ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7942
Скачиваний: 4
126
зования. Заседание представительного органа муниципального образования не
может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов
от числа избранных депутатов.
Наименования представительных органов местного самоуправления, как,
впрочем, и других органов местного самоуправления, устанавливаются устава-
ми муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Россий-
ской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных тради-
ций (дума, собрание представителей, муниципальные советы, комитеты, зем-
ское собрание и т. п.).
В исключительной компетенции представительного органа муниципаль-
ного образования находятся:
1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изме-
нений и дополнений.
2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
3. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении.
5. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, нахо-
дящимся в муниципальной собственности.
6. Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации
и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов
на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
7. Определение порядка участия муниципального образования в органи-
зациях межмуниципального сотрудничества.
8. Определение порядка материально-технического и организационного
обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
9. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и долж-
ностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов
местного значения.
10. Принятие решения об удалении главы муниципального образования
в отставку.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образова-
ний определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии
127
с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации,
уставами муниципальных образований.
Нормативные правовые акты представительного органа муниципального
образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных
налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут
быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального об-
разования только по инициативе главы местной администрации или при нали-
чии заключения главы местной администрации.
Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муни-
ципального образования, направляется главе муниципального образования для
подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся
главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой
акт, принятый представительным органом муниципального образования.
В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвра-
щается в представительный орган муниципального образования с мотивиро-
ванным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него
изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит
нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным орга-
ном муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указан-
ный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции
большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов
представительного органа муниципального образования, он подлежит подписа-
нию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародова-
нию.
Организацию деятельности представительного органа муниципального
образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществ-
ляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должност-
ное лицо является главой местной администрации, – председатель представи-
тельного органа муниципального образования, избираемый этим органом из
своего состава.
Полномочия представительного органа муниципального образования
независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно
в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены
ст. 73 Закона № 131-ФЗ. Полномочия представительного органа муниципально-
го образования могут быть также прекращены:
128
1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При
этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом
муниципального образования;
2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда
республики, края, области, города федерального значения, автономной области,
автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представи-
тельного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложени-
ем депутатами своих полномочий
1
;
3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляе-
мого в соответствии с ч. 3, 3.2, 4–6, 6.2, 7, 7.1 ст. 13 ФЗ № 131, а также в случае
упразднения муниципального образования;
4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования
в связи с его объединением с городским округом;
5) в случае увеличения численности избирателей муниципального обра-
зования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муни-
ципального образования или объединения поселения с городским округом.
Досрочное прекращение полномочий представительного органа муници-
пального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депута-
тов.
7.2 Организация работы представительных органов
местного самоуправления
Деятельность представительного органа местного самоуправления осу-
ществляется в различных организационно-правовых формах, которые включа-
ют в себя сессии, работу постоянных и временных комиссий, комитетов, депу-
татских групп, фракций и работу каждого отдельного депутата.
Сессию можно считать основной организационной формой деятельности
представительного органа, хотя Закон № 131-ФЗ не содержит данного термина.
В правовых актах представительных органов местного самоуправления, опре-
деляющих порядок его работы, могут быть использованы понятия, синонимич-
ные термину «сессия», например, в Регламенте Думы города Томска использо-
вано понятие «собрание»
2
. Сессия включает в себя заседания, а также работу
1
Апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2016 г.
№ 45-АПГ16-4 // СПС «КонсультантПлюс».
2
Регламент Думы Города Томска [Электронный ресурс] // Официальный сайт Думы г. Том-
ска. – Режим доступа: https://duma70.ru/reglament_dumy
129
комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой.
Именно повестка сессии позволяет отличить одну сессию от другой. Важное
условие, закрепляемое в большинстве уставов и регламентов, – регулярность
заседаний представительных органов. Гарантия регулярности – установленная
периодичность заседаний
1
.
Сессии бывают очередные и внеочередные. Очередные сессии созывают-
ся обычно один раз в два-три месяца на один-два дня или дольше, в зависимо-
сти от уровня муниципального образования и важности обсуждаемых вопросов.
Внеочередные сессии собираются для решения вопросов, не терпящих
отлагательства до очередной сессии.
Главенство сессии как коллективной формы работы депутатов, и прежде
всего их заседания (пленарного заседания), определяется следующими факто-
рами. Только в рамках заседания могут быть решены наиболее важные вопросы
жизнедеятельности муниципального образования. Закон № 131-ФЗ к исключи-
тельной компетенции представительного органа муниципального образования
отнес следующие вопросы (ч. 10 ст. 35):
1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изме-
нений и дополнений.
2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
3. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соот-
ветствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
4. Принятие планов и программ развития муниципального образования,
утверждение отчетов об их исполнении.
5. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, нахо-
дящимся в муниципальной собственности.
6. Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации
и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установ-
лении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
7. Определение порядка участия муниципального образования в органи-
зациях межмуниципального сотрудничества.
8. Определение порядка материально-технического и организационного
обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
1
Васильев В. И. Муниципальное право России : учебник / В. И. Васильев. – М., 2012. –
С. 365.
130
9. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и долж-
ностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов
местного значения.
Приведенный перечень надо считать не исчерпывающим, а лишь мини-
мальным.
Часть 11 ст. 35 Закона № 131-ФЗ гласит: «Иные полномочия представи-
тельных органов муниципальных образований определяются федеральными за-
конами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), за-
конами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образова-
ний». Это означает, что федеральные законы и акты субъектов Российской Фе-
дерации могут расширить круг вопросов исключительной компетенции пред-
ставительных органов муниципальных образований.
Следующим доводом в пользу важности сессии следует назвать принцип
коллективности в ее работе. Вопросы, ставшие пунктами повестки дня сессии,
могут быть решены только большинством голосов депутатов. Согласно ч. 3
ст. 43 Закона № 131-ФЗ представительный орган по вопросам, отнесенным
к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязатель-
ные для исполнения на территории муниципального образования, а также ре-
шения по вопросам организации деятельности представительного органа муни-
ципального образования. Решения представительного органа муниципального
образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на тер-
ритории муниципального образования, принимаются большинством голосов от
установленной численности депутатов представительного органа муниципаль-
ного образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.
По ряду вопросов Закон № 131-ФЗ предусматривает принятие решений
так называемым квалифицированным большинством, т. е. двумя третями от
общего или установленного числа депутатов. В частности, согласно ч. 5 ст. 44
Закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный право-
вой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образова-
ния принимаются большинством в две трети голосов от установленной числен-
ности депутатов представительного органа муниципального образования.
Первое заседание (первая сессия) представительного органа нового созы-
ва обычно созывается в течение 10–30 дней с момента избрания не менее двух
третей от установленного числа депутатов. В уставах муниципальных образо-
ваний главным образом предусматриваются три варианта созыва и подготовки
первого заседания. Эта задача возлагается либо на избирательную комиссию