ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6346
Скачиваний: 9
6.1 Налогообложение резидентов особых
экономических зон Российской Федерации
101
хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с ино-
странным участием; пониженный уровень страховых взносов во внебюджетные
фонды; особые гарантии от неблагоприятного изменения законодательства о нало-
гах и сборах.
Особенности налогообложения резидентов особых экономических зон заклю-
чается в предоставлении им широкого спектра налоговых льгот
1
.
Все налоговые льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ, можно разделить на
три основные группы: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые
кредиты.
1. Налоговые освобождения включают следующие льготы:
Налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты налога.
На основании ст. 151 НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской
Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и помещении
товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны НДС не упла-
чивается. При вывозе товаров с территории Российской Федерации в таможенной
процедуре свободной таможенной зоны НДС также не уплачивается.
Статья 185 НК РФ устанавливает особенности налогообложения, в соответ-
ствии с чем при помещении подакцизных товаров под таможенную процедуру
свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных
в портовую особую экономическую зону (акциз не уплачивается), акциз уплачива-
ется в полном объеме; при вывозе подакцизных товаров с территории ОЭЗ акциз
не уплачивается.
Закон об ОЭЗ содержит главу 8 «Применение таможенной процедуры свобод-
ной таможенной зоны на территориях особых экономических зон».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В п. 26 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза
2
закреп-
лено, что «таможенная процедура — совокупность норм, опреде-
ляющих для таможенных целей требования и условия пользования
и (или) распоряжения товарами на таможенной территории та-
моженного союза или за ее пределами».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Под свободной таможенной зоной законодатель понимает та-
моженную процедуру, при которой товары размещаются и ис-
пользуются в пределах территории ОЭЗ или ее части, и моде-
лирует данное определение с учетом того, какие товары — ино-
странные или российские — помещаются под данную процедуру.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
Предоставление резидентам ОЭЗ налоговых льгот регламентируется Федеральным законом
от 22 июля 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Фе-
деральным законом от 31 мая 1999 г. №104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской
области», Налоговым Кодексом РФ, устанавливающим ряд особенностей, законами органами субъ-
ектов РФ и местного самоуправления.
2
Таможенный кодекс Таможенного союза : приложение к Договору о Таможенном кодексе Та-
моженного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав
государств от 27.11.2009 №17 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. №50. Ст. 6615.
102
Глава 6. Особенности налогообложения отдельных субъектов
В отношении иностранных товаров не уплачиваются таможенные пошлины,
налоги и не применяются меры нетарифного регулирования, а в отношении това-
ров таможенного союза не применяются запреты и ограничения. В свою очередь,
российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вы-
возу в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Таможенная процедура свободной таможенной зоны применяется на террито-
рии всех типов особых экономических зон РФ, за исключением туристско-рекреа-
ционных.
Ограничения срока действия таможенной процедуры свободной таможенной
зоны не установлены — товары могут находиться на территории ОЭЗ в соответ-
ствии с данной процедурой в течение срока существования ОЭЗ.
Налоговые каникулы — это полное освобождение налогоплательщика от уп-
латы налога на определенный период времени.
Налогоплательщики-резиденты ОЭЗ не уплачивают налог на имущество орга-
низаций в течение 10 лет со дня постановки на учет имущества при выполнении
следующих условий:
– если движимое и недвижимое имущество создано или приобретено в целях
ведения деятельности на территории особой экономической зоны;
– если имущество находится на указанной территории;
– если основные средства используются в рамках соглашения о создании
особой экономической зоны (п. 17 ст. 381 НК РФ).
Названные условия, как отмечает Минфин в Письме от 28 февраля 2008 г.
№03-05-04-01/09
1
, должны выполняться одновременно. Соответственно, имуще-
ство организации-резидента ОЭЗ, находящееся за пределами особой экономиче-
ской зоны, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Налоговые льготы могут устанавливаться и продлеваться законодательными
актами субъектов РФ (п. 2 ст. 372 НК РФ).
Подобная льгота действует и в отношении земельного налога. Согласно п. 9
ст. 395 НК РФ резиденты ОЭЗ в отношении земельных участков, расположенных
на территории особой экономической зоны, освобождены от уплаты земельного
налога сроком на 5 лет с месяца возникновения права собственности. Следует
подчеркнуть, что льгота предоставляется только организациям. Таким образом,
государство отдает приоритет существованию в ОЭЗ в основном предприятиям
крупного и среднего звена.
В силу того, что земельный налог отнесен к числу местных, муниципальные
органы власти, на территориях которых расположены ОЭЗ, в соответствии с нало-
говым законодательством, могут снижать налоговое бремя предпринимателей.
Часть послаблений для резидентов ОЭЗ касается и транспортного налога, ко-
торый может быть предусмотрен на законодательном уровне субъектов РФ.
1
Документ опубликован не был. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
6.1 Налогообложение резидентов особых
экономических зон Российской Федерации
103
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, от уплаты транспортного налога в течение 10 лет освобождаются рези-
денты особой экономической зоны технико-внедренческого типа г. Томска
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное осво-
бождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем приме-
нения льготных размеров ставки.
В п. 1 ст. 284 НК РФ закреплено право субъектов РФ уменьшить нагрузку рези-
дентов путем понижения ставки налога на прибыль организаций от деятельности,
осуществляемой на территории особой экономической зоны, в части, подлежащей
зачислению в региональный бюджет, с 18% до 13,5% для резидентов ОЭЗ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так, ставка по налогу на прибыль по нижней границе 13,5% установлена для
резидентов ОЭЗ в Томской области
2
или, например, в Липецкой области
3
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В п. 1 ст. 284 Налогового кодекса зафиксировано, что условием применения
пониженной ставки налога на прибыль является ведение раздельного учета до-
ходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на
территории особой экономической зоны, и от деятельности, осуществляемой за
пределами ОЭЗ. При этом положения указанной нормы не могут применяться са-
мостоятельно без включения ее в закон субъекта
4
.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль для резидентов Калинин-
градской области установлен ст. 288.1 НК. Так, в течение первых шести лет с мо-
мента включения юридического лица в реестр резидентов, налог на прибыль, по-
лученную от реализации инвестиционного проекта и при условии ведения раз-
дельного учета, взимается по нулевой ставке.
1
О транспортном налоге : закон Томской области от 4.10.2002 г. №77-ОЗ // Официальные ведо-
мости Государственной Думы Томской области. 2002. №11 (72).
2
См.: О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам Особой эконо-
мической зоны технико-внедренческого типа : закон Томской области от 13.03.2006 г. №30-ОЗ //
Собр. законодательства Томской области. 2006.
3
См.: О применении пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подле-
жащего зачислению в областной бюджет : закон Липецкой области от 29.05.2008 г. №151-ОЗ //
Липецкая газета. 2008. 31 мая.
4
Письмо Министерства финансов Рос. Федерации от 04.09.2009 г. №03-11-06/2/178 // Консуль-
тант Плюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2013. Доступ из локальной
сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
104
Глава 6. Особенности налогообложения отдельных субъектов
Уменьшение налоговой ставки для предпринимателей ОЭЗ в Калининградской
области предусмотрено и по налогу на имущество. В отношении имущества, со-
зданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта, налого-
вая ставка для резидентов ОЭЗ устанавливается в размере 0% в течение первых
6 календарных лет (п. 3 ст. 385.1 НК РФ). Особый порядок уплаты налога на иму-
щество не распространяется на ту часть стоимости имущества, которая использо-
вана для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен
инвестиционный проект.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что для резидентов
особых экономических зон предусмотрены льготы на федеральном, региональном
и местном уровне. При этом основные налоговые освобождения в виде налоговых
каникул и понижения ставок по уплате налогов государство предоставляет за счет
региональных и местных бюджетов.
2. Следующей группой налоговых льгот являются налоговые скидки.
Статьей 283 НК РФ закреплена возможность перенесения на текущий налого-
вый период суммы любого полученного убытка (а не только полученного в преды-
дущем налоговом периоде) для налогоплательщиков-организаций, имеющих ста-
тус резидента промышленно-производственной или туристско-рекреационной ОЭЗ.
Уменьшить налоговую нагрузку резиденты ОЭЗ могут с помощью расходов
на научные исследования и опытно-конструкторские работы. В отличие от обыч-
ных плательщиков, для которых при положительном результате исследования его
стоимость равномерно включается в состав прочих расходов в течение двух лет,
а при отрицательном — в течение трех
1
, зарегистрированные на территории ОЭЗ
хозяйствующие субъекты без получения результата и до момента окончания ра-
бот включают в расходы стоимость таких исследований (в фактическом размере)
в период их осуществления (безусловно, речь идет о резидентах ТВЗ).
3. Третью группу налоговых льгот представляет собой инвестиционный на-
логовый кредит. В пп. 2 п. 1 ст. 67 НК РФ в качестве одного из условий предо-
ставления инвестиционного налогового кредита закрепляется осуществление орга-
низацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание
новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов
сырья или материалов.
Специфика правового режима предпринимательской деятельности проявляет-
ся и в особых гарантиях, которые законодатель предоставляет резидентам ОЭЗ.
Например, в соответствии со статьей 38 Закона об ОЭЗ, акты законодательства
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативные право-
вые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие
положение налогоплательщиков-резидентов ОЭЗ, не применяются в отношении
резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-
производственной или технико-внедренческой деятельности
2
. Исключение состав-
ляют акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающих-
ся налогообложения подакцизных товаров.
В систему законодательства РФ об ОЭЗ, предусматривающую правовые сти-
мулы ведения бизнеса, следует включить Федеральный закон от 9 июля 1999 г.
1
См.: Ст. 262 НК РФ.
2
Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. №30. Ст. 3127.
6.2 Налогообложение адвокатской и нотариальной деятельности
105
№160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
1
. Он определя-
ет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые
от них доходы и прибыль, условия предпринимательства иностранных инвесторов
на территории Российской Федерации. Однако действие ст. 7 (гарантия перехо-
да прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу) и ст. 16 (льготы,
предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с ино-
странными инвестициями, по уплате таможенных платежей) не распространяет-
ся на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной,
технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности резидентами
особой экономической зоны.
6.2 Налогообложение адвокатской и нотариальной
деятельности
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об адвокатской деятель-
ности и адвокатуре в Российской Федерации»
2
адвокатской де-
ятельностью признается квалифицированная юридическая по-
мощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получив-
шими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Фе-
деральным законом, физическим и юридическим лицам (далее —
доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а так-
же обеспечения доступа к правосудию.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Формами адвокатских образования (ст. 20 Закона Об адвокатской деятельно-
сти) являются:
адвокатский кабинет (не является юридическим лицом; адвокат, учредив-
ший адвокатский кабинет, отнесен к индивидуальным предпринимателям);
коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридические консультации (от-
несены к юридическим лицам).
В соответствии с основами законодательства о нотариате
3
нотариат в Рос-
сийской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, кон-
ституциями (уставами) субъектов РФ защиту прав и законных интересов граждан
и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законода-
тельными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Нота-
риальную деятельность осуществляют нотариусы, занимающиеся частной практи-
кой или работающие в государственной нотариальной конторе. Нотариальная де-
1
Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. №28. Ст. 3493.
2
Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации : федер. закон Рос. Феде-
рации от 31.05.2002 №63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №23. Ст. 2102.
3
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате : утв. ВС Рос. Федерации
11.02.1993 №4462-1 // Ведомости СНД и ВС Рос. Федерации. 1993. №10. Ст. 357.