ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7945
Скачиваний: 4
121
7 Представительный орган муниципального образования
Понятие представительного органа муниципального образования. Орга-
низация работы представительного органа муниципального образования.
7.1 Понятие представительного органа
муниципального образования
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Представительный орган местного самоуправления – это
выборный орган местного самоуправления, обладающий правом
представлять интересы населения и принимать от его имени ре-
шения, действующие на территории муниципального образования.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Необходимо отметить, что Закон № 131-ФЗ не содержит определения
представительного органа местного самоуправления. Под влиянием федераль-
ного и регионального законодателя в муниципальных правовых актах также,
как правило, не дается определение представительного органа местного само-
управления.
В целом же в нормах муниципального законодательства, а также в уста-
вах муниципальных образований, регулирующих деятельность представитель-
ных органов местного самоуправления, содержатся отдельные понятийные
признаки, присущие данным органам местного самоуправления. Анализ поло-
жений Закона № 131-ФЗ позволяет выделить следующие признаки:
• обязательность формирования представительного органа муници-
пального образования (ч. 1 ст. 34), за исключением ситуации, когда
численность жителей поселения, обладающих избирательным правом,
составляет менее 100 человек – в этом случае полномочия представи-
тельного органа осуществляются сходом граждан (ч. 3 ст. 35);
• выборность представительного органа местного самоуправления (ч. 2
ст. 35);
• обладание правами юридического лица (ч. 9 ст. 35)
1
.
1
Абазов А. Б. К вопросу о понятии представительного органа местного самоуправления /
А. Б. Абазов // Общество и право. – 2007. – № 4 (18). – С. 61.
122
Представительный орган местного самоуправления занимает ведущее ме-
сто среди органов местного самоуправления в Российской Федерации. Это под-
тверждается следующими обстоятельствами:
• представительный орган местного самоуправления – это выборный
орган, а наличие выборного органа местного самоуправления муни-
ципального образования является обязательным требованием закона.
Другие органы местного самоуправления, должностные лица местно-
го самоуправления могут создаваться, а могут не создаваться. Этот
вопрос относится к компетенции населения муниципального образо-
вания;
• именно представительный орган местного самоуправления обладает
правом представлять все население муниципального образования, вы-
ражать его интересы, выступать от его имени;
• только представительный орган местного самоуправления обладает
определенным объемом исключительных полномочий на решение во-
просов местного значения. Никакие другие органы местного само-
управления и должностные лица не могут обладать исключительными
полномочиями, в том числе каким-либо путем присваивать себе ис-
ключительные полномочия представительного органа местного само-
управления;
• среди других органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления именно представительный орган местного
самоуправления обладает правотворческой функцией, то есть имеет
право принимать общеобязательные локальные нормативные право-
вые акты по всем вопросам, отнесенным уставом соответствующего
муниципального образования к предметам ведения последнего;
• представительный орган местного самоуправления контролирует дея-
тельность всех других органов местного самоуправления и должност-
ных лиц местного самоуправления, действующих на территории соот-
ветствующего муниципального образования.
• представительный орган местного самоуправления – это коллегиаль-
ный орган, он принимает свои решения только в коллегиальном по-
рядке.
Представительный орган поселения, городского округа, внутригородско-
го района, внутригородского муниципального образования города федерально-
го значения состоит из депутатов, которые избираются гражданами Российской
123
Федерации, обладающими избирательным правом и проживающими на терри-
тории соответствующего муниципального образования, на основе всеобщего
и прямого избирательного права при тайном голосовании. Представительные
органы муниципального района или городского округа с внутрирайонными му-
ниципальными образованиями могут формироваться путем делегирования.
В силу ст. 25 Закона № 131-ФЗ в поселении с численностью жителей, об-
ладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов
местного значения проводится сход граждан. Речь идет не о любых жителях,
а только о тех, которые обладают избирательным правом, т. е. по общему пра-
вилу дееспособны, находятся в возрасте старше 18 лет.
Для поселений с численностью жителей более 100 и не более 300 человек
может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его
полномочия осуществляются сходом граждан. Иными словами, решение этого
вопроса отдано на усмотрение самим жителям. Если число жителей, обладаю-
щих избирательным правом, превышает 300 человек, то формирование пред-
ставительного органа обязательно.
Формирование представительного органа муниципального района обла-
дает определенными особенностями.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Законом предусмотрены два варианта такого формирования:
1. Из глав поселений, входящих в состав муниципального
района, и из депутатов представительных органов данных
поселений.
2. На муниципальных выборах населением непосредственно.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Представительство поселений зависит от того, о каком способе формиро-
вания представительного органа муниципального района идет речь.
Если представительный орган муниципального района формируется на
муниципальных выборах, то число депутатов, избираемых от одного поселения,
не может превышать двух пятых установленной численности представительно-
го органа муниципального района.
Когда представительный орган муниципального района формируется пу-
тем делегирования, при сохранении общего правила о равной независимо от
численности населения поселения норме представительства предусмотрена
возможность его изменения. Законом субъекта Российской Федерации и в соот-
ветствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может
124
быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав му-
ниципального района, в представительном органе данного муниципального
района исходя из численности населения поселения. При этом норма предста-
вительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не
может превышать одну треть установленной численности представительного
органа указанного муниципального района.
Представительный орган городского округа с внутригородским делением,
так же, как и представительный орган муниципального района, может форми-
роваться:
• из депутатов, избранных из состава представительных органов внут-
ригородских районов;
• на муниципальных выборах населением непосредственно.
Выбор конкретной модели должен осуществляться в соответствии с зако-
ном субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования.
Численный состав представительного органа местного самоуправления
определяется уставом муниципального образования. Однако в соответствии
с Законом № 131-ФЗ установлено несколько основных критериев, по которым
необходимо определять численный состав того или иного представительного
органа местного самоуправления.
1. Количество населения, проживающего на территории соответствующе-
го муниципального образования. Закон № 131-ФЗ устанавливает, что числен-
ность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского
округа не может быть менее:
• 35 депутатов – для муниципальных образований, имеющих числен-
ность населения более 500 тысяч человек;
• 25 депутатов – для муниципальных образований, имеющих числен-
ность населения от 100 тысяч до 500 тысяч человек;
• 20 депутатов – для муниципальных образований, имеющих числен-
ность населения от 30 до 100 тысяч человек:
• 15 депутатов – для муниципальных образований, имеющих числен-
ность населения от 10 до 30 тысяч человек;
• 10 депутатов – для муниципальных образований, имеющих числен-
ность населения от 1 до 10 тысяч человек;
• 7 депутатов – для муниципальных образований, имеющих числен-
ность населения менее 1 тысячи человек.
125
2. Численный состав представительного органа местного самоуправления
зависит от объема тех полномочий, которые в соответствии с действующим за-
конодательством и Уставом образования им предстоит осуществлять.
3. Наличие в местном бюджете средств на содержание того или иного по
численному составу представительного органа местного самоуправления.
4. Немаловажное значение в определении численного состава представи-
тельного органа местного самоуправления играет территория соответствующе-
го муниципального образования; ее пространственные пределы, географиче-
ские и климатические условия и т. п.
Численность депутатов представительного органа муниципального райо-
на определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 че-
ловек.
Численность депутатов представительного органа внутригородской тер-
ритории города федерального значения определяется уставом муниципального
образования и не может быть менее 10 человек.
Безусловно, что в решении этого вопроса могут учитываться и другие
специфические особенности, условия и традиции конкретных муниципальных
образований.
В ч. 5 ст. 40 Закона № 131-ФЗ указывается, что депутаты представитель-
ного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как
правило, на непостоянной основе. При этом на постоянной основе могут рабо-
тать не более 10% депутатов от установленной численности представительного
органа муниципального образования, а если численность представительного
органа муниципального образования составляет менее 10 человек – 1 депутат.
В научной литературе высказывается мнение, что ограничения следует
определять не долей числа депутатов, работающих на постоянной основе, а до-
лей бюджета, которую допускается тратить на заработную плату депутатов, ра-
ботающих на постоянной основе, а число депутатов, работающих на постоян-
ной основе, при этом должно определяться самим муниципальным образовани-
ем
1
.
Представительный орган муниципального образования может осуществ-
лять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установлен-
ной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяет-
ся правомочность заседания представительного органа муниципального обра-
1
Санова Л. Т. Организация деятельности депутатов представительного органа местного са-
моуправления / Л. Т. Санова // Власть. – 2008. – № 6. – С. 100.