ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6352
Скачиваний: 9
5.3 Система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности
91
К
1
— устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор. В соответ-
ствии с приказом Минэкономразвития России
1
в 2013 году он равен 1,569.
К
2
— корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий сово-
купность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе
ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину дохо-
дов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т. д. Так,
например, в г. Томске значение данного коэффициента варьируется от 0,19 до 1
включительно.
КД — количество календарных дней в месяце.
КД
1
— фактическое количество дней осуществления предпринимательской де-
ятельности в месяце в качестве налогоплательщика единого налога.
Налоговым периодом (ст. 346.30 НК РФ) признается квартал.
Налоговая ставка (ст. 346.31 НК РФ) устанавливается в размере 15% величины
вмененного дохода.
Сумма ЕНВД исчисляется налогоплательщиком самостоятельно.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример расчета ЕНВД
Предположим, организация, численность работников которой равна 3, осу-
ществляет деятельность по оказанию ветеринарных услуг в городе Томске. 26 дней
в месяц
2
. Количество календарных дней в месяце для простоты расчета возьмем
30. Сумма страховых платежей и пособий за налоговый период равна примерно
4 тыс. руб.
ЕНВД
БД
ФП К
1
К
2
КД
КД
1
15% (ставка)
3 (число месяцев в квартале) налоговый вычет;
ЕНВД
7500
3 1,569 1
30
15% 3 4000 9 767,975 рублей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Порядок уплаты единого налога (ст. 346.32 НК РФ)
Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового пери-
ода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму страховых взносов на социаль-
ное страхование (пособий), вознаграждений работников, занятых в тех сферах де-
ятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. При этом
1
Приказ Минэкономразвития России от 31.10.2012 №707 // Рос. газ. 2012. №268.
2
Показатели взяты из НК РФ и Приложения к Решению Думы г. Томска от 30.10.2007 №654
(в ред. от 30.10.2012 №533).
92
Глава 5. Специальные налоговые режимы
сумма единого налога не может быть уменьшена на сумму указанных в настоящем
пункте расходов более чем на 50%.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные возна-
граждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на уплаченные
страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налого-
плательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следу-
ющего налогового периода.
На основании бюджетного законодательства (ст. 61.1, 61.2 БК РФ) доходы от
уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
зачисляются в бюджет городских округов и (или) муниципальных районов по нор-
мативу 100 процентов.
5.4 Система налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
в настоящее время (с 2004 года) регулируется гл. 26.4 НК РФ, которая определяет
особый порядок учета доходов и расходов при уплате налогов и сборов, отно-
сящихся к общему режиму налогообложения. То есть данная система не преду-
сматривает введения какого-либо налога и установления его элементов, как при
применении других специальных налоговых режимов, а основывается на замене
уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов разделом про-
изведенной продукции. Размер доли продукции, передаваемой государству взамен
уплаты ряда налогов и сборов, определяется на основании соглашения о разделе
продукции.
Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: пер-
вый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также
добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения ча-
сти прибыли от этой деятельности
1
. Режим применяется в течение всего срока
действия соглашения о разделе продукции.
Отношения по заключению соглашения о разделе продукции регламентирова-
ны федеральным законом Российской Федерации «О соглашениях о разделе про-
дукции»
2
. Так, согласно ст. 2 названного закона соглашение о разделе продукции
является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставля-
ет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе
и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу мине-
рального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных
с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за
свой счет и на свой риск.
1
Викторова Н. Г. Налоговое право : серия «Краткий курс». Санкт-Петербург, 2008. С. 183.
2
О соглашениях о разделе продукции : федер. закон Рос. Федерации от 30.12.1995 №225-ФЗ //
Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. №1. Ст. 18.
5.4 Система налогообложения
при выполнении соглашений о разделе продукции
93
Сторонами соглашения (ст. 3 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции») вы-
ступают:
1) Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации или
уполномоченных им органов;
2) инвесторы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инвесторы — юридические лица и создаваемые на основе договора
о совместной деятельности и не имеющие статуса юридическо-
го лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложе-
ние собственных заемных или привлеченных средств (имущества
и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу мине-
рального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях
соглашения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Налогоплательщиками и плательщиками сборов (ст. 346.36 НК РФ) при вы-
полнении соглашений признаются организации, являющиеся инвесторами согла-
шения. Исполнение обязанностей инвестора может осуществлять оператор (на
основании нотариально удостоверенной доверенности).
В целях применения данного специального режима соглашения о разделе про-
дукции должны отвечать следующим условиям:
1) соглашения заключены после проведения аукциона
1
на предоставление
права пользования недрами на условиях обычного налогового режима,
и признания аукциона несостоявшимся (в силу отсутствия участников);
2) при разделе продукции доля определяется в размере не менее 32%;
3) соглашения предусматривают увеличение доли государства в прибыльной
продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективно-
сти для инвестора при выполнении соглашения.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» существу-
ют 2 варианта раздела продукции. При этом соглашение может предусматривать
только один способ раздела продукции.
1. При первом варианте определяется: общий объем произведенной продук-
ции и ее стоимости; часть произведенной продукции, которая передается в соб-
ственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по согла-
шению; порядок передачи инвестором государству принадлежащей ему в соот-
ветствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стои-
мостного эквивалента; порядок получения инвестором произведенной продукции,
принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
В данном случае в соответствии с п. 7 ст. 346.35 НК РФ инвестор уплачивает:
налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на добычу
полезных ископаемых; платежи за пользование природными ресурсами; плату за
негативное воздействие на окружающую среду; водный налог; государственную
1
Соглашение заключается с победителем аукциона на право заключения соглашения.
94
Глава 5. Специальные налоговые режимы
пошлину; таможенные сборы; земельный налог; акциз, за исключением акциза на
подакцизное минеральное сырье, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 181 НК РФ.
2. При втором предусматриваются условия и порядок: определения общего
объема произведенной продукции и ее стоимости; раздела между государством
и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произве-
денной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей
произведенной продукции; передачи государству принадлежащей ему в соответ-
ствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимост-
ного эквивалента; получения инвестором части произведенной продукции, при-
надлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
В данном случае инвестор уплачивает: государственную пошлину; таможен-
ные сборы; налог на добавленную стоимость; плату за негативное воздействие на
окружающую среду.
При любом варианте раздела продукции инвестор освобождается от уплаты
региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законо-
дательного органа государственной власти или представительного органа местного
самоуправления.
Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении ос-
новных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся
на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществле-
ния деятельности, предусмотренной соглашениями. Также инвестор не уплачивает
транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за
исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей со-
глашения.
Налоговый учет (ст. 346.41НК РФ)
Налогоплательщики встают на учет в налоговом органе в заявительном поряд-
ке в течение 10 дней со дня вступления соглашения в силу по месту нахождению
участка недр.
Если участок недр расположен на континентальном шельфе Российской Феде-
рации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Феде-
рации, постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе
по его месту нахождению.
Особенности учета иностранных организаций, выступающих в качестве инве-
стора по соглашению или оператора соглашения, устанавливаются Министерством
финансов Российской Федерации.
Налоговый орган на основании заявления выдает налогоплательщику свиде-
тельство о постановке на учет инвестора по соглашению в качестве налогопла-
тельщика.
Налоговая декларация (ст. 346.40 НК РФ) предоставляется в налоговые органы
по месту учета по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой
деятельности.
Более того, налогоплательщик в срок не позднее 31 декабря года, предшеству-
ющего планируемому, представляет в налоговые органы, программу работ и смету
расходов по соглашению на следующий год.
5.5 Патентная система налогообложения
95
Выездная налоговая проверка (ст. 346.42 НК РФ) проводится в любой пери-
од в течение срока действия соглашения. Максимальный срок такой проверки не
может быть более 6 месяцев. Однако при проведении выездных проверок орга-
низаций, имеющих филиалы и представительства, срок может быть увеличен на
один месяц.
5.5 Патентная система налогообложения
Патентная система налогообложения (ПСН) заменила действующую до конца
2012 года упрощенную систему налогообложения на основе патента. В настоя-
щее время (с 2013 года) указанный специальный налоговый режим регулируется
гл. 26.5 НК РФ и законами субъектов Российской Федерации.
В финансовую компетенцию органов законодательной власти субъектов РФ
входит установление размера потенциально возможного к получению налогопла-
тельщиком годового дохода по видам предпринимательской деятельности (исчер-
пывающий перечень данных видов предпринимательской деятельности регламен-
тирован п. 2 ст. 346.43 НК РФ). Минимальный размер подлежит индексации на
коэффициент-дефлятор и не может быть меньше 100 тыс. рублей, а его макси-
мальный размер не может превышать 1 млн рублей. Более того, органам законо-
дательной власти субъектов РФ предоставляется право: дифференцировать виды
предпринимательской деятельности; устанавливать дополнительный перечень ви-
дов предпринимательской деятельности, относящихся к бытовым услугам; уста-
навливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным пред-
принимателем годового дохода в зависимости от средней численности наемных
работников, количества транспортных средств; увеличивать максимальный размер
потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годо-
вого дохода (в три, пять и десять раз) по отдельным видам предпринимательской
деятельности (пп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).
Налогоплательщиками (ст. 346.44 НК РФ) признаются индивидуальные пред-
приниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения. Переход осу-
ществляется в добровольном порядке.
Патентная система налогообложения применяется наряду с иными режимами
налогообложения и состоит в получении патента на срок от 1 до 12 месяцев
в пределах календарного года по выбору налогоплательщика. Налогоплательщик
не позднее чем за 10 дней до начала применения ПСН подает заявление (лично или
через представителя, по почте или в электронной форме через телекоммуникаци-
онные сети) на получение патента в налоговый орган по своему месту жительства.
На основании заявления в течение 5 дней со дня его получения налоговый орган
выдает патент и осуществляет постановку на учет в качестве налогоплательщика,
применяющего патентную систему налогообложения. Датой постановки на учет
является дата начала действия патента.
Патент действует на территории того субъекта Российской Федерации, который
указан в патенте. Индивидуальный предприниматель, получивший патент в одном
субъекте Российской Федерации, вправе получить патент в другом субъекте Рос-
сийской Федерации.