ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6562
Скачиваний: 8
Глава 5
СУБЪЕКТЫ СТРАХОВЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ
Страховые правоотношения (или отношения по страхованию) могут пони-
маться в нескольких смыслах исходя из их правовой природы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Комплексный характер регулируемых «страховым правом» отно-
шений и соответствующего законодательства определяет выделе-
ние как минимум их двух обязательных составляющих — правоот-
ношения частноправового характера и правоотношения публично-
правового характера.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Субъектами отношений первого рода выступают лица, которые характеризу-
ются следующими чертами, вытекающими из особенностей самого гражданского
права.
Во-первых, субъекты гражданских правоотношений имущественно и органи-
зационно обособлены друг от друга, в силу чего они самостоятельны, независимы,
соотносятся друг с другом как равные.
Во-вторых, равенство таких участников заложено в данных отношениях, внут-
ренне присуще им. Гражданское право всеми средствами и способами юридиче-
ски обеспечивает такое равенство. Вследствие этого гражданские правоотношения
формируются как правоотношения между равноправными субъектами, как право-
отношения особого структурного типа, в которых обязанность корреспондирует
субъективному праву как притязанию, а не как велению. Управомоченный субъ-
ект не имеет властных полномочий в отношении обязанного субъекта, который во
всех случаях находится в равном положении с управомоченным субъектом, т. е.
в отношениях координации, а не субординации.
42
Глава 5. Субъекты страховых правоотношений
В-третьих, самостоятельность участников общественных отношений, подпада-
ющих под гражданско-правовое регулирование, диспозитивность указанного регу-
лирования обусловливают то обстоятельство, что основными юридическими фак-
тами, порождающими, изменяющими и прекращающими гражданские правоотно-
шения, являются акты свободного волеизъявления субъектов — сделки. Основными
отношениями в сфере страхования следует считать именно обязательственные, воз-
никающие из сделок страхователей и страховщиков (заключаемых ими договоров
страхования).
В-четвертых, в качестве юридических гарантий реализации гражданских пра-
воотношений применяются присущие гражданскому праву меры защиты субъек-
тивных гражданских прав и меры ответственности за неисполнение обязанностей,
обладающие главным образом имущественным характером.
В отношениях второго рода (публично-правового характера) всегда участву-
ет субъект, обладающий определенными властными полномочиями, в частности
орган государственной власти, наделенный компетенцией по контролю и надзору
в сфере страхования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в Рос-
сийской Федерации» №4015-1 от 27.11.1992 в ред. Федерального
закона от 30.11.2011 г. №362-ФЗ, с изм. внесенными Федеральным
законом от 21.06.2004 №57-ФЗ (далее — Закон), страхование
представляет собой отношения по защите интересов физических
и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований при наступлении опре-
деленных страховых случаев за счет денежных фондов, формируе-
мых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых
взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховой
деятельностью (страховым делом) является сфера деятельности
страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному
страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев
по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Таким образом, участниками отношений по страхованию являются:
1) страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;
2) страховые организации (страховщики);
3) общества взаимного страхования;
4) страховые агенты;
5) страховые брокеры;
6) страховые актуарии;
7) федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отно-
сится осуществление функций по контролю и надзору в сфере страховой
деятельности (страхового дела) (далее — орган страхового надзора);
8) объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые
организации.
43
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Из перечисленных субъектов, в качестве субъектов страхового де-
ла выделяются:
1) страховые организации;
2) общества взаимного страхования;
3) страховые брокеры;
4) страховые актуарии.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Субъекты страхового дела — профессиональные участники отношений по
страхованию, как правило, это коммерческие организации, занимающиеся такой
деятельностью с целью получения прибыли.
Деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию, за исклю-
чением деятельности страховых актуариев, которые подлежат аттестации.
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государ-
ственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом
страхового надзора.
Наименование (фирменное наименование) субъекта страхового дела — юриди-
ческого лица должно содержать:
1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела;
2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием
слов либо «cтрахование» и (или) «перестрахование», либо «взаимное стра-
хование», либо «страховой брокер», а также производных от таких слов
и словосочетаний;
3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела.
При этом субъект страхового дела — юридическое лицо не вправе использо-
вать полностью обозначение, индивидуализирующее другой субъект страхового
дела. Указанное положение не распространяется на дочерние и зависимые обще-
ства субъекта страхового дела.
Страховая деятельность может выражаться:
• в заключении договоров страхования;
• формировании страховых резервов и фондов;
• инвестировании временно свободных денежных средств в доходные объ-
екты, ценные бумаги, облигации;
• других действиях.
Подробно правовой статус субъектов страхового дела будет рассмотрен в пятой
главе пособия.
44
Глава 5. Субъекты страховых правоотношений
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Согласно ст. 5 Закона страхователями признаются юридические
лица и дееспособные физические лица, заключившие со страхов-
щиками договоры страхования либо являющиеся страхователями
в силу закона. Правовое положение страхователей, застрахован-
ных лиц, выгодоприобретателей (их права и обязанности) и стра-
ховщиков, вытекающее из заключаемых ими договоров страхова-
ния, будет рассмотрено в соответствующих темах учебного посо-
бия. Их правовой статус в целом не отличается от статуса субъек-
тов других гражданско-правовых отношений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В современных условиях обязательным участником отношений, связанных со
страхованием, является орган публичной власти, осуществляющий в данной сфере
контрольные функции.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности
(страхового дела), — орган страхового надзора.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Государство регулирует страховую деятельность, предотвращая сговоры, со-
глашения по разделу рынка страховых услуг, ограничивая конкуренцию и исклю-
чая доступ недобросовестных организаций на страховой рынок. Статья 30 Закона
устанавливает понятие, принципы и содержание государственного надзора за дея-
тельностью субъектов страхового дела. Государственный надзор за деятельностью
субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляется в целях соблюдения
ими страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участ-
никами отношений, регулируемых Законом, страхового законодательства, обеспе-
чения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных
лиц и государства, эффективного развития страхового дела.
Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и ор-
ганизационного единства.
Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его террито-
риальными органами. Орган страхового надзора опубликовывает в определенном
им печатном органе:
1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела,
реестра объединений субъектов страхового дела;
3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия
лицензии на осуществление страховой деятельности;
4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой
деятельности (страхового дела);
6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулиро-
вания.
45
Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию стра-
ховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов
страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем
проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела,
и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением
страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных Законом случаях разреше-
ний на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций
за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием ино-
странных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных ка-
питалах) страховых организаций, на открытие представительств иностран-
ных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осу-
ществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие
филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;
4) принятие решения о назначении временной администрации, о приостанов-
лении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой
организации в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным
законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Субъекты страхового дела обязаны:
1) представлять установленную отчетность о своей деятельности, информа-
цию о своем финансовом положении;
2) соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписа-
ния органа страхового надзора об устранении нарушений страхового зако-
нодательства;
3) представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необ-
ходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением ин-
формации, составляющей банковскую тайну).
Главный контролирующий государственный орган — Федеральная служба по
финансовым рынкам.
Правительством РФ в целях реализации Указа Президента Российской Феде-
рации от 4 марта 2011 г. №270 «О мерах по совершенствованию государственного
регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» было принято
Постановление №326 от 26.04.2011 г. «О некоторых вопросах деятельности феде-
ральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков», согласно
которому функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (стра-
хового дела) переданы Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Ука-
занные функции ранее осуществлялись Федеральной службой страхового надзора,
которая была присоединена к ФСФР.
Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам в сфере
страховой деятельности (страхового дела) являются: