ука-
занных органах должно осуществляться бесплатно. Обращение в орган местно-
го самоуправления или к должностному лицу местного самоуправления может 
быть  устным,  письменным  либо  иметь  форму  электронного документа.  Феде-
ральное  законодательство  классифицирует  письменные  (в  том  числе  в  элек-
тронной форме) обращения, разделяя их на предложения, заявления и жалобы. 
Предложение  –  это  рекомендация  гражданина  по  совершенствованию  норма-

                                                           

1

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) «Об органи-

зации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодатель-

ства Российской Федерации. – 2010. – № 31. – Ст. 4179. 


background image

119 

тивных  правовых  актов,  деятельности  органов  местного  самоуправления,  раз-
витию  общественных  отношений,  улучшению  социально-экономической 
и иных  сфер  деятельности  общества  и  государства.  Заявление  –  это  просьба 
гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или 
конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении за-
конов  и  иных  нормативных  правовых  актов,  недостатках  в  работе  органов 
местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности ука-
занных органов и должностных лиц. Жалоба – это просьба гражданина о вос-
становлении либо защите его нарушенных прав, свобод или законных интере-
сов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. 

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот ор-

ган  местного  самоуправления  или  тому  должностному  лицу,  в  компетенцию 
которого  входит  решение  поставленных  в  обращении  вопросов.  Письменное 
обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию 
данных органов или лиц, направляется в течение семи дней со дня регистрации 
в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компе-
тенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов, с уве-
домлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. 

Письменное  обращение,  поступившее  в  орган  местного  самоуправления 

или должностному лицу местного самоуправления в соответствии с его компе-
тенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Руководи-
тель органа местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправ-
ления вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней 
в исключительных  случаях,  а  также  при  направлении  в  иной  орган  запроса 
о представлении документов и материалов, необходимых для рассмотрения об-
ращения. При этом о продлении срока рассмотрения обращения уведомляется 
направивший его гражданин. 

Жалобы на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего 

муниципальную услугу, подаются и рассматриваются в особом порядке, уста-
новленном  Федеральным  законом  «Об  организации  предоставления  государ-
ственных  и  муниципальных  услуг».  Такая  жалоба  рассматривается  в  течение 
15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, 
предоставляющего  муниципальную  услугу,  его  должностного  лица  в  приеме 
документов  у  заявителя  либо  в  исправлении  допущенных  опечаток  и  ошибок 
или  при  обжаловании  нарушения  установленного  срока  таких  исправлений  – 
в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. 


background image

120 

Устное  обращение  в  органы  и  к  должностным  лицам  местного  само-

управления возможно на личном приеме граждан. Личный прием граждан в ор-
ганах местного самоуправления проводится их руководителями и иными упол-
номоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установ-
ленных для него днях и часах доводится до сведения граждан. Порядок личного 
приема  граждан  должностными  лицами  местного  самоуправления  может  кон-
кретизироваться муниципальными нормативными правовыми актами. 

Административная  ответственность  за  нарушение  установленного  феде-

ральным  законодательством  порядка  рассмотрения  обращений  граждан,  объ-
единений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами госу-
дарственных  органов,  органов  местного  самоуправления,  государственных 
и муниципальных  учреждений  и  иных  организаций,  на  которые  возложено 
осуществление публично значимых функций, предусмотрена Кодексом Россий-
ской Федерации об административных правонарушениях

1

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работником органа мест-

ного самоуправления своих обязанностей по рассмотрению обращений граждан 
он  может  быть  привлечен  к  дисциплинарной  ответственности  на  основании 
ст. 192 и 193 Трудового кодекса Российской Федерации

2

 и ст. 27 Федерального 

закона  от  2  марта  2007  г.  №  25-ФЗ  «О  муниципальной  службе  в  Российской 
Федерации». 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 6 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Раскройте понятие и место местного референдума в системе местного 

самоуправления. 

2.  Дайте понятие территориального общественного самоуправления. 
3.  Какая  ответственность  предусмотрена  за  нарушение  установленного 

федеральным  законодательством  порядка  рассмотрения  обращений 
граждан? 

 

 

                                                           

1

Статья  5.59  Кодекса  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях  от 

30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 07 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства Рос-

сийской Федерации. – 2002. – № 1, ч. 1. – Ст. 1. 

2

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 03 июля 

2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2017 г.) // Собрание законодательства Рос-

сийской Федерации. – 2002. – № 1, ч. 1. – Ст. 3.