Файл: Муниципальное право РФ-пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 2874

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21

наиболее верного решения, которое нередко отражает разные точки зрения, ком-
промисс между разными группами избирателей, имеющих своих посланцев в пред-
ставительном органе. Представительными органами местного самоуправления яв-
ляются городские и районные думы, советы сельских поселений, муниципальные
собрания, муниципальные комитеты, городские советы народных депутатов и т. п.
Представительный орган обладает правами юридического лица, имеет свою фи-
нансовую базу, аппарат, властные атрибуты и ресурсы (включая транспорт, поме-
щения, оргтехнику, связь и т. д.), которые им необходимы для обеспечения прин-
ципа самостоятельности. Самостоятельность обеспечивает независимость, а та,
в свою очередь, — объективность, непредвзятость, ответственность и подотчетность.
Правда, следует отметить, что обеспеченность деятельности представительных ор-
ганов больше характерна для крупных муниципальных образований — городских
округов, муниципальных районов. Для сельских поселений это еще вопрос, кото-
рый им необходимо решить. Фактически организацией деятельности представи-
тельных органов сельских поселений занимаются главы муниципальных образо-
ваний.

Представительный орган местного самоуправления осуществляет свою работу

в форме собраний (сессий), созываемых не реже, как правило, двух раз в год. Фак-
тически в ряде представительных органов, например в Думе города Томска, они
проводятся раз в два месяца. В сельских поселениях Томского сельского района —
Богашевском, Зональненском, Вороновском и других — раз в три месяца.

В перерывах между очередными сессиями могут созываться внеочередные для

рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства. Внеочередная сессия созы-
вается по требованию:

• главы муниципального образования;

• председателя представительного органа;

• группы депутатов численностью, установленной уставом;

• муниципального образования, например не менее 1/3 от общего числа де-

путатов.

Кроме того, депутаты ведут прием избирателей в избирательных округах, от-

читываются перед ними о проделанной работе, выступают в средствах массовой
информации по актуальным вопросам местной жизни.

Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправле-

ния не может быть меньше двух лет, а установленный срок полномочий не может
быть изменен в период текущего срока полномочий. Согласно статье 8 Федераль-
ного закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре-
ферендуме граждан России» срок полномочий депутата не может превышать пяти
лет. Конкретный срок полномочий устанавливается уставом муниципального об-
разования.

Полномочие депутата представительного органа местного самоуправления на-

чинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы представи-
тельного органа местного самоуправления нового состава.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. определяет вопросы исключитель-

ного ведения представительных органов местного самоуправления, то есть такие
вопросы, которые вправе решать только представительные органы и никакие иные.


background image

22

Лекция 3. Представительный орган муниципального образования

Во-первых, только представительные органы вправе принимать общеобяза-

тельные правила по предметам ведения муниципального образования, которые
могут быть адресованы и гражданам, общественным объединениям, организациям
и учреждениям.

Во-вторых, исключительно представительные органы утверждают местный

бюджет и отчет о его исполнении, тем самым они определяют возможности для
решения всех вопросов, требующих затрат, определяют доходы и расходы, финан-
совую базу деятельности всех органов муниципалитета.

В-третьих, они определяют основные направления развития в различных сфе-

рах и отраслях муниципальной деятельности — социально-бытового обслуживания
населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования
земель и т. д. Под эти направления выделяются средства целевых бюджетных фон-
дов и других источников.

В-четвертых, установление местных налогов и сборов тоже относится к ис-

ключительному ведению представительных органов, поскольку непосредственно
затрагивает материальные, то есть наиболее существенные, интересы избирателей
и связывает их с интересами всего местного сообщества.

В-пятых, поскольку муниципальная собственность составляет экономическую

основу местного самоуправления, представительный орган не может стоять в сто-
роне от управления ею. Однако прямое управление этой собственностью, решение
вопросов оперативного распоряжения ее объектами — дело местной администра-
ции (исполнительных органов). Представительный же орган призван выполнять
более важную, стратегическую функцию: он устанавливает порядок управления и рас-
поряжения муниципальной собственностью, в соответствии с которым строят свою
деятельность все другие органы местного самоуправления и их должностные лица.

В-шестых, представительный орган, не будучи ограничен принципом разделе-

ния властей, контролирует деятельность других органов местного самоуправления
и должностных лиц, предусмотренных уставом муниципального образования. Это
касается как органов и должностных лиц, избранных населением, так и тех, ко-
торые избраны или назначены самим представительным органом. Осуществление
контроля дает возможность добиваться исполнения принимаемых представитель-
ным органом решений, следить за законностью действий других органов местного
самоуправления.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Перечисленные полномочия представительных органов — это ми-
нимальный, но не исчерпывающий перечень их прав и обязанно-
стей, установленный на федеральном уровне.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Кроме исключительных полномочий, к ведению представительного органа мо-

жет быть отнесено: определение порядка выпуска муниципальных займов, полу-
чения и выдачи кредитов, создание муниципальных банков и иных финансово-
кредитных учреждений, регулирование в соответствии с законодательством цен
и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными
предприятиями, учреждениями, и иные полномочия, которые определяются зако-
нодательством и уставом муниципального образования.


background image

Вопросы и задания для самоконтроля по лекции 3

23

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вопросы и задания для самоконтроля
по лекции 3

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Какое место занимает представительный орган муниципального образова-

ния в структуре органов местного самоуправления?

2) Какие вопросы относятся к исключительной компетенции представитель-

ного органа муниципального образования?

3) Какие полномочия у председателя представительного органа местного са-

моуправления?

4) Назовите структуру представительных органов муниципального образования.

5) Перечислите модели органов местного самоуправления.

6) Назовите и опишите формы прямой демократии.

7) Раскройте правовой статус депутата, члена выборного органа муниципаль-

ного образования.


background image

Лекция 4

ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

1) Порядок выборов главы муниципального образования.

2) Основание и порядок прекращения полномочий главы муниципального об-

разования.

3) Полномочия главы муниципального образования.

4) Организация работы и акты главы муниципального образования.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Должность главы муниципального образования — одна из ключе-
вых в системе местного самоуправления.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Закон о местном самоуправлении 2003 г. определил несколько моделей орга-

низации системы органов местного самоуправления и место в ней главы муници-
пального образования.

В законе о местном самоуправлении 2003 г. должность главы муниципально-

го образования стала обязательной. То есть независимо от типа муниципально-
го образования должность главы муниципального образования обязательно входит
в систему органов местного самоуправления. В соответствии с законом глава муни-
ципального образования наделен собственной компетенцией. Так, согласно ст. 36
закона о местном самоуправлении 2003 г., глава муниципального образования:

• представляет муниципальное образование в отношениях с органами мест-

ного самоуправления;

• подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые пред-

ставительным органом местного самоуправления;


background image

25

• издает в пределах своих полномочий правовые акты;

• требует созыва внеочередного заседания представительного органа.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. достаточно подробно регламентиро-

вал статус глав муниципальных образований. В частности, определены основания
прекращения ими полномочий, их ответственность, а также ограничения в заме-
щении данных должностей.

Согласно модели, предложенной законом о местном самоуправлении 2003 г.

для сельских поселений, глава муниципального образования наделен максимумом
полномочий: он и высшее должностное лицо муниципального образования, гла-
ва местной администрации и согласно уставу может быть председателем пред-
ставительного органа. В последнем случае он ведет заседания представительно-
го органа, организует работу депутатов. Другая модель, установленная законом:
представительный орган организационно обособлен от главы муниципального об-
разования и местной администрации.

В данном случае глава муниципального образования возглавляет деятельность

исполнительного органа местного самоуправления, участвует в заседаниях пред-
ставительного органа, подписывает принимаемые депутатами решения, но права
голоса на заседаниях не имеет. В реализации обоих указанных моделей глава му-
ниципального образования избирается населением в результате прямых выборов.
При третьей модели, глава муниципального образования избирается из числа де-
путатов представительного органа, он входит в состав этого органа и имеет в нем
право решающего голоса. Глава местной администрации назначается по результа-
там конкурса, и с ним заключается контракт. Анализ практики организации систе-
мы органов местного самоуправления показывает, что в городских округах и му-
ниципальных районах в основном реализуется модель, когда глава муниципаль-
ного образования осуществляет полномочия главы местной администрации с его
избранием населением на основе прямых выборов. В сельских поселениях боль-
ше применяется первая модель, при которой глава муниципального образования
совмещает должности главы местной администрации и председателя представи-
тельного органа. Причины преобладания третьей модели для организации муни-
ципальной власти на уровне сельских поселений кроются, прежде всего, в же-
лании сосредоточить все основные рычаги управления в одних руках — у главы
муниципального образования. Кроме того, сами депутаты в большинстве сельских
муниципальных образований не стали возражать против такого сосредоточения
власти в одних руках. По их мнению, лучше пусть за все отвечает глава муни-
ципального образования. Следует отметить, что в г. Северске Томской области
реализована модель, при которой глава муниципального образования избран на-
селением, но при этом он является председателем представительного органа. Гла-
ва местной администрации назначается по контракту. Уставы возлагают на главу
муниципального образования, осуществляющего полномочия главы местной ад-
министрации, ответственность за исполнительно-распорядительную деятельность.
В этой связи он подотчетен представительному органу и населению. Отчетность
по своей природе — один из действенных способов контроля со стороны населения
и представительных органов местного самоуправления за деятельностью органов
и должностных лиц местного самоуправления.