ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7938
Скачиваний: 4
131
муниципального образования, либо на главу муниципального образования, ли-
бо на созываемый для этой цели оргкомитет, состоящий из депутатов и работ-
ников местной администрации.
Организатор оповещает депутатов о времени и месте проведения заседа-
ния, готовит проект повестки дня первого заседания, проекты документов
и т. п., обеспечивает проведение регистрации депутатов. В уставах муници-
пальных образований и регламентах муниципальных представительных орга-
нов предусматривается, что заседание считается правомочным, если для уча-
стия в нем зарегистрировались не менее половины депутатов. Вместе с тем при
включении в повестку дня вопроса, решение которого требует квалифициро-
ванного большинства, присутствие на заседании чуть более половины депута-
тов недостаточно.
Открывает первое заседание первой сессии обычно старейший по возрас-
ту депутат. Это может также делать председатель территориальной избиратель-
ной комиссии, глава муниципального образования, председатель оргкомитета
по созыву сессии. Временный председательствующий ведет заседание до из-
брания председателя представительного органа муниципального образования.
Постоянные и временные комиссии
Кроме избрания председателя представительного органа на первой сессии
формируются постоянные комиссии и иные органы. Постоянные комиссии со-
здаются решением представительного органа на срок его полномочий на основе
устава муниципального образования, регламента представительного органа или
соответствующего положения. Чаще всего образуются комиссии по бюджету,
местным налогам и сборам и контролю за их исполнением; по экономическому
развитию и жизнеобеспечению населения; по социальной политике и т. п. Ко-
миссия создается в составе ее председателя и членов. Персональный и числен-
ный состав определяется решением представительного органа, обычно не мо-
жет быть менее трех человек. В связи с тем, что депутатов в представительном
органе муниципального образования немного, на местах допускается их вхож-
дение в две, но не более, постоянные комиссии. В состав комиссий могут изби-
раться с правом совещательного голоса работники администрации – специали-
сты в соответствующих направлениях деятельности комиссии, а также руково-
дители органов территориального общественного самоуправления.
Постоянные комиссии представительного органа по его решению могут
быть в любое время переформированы, упразднены, переименованы, изменены
по составу.
132
Основными задачами комиссии являются: предварительная подготовка
вопросов по своему направлению для предстоящего рассмотрения на заседании
муниципального представительного органа, в том числе подготовка проектов
правовых актов; содействие реализации принятых на сессии решений; контроль
исполнения принятых представительным органом решений.
По общему правилу постоянные комиссии не обладают самостоятельны-
ми полномочиями в том смысле, что не могут принимать решения, обязатель-
ные для граждан и организаций. Но комиссии могут запрашивать информацию,
необходимую для своей деятельности, вносить предложения, давать рекомен-
дации в пределах своей компетенции, приглашать для дачи пояснений долж-
ностных лиц местного самоуправления.
Временные комиссии могут создаваться представительным органом му-
ниципального образования в том же порядке, что и постоянные комиссии, с од-
ним отличием: назначение временной комиссии состоит в решении определен-
ного вопроса, после чего ее полномочия прекращаются.
В муниципальных образованиях представительным органом и постоян-
ной комиссией могут создаваться также рабочие группы – обычно для подго-
товки вопроса к заседанию, анализа практики и осуществления задач, опреде-
ленных в решении о создании рабочей группы. В состав рабочей группы наряду
с депутатами могут входить работники администрации, научные и практиче-
ские работники. Подотчетна и подконтрольна рабочая группа органу, ее со-
здавшему.
Депутатские объединения
Депутатские объединения в представительных органах муниципальных
образований – это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции. Де-
путатские группы могут создаваться как по социальному, так и по территори-
альному признаку.
Группы, созданные по социальному признаку (ветеранов, молодежи,
представителей бизнеса, хозяйственников и др.), представляют, по необходи-
мости отстаивают в представительном органе соответствующие интересы. Де-
путатские группы, создаваемые по территориальному признаку, могут вклю-
чать депутатов представительного органа, избранных в смежных округах,
например депутатов представительного органа муниципального района (при
прямых выборах), избранных на территории того или иного поселения. В груп-
пу могут входить депутаты представительных органов двух муниципальных
уровней (поселение и район), поскольку территории их округов так или иначе
133
совпадают. Такие депутатские группы стараются представлять интересы своей
территории в каждом из представительных органов – поселения и района. Кро-
ме того, такие, образно говоря, объединенные депутатские группы стремятся
представлять интересы своих территорий и населения при рассмотрении вопро-
сов на вышестоящих уровнях власти. Кстати, не исключается участие в подоб-
ных территориальных депутатских группах также и депутатов представитель-
ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Депутатские фракции могут образовываться в представительных органах
крупных муниципальных образований. Поскольку практически к участию в вы-
борах на всех уровнях публичной власти теперь из всех общественных объеди-
нений допускаются лишь политические партии, то и во фракции депутаты объ-
единяются по признаку принадлежности к определенной политической партии.
Фракция объединяет депутатов, избранных как по партийным спискам, так
и в избирательных округах (если они выдвигались партийными организация-
ми). Фракции регистрируются в представительном органе, с тем чтобы консо-
лидировано отстаивать обозначенные в программе своего объединения задачи.
Преимущество фракции заключается в дополнительных возможностях,
закрепленных в регламенте представительного органа. Обычно это право вы-
двигать кандидатов на те или иные посты, право на обязательное предоставле-
ние слова для выступления от имени фракции при обсуждении вопросов по-
вестки дня, возможность представить содоклад и т. д.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 7
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Какое место занимает представительный орган муниципального обра-
зования в структуре органов местного самоуправления?
2. В каких случаях в муниципальном образовании представительный ор-
ган может не формироваться?
3. Назовите основную форму деятельности представительного органа
местного самоуправления.
134
8 Органы местного самоуправления
Глава муниципального образования. Местная администрация. Иные ор-
ганы местного самоуправления. Статус депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного должностного лица местного само-
управления.
8.1 Глава муниципального образования
В соответствии со ст. 34 Закона № 131-ФЗ в каждом муниципальном об-
разовании уставом муниципального образования должна быть предусмотрена
должность главы муниципального образования в качестве обязательной долж-
ности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Глава муниципального образования является высшим долж-
ностным лицом муниципального образования и наделяется уставом
муниципального образования собственными полномочиями по ре-
шению вопросов местного значения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В ст. 35 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального об-
разования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным орга-
ном муниципального образования из своего состава, либо представи-
тельным органом муниципального образования из числа кандидатов,
представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В поселении, в котором полномочия представительного органа муни-
ципального образования осуществляются сходом граждан, глава му-
ниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет
полномочия главы местной администрации;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав
представительного органа муниципального образования и исполняет
полномочия его председателя, либо возглавляет местную администра-
цию;
135
3) в случае избрания представительным органом муниципального обра-
зования из своего состава исполняет полномочия его председателя
либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата
представительного органа муниципального образования, избранного
главой данного муниципального образования, возглавляющим мест-
ную администрацию, прекращаются;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя предста-
вительного органа муниципального образования и полномочия главы
местной администрации;
5) в случае избрания представительным органом муниципального обра-
зования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией
по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
Федеральным законом от 03 февраля 2015 г. № 8-ФЗ «О внесении изме-
нений в ст. 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избиратель-
ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправ-
ления в Российской Федерации»
1
в ст. 36 Закона № 131-ФЗ введена ч. 2.1, опре-
деляющая общие условия о проведении конкурса по отбору кандидатур на
должность главы муниципального образования. Порядок проведения такого
конкурса устанавливается представительным органом муниципального образо-
вания и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений
о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня прове-
дения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном
образовании устанавливается представительным органом муниципального об-
разования.
В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутри-
городским делением, во внутригородском муниципальном образовании города
федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается
представительным органом соответствующего муниципального образования,
а другая половина – руководителем высшего исполнительного органа государ-
ственной власти субъекта Российской Федерации.
1
Федеральный закон от 03 февраля 2015 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в ст. 32 и 33 Фе-
дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-
рендуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах орга-
низации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства
Российской Федерации. – 2015. – № 6. – Ст. 886.