Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение:

Руководитель 1. Абстрактный тест трудности жизнестойкости и совладающего поведения личности в сложных актуальных обстановках

1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели

1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели

1.2 Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии

1.3 Влияние личностных и социально-психологических факторов на выбор копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях

Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности компонентов жизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях

2.1 Цели, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования

2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей

2.2.1 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов

2.2.2 Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости у взрослых

2.2.3 Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей

2.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей

2.3.1 Анализ выраженности стратегий совладания у студентов

2.3.2 Анализ выраженности стратегий совладания у взрослых

2.3.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей

2.4 Анализ взаимосвязей между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегиями совладания

Заключение

Используемая литература

Введение:

Актуальность предоставленной темы ориентируется вырастающими необходимостями нашего общества в розысках стезей сотворения одобрительных критерий для предельного становления личности, производительности ее актуального пути. Вопрос возведения личной жизни, ее маневренность или же подневольность от событий станет всякий раз беспокоить человека. Житейский дорога личности содержит единые для всех "измерения", но метод разрешения актуальных задач, возведения жизни, довольство ею углубленно персональны (К.А. Абульханова, 2001, Е.Ю. Коржова,2008, Н.А. Логинова, 2001). Жизнестойкость или же жизнеустойчивость личности делается для нее тем более необходимой в периоды общественных изменений, финансовых и других упадков. Обстоятельства прогрессивной жизни по праву именуют экстремальными и стимулирующими становление стресса. Это связанно со почти всеми причинами и опасностями, в что количестве политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными. В следствие этого прогрессивная общественная психология показывает завышенный внимание к исследованию жизнестойкости человека и ее роли в выборе совладающих стратегий поведения в сложныхактуальных обстановках.

Как ведомо, понятие жизнестойкости было введено Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди и разрабатывалось на скрещении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения (Д.А.Леонтьев, 2006). Исходя из междисциплинарного расклада к появлению жизнестойкости человека, Д.А. Леонтьев считает, собственно что данное свойство личности охарактеризовывает меру возможности личности выдерживать стрессовую историю, предохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая удачливости работы. Подобный расклад к определению жизнестойкости показывает на ее ассоциация со методами поведения человека в конкретных, стрессогенных обстановках.Любой человек в собственной жизни встречается с обстановками, лично переживаемыми им как сложные, не соблюдающие обычный ход жизни. В российской психологии неувязка актуальных обстановок, сложных и экстремальных актуальных обстановокразрабатывается почти всеми создателями, (Н.В. Гришина, 2001, К. Муздыбаев, 1998, Т.Л. Крюкова, 2004, И.П. Шкуратова, 2007). Исследование поведения, направленного на преодоление сложных обстановок, в психологии ведется в рамках изучений, приуроченных к анализу “ coping ” – устройств или же “ copingbehavior ” (Т. Л. Крюкова, 2004). Но в данных работах, ещё мало представлена неувязка связи выраженности жизнестойкости и преобладающих у личности стратегий поведения в сложныхактуальных обстановках.


В связи с данным задача предоставленного изучения заключается в определении взаимосвязей меж выраженностью компонент жизнестойкости личности и выраженностью стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках.

Объект изучения: жизнестойкость и совладающее поведение личности.

Вещь изучения:выраженность компонент жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках у учащихся и зрелых людей.

Догадка изучения: меж выраженностью компонент жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках имеют все шансы поприсутствуешь важные связи.

Задачки изучения:

Абстрактные задачки:

1. Реализовать абстрактный тест трудности выраженности жизнестойкости и совладающего поведения в сложных актуальных обстановках.
Методические задачи:

3. Выбрать способа, нацеленные на выявление выраженности компонент жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках.

Эмпирические задачки:

4. Реализовать относительный тест выраженности всевозможных компонент жизнестойкости у учащихся и зрелых людей.

5. Реализовать относительный тест выраженности стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках у учащихся и зрелых людей.

6. Ввести связи меж выраженностью всевозможных компонент жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках.

Способы изучения:

1. Для определения компонент выраженности жизнестойкости применялся анализ жизнестойкости С. Мадди.

2. Для определения выраженности стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках применялся копинг-тест Р.Лазаруса.

Объект эмпирического изучения: учащиеся – 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, зрелые – 30 человек , в возрасте от 25 до 60 лет.

Достоверность приобретенных итогов обеспечивалась внедрением в исследовании способов математической статистики: Т-критерий Стьюдента и коэффициента корреляции r-Пирсона. Приноравливались компьютерные программки MicrosoftOffice Excel 2003.


Руководитель 1. Абстрактный тест трудности жизнестойкости и совладающего поведения личности в сложных актуальных обстановках

1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели

Вопросы жизнестойкости личности имеют большое практическое смысл, потому что стабильность защищает лицо от дезинтеграции и личных расстройств, делает базу внутренней согласии, 3. Выбрать способы, нацеленные на выявление выраженности компонент жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках.

Эмпирические задачки:

4. Реализовать относительный тест выраженности всевозможных компонент жизнестойкости у учащихся и зрелых людей.

5. Реализовать относительный тест выраженности стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках у учащихся и зрелых людей.

6. Ввести связи меж выраженностью всевозможных компонент жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках.

Способы изучения:

1. Для определения компонент выраженности жизнестойкости применялся анализ жизнестойкости С. Мадди.

2. Для определения выраженности стратегий совладающего поведения в сложных актуальных обстановках применялся копинг-тест Р.Лазаруса.

Объект эмпирического изучения: учащиеся – 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, зрелые – 30 человек , в возрасте от 25 до 60 лет.

Достоверность приобретенных итогов обеспечивалась внедрением в исследовании способов математической статистики: Т-критерий Стьюдента и коэффициента корреляции r-Пирсона. Приноравливались компьютерные программки Microsoft Office Excel 2003.

Руководитель 1. Абстрактный тест трудности жизнестойкости и совладающего поведения личности в сложных актуальных обстановках

1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели

Вопросы жизнестойкости личности имеют большое практическое смысл, потому что стабильность защищает лицо от дезинтеграции и личных расстройств, делает базу внутренней согласии, Л.В.Куликов, описывая эмоциональную стабильность личности, фронтальный проект выводит 3 нюанса психической стойкости:
- стойкость, стабильность;
-уравновешенность, соразмерность;
- сопротивляемость (резистентность).
По текстам Л.В. Куликова[10], стойкость имеет место находить преодоление проблем как дееспособность предохранять веру в себя, быть убежденным в самом себе, собственных способностях, дееспособность действенной психологической саморегуляции. Прочность имеет место находить сохранение возможности личности работать, воплотить в жизнь автономия, развиваться, приспосабливаться. Сниженная стойкость приводит к что, что, оказавшись в истории риска (ситуации тестирования, истории утрат, истории общественной деривации) человек преодолевает негативные результаты психологического, соматического самочувствия, личного становления, сформировавшихся межличностных отношений.
Уравновешенность Куликов Л.В. определяет как бы — дееспособность соразмерять степень напряжения с ресурсами собственной психики и организма. Степень напряжения всякий раз обоснован стрессорами, наружными жизненными обстоятельствами, но и их личной интерпретацией, оценкой. Уравновешенность, как элемент психической стойкости, имеет место возможности минимизировать плохое воздействие личной элемента в появлении напряжения, в возможности сдерживать усилие в применимых границах. Уравновешенность — дееспособность игнорировать крайностей в мощи резонанса на происходящие события[10].
Сопротивляемость — дееспособность сопротивлению, собственно что ограничивает свободу поведения, свободу выбора, отдельных о заключениях, выборе вида жизни в целом. Важной стороной сопротивляемости считается индивида и личностная самодостаточность в нюансе свободы от зависимости[10].
Этим образом, психическая стабильность — это качество личности, отдельными качествами которого считаются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно разрешает личности противостоять актуальным трудностям, неблагоприятному давлению событий, предохранять самочувствие и функциональность во всевозможных испытаниях[10]. Г. Оллпорт не без драматичности гласил о связи хохота и актуальной ориентации жизни: «...Я собственно уверен, что психическое самочувствие заключает парадоксальную ассоциация основательности актуальной ориентации и юмора. Почти все запутанные условия жизни абсолютно безвыходны, и у нас нет напротив их ни малейшего орудия, не считая хохота. Рискнуть сказать, собственно человека невозможно считать психически здоровым, в случае когда не способен похохотать над самим собой, отмечая, где он просчитался, где его жалобе были очень раздуты или же неправомерны. Он обязан отмечать, где он обманывался, где был очень самоуверен, недальновиден, и, до этого всего, где был тщеславен. Одно из лучших снадобье от тщеславия, как гласил Бергсон, это улыбка, и вообщем, тщеславие — смехотворная слабость» [21].


Более многополно и буквально, по воззрению Д.А. Леонтьева, понятие жизнестойкости обрисовал С. Мадди. Жизнестойкость дает собой систему убеждений человека о для себя, о мире и об отношениях с ним, которая произведено из 3 компонент (вовлеченности, контроля, принятия риска) и содействует оценке мероприятий как наименее травматических и удачному совладению со стрессом.

Составляющую вовлеченность (commitment) ориентируется как «убежденность в том, собственно что вовлеченность в происходящее выделяет наибольший шанс отыскать что-то стоящее и увлекательное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает наслаждение от личной работы. В противоположность данному, недоступность похожей уверенности порождает ощущение отвергнутости, чувство себя «вне» жизни. «Если вы испытываете уверенность в для себя и в том, собственно что вселенная благороден, для вас присуща вовлеченность» [13].

Контроль (control) дает собой убежденность в том, собственно что борение разрешает воздействовать на итог происходящего, пусть в том числе и это воздействие не безусловно и триумф не гарантирован. Противоположность данному — чувство личной слабости. Человек с крепко развитым компонентом контроля чувствует, собственно что сам избирает личную работа, личный путь[13].

Принятие риска (challenge) — убежденность человека в том, собственно что все то, собственно что с ним доводится, содействует его развитию за счет познаний, извлекаемых из навыка, — не так важно, положительного или же неблагоприятного. Человек, рассматривающий жизнь как метод покупки навыка, готов работать в недоступность достоверных залогов фурора, на личный испуг и риск, полагая влечение к несложному комфорту и защищенности обедняющим жизнь личности. В базе принятия риска лежит мысль становления сквозь интенсивное усвоение познаний из навыка и дальнейшее их внедрение [13].

Принципиальна выраженность всех 3-х компонент для хранения самочувствия и рационального значения работоспособности и энергичности в стрессогенных критериях. Так, к примеру Мадди в одном из собственных первых изучений вывел модель стресса. В солидной телекоммуникационной фирмы появилась стрессогенная обстановка, которая спровоцировала у служащих реакцию дистресса, соматические болезни и психологические нарушения у множества сотрудников. Изучение, проведенное Мадди, нашло четкую оборотную подневольность меж выраженностью компонент жизнестойкости и возможностью нешуточного болезни в направление года впоследствии появления стрессовой истории у менеджеров фирмы [13]. При невысокой выраженности всех 3-х компонент жизнестойкости возможность болезни оказалась равна 92,5 %, при высочайшем уровне 1-го из компонент — 71,8 %, при высочайшем уровне 2-ух компонент — 57,7 %, и при высочайшем уровне всех 3-х компонент — 1,1%. Эти цифры беседуют не


о значительности компонент жизнестойкости в предотвращении стрессогенных расстройств, но и о системном, синергическом нраве их взаимодействия меж собой, при котором суммарный эффект выше необходимую сумму эффектов всякого компонента в отдельности [13].
Большущее численность изыскателей оценивает «hardiness» в связи с задачами преодоления стресса, привыкания - дезадаптации в обществе, телесным, психологическим и общественным самочувствием. Сам С. Мадди оценивает искренний им парадокс значительно обширнее, охватывая его в контекст общественной экологии, полагая, собственно что это качество считается почвой жизнестойкости не лишь только персональной, но и организационной. Становление личных установок, включаемых им в понятие «hardiness», могло бы замерзнуть почвой для больше положительного мироощущения человека, увеличения свойства жизни, перевоплотить препятствия и неприятности в ключ подъема и становления. А ключевое - это что момент, внутренний ресурс, который подвластен самому человеку,  это то,  собственно что он имеет возможность поменять и переосмыслить, то, собственно что содействует поддержанию физиологического, психологического и общественного самочувствия,  аппарат,  которая присваивает жизни значение и значение в каждых жизненных обстоятельствах.
Живучие убеждения, с одной стороны, воздействуют на оценку истории — спасибо готовности деятельно работать и убежденности в способности воздействовать на историю она воспринимается как наименее травматичная. С иной стороны, жизнестойкость содействует функциональному преодолению трудностей. Она стимулирует заботу о собственном здоровье и благополучии (например, ежедневная зарядка, соблюдение диеты и т.п.), за счет чего напряжение и стресс, испытываемые человеком, не перерастают в хронические и не приводят к психосоматическим заболеваниям.

1.2 Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии

Копинг-поведение появляется, когда человек попадает в кризисную историю. Каждая кризисная обстановка подразумевает присутствие некоего беспристрастного условия и конкретного дела к нему человека в зависимости от степени его значительности, которое сопровождаетсяэмоционально-поведенческимиреакциями разного нрава и степени интенсивности [26]. Основными чертами кризисной истории считаются психологическая интенсивность, важные треволнения как особенная внутренняя работа по преодолению актуальных мероприятий или же травм, перемена самомнения и мотивации, а еще воплощенная надобность в их корректировки и в психической помощи снаружи.