ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6351
Скачиваний: 9
96
Глава 5. Специальные налоговые режимы
Налоговый орган вправе отказать индивидуальному предпринимателю в вы-
даче патента на основании:
1) несоответствия в заявлении на получение патента вида предприниматель-
ской деятельности перечню видов предпринимательской деятельности,
в отношении которых на территории субъекта РФ в соответствии НК РФ
введена патентная система налогообложения;
2) указания налогоплательщиком срока действия патента, выходящего за пре-
делы от 1 месяца до 12 месяцев в течение календарного года;
3) нарушения условия перехода на патентную систему налогообложения;
4) наличия недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением па-
тентной системы налогообложения.
Уведомление об отказе в выдаче патента доводится до сведения индивидуаль-
ного предпринимателя в течение пяти дней после вынесения решения об отказе
в выдаче патента.
Налогоплательщик считается утратившим право на применение патент-
ной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения
в случае:
1) если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации
превысили 60 млн рублей;
2) если налогоплательщиком указан срок действия патента, выходящий за
пределы от 1 месяца до 12 месяцев в течение календарного года;
3) если налогоплательщиком нарушены сроки уплаты налога.
Если имеются вышеуказанные основания, то налоговый орган осуществляет
снятие налогоплательщика с учета в течение 5 дней со дня получения заявления
от индивидуального предпринимателя об утрате права применять ПСН. По истече-
нию срока действия патента налоговый орган снимает с учета налогоплательщика
в течение 5 дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, в от-
ношении которой применялась патентная система налогообложения. Датой снятия
с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя является дата его
перехода на общий режим налогообложения или дата прекращения действия патента.
Патент заменяет уплату (п. 10 ст. 346.43 НК РФ):
1) налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осу-
ществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении кото-
рых применяется ПСН);
2) налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого
при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отноше-
нии которых применяется ПСН);
3) налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавлен-
ную стоимость, подлежащего уплате:
при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в от-
ношении которых не применяется патентная система налогообложения;
при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные тер-
ритории, находящиеся под ее юрисдикцией;
5.5 Патентная система налогообложения
97
при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1
НК РФ.
Патентная система налогообложения не применяется:
в случае осуществления предпринимательской деятельности в рамках до-
говора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или
договора доверительного управления имуществом;
если средняя численность наемных работников превышает 15 человек за
налоговый период по всем видам предпринимательской деятельности, осу-
ществляемым налогоплательщиком.
Объектом налогообложения (ст. 346.47 НК РФ) признается потенциально воз-
можный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соот-
ветствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом
субъекта Российской Федерации.
Налоговая база (ст. 346.48 НК РФ) определяется как денежное выражение по-
тенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годо-
вого дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого
применяется патентная система налогообложения.
Налоговым периодом (ст. 346.49 НК РФ) признается календарный год. Если
патент выдан на срок менее календарного года, налоговым периодом признается
срок, на который выдан патент. Если индивидуальный предприниматель прекратил
предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная
система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым пери-
одом признается период с начала действия патента до даты прекращения такой
деятельности.
Налоговая ставка (ст. 346.50 НК РФ) устанавливается в размере 6%.
Порядок исчисления уплаты налога (ст. 346.51 НК РФ)
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля на-
логовой базы. В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на
срок менее 12 месяцев налог рассчитывается путем деления размера потенциально
возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на
12 месяцев и умножения полученного результата на количество месяцев срока, на
который выдан патент.
Индивидуальный предприниматель, перешедший на патентную систему нало-
гообложения, производит уплату налога по месту постановки на учет в налоговом
органе:
1) если патент получен на срок до 6 месяцев — в размере полной суммы на-
лога в срок не позднее 25 дней после начала действия патента;
2) если патент получен на срок от 6 месяцев до календарного года:
в размере 1~3 суммы налога в срок не позднее 25 дней после начала
действия патента;
в размере 2~3 суммы налога в срок не позднее 30 дней до дня оконча-
ния налогового периода.
98
Глава 5. Специальные налоговые режимы
Налоговая декларация (ст. 346.52 НК РФ) по налогу, уплачиваемому в связи
с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не пред-
ставляется.
Налоговый учет (ст. 346.53 НК РФ)
Налогоплательщики ведут учет доходов от реализации отдельно по каждому
патенту в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего
патентную систему налогообложения.
Дата получения дохода определяется как:
1) день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налого-
плательщика в банках — при получении дохода в денежной форме;
2) день передачи дохода в натуральной форме — при получении дохода в на-
туральной форме;
3) день получения имущества, работ, услуг, имущественных прав, а также
погашения задолженности налогоплательщику иным способом;
4) дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя
либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи
налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу —
при использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары
(работы, услуги), имущественные права векселя.
На основании бюджетного законодательства (ст. 61.1, 61.2 БК РФ) доходы от
уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения зачис-
ляются в бюджет городских округов и (или) муниципальных районов по нормативу
100%.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 5
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Специальные налоговые режимы: виды, общая характеристика.
2. Финансовая компетенция органов законодательной власти регионального
и местного значения при введении УСН, ЕНВД, патентной системы нало-
гообложения.
3. Общая характеристика системы налогообложения для сельскохозяйствен-
ных товаропроизводителей и упрощенной системы налогообложения.
4. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности и патентная система налогообложения: объ-
ект, налогооблагаемая база, налоговый период, ставки, порядок и сроки
уплаты налога.
5. Особенности уплаты налогов и сборов при применении системы налогооб-
ложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Глава 6
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
6.1 Налогообложение резидентов особых
экономических зон Российской Федерации
Россия имеет достаточно обширный и в большей степени негативный истори-
ческий опыт создания свободных экономических зон
1
. Помимо неудобного эконо-
мико-географического положения СЭЗ, отсутствия необходимой инфраструктуры
и, как следствие, невозможности осуществления таможенного контроля и неце-
лесообразности отказа от сбора налогов на таких территориях (законодательство,
прежде всего в области налогообложения, валютного и таможенного дела, не пре-
дусматривало особый льготный режим для СЭЗ), одной из наиболее важных про-
блем стала противоречивость законодательной базы, регулирующей функциониро-
вание СЭЗ.
В современный период (с 2005 года) правовое регулирование особых экономи-
ческих зон осуществляется на основании базового федерального закона от 22 июля
2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
2
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В соответствии со ст. 2 Закона особая экономическая зона
(ОЭЗ) — часть территории Российской Федерации, которая опре-
деляется Правительством Российской Федерации и на которой
действует особый режим осуществления предпринимательской
деятельности, а также может применяться таможенная про-
цедура свободной таможенной зоны.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1
В силу отсутствия унифицированного законодательства прошлых лет категория «свободная
экономическая зона» употреблялась наряду с терминами «особая экономическая зона», «зона эко-
номического благоприятствования», «оффшорная зона» и др.
2
Об особых экономических зонах в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от
22.07.2005 г. №116-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. №30. Ст. 3127.
100
Глава 6. Особенности налогообложения отдельных субъектов
Ст. 4 Закона об ОЭЗ предусматривает 4 типа ОЭЗ:
1) промышленно-производственные ОЭЗ, которые создаются не более чем на
трех участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок
квадратных километров;
2) технико-внедренческие ОЭЗ, которые создаются не более чем на трех участ-
ках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре
квадратных километра;
3) туристско-рекреационные ОЭЗ;
4) портовые ОЭЗ.
Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые эко-
номические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.
Для обеспечения целей создания особых экономических зон особые экономи-
ческие зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением
Правительства Российской Федерации в кластер.
К целям создания ОЭЗ отнесены: развитие обрабатывающих отраслей эконо-
мики, высокотехнологичных отраслей экономики, развитие туризма, санаторно-
курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработка техноло-
гий и коммерциализации их результатов, производство новых видов продукции
(ст. 3 Закона об ОЭЗ).
В соответствии со ст. 9 Закона об ОЭЗ резидентами особых экономических
зон признаются коммерческие организации (за исключением унитарных предпри-
ятий) или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии
с законодательством РФ на территории муниципального образования, в грани-
цах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органа-
ми управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении
промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреацион-
ной или портовой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Зако-
ном об ОЭЗ. Кроме того, резиденты промышленно-производственных ОЭЗ могут
заключить с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении деятель-
ности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой
деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ.
Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признают-
ся резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей
записи в реестр резидентов особой экономической зоны. При этом индивидуаль-
ные предприниматели могут быть резидентами только особых экономических зон
технико-внедренческого или туристско-рекреационного типов.
Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ прояв-
ляется в первую очередь в предоставлении резидентам ОЭЗ при осуществлении
ими предпринимательской деятельности различного рода преимуществ, реализую-
щихся в виде льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для
вложения инвестиций и ведения бизнеса. К таким преимуществам можно отне-
сти: специальный механизм налогообложения; государственное финансирование;
введение таможенной процедуры свободной таможенной зоны; снижение адми-
нистративных барьеров; специальный льготный субсидиарный режим, выражаю-
щийся, например, в освобождении от платы за электроэнергию; льготный режим