Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7932

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

136 

В  поселении,  во  внутригородском  районе  половина  членов  конкурсной 

комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского 
района, а другая половина – главой соответствующего муниципального района, 
городского округа с внутригородским делением. 

В случае, предусмотренном абз. 3 ч. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ, при фор-

мировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая чле-
нов  конкурсной  комиссии  назначается  представительным  органом  муници-
пального  района,  одна  четвертая  –  представительным  органом  поселения,  яв-
ляющегося административным центром муниципального района, а половина – 
высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем 
высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской 
Федерации). 

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона № 131-ФЗ допускается совмещение полномо-

чий председателя представительного органа местного самоуправления и главы 
местной администрации в следующих муниципальных образованиях: 

а)  сельских поселениях; 
б)  внутригородских муниципальных образованиях городов федерального 

значения. 

Данное  совмещение,  естественно,  должно  быть  предусмотрено  уставом 

данного муниципального образования. 

Характерно, что во внутригородских районах городских округов с внут-

ригородским  делением  совмещение  полномочий  председателя  представитель-
ного  органа  местного  самоуправления  и  главы  местной  администрации  не 
предусматривается. Хотя в небольших муниципальных образованиях нецелесо-
образно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления, в том 
числе из экономии средств местного бюджета. Кроме того, данные изменения 
позволяют осуществлять самоконтроль и своевременное обнаружение и устра-
нение  недостатков  в  деятельности  органов  местного  самоуправления  самими 
органами. 

Глава  муниципального  образования  в  соответствии  с  уставом  муници-

пального образования: 

1)  избирается на муниципальных выборах либо представительным орга-

ном муниципального образования из своего состава; 

2)  в  случае  избрания на  муниципальных выборах  либо  входит  в  состав 

представительного органа муниципального образования с правом ре-


background image

137 

шающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо воз-
главляет местную администрацию; 

3)  в случае избрания представительным органом муниципального обра-

зования исполняет полномочия его председателя; 

4)  не может одновременно исполнять полномочия председателя предста-

вительного органа муниципального образования и полномочия главы 
местной администрации. 

Полномочия  главы  муниципального  образования  зависят  от  того,  воз-

главляет он местную администрацию или председательствует в представитель-
ном органе муниципального образования. Однако независимо от этого у главы 
муниципального образования есть определенные полномочия, связанные с его 
статусом высшего должностного лица. 

Обязанности  подписывать  и  обнародовать  в  порядке,  установленном 

уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые 
представительным  органом  муниципального  образования,  корреспондирует 
право  вето  главы  муниципального  образования,  которое  закреплено  в  ч.  13 
ст. 35 Закона № 131-ФЗ. Следует обратить внимание на то, что наличие права 
вето связано с тем, каким статусом обладает глава муниципального образова-
ния. 

Глава муниципального образования наделен правом внесения на рассмот-

рение представительного органа муниципального образования проектов муни-
ципальных правовых  актов.  Для  обсуждения проектов  муниципальных  право-
вых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального 
образования главой муниципального образования могут назначаться публичные 
слушания. 

Реализация главой муниципального образования права издания правовых 

актов  зависит  от  избранной  в  муниципальном  образовании  организационной 
модели  органов  местного  самоуправления.  В  случае  если  глава  осуществляет 
полномочия  председателя  представительного  органа  муниципального  образо-
вания, то в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципаль-
ного образования и решениями представительного органа муниципального об-
разования, он вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам ор-
ганизации  деятельности  представительного  органа  муниципального  образова-
ния. Когда глава муниципального образования осуществляет полномочия главы 
местной администрации, он имеет право издавать постановления и распоряже-
ния по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением 


background image

138 

отдельных государственных полномочий, переданных органам местного само-
управления федеральными законами и законами субъектов Российской Федера-
ции, а также распоряжения по вопросам организации работы местной админи-
страции.  В  случае  совмещения  указанных  должностей  в  сельском  поселении 
и во  внутригородском  муниципальном  образовании  города  федерального  зна-
чения глава муниципального образования наделен всеми вышеперечисленными 
правами по изданию правовых актов. 

Именно глава муниципального образования является воплощением муни-

ципального образования и реализует функции представления муниципального 
образования,  право  представлять  муниципальное  образование  в  отношениях 
с органами местного самоуправления других муниципальных образований, ор-
ганами государственной власти от имени муниципального образования. Поэто-
му  именно  на  него  возложены  функции,  связанные  с  необходимостью  осу-
ществления  органами  местного  самоуправления  полномочий  по  решению  во-
просов местного значения и отдельных государственных полномочий, передан-
ных  органам  местного  самоуправления  федеральными  законами  и  законами 
субъекта Российской Федерации. Это не означает, что глава должен сам выпол-
нять все функции, но он обязан обеспечивать их реализацию соответствующи-
ми органами местного самоуправления. Следует отметить, что имеется пересе-
чение полномочий главы муниципального образования и главы местной адми-
нистрации. Поэтому может возникнуть ситуация, когда деятельность их обоих 
связана с необходимостью осуществления одинаковой функции, что в некото-
рых ситуациях может принимать совершенно неожиданные формы. 

С учетом статуса высшего должностного лица муниципального образова-

ния глава может наделяться правом на созыв внеочередного заседания предста-
вительного органа муниципального образования. 

Также он наделен правом выдвижения инициативы проведения местного 

референдума  (если осуществляет  полномочия  главы  местной  администрации), 
собрания граждан, опроса граждан, схода граждан, на котором он обязан пред-
седательствовать, если сход граждан не примет иного решения. 

Глава  муниципального  образования  подконтролен  и  подотчетен  населе-

нию и представительному органу муниципального образования. 

О способах и последствиях организации отчетов перед населением в му-

ниципальных правовых актах, как правило, говорится в слишком общей форме. 
В лучшем случае в уставах муниципальных образований упоминается об отче-
тах глав администрации перед населением через местную газету и другие сред-


background image

139 

ства  массовой  информации.  О  непосредственных отчетах перед избирателями 
на сходах, собраниях, конференциях в этих документах почти ничего не гово-
рится. Правда, как средство воздействия предусматривается возможность отзы-
ва  главы  муниципального  образования,  избранного  на  муниципальных  выбо-
рах. 

Следует отметить, что нормы о подотчетности и подконтрольности главы 

муниципального образования на практике зачастую реализуются только в фор-
ме составления отчетов для представительного органа муниципального образо-
вания. 

В настоящее время эти положения конкретизированы. На главу муници-

пального  образования  возложена  обязанность  ежегодно  отчитываться  перед 
представительным органом о результатах: 

•  своей деятельности; 

•  деятельности местной администрации и иных подведомственных ему 

органов местного самоуправления (в случае, если глава муниципаль-
ного образования возглавляет местную администрацию); 

•  деятельности иных подведомственных главе муниципального образо-

вания органов местного самоуправления; 

•  решения  вопросов,  поставленных  представительным  органом  муни-

ципального образования. 

Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно 

в случае: 

1)  смерти; 
2)  отставки по собственному желанию; 
3)  удаления в отставку в соответствии со ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ; 
4)  отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Закона № 131-ФЗ; 
5)  признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 
6)  признания  судом  безвестно  отсутствующим  или  объявления  умер-

шим; 

7)  вступления в отношении его в законную силу обвинительного приго-

вора суда; 

8)  выезда  за  пределы  Российской  Федерации  на  постоянное  место  жи-

тельства; 

9)  прекращения  гражданства  Российской  Федерации,  прекращения 

гражданства  иностранного  государства  –  участника  международного 
договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностран-


background image

140 

ный гражданин имеет право быть избранным в органы местного само-
управления, приобретения им гражданства иностранного государства 
либо  получения  им  вида  на  жительство  или  иного  документа,  под-
тверждающего право на постоянное проживание гражданина Россий-
ской Федерации на территории иностранного государства, не являю-
щегося участником международного договора Российской Федерации, 
в  соответствии  с  которым  гражданин  Российской  Федерации,  имею-
щий  гражданство  иностранного  государства,  имеет  право  быть  из-
бранным в органы местного самоуправления; 

10) отзыва избирателями; 
11) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоя-

нию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального обра-
зования; 

12) преобразования муниципального образования, осуществляемого в со-

ответствии с Законом № 131-ФЗ, а также в случае упразднения муни-
ципального образования; 

13) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его 

объединением с городским округом; 

14) увеличения  численности  избирателей  муниципального  образования 

более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ му-
ниципального  образования  или  объединения  поселения  с городским 
округом. 

В  случае  досрочного  прекращения  полномочий  главы  муниципального 

образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного 
самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального обра-
зования. 

8.2 Администрация муниципального образования 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Администрация  муниципального  образования  –  это  орган 

местного  самоуправления,  наделенный  уставом  муниципального 
образования  исполнительно-распорядительными  полномочиями  по 
решению  вопросов  местного  значения  и полномочиями  для  осу-
ществления  отдельных  государственных  полномочий,  переданных