Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7938

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131 

муниципального образования, либо на главу муниципального образования, ли-
бо на созываемый для этой цели оргкомитет, состоящий из депутатов и работ-
ников местной администрации. 

Организатор оповещает депутатов о времени и месте проведения заседа-

ния,  готовит  проект  повестки  дня  первого  заседания,  проекты  документов 
и т. п.,  обеспечивает  проведение  регистрации  депутатов.  В  уставах  муници-
пальных  образований  и  регламентах  муниципальных  представительных  орга-
нов  предусматривается,  что  заседание  считается  правомочным,  если  для  уча-
стия в нем зарегистрировались не менее половины депутатов. Вместе с тем при 
включении  в  повестку  дня  вопроса,  решение  которого  требует  квалифициро-
ванного большинства, присутствие на заседании чуть более половины депута-
тов недостаточно. 

Открывает первое заседание первой сессии обычно старейший по возрас-

ту депутат. Это может также делать председатель территориальной избиратель-
ной  комиссии,  глава  муниципального  образования,  председатель  оргкомитета 
по  созыву  сессии.  Временный  председательствующий  ведет  заседание  до  из-
брания председателя представительного органа муниципального образования. 

Постоянные и временные комиссии 
Кроме избрания председателя представительного органа на первой сессии 

формируются постоянные комиссии и иные органы. Постоянные комиссии со-
здаются решением представительного органа на срок его полномочий на основе 
устава муниципального образования, регламента представительного органа или 
соответствующего  положения.  Чаще  всего  образуются  комиссии  по  бюджету, 
местным налогам и сборам и контролю за их исполнением; по экономическому 
развитию и жизнеобеспечению населения; по социальной политике и т. п. Ко-
миссия создается в составе ее председателя и членов. Персональный и числен-
ный  состав  определяется  решением представительного  органа,  обычно  не  мо-
жет быть менее трех человек. В связи с тем, что депутатов в представительном 
органе муниципального образования немного, на местах допускается их вхож-
дение в две, но не более, постоянные комиссии. В состав комиссий могут изби-
раться с правом совещательного голоса работники администрации – специали-
сты в соответствующих направлениях деятельности комиссии, а также руково-
дители органов территориального общественного самоуправления. 

Постоянные  комиссии  представительного  органа  по  его  решению  могут 

быть в любое время переформированы, упразднены, переименованы, изменены 
по составу. 


background image

132 

Основными  задачами  комиссии  являются:  предварительная  подготовка 

вопросов по своему направлению для предстоящего рассмотрения на заседании 
муниципального  представительного  органа,  в  том  числе  подготовка  проектов 
правовых актов; содействие реализации принятых на сессии решений; контроль 
исполнения принятых представительным органом решений. 

По общему правилу постоянные комиссии не обладают самостоятельны-

ми полномочиями в том смысле, что не могут принимать решения, обязатель-
ные для граждан и организаций. Но комиссии могут запрашивать информацию, 
необходимую  для  своей  деятельности,  вносить  предложения,  давать  рекомен-
дации  в  пределах  своей  компетенции,  приглашать  для  дачи  пояснений  долж-
ностных лиц местного самоуправления. 

Временные  комиссии  могут  создаваться  представительным  органом  му-

ниципального образования в том же порядке, что и постоянные комиссии, с од-
ним отличием: назначение временной комиссии состоит в решении определен-
ного вопроса, после чего ее полномочия прекращаются. 

В  муниципальных  образованиях  представительным  органом  и  постоян-

ной комиссией могут создаваться также рабочие группы – обычно для подго-
товки вопроса к заседанию, анализа практики и осуществления задач, опреде-
ленных в решении о создании рабочей группы. В состав рабочей группы наряду 
с  депутатами  могут  входить  работники  администрации,  научные  и  практиче-
ские  работники.  Подотчетна  и  подконтрольна  рабочая  группа  органу,  ее  со-
здавшему. 

Депутатские объединения 
Депутатские  объединения  в  представительных  органах  муниципальных 

образований – это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции. Де-
путатские группы могут создаваться как по социальному, так и по территори-
альному признаку. 

Группы,  созданные  по  социальному  признаку  (ветеранов,  молодежи, 

представителей  бизнеса,  хозяйственников  и  др.),  представляют,  по  необходи-
мости отстаивают в представительном органе соответствующие интересы. Де-
путатские  группы,  создаваемые  по  территориальному  признаку,  могут  вклю-
чать  депутатов  представительного  органа,  избранных  в  смежных  округах, 
например  депутатов  представительного  органа  муниципального  района  (при 
прямых выборах), избранных на территории того или иного поселения. В груп-
пу  могут  входить  депутаты  представительных  органов  двух  муниципальных 
уровней (поселение и район), поскольку территории их округов так или иначе 


background image

133 

совпадают. Такие депутатские группы стараются представлять интересы своей 
территории в каждом из представительных органов – поселения и района. Кро-
ме  того,  такие,  образно  говоря,  объединенные  депутатские  группы  стремятся 
представлять интересы своих территорий и населения при рассмотрении вопро-
сов на вышестоящих уровнях власти. Кстати, не исключается участие в подоб-
ных  территориальных  депутатских  группах  также  и  депутатов  представитель-
ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. 

Депутатские фракции могут образовываться в представительных органах 

крупных муниципальных образований. Поскольку практически к участию в вы-
борах на всех уровнях публичной власти теперь из всех общественных объеди-
нений допускаются лишь политические партии, то и во фракции депутаты объ-
единяются по признаку принадлежности к определенной политической партии. 
Фракция  объединяет  депутатов,  избранных  как  по  партийным  спискам,  так 
и в избирательных  округах  (если  они  выдвигались  партийными  организация-
ми). Фракции регистрируются в представительном органе, с тем чтобы консо-
лидировано отстаивать обозначенные в программе своего объединения задачи. 

Преимущество  фракции  заключается  в  дополнительных  возможностях, 

закрепленных  в  регламенте  представительного  органа.  Обычно  это  право  вы-
двигать кандидатов на те или иные посты, право на обязательное предоставле-
ние  слова  для  выступления  от  имени  фракции  при  обсуждении  вопросов  по-
вестки дня, возможность представить содоклад и т. д. 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 7 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Какое место занимает представительный орган муниципального обра-

зования в структуре органов местного самоуправления? 

2.  В каких случаях в муниципальном образовании представительный ор-

ган может не формироваться? 

3.  Назовите  основную  форму  деятельности  представительного  органа 

местного самоуправления. 

 

 


background image

134 

8 Органы местного самоуправления 

 
Глава  муниципального  образования.  Местная  администрация.  Иные  ор-

ганы  местного  самоуправления.  Статус  депутата,  члена  выборного  органа 
местного  самоуправления,  выборного  должностного  лица  местного  само-
управления. 

8.1 Глава муниципального образования 

В соответствии со ст. 34 Закона № 131-ФЗ в каждом муниципальном об-

разовании  уставом  муниципального  образования  должна  быть  предусмотрена 
должность главы муниципального образования в качестве обязательной долж-
ности. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Глава муниципального образования является высшим долж-

ностным лицом муниципального образования и наделяется уставом 
муниципального  образования  собственными  полномочиями  по  ре-
шению вопросов местного значения. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В ст. 35 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального об-

разования в соответствии с уставом муниципального образования: 

1)  избирается на муниципальных выборах, либо представительным орга-

ном муниципального образования из своего состава, либо представи-
тельным органом муниципального образования из числа кандидатов, 
представленных  конкурсной  комиссией  по  результатам  конкурса. 
В поселении, в котором полномочия представительного органа муни-
ципального  образования  осуществляются  сходом  граждан,  глава  му-
ниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет 
полномочия главы местной администрации; 

2)  в  случае  избрания на  муниципальных выборах  либо  входит  в  состав 

представительного  органа  муниципального  образования  и  исполняет 
полномочия его председателя, либо возглавляет местную администра-
цию; 


background image

135 

3)  в случае избрания представительным органом муниципального обра-

зования  из  своего  состава  исполняет  полномочия  его  председателя 
либо  возглавляет  местную  администрацию.  Полномочия  депутата 
представительного  органа  муниципального  образования,  избранного 
главой  данного  муниципального  образования,  возглавляющим  мест-
ную администрацию, прекращаются; 

4)  не может одновременно исполнять полномочия председателя предста-

вительного органа муниципального образования и полномочия главы 
местной администрации; 

5)  в случае избрания представительным органом муниципального обра-

зования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией 
по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию. 

Федеральным законом от 03 февраля 2015 г. № 8-ФЗ «О внесении изме-

нений в ст. 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избиратель-
ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 
и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ-
ления в Российской Федерации»

1

 в ст. 36 Закона № 131-ФЗ введена ч. 2.1, опре-

деляющая  общие  условия  о  проведении  конкурса  по  отбору  кандидатур  на 
должность  главы  муниципального  образования.  Порядок  проведения  такого 
конкурса устанавливается представительным органом муниципального образо-
вания  и  должен  предусматривать  опубликование  условий  конкурса,  сведений 
о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня прове-
дения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном 
образовании  устанавливается  представительным  органом  муниципального  об-
разования. 

В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутри-

городским делением, во внутригородском муниципальном образовании города 
федерального  значения  половина  членов  конкурсной  комиссии  назначается 
представительным  органом  соответствующего  муниципального  образования, 
а другая половина – руководителем высшего исполнительного органа государ-
ственной власти субъекта Российской Федерации. 

                                                           

1

Федеральный закон от 03 февраля 2015 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 и 33 Фе-

дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-

рендуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах орга-

низации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства 

Российской Федерации. – 2015. – № 6. – Ст. 886.