Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7942

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

126 

зования. Заседание представительного органа муниципального образования не 
может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов 
от числа избранных депутатов. 

Наименования представительных органов местного самоуправления, как, 

впрочем, и других органов местного самоуправления, устанавливаются устава-
ми муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Россий-
ской Федерации с учетом национальных, исторических и иных местных тради-
ций  (дума,  собрание  представителей,  муниципальные  советы,  комитеты,  зем-
ское собрание и т. п.). 

В  исключительной  компетенции  представительного  органа  муниципаль-

ного образования находятся: 

1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изме-

нений и дополнений. 

2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. 
3. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соот-

ветствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

4.  Принятие  планов  и  программ  развития  муниципального  образования, 

утверждение отчетов об их исполнении. 

5. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, нахо-

дящимся в муниципальной собственности. 

6.  Определение  порядка  принятия  решений  о  создании,  реорганизации 

и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов 
на  услуги  муниципальных  предприятий  и  учреждений,  выполнение  работ,  за 
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. 

7. Определение порядка участия муниципального образования в органи-

зациях межмуниципального сотрудничества. 

8.  Определение  порядка  материально-технического  и  организационного 

обеспечения деятельности органов местного самоуправления. 

9. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и долж-

ностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов 
местного значения. 

10.  Принятие  решения  об  удалении  главы  муниципального  образования 

в отставку. 

Иные  полномочия  представительных  органов  муниципальных  образова-

ний  определяются  федеральными  законами  и  принимаемыми  в  соответствии 


background image

127 

с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, 
уставами муниципальных образований. 

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального 

образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных 
налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут 
быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального об-
разования только по инициативе главы местной администрации или при нали-
чии заключения главы местной администрации. 

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муни-

ципального образования, направляется главе муниципального образования для 
подписания и обнародования. Глава муниципального образования, являющийся 
главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой 
акт,  принятый  представительным  органом  муниципального  образования. 
В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвра-
щается  в  представительный  орган  муниципального  образования  с  мотивиро-
ванным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него 
изменений  и  дополнений.  Если  глава  муниципального  образования  отклонит 
нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным орга-
ном муниципального  образования.  Если  при повторном рассмотрении  указан-
ный  нормативный  правовой  акт  будет  одобрен  в  ранее  принятой  редакции 
большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов 
представительного органа муниципального образования, он подлежит подписа-
нию  главой  муниципального  образования  в  течение  семи  дней  и  обнародова-
нию. 

Организацию  деятельности  представительного  органа  муниципального 

образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществ-
ляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должност-
ное  лицо  является  главой  местной  администрации,  –  председатель  представи-
тельного  органа  муниципального  образования,  избираемый  этим  органом  из 
своего состава. 

Полномочия  представительного  органа  муниципального  образования 

независимо  от  порядка  его  формирования  могут  быть  прекращены  досрочно 
в случае  его  роспуска  в  порядке  и  по  основаниям,  которые  предусмотрены 
ст. 73 Закона № 131-ФЗ. Полномочия представительного органа муниципально-
го образования могут быть также прекращены: 


background image

128 

1)  в  случае  принятия  указанным  органом  решения  о  самороспуске.  При 

этом  решение  о  самороспуске  принимается  в  порядке,  определенном  уставом 
муниципального образования; 

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда 

республики, края, области, города федерального значения, автономной области, 
автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представи-
тельного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложени-
ем депутатами своих полномочий

1

3)  в  случае  преобразования  муниципального  образования,  осуществляе-

мого в соответствии с ч. 3, 3.2, 4–6, 6.2, 7, 7.1 ст. 13 ФЗ № 131, а также в случае 
упразднения муниципального образования; 

4)  в  случае  утраты  поселением  статуса  муниципального  образования 

в связи с его объединением с городским округом; 

5)  в  случае  увеличения численности избирателей  муниципального  обра-

зования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муни-
ципального образования или объединения поселения с городским округом. 

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муници-

пального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депута-
тов. 

7.2 Организация работы представительных органов 
местного самоуправления 

Деятельность  представительного  органа  местного  самоуправления  осу-

ществляется в различных организационно-правовых формах, которые включа-
ют в себя сессии, работу постоянных и временных комиссий, комитетов, депу-
татских групп, фракций и работу каждого отдельного депутата. 

Сессию можно считать основной организационной формой деятельности 

представительного органа, хотя Закон № 131-ФЗ не содержит данного термина. 
В  правовых  актах представительных  органов  местного  самоуправления,  опре-
деляющих порядок его работы, могут быть использованы понятия, синонимич-
ные термину «сессия», например, в Регламенте Думы города Томска использо-
вано  понятие  «собрание»

2

.  Сессия  включает  в  себя  заседания,  а  также  работу 

                                                           

1

Апелляционное  определение  Верховного  Суда  Российской  Федерации  от  30  мая  2016  г. 

№ 45-АПГ16-4 // СПС «КонсультантПлюс». 

2

Регламент Думы Города Томска [Электронный ресурс] // Официальный сайт Думы г. Том-

ска. – Режим доступа: https://duma70.ru/reglament_dumy 


background image

129 

комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой. 
Именно  повестка  сессии  позволяет  отличить  одну  сессию  от  другой.  Важное 
условие,  закрепляемое  в  большинстве  уставов  и  регламентов,  –  регулярность 
заседаний представительных органов. Гарантия регулярности – установленная 
периодичность заседаний

1

Сессии бывают очередные и внеочередные. Очередные сессии созывают-

ся обычно один раз в два-три месяца на один-два дня или дольше, в зависимо-
сти от уровня муниципального образования и важности обсуждаемых вопросов. 

Внеочередные  сессии  собираются  для  решения  вопросов,  не  терпящих 

отлагательства до очередной сессии. 

Главенство сессии как коллективной формы работы депутатов, и прежде 

всего  их  заседания  (пленарного  заседания),  определяется  следующими  факто-
рами. Только в рамках заседания могут быть решены наиболее важные вопросы 
жизнедеятельности муниципального образования. Закон № 131-ФЗ к исключи-
тельной  компетенции  представительного  органа  муниципального  образования 
отнес следующие вопросы (ч. 10 ст. 35): 

1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изме-

нений и дополнений. 

2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. 
3. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соот-

ветствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

4.  Принятие  планов  и  программ  развития  муниципального  образования, 

утверждение отчетов об их исполнении. 

5. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, нахо-

дящимся в муниципальной собственности. 

6.  Определение  порядка  принятия  решений  о  создании,  реорганизации 

и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установ-
лении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений. 

7. Определение порядка участия муниципального образования в органи-

зациях межмуниципального сотрудничества. 

8.  Определение  порядка  материально-технического  и  организационного 

обеспечения деятельности органов местного самоуправления. 

                                                           

1

Васильев  В.  И.  Муниципальное  право  России  :  учебник  /  В.  И.  Васильев.  –  М.,  2012.  – 

С. 365. 


background image

130 

9. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и долж-

ностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов 
местного значения. 

Приведенный  перечень  надо  считать  не  исчерпывающим,  а  лишь  мини-

мальным. 

Часть 11 ст. 35 Закона № 131-ФЗ гласит: «Иные полномочия представи-

тельных органов муниципальных образований определяются федеральными за-
конами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), за-
конами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образова-
ний». Это означает, что федеральные законы и акты субъектов Российской Фе-
дерации  могут  расширить  круг  вопросов  исключительной  компетенции  пред-
ставительных органов муниципальных образований. 

Следующим доводом в пользу важности сессии следует назвать принцип 

коллективности в ее работе. Вопросы, ставшие пунктами повестки дня сессии, 
могут  быть  решены  только  большинством  голосов  депутатов.  Согласно  ч.  3 
ст. 43  Закона  №  131-ФЗ  представительный  орган  по  вопросам,  отнесенным 
к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязатель-
ные для исполнения  на  территории  муниципального  образования,  а  также  ре-
шения по вопросам организации деятельности представительного органа муни-
ципального  образования.  Решения  представительного  органа  муниципального 
образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на тер-
ритории муниципального образования, принимаются большинством голосов от 
установленной численности депутатов представительного органа муниципаль-
ного образования, если иное не установлено данным Федеральным законом. 

По  ряду  вопросов  Закон  №  131-ФЗ  предусматривает  принятие  решений 

так  называемым  квалифицированным  большинством,  т. е.  двумя  третями  от 
общего или установленного числа депутатов. В частности, согласно ч. 5 ст. 44 
Закона  № 131-ФЗ  устав  муниципального  образования,  муниципальный право-
вой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образова-
ния принимаются большинством в две трети голосов от установленной числен-
ности депутатов представительного органа муниципального образования. 

Первое заседание (первая сессия) представительного органа нового созы-

ва обычно созывается в течение 10–30 дней с момента избрания не менее двух 
третей от установленного числа депутатов. В уставах муниципальных образо-
ваний главным образом предусматриваются три варианта созыва и подготовки 
первого  заседания.  Эта  задача  возлагается  либо  на  избирательную  комиссию