Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение:

Руководитель 1. Абстрактный тест трудности жизнестойкости и совладающего поведения личности в сложных актуальных обстановках

1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели

1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели

1.2 Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии

1.3 Влияние личностных и социально-психологических факторов на выбор копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях

Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности компонентов жизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях

2.1 Цели, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования

2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей

2.2.1 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов

2.2.2 Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости у взрослых

2.2.3 Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей

2.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей

2.3.1 Анализ выраженности стратегий совладания у студентов

2.3.2 Анализ выраженности стратегий совладания у взрослых

2.3.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей

2.4 Анализ взаимосвязей между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегиями совладания

Заключение

Используемая литература

2. Около трети студентов - участников исследования имеют высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность, свой путь.

3. Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет средний уровень выраженности у большинства студентов – участников исследования, следовательно, они получают удовольствие от собственной деятельности, чувствуют себя уверенными.

4. У большинства взрослых - участников исследования наблюдается средний уровень выраженности таких компонентов жизнестойкости, как «принятие риска», «контроль»,«вовлеченность».

5. Большинство студентов – участников исследования имеют высокий или средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такой компонент как «принятие риска», а большинство взрослых – участников исследования имеют средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладают такие компоненты, как «контроль» и «вовлеченность».

6. У студентов стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя, самоконтроль имеют более высокий уровень выраженности, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства - избегания.

7. У взрослых участников исследования выше среднего выражены такие стратегии совладания, как самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки, положительная переоценка, но ниже среднего выражена такая стратегия совладания, как конфронтация.

8. У студентов значимо выше уровень выраженности таких стратегий совладания, как конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых людей - дистанцирование, самоконтроль, планирование решения проблемы.

9. Отсутствуют различия между студентами и взрослыми людьми в выраженности таких стратегий совладания, как: поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка.

10. Как у студентов, так и у взрослых преобладают конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. У студентов и взрослых выражены различные деструктивные стратегии совладания: у студентов - конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых – дистанцирование.

11. Чем выше выраженность жизнестойкости, тем выше выражены такие стратегии совладания, как стратегия конфронтации, поиска социальной поддержки и планирования решения.


12. В зависимости от уровня выраженности того или иного компонента в структуре жизнестойкости преобладают различные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Выраженность «вовлеченности» в структуре жизнестойкости способствует развитию стратегий планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки и положительной переоценки. Выраженность «принятия риска» увеличивает выраженность стратегии конфронтации и уменьшает выраженность стратегии дистанцирования.

Таким образом, результаты и выводы исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и свидетельствуют о том, что между уровнем выраженности жизнестойкости и выбором стратегий совладания в трудных жизненных ситуациях существуют значимые взаимосвязи.

Практическая значимость исследования.

Результаты и выводы исследования могут быть использованы в процессе консультирования людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Они могут быть применены с целью диагностики и последующего развития компонентов жизнестойкости у людей, принадлежащих к различным возрастным группам. Полученные данные могут применяться с целью разработки программ обучения совладающему поведению.

Используемая литература

1. Время личности и время жизни  Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. 
Науч. изд. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина; [Рос. акад. наук. Ин-т психологии]. Москва, 2004. Науч. изд. / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина; [Рос. акад. наук. Ин-т психологии]. Москва, 2004. 
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с 
3. Введение в психологию активности / Изд. 4-е. — Москва: ЛЕНАНД, 2015. — 235 с.: — (Из наследия Л. П. Гримака). — ISBN 978-5-9710-1739-4. В книге доктора медицинских наук, профессора Л. П. Гримака в популярной форме излагаются научные данные, характеризующие возможности и закономерности самоорганизации и самопрограммирования психической деятельности, раскрываются пути их... 
4. Гришиной Н.В. Психология социальных ситуаций/ Сост. и общая редакция СПб.: Питер, 2001. – 416.: ил. – (Серия “Хрестоматия по психологии”) 
5. Горбатовой М.М., А.В.СерогоА.В., Яницкого М.С. Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90. 
6. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. М. ... М., 2005. 
7. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.: 
Изд-во СПбГУ 2006г. 382 с 
8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. – Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. – 344с 
9. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. – М.: Смысл, 2006 – 63с. 
10. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2. С. 
11. Никифоров Г. С. Психология здоровья. — СПб., 2002. 
12. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 87-115. 
13. Психология совладающего поведения: материалы Международ. Науч. – практ. конф./отв. ред.: Е.А. Некрасова, 2007. – 426с. 
14. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации жизни. – Саратов, 2002 
15. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведения. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2006. 
16. Шкуратова. И. П., Анненкова Е. А.. Личностные ресурсы как фактор совладания с кризисными ситуациями // Психология кризиса и кризисных состояний. Междисциплинарный ежегодник. 2007. Вып.4, С. 17-23. 
17. http://hpsy.ru/public/x2636.htm 
18. http://www.emissia.org/offline/2008/1286.htm


Приложения

Приложение 1. Методики исследования

1. Тест жизнестойкости С. Мадди

нет

скорее нет, чем да

скорее да, чем нет

да

Я часто не уверен в собственных решениях.

Иногда мне кажется, что никому нет до меня дела.

Часто, даже хорошо выспавшись, я с трудом заставляю себя встать с постели.

Я постоянно занят, и мне это нравится.

Часто я предпочитаю «плыть по течению».

Я меняю свои планы в зависимости от обстоятельств.

Меня раздражают события, из-за которых я вынужден менять свой распорядок дня.

Непредвиденные трудности порой сильно утомляют меня.

Я всегда контролирую ситуацию настолько, насколько это необходимо.

Порой я так устаю, что уже ничего не может заинтересовать меня.

Порой все, что я делаю, кажется мне бесполезным.

Я стараюсь быть в курсе всего происходящего во круг меня.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Вечером я часто чувствую себя совершенно разбитым.

Я предпочитаю ставить перед собой труднодостижимые цели и добиваться их.

Иногда меня пугают мысли о будущем.

Я всегда уверен, что смогу воплотить в жизнь то, что задумал.

Мне кажется , я не живу полной жизнью, а только играю роль.

Мне кажется, что если бы в прошлом у меня было меньше разочарований и невзгод, мне было бы сейчас легче жить на свете.

Возникающие проблемы часто кажутся мне не разрешимыми.

Испытав поражение, я буду пытаться взять реванш.

Я люблю знакомиться с новыми людьми.

Когда кто-нибудь жалуется, что жизнь скучна, это значит, что он просто не умеет видеть интересное.

Мне всегда есть чем заняться.

Я всегда могу повлиять на результат того, что происходит вокруг.

Я часто сожалею о том, что уже сделано.

Если проблема требует больших усилий, я предпочитаю отложить ее до лучших времен.

Мне трудно сближаться с другими людьми.

Как правило, окружающие слушают меня внимательно.

Если бы я мог, я многое изменил бы в прошлом.

Я довольно часто откладываю на завтра то, что трудно осуществимо, или то, в чем я не уверен.

Мне кажется, жизнь проходит мимо меня.

Мои мечты редко сбываются.

Неожиданности дарят мне интерес к жизни.

Порой мне кажется, что все мои усилия тщетны.

Порой я мечтаю о спокойной и размеренной жизни.

Мне не хватает упорства закончить начатое.

Бывает, жизнь мне кажется скучной и бесцветной.

У меня нет возможности влиять на неожиданные проблемы.

Окружающие меня недооценивают.

Как правило, я работаю с удовольствием.

Иногда я чувствую себя лишним даже в кругу друзей.

Бывает, на меня наваливается столько проблем, что просто руки опускаются.

Друзья уважают меня за упорство и непреклонность.

Я охотно берусь воплощать новые идеи.


Ключи шкал Теста жизнестойкости

Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3 («нет» — 0 баллов, «скорее нет, чем да» — 1 балл, «скорее да, чем нет» — 2 балла, «да» — 3 балла), ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до О («нет» — 3 балла, «да» — 0 баллов). Затем суммируется общий балл жизнестойкости и показатели для каждой из 3 субшкал (вовлеченности, контроля и принятия риска). Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.

Прямые пункты

Обратные пункты

Вовлеченность

4, 12, 22, 23, 24, 29, 41

2, 3, 10, 11, 14, 28, 32, 37, 38, 40, 42

Контроль

9, 15, 17, 21, 25, 44

1, 5, 6, 8, 16, 20, 27, 31, 35, 39, 43

Принятие риска

34, 45

7, 13, 18, 19, 26, 30, 33, 36

Средние и стандартные отклонения общего показателя и шкал Теста жизнестойкости

Нормы

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

Среднее

80,72

37,64

29,17

13,91

Стандартное отклонение

18,53

8,08

8,43

4,39

2. Копинг-тест Р. Лазаруса ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я……

Никогда

Редко

Иногда

Часто

сосредотачивался на том, что мне нужно делать дальше–на следующем шаге

начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное делать хоть что-нибудь

пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение

говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации

критиковал и укорял себя

пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как есть

надеялся на чудо

смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет

вел себя, как будто ничего не произошло

старался не показывать своих чувств

пытался увидеть в ситуации что-то положительное

спал больше обычного

срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы

искал сочувствия и понимания у кого-нибудь

во мне возникала потребность выразить себя творчески

пытался забыть все это

обращался за помощью к специалистам

менялся или рос как личность в положительную сторону

извинялся или старался все загладить

составлял план действий

старался дать какой-то выход своим чувствам

понимал, что сам вызвал эту проблему

набирался опыта в этой ситуации

говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации

пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами

рисковал напропалую

старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву

находил новую веру во что-то

вновь открывал для себя что-то важное

что-то менял, что все улаживалось

в целом избегал общения с людьми

не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться

спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал

старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела

отказывался воспринимать это слишком серьезно

говорил о том, что я чувствую

стоял на своем и боролся за то, чего хотел

вымещал это на других людях

пользовался прошлым опытом – мне приходилось уже попадать в такие ситуации

знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить

отказывался верить, что это действительно произошло

я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому

находил пару других способов решения проблемы

старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в других делах

что-то менял в себе

хотел, чтобы это все скорее как-то образовалось или кончилось

представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться

молился

прокручивал в уме, что мне сказать или сделать

думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему


Ключ:

Название шкалы

Номера опросника, которые работают на шкалу

Максим. Кол-во баллов

Описание копинг-стратегии

Конфронтационный копинг

2,3,13,21,26,37

18

Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску

Дистанцирование

8,9,11,16,32,35

18

Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость

Самоконтроль

6,10,27,34,44,49,50

21

Усилия по регулированию своих чувств и действий

Поиск социальной поддержки

4,14,17,24,33,36

18

Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки

Принятие ответственности

5,19,22,42

12

Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения

Бегство-избегание

7,12,25,31,38,41,46,47

24

Мысленноестремле-ние и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы

Планирование решения проблемы

1,20,30,39,40,43

18

Произвольные проб-лемно-фокусирован-ные усилия по измене-нию ситуации, вклю-чающие аналитичес-кий подход к проблеме

Положительная переоценка

15,18,23,28,29,45,48

21

Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Приложение 2. Математический анализ данных

Таблица 1. Показатели выраженности параметров жизнестойкости студентов (Тест Мадди)

Жизнестойкость

Вовлеченность

Контроль

Принятие риска

1

58

27

18

13

2

107

41

39

27

3

103

41

40

22

4

79

27

28

24

5

94

38

35

21

6

93

41

34

18

7

85

41

29

15

8

99

47

29

23

9

68

29

24

5

10

82

33

30

19

11

77

33

22

22

12

94

42

36

16

13

111

49

40

22

14

83

27

36

20

15

94

33

37

24

16

55

28

18

9

17

85

33

32

20

18

42

15

17

11

19

113

43

46

24

20

109

44

43

22

21

73

37

17

19

22

72

34

20

18

23

84

44

27

13

24

97

41

35

21

25

102

44

38

20

26

51

32

12

7

27

103

27

30

26

28

99

42

3

20

29

92

37

31

24

30

109

45

41

23