ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6567
Скачиваний: 8
56
Глава 6. Субъекты страхового дела
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона страховые агенты — постоянно проживающие на
территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на ос-
новании гражданско-правового договора физические лица или российские юри-
дические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика
в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его пору-
чению в соответствии с предоставленными полномочиями.
В отличие от страхового агента, который представляет только одну страхо-
вую компанию, страховой брокер имеет право быть представителем нескольких
компаний одновременно, а также может представлять интересы не только стра-
ховщика, но и страхователя. Брокером может быть юридическое лицо, а если бро-
кер — гражданин, то он должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального
предпринимателя (иметь свидетельство о государственной регистрации). Брокеры
часто выступают в качестве консультантов страхователей при выборе страховой
компании, страховых тарифов разных страховых компаний и т. д.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона страховые брокеры — постоянно проживающие на
территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном зако-
нодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных пред-
принимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие
организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или
страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг,
связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между стра-
ховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с ис-
полнением указанных договоров (далее — оказание услуг страхового брокера). При
оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер
не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.
Страховые брокеры вправе осуществлять иную не запрещенную законом дея-
тельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве
страхового агента, страховщика, перестраховщика.
Страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со
страхованием.
Страховые актуарии
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно ст. 8.1 Закона страховые актуарии — это физические ли-
ца, постоянно проживающие на территории Российской Федера-
ции, имеющие квалификационный аттестат и осуществляющие на
основании трудового договора или гражданско-правового догово-
ра со страховщиком деятельность по расчетам страховых тари-
фов, страховых резервов страховщика, оценке его инвестицион-
ных проектов с использованием актуарных расчетов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Страховщики по итогам каждого финансового года обязаны проводить акту-
арную оценку принятых страховых обязательств (страховых резервов). Результа-
ты актуарной оценки должны отражаться в соответствующем заключении, пред-
ставляемом в орган страхового надзора в порядке, установленном федеральным
57
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу-
дарственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой
деятельности (далее — орган страхового регулирования), по согласованию с орга-
ном страхового надзора.
Требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых ак-
туариев, выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов устанавливаются
органом страхового надзора.
Страховой актуарий должен иметь высшее математическое (техническое) или
экономическое образование, подтвержденное документом о высшем математиче-
ском (техническом) или экономическом образовании, признаваемым в Российской
Федерации, а также квалификационный аттестат, подтверждающий знания в обла-
сти актуарных расчетов (п. 4 ст. 32.1 Закона). Пункт 4 статьи 32.1 Закона о стра-
ховании в части выдачи квалификационных аттестатов вступил в силу с 1 июля
2006 года, а с 1 июля 2007 года вступило в силу также и требование о том, что
актуарий страховой организации обязан будет подтверждать годовую финансовую
отчетность страховщика, однако применению указанных норм препятствует целый
ряд обстоятельств.
Так, в Законе, с одной стороны, закреплены пять основных требований, предъ-
являемых к страховому актуарию страховой организации:
1) страховой актуарий является физическим лицом;
2) страховой актуарий постоянно проживает на территории РФ;
3) страховой актуарий имеет высшее математическое (техническое) или эко-
номическое образование, подтвержденное документом о высшем матема-
тическом (техническом) или экономическом образовании, признаваемым
в Российской Федерации;
4) страховой актуарий имеет квалификационный аттестат, подтверждающий
знания в области актуарных расчетов;
5) страховой актуарий работает на основании либо трудового, либо гражданс-
ко-правового договора со страховой организацией.
Наиболее важным требованием из вышеперечисленных представляется нали-
чие у страхового актуария квалификационного аттестата. Необходимость наличия
у актуария соответствующего аттестата обусловлена в том числе законодательным
требованием актуарной оценки страховых резервов страховых организаций, кото-
рое вступило в силу с 1 июля 2007 года.
В пункте 3 статьи 8.1 Закона обозначены полномочия органа страхового над-
зора в сфере аттестации страховых актуариев: «Требования к порядку проведения
квалификационных экзаменов страховых актуариев, выдачи и аннулирования ква-
лификационных аттестатов устанавливаются органом страхового регулирования».
Таким образом, с 1 июля 2006 года страховые актуарии обязаны иметь квалифика-
ционный аттестат, полученный по результатам сдачи квалификационных экзаменов
в порядке, установленном ФССН. В настоящий момент ФССН не установлены ни
требования к порядку проведения квалификационных экзаменов страховых актуа-
риев, ни требования к порядку выдачи и аннулирования квалификационных атте-
статов. Более того, в связи с административной реформой утверждение программы
аттестации и порядка проведения квалификационных экзаменов находится в сфере
полномочий не органа страхового надзора, а Минфина РФ.
58
Глава 6. Субъекты страхового дела
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 6
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Дайте характеристику основному участнику страховой деятельности —
страховой организации.
2) Что такое общество взаимного страхования, какими актами регулируется
его деятельность?
3) Охарактеризуйте объединения страховщиков: страховые союзы, ассоциа-
ции, пулы. Назовите их общие черты и отличия.
4) Какие функции выполняют страховые агенты и страховые брокеры? В чем
состоит их отличие?
5) Дайте понятие и основные характеристики страхового актуария.
Глава 7
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СУБЪЕКТОВ СТРАХОВОГО ДЕЛА
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Статья 32 Закона предусматривает обязательное лицензирование
деятельности субъектов страхового дела.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставля-
ется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Лицензирование
деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявле-
ний и документов, представленных в соответствии с Законом в орган страхового
надзора.
Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхо-
вания, страховой брокерской деятельности (далее — лицензия) выдается субъектам
страхового дела. Порядок выдачи лицензии, помимо Закона, урегулирован при-
казом Министерства Финансов РФ от 19 августа 2009 г. №95н «Об утверждении
административного регламента Федеральной службы страхового надзора по испол-
нению государственной функции принятия решения о выдаче или отказе в выдаче,
аннулировании лицензий субъектов страхового дела, за исключением страховых
актуариев».
Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязатель-
ного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) учредительные документы соискателя лицензии;
3) документ о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве
юридического лица;
60
Глава 7. Лицензирование деятельности субъектов страхового дела
4) протокол собрания учредителей об утверждении учредительных докумен-
тов соискателя лицензии и утверждении на должности единоличного ис-
полнительного органа, руководителя (руководителей) коллегиального ис-
полнительного органа соискателя лицензии;
5) сведения о составе акционеров (участников);
6) документы, подтверждающие оплату уставного капитала в полном размере;
7) документы о государственной регистрации юридических лиц, являющихся
учредителями субъекта страхового дела, аудиторское заключение о досто-
верности их финансовой отчетности за последний отчетный период, если
для таких лиц предусмотрен обязательный аудит;
8) сведения о единоличном исполнительном органе, руководителе (руководи-
телях) коллегиального исполнительного органа, главном бухгалтере, руко-
водителе ревизионной комиссии (ревизоре) соискателя лицензии;
9) сведения о страховом актуарии;
10) правила страхования по видам страхования, предусмотренным Законом,
с приложением образцов используемых документов;
11) расчеты страховых тарифов с приложением используемой методики акту-
арных расчетов и указанием источника исходных данных, а также структу-
ры тарифных ставок;
12) положение о формировании страховых резервов;
13) экономическое обоснование осуществления видов страхования;
14) документы (согласно перечню, установленному нормативными правовыми
актами органа страхового надзора), подтверждающие источники происхож-
дения денежных средств, вносимых учредителями соискателя лицензии —
физическими лицами в уставный капитал.
Для получения лицензии на осуществление предусмотренных классификацией
дополнительных видов добровольного и (или) обязательного страхования соиска-
тель лицензии представляет в орган страхового надзора документы, предусмотрен-
ные подпунктами 1, 10–13 п. 2 ст. 32 Закона.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На соискателей лицензий на осуществление перестрахования не
распространяется действие подпунктов 9, 10 (в части представ-
ления правил страхования по видам страхования), 11, пункта 2
статьи 32 Закона (за исключением образцов документов, исполь-
зуемых при перестраховании).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Для получения лицензии на осуществление взаимного страхования соискатель
лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган страхового надзора:
1) заявление о предоставлении лицензии;
2) устав общества взаимного страхования;
3) документ о государственной регистрации общества взаимного страхования
в качестве юридического лица;