Файл: Страховое право - пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6567

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56

Глава 6. Субъекты страхового дела

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона страховые агенты — постоянно проживающие на

территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на ос-
новании гражданско-правового договора физические лица или российские юри-
дические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика
в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его пору-
чению в соответствии с предоставленными полномочиями.

В отличие от страхового агента, который представляет только одну страхо-

вую компанию, страховой брокер имеет право быть представителем нескольких
компаний одновременно, а также может представлять интересы не только стра-
ховщика, но и страхователя. Брокером может быть юридическое лицо, а если бро-
кер — гражданин, то он должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального
предпринимателя (иметь свидетельство о государственной регистрации). Брокеры
часто выступают в качестве консультантов страхователей при выборе страховой
компании, страховых тарифов разных страховых компаний и т. д.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона страховые брокеры — постоянно проживающие на

территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном зако-
нодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных пред-
принимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие
организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или
страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг,
связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между стра-
ховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с ис-
полнением указанных договоров (далее — оказание услуг страхового брокера). При
оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер
не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.

Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом дея-

тельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве
страхового агента, страховщика, перестраховщика.

Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со

страхованием.

Страховые актуарии

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Согласно ст. 8.1 Закона страховые актуарии — это физические ли-
ца, постоянно проживающие на территории Российской Федера-
ции, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на
основании трудового договора или гражданско-правового догово-
ра со страховщиком деятельность по расчетам страховых тари-
фов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестицион-
ных проектов с использованием актуарных расчетов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить акту-

арную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результа-
ты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, пред-
ставляемом в орган страхового надзора в порядке, установленном федеральным


background image

57

органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу-
дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой
деятельности (далее — орган страхового регулирования), по согласованию с орга-
ном страхового надзора.

Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых ак-

туариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются
органом страхового надзора.

Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или

экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математиче-
ском (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской
Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в обла-
сти актуарных расчетов (п. 4 ст. 32.1 Закона). Пункт 4 статьи 32.1 Закона о стра-
ховании в части выдачи квалификационных аттестатов вступил в силу с 1 июля
2006 года, а с 1 июля 2007 года вступило в силу также и требование о том, что
актуарий страховой организации обязан будет подтверждать годовую финансовую
отчетность страховщика, однако применению указанных норм препятствует целый
ряд обстоятельств.

Так, в Законе, с одной стороны, закреплены пять основных требований, предъ-

являемых к страховому актуарию страховой организации:

1) страховой актуарий является физическим лицом;

2) страховой актуарий постоянно проживает на территории РФ;

3) страховой актуарий имеет высшее математическое (техническое) или эко-

номическое образование, подтвержденное документом о высшем матема-
тическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым
в Российской Федерации;

4) страховой актуарий имеет квалификационный аттестат, подтверждающий

знания в области актуарных расчетов;

5) страховой актуарий работает на основании либо трудового, либо гражданс-

ко-правового договора со страховой организацией.

Наиболее важным требованием из вышеперечисленных представляется нали-

чие у страхового актуария квалификационного аттестата. Необходимость наличия
у актуария соответствующего аттестата обусловлена в том числе законодательным
требованием актуарной оценки страховых резервов страховых организаций, кото-
рое вступило в силу с 1 июля 2007 года.

В пункте 3 статьи 8.1 Закона обозначены полномочия органа страхового над-

зора в сфере аттестации страховых актуариев: «Требования к порядку проведения
квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования ква-
лификационных аттестатов устанавливаются органом страхового регулирования».
Таким образом, с 1 июля 2006 года страховые актуарии обязаны иметь квалифика-
ционный аттестат, полученный по результатам сдачи квалификационных экзаменов
в порядке, установленном ФССН. В настоящий момент ФССН не установлены ни
требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуа-
риев, ни требования к порядку выдачи и аннулирования квалификационных атте-
статов. Более того, в связи с административной реформой утверждение программы
аттестации и порядка проведения квалификационных экзаменов находится в сфере
полномочий не органа страхового надзора, а Минфина РФ.


background image

58

Глава 6. Субъекты страхового дела

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 6

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1) Дайте характеристику основному участнику страховой деятельности —

страховой организации.

2) Что такое общество взаимного страхования, какими актами регулируется

его деятельность?

3) Охарактеризуйте объединения страховщиков: страховые союзы, ассоциа-

ции, пулы. Назовите их общие черты и отличия.

4) Какие функции выполняют страховые агенты и страховые брокеры? В чем

состоит их отличие?

5) Дайте понятие и основные характеристики страхового актуария.


background image

Глава 7

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СУБЪЕКТОВ СТРАХОВОГО ДЕЛА

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Статья 32 Закона предусматривает обязательное лицензирование
деятельности субъектов страхового дела.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставля-

ется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Лицензирование
деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявле-
ний и документов, представленных в соответствии с Законом в орган страхового
надзора.

Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхо-

вания, страховой брокерской деятельности (далее — лицензия) выдается субъектам
страхового дела. Порядок выдачи лицензии, помимо Закона, урегулирован при-
казом Министерства Финансов РФ от 19 августа 2009 г. №95н «Об утверждении
административного регламента Федеральной службы страхового надзора по испол-
нению государственной функции принятия решения о выдаче или отказе в выдаче,
аннулировании лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых
актуариев».

Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязатель-

ного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) учредительные документы соискателя лицензии;

3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве

юридического лица;


background image

60

Глава 7. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела

4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных докумен-

тов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного ис-
полнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального ис-
полнительного органа соискателя лицензии;

5) сведения о составе акционеров (участников);

6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;

7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся

учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о досто-
верности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если
для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;

8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководи-

телях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руко-
водителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;

9) сведения о страховом актуарии;

10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом,

с приложением образцов используемых документов;

11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики акту-

арных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структу-
ры тарифных ставок;

12) положение о формировании страховых резервов;

13) экономическое обоснование осуществления видов страхования;

14) документы (согласно перечню, установленному нормативными правовыми

актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхож-
дения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии —
физическими лицами в уставный капитал.

Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией

дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соиска-
тель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотрен-
ные подпунктами 1, 10–13 п. 2 ст. 32 Закона.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не
распространяется действие подпунктов 9, 10 (в части представ-
ления правил страхования по видам страхования), 11, пункта 2
статьи 32 Закона (за исключением образцов документов, исполь-
зуемых при перестраховании).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель

лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:

1) заявление о предоставлении лицензии;

2) устав общества взаимного страхования;

3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования

в качестве юридического лица;