ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7932
Скачиваний: 3
136
В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной
комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского
района, а другая половина – главой соответствующего муниципального района,
городского округа с внутригородским делением.
В случае, предусмотренном абз. 3 ч. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ, при фор-
мировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая чле-
нов конкурсной комиссии назначается представительным органом муници-
пального района, одна четвертая – представительным органом поселения, яв-
ляющегося административным центром муниципального района, а половина –
высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации).
Согласно ч. 3 ст. 36 Закона № 131-ФЗ допускается совмещение полномо-
чий председателя представительного органа местного самоуправления и главы
местной администрации в следующих муниципальных образованиях:
а) сельских поселениях;
б) внутригородских муниципальных образованиях городов федерального
значения.
Данное совмещение, естественно, должно быть предусмотрено уставом
данного муниципального образования.
Характерно, что во внутригородских районах городских округов с внут-
ригородским делением совмещение полномочий председателя представитель-
ного органа местного самоуправления и главы местной администрации не
предусматривается. Хотя в небольших муниципальных образованиях нецелесо-
образно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления, в том
числе из экономии средств местного бюджета. Кроме того, данные изменения
позволяют осуществлять самоконтроль и своевременное обнаружение и устра-
нение недостатков в деятельности органов местного самоуправления самими
органами.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муници-
пального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным орга-
ном муниципального образования из своего состава;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав
представительного органа муниципального образования с правом ре-
137
шающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо воз-
главляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального обра-
зования исполняет полномочия его председателя;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя предста-
вительного органа муниципального образования и полномочия главы
местной администрации.
Полномочия главы муниципального образования зависят от того, воз-
главляет он местную администрацию или председательствует в представитель-
ном органе муниципального образования. Однако независимо от этого у главы
муниципального образования есть определенные полномочия, связанные с его
статусом высшего должностного лица.
Обязанности подписывать и обнародовать в порядке, установленном
уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые
представительным органом муниципального образования, корреспондирует
право вето главы муниципального образования, которое закреплено в ч. 13
ст. 35 Закона № 131-ФЗ. Следует обратить внимание на то, что наличие права
вето связано с тем, каким статусом обладает глава муниципального образова-
ния.
Глава муниципального образования наделен правом внесения на рассмот-
рение представительного органа муниципального образования проектов муни-
ципальных правовых актов. Для обсуждения проектов муниципальных право-
вых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального
образования главой муниципального образования могут назначаться публичные
слушания.
Реализация главой муниципального образования права издания правовых
актов зависит от избранной в муниципальном образовании организационной
модели органов местного самоуправления. В случае если глава осуществляет
полномочия председателя представительного органа муниципального образо-
вания, то в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципаль-
ного образования и решениями представительного органа муниципального об-
разования, он вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам ор-
ганизации деятельности представительного органа муниципального образова-
ния. Когда глава муниципального образования осуществляет полномочия главы
местной администрации, он имеет право издавать постановления и распоряже-
ния по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением
138
отдельных государственных полномочий, переданных органам местного само-
управления федеральными законами и законами субъектов Российской Федера-
ции, а также распоряжения по вопросам организации работы местной админи-
страции. В случае совмещения указанных должностей в сельском поселении
и во внутригородском муниципальном образовании города федерального зна-
чения глава муниципального образования наделен всеми вышеперечисленными
правами по изданию правовых актов.
Именно глава муниципального образования является воплощением муни-
ципального образования и реализует функции представления муниципального
образования, право представлять муниципальное образование в отношениях
с органами местного самоуправления других муниципальных образований, ор-
ганами государственной власти от имени муниципального образования. Поэто-
му именно на него возложены функции, связанные с необходимостью осу-
ществления органами местного самоуправления полномочий по решению во-
просов местного значения и отдельных государственных полномочий, передан-
ных органам местного самоуправления федеральными законами и законами
субъекта Российской Федерации. Это не означает, что глава должен сам выпол-
нять все функции, но он обязан обеспечивать их реализацию соответствующи-
ми органами местного самоуправления. Следует отметить, что имеется пересе-
чение полномочий главы муниципального образования и главы местной адми-
нистрации. Поэтому может возникнуть ситуация, когда деятельность их обоих
связана с необходимостью осуществления одинаковой функции, что в некото-
рых ситуациях может принимать совершенно неожиданные формы.
С учетом статуса высшего должностного лица муниципального образова-
ния глава может наделяться правом на созыв внеочередного заседания предста-
вительного органа муниципального образования.
Также он наделен правом выдвижения инициативы проведения местного
референдума (если осуществляет полномочия главы местной администрации),
собрания граждан, опроса граждан, схода граждан, на котором он обязан пред-
седательствовать, если сход граждан не примет иного решения.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населе-
нию и представительному органу муниципального образования.
О способах и последствиях организации отчетов перед населением в му-
ниципальных правовых актах, как правило, говорится в слишком общей форме.
В лучшем случае в уставах муниципальных образований упоминается об отче-
тах глав администрации перед населением через местную газету и другие сред-
139
ства массовой информации. О непосредственных отчетах перед избирателями
на сходах, собраниях, конференциях в этих документах почти ничего не гово-
рится. Правда, как средство воздействия предусматривается возможность отзы-
ва главы муниципального образования, избранного на муниципальных выбо-
рах.
Следует отметить, что нормы о подотчетности и подконтрольности главы
муниципального образования на практике зачастую реализуются только в фор-
ме составления отчетов для представительного органа муниципального образо-
вания.
В настоящее время эти положения конкретизированы. На главу муници-
пального образования возложена обязанность ежегодно отчитываться перед
представительным органом о результатах:
• своей деятельности;
• деятельности местной администрации и иных подведомственных ему
органов местного самоуправления (в случае, если глава муниципаль-
ного образования возглавляет местную администрацию);
• деятельности иных подведомственных главе муниципального образо-
вания органов местного самоуправления;
• решения вопросов, поставленных представительным органом муни-
ципального образования.
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно
в случае:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ;
4) отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Закона № 131-ФЗ;
5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умер-
шим;
7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приго-
вора суда;
8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жи-
тельства;
9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения
гражданства иностранного государства – участника международного
договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностран-
140
ный гражданин имеет право быть избранным в органы местного само-
управления, приобретения им гражданства иностранного государства
либо получения им вида на жительство или иного документа, под-
тверждающего право на постоянное проживание гражданина Россий-
ской Федерации на территории иностранного государства, не являю-
щегося участником международного договора Российской Федерации,
в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имею-
щий гражданство иностранного государства, имеет право быть из-
бранным в органы местного самоуправления;
10) отзыва избирателями;
11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоя-
нию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального обра-
зования;
12) преобразования муниципального образования, осуществляемого в со-
ответствии с Законом № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муни-
ципального образования;
13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его
объединением с городским округом;
14) увеличения численности избирателей муниципального образования
более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ му-
ниципального образования или объединения поселения с городским
округом.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального
образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного
самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального обра-
зования.
8.2 Администрация муниципального образования
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Администрация муниципального образования – это орган
местного самоуправления, наделенный уставом муниципального
образования исполнительно-распорядительными полномочиями по
решению вопросов местного значения и полномочиями для осу-
ществления отдельных государственных полномочий, переданных