Файл: Финансовое право - уч. пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6200

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

2.3 Финансовые правовые нормы: общая характеристика

31

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Так, на основании п. 2 ст. 18 ФЗ «О страховых взносах. . .» в случае неупла-

ты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится
взыскание недоимки по страховым взносам

1

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Денежные средства, получаемые в результате применения санкций, зачисляют-

ся в государственные и муниципальные финансовые фонды.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В силу п. 2 ст. 19 указанного закона взыскание страховых взносов производит-

ся по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления
в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов — организации
или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой
страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих
государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств

2

.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Финансово-правовые нормы, как и все прочие правовые нормы, можно диф-

ференцировать по различным основаниям. В зависимости от функционального на-
значения выделяют:

• регулятивные нормы, направленные непосредственно на регулирование об-

щественных отношений путем предоставления участникам прав и возло-
жения на них обязанностей;

• охранительные нормы, которые предусматривают применение мер госу-

дарственного принуждения за финансовые правонарушения (гл. 29, 30 БК
РФ).

По способу воздействия на субъектов финансовых отношений регулятивные

нормы подразделяются на следующие виды.

Обязывающие нормы регулируют активное поведение участников финансовых

правоотношений и требуют от них в категорической форме совершения опреде-
ленных положительных действий.

1

См.: О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального

страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования :
федер. закон Рос. Федерации от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2009. N 30. Ст. 3738.

2

Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 30. Ст. 3738.


background image

32

Глава 2. Финансовое право как отрасль российского права.

Финансово-правовые нормы и правоотношения

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Уплачивать страховые взносы в порядке и сроки, регламентированные в зако-

нодательстве о страховых взносах во внебюджетные фонды; предоставлять меж-
бюджетные трансферты в соответствии с условиями, которые предусмотрены в бюд-
жетном законодательстве.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер,

в чем и проявляется метод властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы детерминируют пассивное поведе-

ние субъектов путем введения запрета на совершение действий в той или иной
области финансов.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Юридическое лицо не имеет право осуществлять банковские операции без по-

лучения специального разрешения (лицензии) Банка России или определения пре-
делов дозволенных деяний (в соответствии со ст. 56 НК РФ запрещено определять
основания, порядок и условия применения налоговых льгот, носящих индивиду-
альный характер).

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Управомочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволения опреде-

ленным субъектам (в основном органам власти и их должностным лицам) на осу-
ществление самостоятельных действий в сфере финансовой деятельности (приня-
тие решений, конкретизация предписаний нормативно-правовых актов) в строго
установленных границах.

В зависимости от особенностей предмета финансового регулирования они под-

разделяются на материальные (регламентирующие бюджетное устройство, струк-
туру бюджетной системы, понятийно-категориальный аппарат в налоговой, стра-
ховой, бюджетной и иных сферах деятельности) и процессуальные (закрепляю-
щие процедуру аккумуляции, распределения и использования фондов денежных
средств; порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюдже-
тов разных уровней и др.).

В зависимости от структуры финансовой системы финансово-правовые нор-

мы делятся на бюджетные, налоговые, страховые, банковские, инвестиционные,
валютные 
и иные.


background image

2.4 Финансовые правоотношения: понятие и юридический состав

33

2.4 Финансовые правоотношения: понятие
и юридический состав

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами
финансового права общественные отношения, участники кото-
рых выступают в качестве носителей юридических прав и обя-
занностей и реализуют содержащиеся в этих нормах предписания
по аккумуляции, распределению и использованию государственных
и муниципальных денежных фондов
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые право-

отношения имеют особенности:

• возникают в процессе финансовой деятельности государства и муници-

пальных образований;

• являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер

отношений;

• одной из сторон в них всегда выступает государство и (или) муниципаль-

ное образование в лице уполномоченных органов.

Юридический состав финансового правоотношения состоит из трех элементов:

субъект, объект и содержание.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Следует различать

категории «субъект финансового

права»

и «субъект финансового правоотношения». Субъектом финансово-
го права 
является лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. по-
тенциально способное быть участником финансовых правоотно-
шений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязан-
ностями. Субъект финансового правоотношения — это реальный
участник конкретных правоотношений. Таким образом, субъект
финансового права понятие более широкое, чем субъект (участ-
ник) финансового правоотношения. Носители финансовых прав
и обязанностей могут не вступить в конкретные правоотношения.
Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться
нереализованной.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него

входят три основные группы: государство и его территориальные подразделения;
коллективные субъекты; индивидуальные субъекты.

К первой группе субъектов относятся публично-правовые образования: Рос-

сийская Федерация; субъекты РФ; города федерального значения (Москва и Санкт-
Петербург); муниципальные образования; административно-территориальные об-
разования особого режима (например, закрытые административно-территориаль-


background image

34

Глава 2. Финансовое право как отрасль российского права.

Финансово-правовые нормы и правоотношения

ные образования, особые экономические зоны). Такой круг участников свойствен,
в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на
государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за госу-
дарственными органами, что выражает принцип народовластия.

Коллективными субъектами являются государственные и муниципальные орга-

ны представительной и исполнительной власти; предприятия, организации, учре-
ждения, основанные на разных формах собственности. Особую группу составляют
органы местного самоуправления, осуществляющие в соответствии с Конституци-
ей РФ (ст. ст. 12, 132) самостоятельное решение финансовых вопросов местного
значения.

Индивидуальные субъекты — это граждане РФ, иностранные граждане и лица

без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговы-
ми и другими обязательными платежами, поступающими в государственные или
муниципальные финансовые фонды.

Объектом финансового правоотношения является то, по поводу чего складыва-

ется такого рода правоотношение, а именно предметы материального мира (день-
ги, ценные бумаги, добавленная стоимость и др.); деяния субъектов финансовых
правоотношений (выполнение работ, оказание услуг, ввоз товаров на территорию
Российской Федерации и др.); финансовые обязательства (бюджетные обязатель-
ства, обязательства по выплате страхового возмещения по обязательному страхо-
ванию вкладов физических лиц и др.); нематериальные объекты (налоговая тайна,
банковская тайна и др.).

Юридическое содержание финансового правоотношения образует совокупность

прав и обязанностей названных субъектов. Права и обязанности субъектов финан-
совых правоотношений во многом зависят от того, к какому виду правоотношений
они относятся.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Пример

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

В ст. 21 НК РФ закреплены права налогоплательщиков и плательщиков сборов;

в ст. ст. 7, 8, 9 БК РФ регламентированы бюджетные полномочия (совокупность
прав и обязанностей) соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и му-
ниципальных образований; в ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном
контроле»

1

зафиксированы права и обязанности органов и агентов валютного кон-

троля и их должностных лиц и др.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон Рос. Федерации от

10.12.2003 г. N 173-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. N 50. Ст. 4859.


background image

Контрольные вопросы по главе 2

35

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Контрольные вопросы по главе 2

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Охарактеризуйте предмет и метод финансового права.

2. Назовите источники финансового права.

3. Соотнесите категории «структура финансового права», «система финансо-

вого права» и «система финансового законодательства».

4. Охарактеризуйте специфические черты финансово-правовой нормы и ее

структуру.

5. Представьте классификацию финансово-правовых норм.

6. Дайте понятие дефиниции «финансовое правоотношение».

7. Как соотносятся понятия «субъект финансового права» и «субъект финан-

сового правоотношения»? Перечислите субъектов финансового права.