ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 2874
Скачиваний: 6
21
наиболее верного решения, которое нередко отражает разные точки зрения, ком-
промисс между разными группами избирателей, имеющих своих посланцев в пред-
ставительном органе. Представительными органами местного самоуправления яв-
ляются городские и районные думы, советы сельских поселений, муниципальные
собрания, муниципальные комитеты, городские советы народных депутатов и т. п.
Представительный орган обладает правами юридического лица, имеет свою фи-
нансовую базу, аппарат, властные атрибуты и ресурсы (включая транспорт, поме-
щения, оргтехнику, связь и т. д.), которые им необходимы для обеспечения прин-
ципа самостоятельности. Самостоятельность обеспечивает независимость, а та,
в свою очередь, — объективность, непредвзятость, ответственность и подотчетность.
Правда, следует отметить, что обеспеченность деятельности представительных ор-
ганов больше характерна для крупных муниципальных образований — городских
округов, муниципальных районов. Для сельских поселений это еще вопрос, кото-
рый им необходимо решить. Фактически организацией деятельности представи-
тельных органов сельских поселений занимаются главы муниципальных образо-
ваний.
Представительный орган местного самоуправления осуществляет свою работу
в форме собраний (сессий), созываемых не реже, как правило, двух раз в год. Фак-
тически в ряде представительных органов, например в Думе города Томска, они
проводятся раз в два месяца. В сельских поселениях Томского сельского района —
Богашевском, Зональненском, Вороновском и других — раз в три месяца.
В перерывах между очередными сессиями могут созываться внеочередные для
рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства. Внеочередная сессия созы-
вается по требованию:
• главы муниципального образования;
• председателя представительного органа;
• группы депутатов численностью, установленной уставом;
• муниципального образования, например не менее 1/3 от общего числа де-
путатов.
Кроме того, депутаты ведут прием избирателей в избирательных округах, от-
читываются перед ними о проделанной работе, выступают в средствах массовой
информации по актуальным вопросам местной жизни.
Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправле-
ния не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может
быть изменен в период текущего срока полномочий. Согласно статье 8 Федераль-
ного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре-
ферендуме граждан России» срок полномочий депутата не может превышать пяти
лет. Конкретный срок полномочий устанавливается уставом муниципального об-
разования.
Полномочие депутата представительного органа местного самоуправления на-
чинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы представи-
тельного органа местного самоуправления нового состава.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет вопросы исключитель-
ного ведения представительных органов местного самоуправления, то есть такие
вопросы, которые вправе решать только представительные органы и никакие иные.
22
Лекция 3. Представительный орган муниципального образования
Во-первых, только представительные органы вправе принимать общеобяза-
тельные правила по предметам ведения муниципального образования, которые
могут быть адресованы и гражданам, общественным объединениям, организациям
и учреждениям.
Во-вторых, исключительно представительные органы утверждают местный
бюджет и отчет о его исполнении, тем самым они определяют возможности для
решения всех вопросов, требующих затрат, определяют доходы и расходы, финан-
совую базу деятельности всех органов муниципалитета.
В-третьих, они определяют основные направления развития в различных сфе-
рах и отраслях муниципальной деятельности — социально-бытового обслуживания
населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования
земель и т. д. Под эти направления выделяются средства целевых бюджетных фон-
дов и других источников.
В-четвертых, установление местных налогов и сборов тоже относится к ис-
ключительному ведению представительных органов, поскольку непосредственно
затрагивает материальные, то есть наиболее существенные, интересы избирателей
и связывает их с интересами всего местного сообщества.
В-пятых, поскольку муниципальная собственность составляет экономическую
основу местного самоуправления, представительный орган не может стоять в сто-
роне от управления ею. Однако прямое управление этой собственностью, решение
вопросов оперативного распоряжения ее объектами — дело местной администра-
ции (исполнительных органов). Представительный же орган призван выполнять
более важную, стратегическую функцию: он устанавливает порядок управления и рас-
поряжения муниципальной собственностью, в соответствии с которым строят свою
деятельность все другие органы местного самоуправления и их должностные лица.
В-шестых, представительный орган, не будучи ограничен принципом разделе-
ния властей, контролирует деятельность других органов местного самоуправления
и должностных лиц, предусмотренных уставом муниципального образования. Это
касается как органов и должностных лиц, избранных населением, так и тех, ко-
торые избраны или назначены самим представительным органом. Осуществление
контроля дает возможность добиваться исполнения принимаемых представитель-
ным органом решений, следить за законностью действий других органов местного
самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Перечисленные полномочия представительных органов — это ми-
нимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанно-
стей, установленный на федеральном уровне.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Кроме исключительных полномочий, к ведению представительного органа мо-
жет быть отнесено: определение порядка выпуска муниципальных займов, полу-
чения и выдачи кредитов, создание муниципальных банков и иных финансово-
кредитных учреждений, регулирование в соответствии с законодательством цен
и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными
предприятиями, учреждениями, и иные полномочия, которые определяются зако-
нодательством и уставом муниципального образования.
Вопросы и задания для самоконтроля по лекции 3
23
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 3
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Какое место занимает представительный орган муниципального образова-
ния в структуре органов местного самоуправления?
2) Какие вопросы относятся к исключительной компетенции представитель-
ного органа муниципального образования?
3) Какие полномочия у председателя представительного органа местного са-
моуправления?
4) Назовите структуру представительных органов муниципального образования.
5) Перечислите модели органов местного самоуправления.
6) Назовите и опишите формы прямой демократии.
7) Раскройте правовой статус депутата, члена выборного органа муниципаль-
ного образования.
Лекция 4
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
1) Порядок выборов главы муниципального образования.
2) Основание и порядок прекращения полномочий главы муниципального об-
разования.
3) Полномочия главы муниципального образования.
4) Организация работы и акты главы муниципального образования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Должность главы муниципального образования — одна из ключе-
вых в системе местного самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Закон о местном самоуправлении 2003 г. определил несколько моделей орга-
низации системы органов местного самоуправления и место в ней главы муници-
пального образования.
В законе о местном самоуправлении 2003 г. должность главы муниципально-
го образования стала обязательной. То есть независимо от типа муниципально-
го образования должность главы муниципального образования обязательно входит
в систему органов местного самоуправления. В соответствии с законом глава муни-
ципального образования наделен собственной компетенцией. Так, согласно ст. 36
закона о местном самоуправлении 2003 г., глава муниципального образования:
• представляет муниципальное образование в отношениях с органами мест-
ного самоуправления;
• подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые пред-
ставительным органом местного самоуправления;
25
• издает в пределах своих полномочий правовые акты;
• требует созыва внеочередного заседания представительного органа.
Закон о местном самоуправлении 2003 г. достаточно подробно регламентиро-
вал статус глав муниципальных образований. В частности, определены основания
прекращения ими полномочий, их ответственность, а также ограничения в заме-
щении данных должностей.
Согласно модели, предложенной законом о местном самоуправлении 2003 г.
для сельских поселений, глава муниципального образования наделен максимумом
полномочий: он и высшее должностное лицо муниципального образования, гла-
ва местной администрации и согласно уставу может быть председателем пред-
ставительного органа. В последнем случае он ведет заседания представительно-
го органа, организует работу депутатов. Другая модель, установленная законом:
представительный орган организационно обособлен от главы муниципального об-
разования и местной администрации.
В данном случае глава муниципального образования возглавляет деятельность
исполнительного органа местного самоуправления, участвует в заседаниях пред-
ставительного органа, подписывает принимаемые депутатами решения, но права
голоса на заседаниях не имеет. В реализации обоих указанных моделей глава му-
ниципального образования избирается населением в результате прямых выборов.
При третьей модели, глава муниципального образования избирается из числа де-
путатов представительного органа, он входит в состав этого органа и имеет в нем
право решающего голоса. Глава местной администрации назначается по результа-
там конкурса, и с ним заключается контракт. Анализ практики организации систе-
мы органов местного самоуправления показывает, что в городских округах и му-
ниципальных районах в основном реализуется модель, когда глава муниципаль-
ного образования осуществляет полномочия главы местной администрации с его
избранием населением на основе прямых выборов. В сельских поселениях боль-
ше применяется первая модель, при которой глава муниципального образования
совмещает должности главы местной администрации и председателя представи-
тельного органа. Причины преобладания третьей модели для организации муни-
ципальной власти на уровне сельских поселений кроются, прежде всего, в же-
лании сосредоточить все основные рычаги управления в одних руках — у главы
муниципального образования. Кроме того, сами депутаты в большинстве сельских
муниципальных образований не стали возражать против такого сосредоточения
власти в одних руках. По их мнению, лучше пусть за все отвечает глава муни-
ципального образования. Следует отметить, что в г. Северске Томской области
реализована модель, при которой глава муниципального образования избран на-
селением, но при этом он является председателем представительного органа. Гла-
ва местной администрации назначается по контракту. Уставы возлагают на главу
муниципального образования, осуществляющего полномочия главы местной ад-
министрации, ответственность за исполнительно-распорядительную деятельность.
В этой связи он подотчетен представительному органу и населению. Отчетность
по своей природе — один из действенных способов контроля со стороны населения
и представительных органов местного самоуправления за деятельностью органов
и должностных лиц местного самоуправления.