Файл: Управление закупками в ресторанах различных форматов (Основные проблемы закупочной деятельности сетевых ресторанов).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 486
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ СЕТЕВОГО РЕСТОРАНА
1.2.Основные проблемы закупочной деятельности сетевых ресторанов
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В РЕСТОРАНАХ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАТОВ
2.1.Характеристика организации, персонал
2.2. Проблемы взаимодействия с поставщиками
2.3 Взаимосвязь организации и контроля за закупками и рентабельности ресторанов
Продолжение
Типовая структура Политики закупочной деятельности ресторана
3.Порядок обжалования действий, решений или бездействия сотрудников при проведении закупок в контролирующий закупочный орган |
3.1.Любой участник закупочной процедуры, который заявляет, что понес или может понести убытки в результате нарушения своих прав в связи с действиями, решениями или бездействием представителя Компании имеет право до заключения договора подать заявление о рассмотрении жалобы, связанной с проведением закупки, в контролирующий закупочный орган или в суд. 3.2. Жалоба направляется в контролирующий закупочный орган по реквизитам, указанным на сайте компании. О получении жалобы контролирующий закупочный орган незамедлительно уведомляет председателя закупочной комиссии, проводящей закупку. На время рассмотрения жалобы процедура проведения закупки приостанавливается до вынесения решения, если к тому нет явных препятствий юридического или экономического характера; 3.3. По результатам рассмотрения жалобы контролирующий закупочный орган может принять одно из следующих решений: отказать в жалобе, если жалоба признается необоснованной; удовлетворить жалобу полностью или частично, обязав членов закупочной комиссии выполнить требуемые действия или пересмотреть ранее принятое решение, если к тому нет явных препятствий юридического или экономического характера; отказать в жалобе, если жалоба была признана обоснованной, но ее невозможно удовлетворить в силу препятствий юридического или экономического характера; 3.4. Решение о результатах рассмотрения жалобы незамедлительно доводится до заинтересованных лиц. |
4. Официальный сайт компании и иные источники, используемые для публикации информации о закупках Адрес Электронной торговой площадки для проведения закупок в электронной форме. |
4.1.Должны иметься 4.2. Должен иметься |
Продолжение
Типовая структура Политики закупочной деятельности ресторана
5. Приоритеты компании в выборе поставщиков |
5.1. Долгосрочные хозяйственные связи; 5.3. Бесперебойность поставок 5.4. Качество 5.5. Цена. |
6. Требования или рекомендации по обеспечению уровня открытости или конкуренции при проведении закупок (в целом или по разным видам закупаемой продукции, разным видам закупочных процедур) |
6.1.На официальном сайте в разделе «Закупки» и на Электронной торговой площадке Компании размещаются: -регламент, определяющий порядок осуществления закупочной деятельности (включая описание сроков проведения закупочных процедур, права и обязанности Компании и участников закупочных процедур, требования к порядку подготовки и подачи технико-коммерческих предложений (заявок), порядок обжалования действий должностных лиц Компании) |
7. Особенности принятия решений, установления требований или проведения закупочных процедур в отношении каких-либо отдельных видов закупаемой продукции, каких-либо рынков, каких-либо закупочных ситуаций |
7.1. В зависимости от корпоративной культуры |
8.Требования или рекомендации по распределению полномочий по принятию решений в области закупок между структурными подразделениями, условиям закупки, выборе победителя |
8.1. В зависимости от организационно-управленческой структуры |
9. Организационная структура и штатная численность органов закупки |
9.1. Требования или рекомендации к опыту работы и профессиональным знаниям и навыкам занятым закупочной деятельностью руководителей, сотрудников, членов закупочных комиссий, экспертов, ревизоров. |
10.Ключевые показатели эффективности работы руководителей, ответственных за организацию и проведение закупок, и закупающих сотрудников |
10.1.Ууровень обслуживания; 10.2. оборачиваемость; 10.5. Скорректированная прибыль |
Продолжение
Типовая структура Политики закупочной деятельности ресторана
11. Требования к средствам массовой информации, используемым для публикации сведений о закупках |
11.1. Объективность; |
12. Прочие существенные аспекты организации закупочной деятельности |
12.1. Детализация Политики осуществляется в процедурах, регламентах, положениях и инструкциях, которыми могут быть:
|
Приложение 2
Основные источники потерь в ресторане[25]
Основные источники потерь в баре:
|
Основные источники потерь на производстве 1.Себестоимость блюд. Сколько стоят продукты, закупаемые рестораном, по сравнению с другими возможностями закупок? Можно ли получать часть продукции дешевле без потери качества? 2.Складские остатки. Перезатаривание склада — это списания испорченных продуктов или замороженные в товаре средства. А стоп-лист по блюдам — это удар по имиджу заведения и снижение лояльности гостей. 3.Приём товара. Возможна поставка товара низкого качества и последующие списания. 4.Рецептуры блюд и калькуляционные карты. Отсутствие контроля за выходом блюд и соблюдением рецептуры приводит к снижению качества и хищениям. 5.Санитарное состояние производства, оборудования и инвентаря. Последствия и потери от всего одного случая отравления не хочется даже представлять. 6.Правила движения, хранения продуктов, маркировка, ротация .Отсутствие четких правил и контроля за их исполнением не позволяет сохранить свежесть и качество продуктов и приводит к лишним списаниям. 7.Нормы заготовки и списания продуктов. При отсутствии норм — риск возникновения списаний или упущенная прибыль по причине отсутствия блюда (стоп-лист). Неконтролируемые списания предоставляют массу возможностей для мошенничества. 8.Меню. Анализ фудкоста на предмет замены лишних, дорогостоящих, скоропортящихся, а также редко используемых ингредиентов. 9.Нарушение технологии приготовления блюд. Потеря либо самого блюда, либо гостя |
Продолжение
Основные источники потерь в ресторане
Как исправляется:
Настройка системы, в которой отсутствуют возможности манипуляций с кассой |
Как исправляется:
Стандарты приготовления блюд, регулярный контроль над их исполнением, ответственность за нарушение технологии. |
Приложение 3
Пример анализа данных по продажам за один день в баре ресторана[26]
Блюдо |
Объем реализации, шт. |
Доля продаж, % |
Цена |
Себестоимость % |
Маржа |
Валовая себестоимость |
Объем продаж |
Валовая маржа |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бастурма |
15 |
7,5 |
370 |
45 |
203,5 |
2497,5 |
5550 |
3052,5 |
|||
Луковые кольца |
70 |
35 |
330 |
24 |
250,8 |
5544 |
23100 |
17556 |
|||
Сырные шарики |
30 |
15 |
340 |
30 |
238 |
3060 |
10200 |
7140 |
|||
Сухарики |
85 |
42,5 |
230 |
18 |
188,6 |
3519 |
19550 |
16031 |
|||
Итого/ среднее |
200 |
Средняя доля продаж — 25 |
Средняя маржа — 218,9 |
14620,5 |
58400 |
43779,5 |
Количество всех проданных за день блюд: 15 + 70 + 30 + 85 = 200. Для рассчета фудкоста, делим валовую себестоимость на общий объем продаж в категории и умножаем на 100%: 14 620,5 / 58 400 * 100 = 25%.
Чтобы узнать среднюю маржинальность блюд, необходимо разделить валовую маржу на общее количество проданных позиций: 43779,5 / 200 = 218,9. Сравнивая с этой цифрой данные по каждой позиции, можно понять, какие блюда здесь высокомаржинальные, а какие — нет.
Маржинальная прибыль - это сумма денег, которая позволяет оплачивать затраты на заработную плату и операционные издержки, а также получать операционную прибыль.
Позиции меню ресторана по уровню маржинальности
Из проведенного анализа продаж следует, что :
-луковые кольца — это «звезда», высокая маржа и большая популярность.
- бастурма — «собака», низкие маржа и спрос. Смело можно убрать закуску из меню и заменить на прибыльную позицию, которая понравится посетителям;
- сухарики — типичная «рабочая лошадка», высокая популярность, но низкая маржа. Самая дешевая позиция в категории. Возможно, стоит повысить цену на блюдо;
-сырные шарики — «загадка», хорошая маржа, но плохие продажи. Нужно сделать позицию более популярной. Для этого нужно запустить акцию или специальное предложение с этой позицией, сделать акцент в меню и поручить задание официантам почаще предлагать его.
Примерная «справочная» величина фудкоста для заведений каждого определенного сегмента общественного питания известна: кофейни — 12—16%, бары — 16—25%, рестораны — 25—40% (правда, иные «шефы» могут довести и до 50%, поэтому с ними нужно сразу попрощаться).
Как правило, после первой декады месяца уже удается спрогнозировать сумму затрат, и это позволит прикинуть, сколько осталось средств на закупку, чтобы не превысить значение фудкоста.
Если фудкост не укладывается в заданное значение, в первую очередь, следует пересмотреть дорогостоящие продукты, такие как мясо, рыба, сыры. Некоторые позиции можно заменить отечественными, они, как правило, дешевле. Позиции в меню, которые невозможно заменить, но и продолжать работать с ними неразумно, поскольку цена зашкаливает (например, лосось сейчас практически везде заменен неркой), должны покинуть меню. Снизить расходы поможет также работа с сезонными продуктами — ягодами, грибами, фруктами, овощами.
Приложение 4
Анализ блюд из таблицы 7, стр.26.
Рассмотрим некоторые позиции из таблицы 7, стр. 26.
-«Паста Карбонара» входит в категорию ААА. Это означает, что блюдо хорошо продается, приносит большой оборот и высокую маржинальную прибыль, то есть оно нравится гостям, и при этом выгодно для заведения. Такие блюда (входящие в категорию ААА) являются хитами; необходимо постоянно контролировать их наличие в меню и качество, ведь случись что с ними – потери для заведения будут катастрофическими!
-«Курица барбекю» - еще один достаточно распространенный пример -категория АВВ. Блюдо хорошо продается, но при этом приносит средний оборот и среднюю маржинальную прибыль. Подобные ситуации требуют определенных действий с целью повышения наценки: снижение себестоимости, повышение цены.
Снижения себестоимости можно добиться несколькими путями: а) ввести гарнир, если блюдо подается без него. Это даст больше свободы в контроле себестоимости; б) несколько изменить выход дорогостоящих ингредиентов; в) подобрать более дешевое сырье или найти другого поставщика.
-«Лобстер» - блюдо относится к категории ВАА, что означает средние продажи, но высокий оборот и высокая маржинальная прибыль. Продажи подобных блюд необходимо дополнительно стимулировать: они выгодны для заведения и имеют потенциал роста продаж.
-«Креветки в апельсиновом соусе» - блюдо входит в проблемную категорию ССС: малое число продаж, низкий оборот, низкая маржинальная прибыль. В таких случаях необходимо взглянуть на два показателя по конкретному блюду: число продаж и % наценки. Если блюдо продается менее одного раза в день и имеет низкую наценку (менее 150%), то его можно смело убирать из меню. В противном случае необходима работа с блюдом: постоянный бракераж, опрос гостей о его вкусе, стимулирование продаж,. Если же и после проделанной работы картина сохраняется, то блюдо выводится из меню с заменой его на аналогичное тестовое.
Первый и основной результат, который нужно получить по итогам анализа продаж – это список тех блюд, которые никак не могут оказаться в стоп-листе. Это высокомаржинальные блюда с хорошим уровнем продаж, поэтому, если эти позиции отсутствуют без уважительной причины (например, из-за того, что вовремя не были сделаны заготовки или закупка не была сделана вовремя), следует принимать жесткие меры к сотрудниками.
Вторым результатом должно быть формирование 5 – 6 сводных групп и их тщательный анализ. Например, если блюдо находится в группе ВАА, демонстрируя не лучшие результаты по количеству продаж, необходимо понять причину.