Файл: Муниципальное право России.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7929

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

Наиболее  полно  компетенция  местного  самоуправления  выражена  через 

полномочия и предметы ведения выборных должностных лиц: городовых при-
казчиков, старост, сотских, десятских, целовальников, дворских. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·  

 

 

Пример

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

При Иване IV компетенция местного самоуправления должна была полу-

чить более существенное расширение. Для этого в 1555 г. он «издал указ или 
уложение, которым суд и управа в областях предоставлялась излюбленным го-
ловам  и  старостам  и  земским  дьякам,  избираемым  самими  жителями,  с  тем 
только  условием,  чтобы  утверждение  этих  выборных  зависело  от  государя  и 
чтобы все доходы, собираемые на содержание наместников и волостелей, при-
сылались в государеву казну»

1

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В уставных грамотах 1555 г. правительство подробно объясняет необхо-

димость замены кормлений земским самоуправлением. В документах отмечает-
ся  малоэффективная  роль  наместников,  волостелей  и  праветчиков,  недоверие 
к ним  со  стороны  народа  и  самого  правительства,  разорение  ими  деревень. 
Полномочия этих должностных лиц передавались выборным от народа старо-
стам. 

Такой поворот дела свидетельствует о том, что бюрократическая намест-

ническая система, формируемая сверху, фактически разоряла центральную каз-
ну  и  в  то  же  время  наносила  серьезный  удар  по  производственным  ячейкам, 
т. е.  сельскохозяйственным  общинам,  являвшимся  основой  местного  само-
управления, да и государства в целом. 

Расширяя  объем  компетенции  местного  самоуправления,  центральное 

правительство тем самым искало реальную опору государства в народной сре-
де. 

Соборное Уложение 1649 г. стесняет компетенцию местного самоуправ-

ления, отменяя участие представителей общества в судебных делах. 

В  1667  г.  компетенция  купеческих  общин,  являвшихся  ячейками  произ-

водственного  самоуправления,  была  несколько  расширена.  Новоторговый 
Устав от 1667 г. предоставил русским торговцам почти полное самоуправление 
в торговых делах через своих выборных должностных лиц без участия приказ-
ной администрации. В Уставе указывается: «По всем городам в торговых делах 

                                                           

1

Беляев И. Д. Указ. соч. – М., 1879. – С. 514. 


background image

32 

суд и управу чинить выборным таможенным головам, а воеводам в те дела не 
вступаться»

1

Петр I в октябре 1689 г. издал указ, в котором за каждым городом было 

закреплено  право  самостоятельно  распоряжаться  городской  землей  без  разре-
шения на то воевод и приказных людей, заручившись согласием своего обще-
ства, через выборных старост и сотских

2

Затем 30 января 1699 г. Петр I издал Указ об учреждении Бургомистер-

ской Палаты, в котором передал управление городскими общинами самим об-
щинам,  мимо  воевод  и  приказов

3

.  Это  способствовало  поднятию  духа  произ-

водственных, и особенно купеческих, формирований. В тот же день был издан 
Указ об учреждении по городам земских изб для ведомства всяких расправных 
дел между посадскими и торговыми людьми и волостными промышленниками 
и для управления казенными с них сборами и земскими повинностями и об ис-
ключении их из ведомства воевод. В Указе была закреплена норма, усиливаю-
щая  компетенцию  местного  самоуправления:  «а  в  земских  избах  судить  и  ве-
дать их во всех делах выборным людям, кого они похотят»

4

. Из этого следует, 

что выбирало должностных лиц по своему желанию само общество. 

Преследуя цель поднятия общественного фактора и ограничения приказ-

ной администрации, Петр I издал 10 марта 1702 г. указ, в котором повелел, что-
бы при городских воеводах по всем городам в суде и управлении участвовали 
выборные от дворянства

5

Но подобное управление и отношение к местному самоуправлению про-

должалось до 1705 г. Общество вновь оказалось на заднем плане. Выборная си-
стема осталась только в обществах ремесленников и торговых людей по горо-

                                                           

1

Новоторговый устав от 22 апреля 1667 г. // Полное собрание законов Российской империи. 

Собрание I (далее – ПСЗ РИ-1). – Т. 1. – № 408. 

2

Постовой  Н.  В.  Муниципальное  право  России  :  учебник  /  Н.  В.  Постовой,  В.  В.  Таболин, 

Н. Н. Черногор ; под ред. Н. В. Постового. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Юриспруденция, 

2016. – 456 с. // СПС «КонсультантПлюс». 

3

Именной от 30 января 1699 г. «Об учреждении Бурмистрской палаты для ведомства всяких 

расправных дел между Гостями и посадскими людьми, для управления казенными сборами и 

градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод 

и Приказов» // ПСЗ РИ-1. – Т. 3. – № 1674. 

4

Именной, объявленный из Разряда, от 30 января 1699 г. «Об учреждении в городах Земских 

Изб  для  ведомства  великих  расправных  дел  между  посадскими  и  торговыми  людьми,  для 

управления казенными с них сборами и градскими повинностями и об исключении торговых 

и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов» // ПСЗ РИ-1. – Т. 3. – № 1675. 

5

Именной, данный Судному приказу, от 10 марта 1702 г. «Об отмене в городах Губных ста-

рост и сыщиков, и об определении в приказы дворян по выборам, в больших городах по че-

тыре, а в малых по два дворянина, для заседания в приказных избах вместе с воеводами, и 

решения всяких дел по общим приговорам» // ПСЗ РИ-1. – Т. 4. – № 1900. 


background image

33 

дам  в  соответствии  с  регламентом  Главного  Магистрата.  Крестьяне  по  воло-
стям выбирали своих старост, которые были подчинены чиновникам, назначае-
мым от разных коллегий, и не имели голоса в общей администрации

1

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Таким  образом,  Петр  I,  создав  условия  в  начале  реформ для 

участия общества в делах областной администрации, закончил уда-
лением  общества  от  дел  местного  управления  и  отдал  последнее 
под опеку приказной администрации и военной силе. Компетенция 
местного самоуправления вновь ограничивается. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  1720  г.  Петр  I  сделал  новую  попытку  организации  городского  само-

управления  и  установления  его  компетенции.  В  Санкт-Петербурге  был  учре-
жден Главный магистрат, которому было поручено ведать все городское сосло-
вие в России. В 1721 г. был издан регламент или устав главного магистрата

2

а в 1724  г.  дана  инструкция  магистратам

3

.  Две  «гильдии»  «регулярных  граж-

дан»  (составлявшие  высший  и  средний  слои  городского  населения)  должны 
были  выбирать  членов  магистрата,  состоявшего  из  одного  президента,  двух 
бургомистров  и  четырех  ратманов;  магистрат  ведал  городским  управлением 
и хозяйством, а также казенными сборами и повинностями. 

Нижний слой городского населения, «обретающийся в наймах, в черных 

работах и тем подобные», выбирал своих старост и десятских, которые имели 
право «доносить» магистрату о своих нуждах и просить об их удовлетворении. 

Соотношение местного самоуправления с центральной властью в данный 

период носило разнообразный характер. Оно в основном определялось полити-
кой центральной власти. 

Соотношение  самоуправления  и  государства  не  имело  устойчивого  ха-

рактера. Это объяснялось отсутствием четкой собственной модели построения 
общества и управления им. Возможно поэтому самый большой отрезок данного 
периода историки называют временем «великой смуты».  В борьбе за царский 
трон группировки царедворцев забывали о том, что необходимо создать взаи-
мосвязанный  механизм  управления  обществом и  государством.  Государствен-
ные деятели, по-видимому, слабо представляли себе, что цели общего государ-

                                                           

1

Беляев И. Д. Указ. соч. – М., 1879. – С. 629. 

2

Регламент  или  Устав  Главного  Магистрата  от  16  января  1721  г.  //  ПСЗ  РИ-1.  –  Т.  4.  – 

№ 3708. 

3

Инструкция магистратам от 30 декабря 1724 г. // ПСЗ РИ-1. – Т. 7. – № 4624. 


background image

34 

ственного управления достигаются тогда, когда государство признает за мест-
ными  учреждениями,  предприятиями,  общинами  значение  не  механического 
административного подразделения, а значение живого организма. Местное са-
моуправление достигает всех своих целей только тогда, когда оно будет осно-
вано на участии в управлении не искусственно созданных групп местного насе-
ления,  а  жизненных  организмов,  члены  которых  связаны  прочно  общностью 
экономических, духовных и нравственных интересов

1

Если  до  нашествия  монголо-татар  местное  самоуправление  было  тесно 

связано  с  центральной  властью  посредством  вертикальной  соподчиненности 
вече и народного представительства, каковым являлось вече старших городов, 
то после нашествия такая связь была утрачена. 

После монголо-татарского ига самоуправление все больше и больше ста-

ло формироваться сверху. Государство предпринимало попытки навязать свою 
волю народу. Однако в полном объеме решить эту задачу так и не удалось. 

2.3 Местное самоуправление в 1785–1917 гг. 

Впервые  специальное  законодательное  закрепление  местное  самоуправ-

ление в России получило в конце XVIII в. в ходе проведения реформ, касаю-
щихся изменения структуры управления обществом. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В 1785 г. были приняты Жалованная грамота городам и Горо-

довое Положение, объединившие в себе производственный и терри-
ториальный  принципы  становления  самоуправления  в  городах

2

Муниципальная  реформа,  произведенная  Екатериной  II,  была  не 
столько реформой, сколько революцией, так как она не усовершен-
ствовала старые учреждения, а поставила на их место совершенно 
новые, коренным образом отличавшиеся от существовавших

3

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Были провозглашены принципы всесословности и самостоятельности, яв-

ляющиеся основными предпосылками истинного самоуправления. 

                                                           

1

Берендтс Э. Н. О прошлом и настоящем русской администрации / Э. Н. Берендтс. – СПб., 

1913. – С. 251. 

2

Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21 апреля 1785 г. // ПСЗ РИ-1. – 

Т. 7. – № 16188. 

3

Постовой Н. В. Указ. соч. 


background image

35 

Городовое Положение представляет собой правовой документ, в котором 

использован системный подход к организации управления обществом. Однако 
муниципальная революция 1785 г. была заранее обречена, потому что соверше-
на была сверху, чисто кабинетным путем, исходя из теоретических соображе-
ний. Кроме того, на практике идея не получила поддержки в самих городах. 

В 1800 г. Павел I отменяет созданное Екатериной II городское самоуправ-

ление и заменяет его почти чисто бюрократическим управлением. Со вступле-
нием на престол Александра I в 1801 г. действие Жалованной грамоты городам 
восстанавливается,  и  Городовое  Положение  остается  в  силе  до  городской  ре-
формы 1870 г. 

Результатом  городской реформы  было принятие  Городового  Положения 

1870 г., представляющего собой один из заключительных актов великой эпохи 
реформ

1

В 1892 г. было принято еще одно Городовое Положение, которое внесло 

коррективы в избирательное право

2

Местное городское самоуправление занимало незначительное место в си-

стеме городов России. В основной части городов действовала система органов 
государственной власти и управления. Это означало, что самоуправление явля-
лось не опорой государства, а лишь незначительным элементом, полностью за-
висимым от него, и размещалось на сравнительно небольшой территории стра-
ны. 

Городовое Положение 1870 г., а затем Городовое Положение 1892 г. фак-

тически  перечеркнули  существенные  нормы  о  реальности  городского  само-
управления, закрепленные в Городовом Положении 1785 г. Из последнего были 
исключены:  Ремесленное  Положение,  провозгласившее  систему  производ-
ственного  самоуправления,  изначально  являвшегося  основой  всякого  само-
управления;  статьи  о  свободном,  уведомительном  порядке  создания  произ-
водств, промыслов, строительства, а также статьи, определяющие главную роль 
человека-собственника в деле местного самоуправления. 

В соответствии с Городовым Положением, принятым в 1870 г., к органам 

городского  самоуправления  относились  городское  Избирательное  собрание, 
Городская дума, городская управа. 

                                                           

1

Полное собрание законов Российской империи. Собрание II (ПСЗ РИ-2). – Т. 45. – № 48498. 

2

Полное собрание законов Российской империи. Собрание III (ПСЗ РИ-3). – Т. 12. – № 8708.