Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ
1.1 Сущность и основы формирования организационной культуры
1.2. Роль и место организационной культуры в реализации стратегии развития современного предприятия.
2. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организационно-экономическая характеристика объекта исследования
2.2 Оценка влияния организационной культуры на конкурентоспособность компании
Как показывают данные таблицы 2, в 2014-2016 гг. финансовые коэффициенты, рассчитанные для ООО «Медиа-Маркет Сатурн» и характеризующие зависимость организации от внешних источников финансирования, были ниже нормы. При этом в отношении отдельных коэффициентов отмечается отрицательная динамика. Данный факт подтверждает неустойчивость финансового состояния ООО «Медиа-Маркет Сатурн»и высокий уровень зависимости от внешних источников финансирования. Проведем оценку платежеспособности предприятия на основе оценки ликвидности баланса ООО «Медиа-Маркет Сатурн».
Результаты расчетов показателей (коэффициентов) ликвидности (платежеспособности) предприятия представлены в таблице 3.
Таблица 3
Показатели (коэффициенты) ликвидности (платежеспособности) ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Показатель |
Оптимальное значение |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2-0,5 |
0,537 |
0,436 |
0,334 |
Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) |
2 |
2,202 |
2,047 |
1,705 |
Коэффициент быстрой ликвидности (промежуточный или критический коэффициент покрытия) |
1 |
0,995 |
0,774 |
0,678 |
Как показывают данные таблицы 3, в 2014-2016 гг. компания недостаточно неплатежеспособна. Вообще, коэффициент текущей ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на 2-3 месяца вперед, коэффициент быстрой ликвидности – на 1-2 месяца вперед, а коэффициент абсолютной ликвидности – на ближайший месяц. Таким образом, на конец 2016 года организация является платежеспособной только на ближайший месяц.
Высокие цели ООО «Медиа-Маркет Сатурн» достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.
ООО «Медиа-Маркет Сатурн» – надежный работодатель, его сотрудники гордятся своим местом работы. ООО «Медиа-Маркет Сатурн» формирует команду профессионалов, и непрерывно заботится о повышении квалификации, мотивации и социальной защищенности персонала. ООО «Медиа-Маркет Сатурн» предоставляет сотрудникам конкурентоспособную заработную плату и индивидуальный социальный пакет, поощряет стремление приобретать новые знания и навыки, организует уникальные обучающие курсы, предлагает индивидуальные программы развития. Каждый работник может воплотить в жизнь новаторские идеи и стать частью профессиональной команды единомышленников, которой доверяют миллионы.
Главное, к чему стремится руководство ООО «Медиа-Маркет Сатурн» в своей политике по отношению к сотрудникам: сформировать новую философию труда, которая стимулировала бы стремление к постоянному совершенствованию и личную заинтересованность в достижении общего успеха. Принципиально важно создать для сотрудников современные, комфортные и безопасные условия труда. Обеспечить их социальную защищенность и поддержку в трудных жизненных ситуациях. Дать возможность получить новые знания и реализовать свой потенциал. Предметом отдельной заботы организации является здоровье сотрудников. Руководители считают оправданными инвестиции в обеспечение сотрудников качественной и своевременной медицинской помощью, а также в пропаганду здорового образа жизни.
В связи с этим в ООО «Медиа-Маркет Сатурн» реализуется множество программ по развитию персонала, совершенствованию системы мотивации, адаптации, обеспечению качественного медицинского обслуживания, организации досуга, поддержке здорового образа жизни, и так далее.
В ООО «Медиа-Маркет Сатурн» в человеке ценят индивидуализм, профессионализм, коммуникабельность и творческий подход к выполняемой работе.
В коммуникационную систему входит письменная, устная и невербальная коммуникация, «телефонное право» и открытость. Но открытость коммуникаций разница от группы к группе, от подразделения к подразделению[28].
В работнике ценится умение выглядеть. Для служащих характерен деловой стиль одежды, опрятность и др. Человек в любой рабочей ситуации должен с честью нести имя фирмы.
Питание организовано прямо в офисе, что не очень удобно, так как создает некий дискомфорт при организации сотрудниками обеденных перерывов.
Соблюдение временного распорядка и пунктуальность являются неотложными требованиями.
Отношения в организации нельзя называть чисто формальными, так как в них присутствует определенная свобода. Но эта свобода заключена в определенных рамках. Это подтверждается взаимоотношениями к вышестоящим по рангу.
В организационной жизни люди ценят работу и свое положение. Но нет рвения к высшим должностям, при котором лучшие человеческие качества затухают. Эти ценности закреплены в уважении ответственности, профессионализма и здоровой конкуренции.
У работников присутствует вера в руководство, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение и в справедливость. Моральные нормы также оказывают влияние на качество работы.
Все работники стремятся к осознанному выполнению работы, полагаясь на интеллект и силу. Существуют процедуры информирования работников (собрания)[29].
Отношение к выполняемой работе рассматривается с позиции ответственности. Среди важных моментов организации работы отмечается чистота рабочего места и качество работы. Человека не осуждают за его привычки, главное чтобы они не оказывали отрицательного влияния на окружающих и на выполняемую работу, которая осуществляется как индивидуально, так и в группе.
Среди положительных черт организационной культуры ООО «Медиа-Маркет Сатурн» можно выделить:
- Рационально организованную систему обучения новичков: прохождение испытательного срока, который в большинстве случаев способствует лучшей адаптации на рабочем месте, закрепление опытных наставников, которые помогают разобраться в специфике работы;
- Наличие униформы (делового стиля одежды);
- Комплекс обрядов. Например, обряды по поводу окончания учёбы, стажировки (торжественное вручение дипломов, сертификатов);
- Проведение мероприятий по совместному отдыху (юбилеи работников, выезды на природу);
- Запись на видеопленку основных событий в жизни компании: конференций, семинаров, торжественных мероприятий;
- Выпуск рекламных и информационных бюллетеней, общественные связи со средствами массовой информации;
- Действующие социальные программы, связанные с обязательным медицинским страхованием, страхованием от несчастных случаев и тяжелых заболеваний, добровольным медицинским страхованием, социальными гарантиями работников[30].
Конечно, есть и некоторые недостатки действующей организационной культуры, их нельзя назвать отрицательными сторонами, потому что они не ведут сразу и прямо к снижению эффективности организации, но в будущем могут повлиять на нее негативно. К этим чертам относится отсутствие:
- Хорошо оборудованной столовой для сотрудников;
- Легенд и мифов о компании;
- Конкурсов профессионального мастерства.
В целом, можно сделать вывод, что ООО «Медиа-Маркет Сатурн» обладает основными составляющими организационной культуры, здесь уважают личность за то, как она выполняет работу, ценят лучшие человеческие качества и черты.
2.2 Оценка влияния организационной культуры на конкурентоспособность компании
В таблице 4 приведен PEST-анализ внешней среды организации, анализ проводился методом экспертного опроса, экспертами выступали менеджеры ООО «Медиа-Маркет Сатурн». Изначально были выявлены основные факторы макроокружения компании, затем каждому был присвоен вес от 1 до 3 в зависимости от степени влияния на компанию данного фактора, после чего каждый фактор был оценен по 5 бальной шкале и получена итоговая оценка значимости каждого фактора путем умножения веса на оценку.
Таблица 4
PEST- анализ внешней среды компании
№ |
Факторы |
вес |
оценка |
итог |
Политические |
31 |
|||
1 |
Изменение законодательства |
3 |
5 |
15 |
2 |
Отношение фирмы с Правительством и федеральной властью в целом |
2 |
4 |
8 |
3 |
Государственное регулирование конкуренции в отрасли |
2 |
4 |
8 |
Экономические |
31 |
|||
1 |
Общая характеристика экономической ситуации |
2 |
4 |
8 |
2 |
Динамика развития предпринимательской деятельности |
3 |
5 |
15 |
3 |
Платежеспособный спрос населения |
2 |
4 |
8 |
Социальные |
29 |
|||
1 |
Изменения в уровне и стиле жизни |
3 |
5 |
15 |
2 |
Изменения в демографии |
2 |
4 |
8 |
3 |
Изменения в основных потребительских предпочтениях |
2 |
3 |
6 |
Технологические |
28 |
|||
1 |
Новые информационные технологии |
3 |
4 |
12 |
2 |
Доступность баз данных |
2 |
4 |
8 |
3 |
Применение Интернета и т.п. |
2 |
4 |
8 |
ИТОГО |
Из проведенного анализа видно, что наиболее значимыми для компании являются экономические и политические факторы, суммарная оценка которых наиболее высока.
На рисунке 2 представлено влияние факторов конкуренции на ООО «Медиа-Маркет Сатурн». Из рисунка видно, что основное влияние на конкуренцию в отрасли оказывают потребители (около 50 %), на втором месте – конкуренты (30 %). Потенциальные конкуренты оказывают наименьшее влияние – по 5 %. Оценка влияния проводилась на основании анализа вторичных источников (ранее проводимые другими компаниями анализы рынка недвижимости).
Рисунок 2. Влияние пяти сил конкуренции на ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Полученный в результате многоугольник влияния конкурентных сил показывает, что максимальное внимание для сохранения и повышения конкурентоспособности компании необходимо уделять удержанию имеющихся и привлечению новых потребителей – клиентов, в основном за счет перетягивания клиентов у конкурентов.
Выявление движущих сил конкуренции направлено на отслеживание факторов внешней среды, определяющих направление и интенсивность отраслевых изменений[31]. Наиболее общие движущие силы в данном бизнесе: изменение динамики спроса, инновации, изменения в удельных затратах и эффективности, изменение неопределенностей и риска.
Определение ключевых факторов успеха – выявление общих для всех предприятий отрасли переменных, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.
Ключевые факторы успеха (КФУ) важны для ля поддержания высоких темпов роста и удержания лидирующих позиций в бизнесе, основывающихся на таких факторах успеха, как представленных в таблице 5.
Данные факторы были выделены в процессе анализа общих тенденций развития рынка недвижимости на основании вторичных исследований, автором при консультации с сотрудниками агентства был проставлен вес каждого КФУ (чем выше вес, тем более значим фактор) и текущая оценка данного фактора, итоговая оценка поучилась путем умножения веса на оценку.
Таблица 5
Оценка ключевых факторов успеха ООО «Медиа-Маркет Сатурн»
Фактор |
Вес |
оценка |
Итого |
Эффективная логистика распределения заказов |
0,3 |
4 |
1,2 |
Четкие бизнес-процессы и наличие стандартных форматов |
0,2 |
4 |
0,8 |
Эффективное управление процессами и персоналом |
0,2 |
3 |
0,6 |
Наличие эффективной комплексной автоматизированной информационной системы обслуживания |
0,2 |
3 |
0,6 |
Управление брэндом и корпоративной культурой |
0,1 |
3 |
0,3 |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА |
1 |
3,5 |