Файл: Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
5. Народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие)[25].
Исходя из всего сказанного, мы можем сделать вывод.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что важная роль в становлении ролевого поведения ребенка-дошкольника принадлежит общению. Овладение коммуникативными умениями способствует установлению полноценных контактов ребенка со сверстниками и взрослыми.
К старшему дошкольному возрасту сверстник становится для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самопознания, но и неотъемлемой стороной его самосознания, субъектом обращения его целостного, неразложимого Я. Сравнение себя со сверстником и противопоставление ему превращаются во внутреннюю общность, которая делает возможными более глубокие межличностные отношения детей.
Главными структурными компонентами сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой отражение ребенком окружающей его действительности; содержание - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:
- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;
- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);
- роль - средство реализации сюжета[26].
Игра – является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, она оказывает влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей, дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других[27].
В процессе игровой деятельности у детей развивается внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в ролевом поведении ребенка.
Изучение теоретических основ вопроса недостаточно для доказательства изменения ролевого поведения детей дошкольного возраста в процессе игры, что явилось необходимостью в дальнейшем перейти к исследовательской работе. В процессе которой, необходимо проследить изменение ролевого поведения детей с помощью специально организованного эксперимента.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
2.1Методика исследования и организация эксперимента
Ролевая игра как форма передачи социального опыта появилась одновременно с человеком, а возможно, и задолго до него. Воспроизведение в игре социальных ролей является необходимым условием и для развития ребёнка. Уже в раннем возрасте ребёнок начинает играть в ролевые игры, примеривая на себя ту или иную роль. В семь лет ребёнок играет в “школу”, “путешествия”. Необходимость игры объясняется попыткой примерить на себя в игре социальные роли взрослых. Ролевые игры в детском возрасте возникают спонтанно, и роли распределяются по принципу “чур, я буду”. У ребёнка не всегда хватает знаний, мало жизненного опыта, чтобы построить адекватную социальную модель, и он постигает жизнь через игру[28].
Для проведения данного эксперимента была проведена следующая работа.
Организация работы
1Организационный этап, в него входят:
1. Выбор темы и разработка исследовательского проекта.
2. Составление перспективных планов по реализации проекта.
3. Изучение прогрессивного опыта по данной теме.
4. Организация развивающей среды.
5. Теоретически обосновать целесообразность использования новых атрибутов для предметно – игровой среды, необходимой для проигрывания новых дополненных сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу
6. Подготовить информационную копилку (текстов консультаций), с целью обогащения опыта родителей и воспитателей по формированию педагогических знаний и развитию игровых и социально адаптивных умений дошкольников.
7. Разработать перспективный план по формированию посредством сюжетно – ролевой игры социально значимых норм поведения с детьми.
8. Разработать и апробировать методики проведения игры с правилами для детей
9. Разработать картотеку игр на развитие восприятия с детьми
10. Разработать сюжетно – ролевые игры с детьми
11. Подготовить развивающую игровую среду необходимую для внедрения сюжетно – ролевых игр, имеющих социально-нравственную основу с учетом тематики основной программы МДОУ и возрастных особенностей детей .
2 Диагностический этап.
на начало эксперимента
1. Выявить уровень развития сюжетно-ролевой игры .
2. Диагностика игровой деятельности в средней группе.
3 Основной этап.
1. Составление перспективного плана по формированию сюжетно – ролевой игры
2. Разработка методики формированию игры с правилами
3. Составление картотеки игр на развитие восприятия у детей дошкольного возраста
4. Разработка сюжетно – ролевых игр
5. Подборка консультационного материала для педагогов
6. Составление консультационного материала для родителей:
- “Игра в творчество”.
- “Влияние занятий на игру и поведение детей”.
- “Играем в сюжетные игры”.
- “Современные ребята, современные игры”.
- “Сюжетно – ролевая игра”.
- “Родителям об играх и игрушках”.
4 Повторная диагностика
5 Обобщающий этап.
1. Подведение итогов работы с детьми, показ сюжетно-ролевой игры
Для изучения игровой деятельности дошкольников применяются наблюдение, беседа с детьми – свободная или по вопросам, и различные диагностические методики
Анализ практики показал, что постепенное обогащение игры детей зачастую никак не предусматривается в планах воспитательной работы. Поиск путей, обеспечивающих постепенное планомерное обогащение игры каждого ребёнка и группы в целом, показал, что планировать надо систему педагогических мероприятий, а не сюжетную линию игры детей, т.к. это ограничивает их действия, тормозит развитие самостоятельности и инициативы. Планирование педагогических воздействий должно помогать воспитателю, с одной стороны, направлять детей на отображение в игре новых явлений окружающей действительности, с другой стороны, усложнять многие способы и средства воспроизведения этой действительности. Именно окружающая жизнь детей, их знания, полученные из разных источников, определяют конкретное содержание игровых задач, тему сюжета. А от умелого усложнения способов и средств решения игровых задач зависит формирование самой игры.
Также было проведено исследование, цель которого заключалась в выяснении психологических особенностей популярных детей, которые отличают их от непопулярных.
При помощи на методики вербального выбора, которая достаточно часто применяется в психологических исследованиях. В беседе экспериментатор задавал каждому ребенку вопросы о его субъективном отношении к сверстникам: с кем бы он хотел дружить, и с кем из детей в группе он никогда дружить не станет. Как правило, эти вопросы не вызывали у детей особых затруднений – они уверенно называли два-три имени сверстников из группы.
Эксперимент был проведен в двух старших группах дошкольного возраста МДОБУ д/с № 36 д. Новоболтурина Чунского района Иркутской области. Всего было обследовано 50 детей.
В этих двух группах были выделены
12 популярных (получивших 4 – 1 положительных выборов) и
8 непопулярных дошкольников, которые получили только отрицательные выборы (от 3 до 7). Эти ребята подверглись дальнейшему сравнительному психологическому анализу с точки зрения их социальной компетентности.
Нами исследовались три компонента коммуникативных умений.
1. Когнитивный – социальный интеллект.
2. Поведенческий – общительность, стремление к совместной деятельности и к сотрудничеству, инициативность в совместной деятельности.
3. Эмоциональный – способность к сопереживанию, помощи и поддержке.
Остановимся на конкретных методиках, использованных для выявления данных аспектов.
Для определения уровня развития социального интеллекта использовались две методики:
«Вопросы» теста Векслера (субтест «Понятливость»); были выбраны шесть вопросов, наиболее понятные детям и соответствующие современным условиям;
«Картинки» – проективная методика; детям предлагалось найти выход из понятной и знакомой им проблемной ситуации (не принимают в игру, сломали или отняли любимую игрушку и т.д.). Ребенку предлагали рассказать, что здесь изображено и как бы он решил возникшую проблему.
Степень решения проблемы измерялась по 3-балльной шкале в соответствии с критериями, используемыми в тесте Векслера.
Данные методики были проведены со всеми детьми, участвовавшими в эксперименте, однако более пристальному анализу подверглись результаты популярных и непопулярных дошкольников.
Поведенческий компонент коммуникативных умений выявлялся методом наблюдения за взаимодействием детей в свободной, ненормированной обстановке.
Для выявления эмоционального аспекта использовались две игровые ситуаций, в которых ребенок мог проявить сочувствие сверстникам, по собственному желанию помочь им, поделиться тем, что нужно самому. В одной из них (с условным названием «Ателье») нескольким детям раздавали в случайном порядке вырезанные из бумаги детали кукольной одежды (бантики, туфельки, рукава, кружева и пр.) и предлагали каждому одеть свою куклу. Решение этой задачи предполагало взаимный обмен деталями. Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, реакция на просьбы сверстников служила для нас показателем сопереживания. В другой ситуации («Строитель») испытуемый наблюдал, как его сверстник строит дом и выдавал ему детали для постройки.
Кроме того, для выявления способности к сопереживанию проводилась проективная методика «Картинки», где использовался тот же наглядный материал, что и при измерении социального интеллекта, но производился качественный анализ решений детей в конфликтных ситуациях.
2.2. Анализ полученных результатов исследования
Исследование тематики ролевых игр осуществлялось методом стандартизированного включенного наблюдения.
Цель первого этапа – определить соответствие навыков игровой деятельности возрасту детей, что и как отражается в играх, как идёт развитие сюжета, какова роль воспитателя в руководстве игрой.
Результаты приведены в таблице:
Таблица 1
Результаты анализа игровой деятельности дошкольников
Вопросы для анализа |
Анализ игровой деятельности |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач |
Воплощение замысла происходит путём решения одной игровой задачи. Замыслы игры неустойчивые. Перед игрой общий план не намечается, импровизации (новые идеи и образы) в игре нет. |
Сюжет игры |
Сюжеты игры однообразны и не развёрнуты. Дети не используют в играх знания, полученные на занятиях, экскурсиях, при чтении книг. Использовались предложенные воспитателем темы: «Магазин», «Больница», «Школа», «Семья». При игре в «Семью» упор делался на сексуальные отношения; девочки наряжались, «красились», «ходили на работу в офис», «посещали фитнес и.т.д». «Детей» (кукол) отводили в «детский сад» и тут же благополучно о них забывали. Игру в «Магазин» превращали в шопинг, где в каталку сваливалось всё, что было под рукой. Мальчики участия в предложенных играх не принимали. Играли в «террористов», «человека-паука», «захват планет» - прослеживалась ярко выраженная агрессивная направленность игр. |
Содержание игр |
Мальчики и девочки играют отдельно. Содержание игр не менялось долгое время, ход игр шёл по ранее сложившейся схеме. |
Умения комбинировать разнообразные события |
Комбинации событий не было, обыгрывался привычный детям сюжет. |
Игровые действия и игровые предметы |
Не используются предметы-заместители. По ходу игры дети не подбирают и не заменяют необходимые им предметы. |
Длительность |
С начала игры до её окончания по инициативе детей проходило 10-15 минут. |
Методы и приёмы руководства игрой |
Воспитатель дал тему игры, подобрал необходимый материал, помог распределить роли, наблюдал за игрой детей, их поведением. Излишне агрессивные игры и игры возникающие по инициативе детей («террористы», «роботы-захватчики») старался пресекать. Непосредственного участия в игре не принимал, т.к. считал это необязательным и даже вредным для проявления детской самостоятельности (пресечение «ненужных» игр считал вполне достаточным). |
Соответствие содержания игровой предметно-развивающей среды возрасту детей |
Наличие атрибутики для различных сюжетных игр по возрасту детей, но размещение не рациональное. Предметов-заместителей мало, бросовый материал отсутствует. Конструкторы и строительный материал есть. |