Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение:

Руководитель 1. Абстрактный тест трудности жизнестойкости и совладающего поведения личности в сложных актуальных обстановках

1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели

1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели

1.2 Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии

1.3 Влияние личностных и социально-психологических факторов на выбор копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях

Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности компонентов жизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях

2.1 Цели, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования

2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей

2.2.1 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов

2.2.2 Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости у взрослых

2.2.3 Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей

2.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей

2.3.1 Анализ выраженности стратегий совладания у студентов

2.3.2 Анализ выраженности стратегий совладания у взрослых

2.3.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей

2.4 Анализ взаимосвязей между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегиями совладания

Заключение

Используемая литература

Копинг-поведение – это осмысленная стратегия воздействия, нацеленная на уничтожение опасности, помехи, чем какого-либо другого адаптирующая человека к притязаниям истории и помогающая конвертировать ее в согласовании со собственнымипланами, или выдержать, стерпеть те условия, поменять которые человек не имеет возможность [9].

В психологии совладающего поведения все большее смысл в последнее время покупает неувязка исследования ресурсов личности, позволяющих ей осмысленно и преднамеренно справиться, работать, предсказывать актуальные действия и итогисобственных действий. Как что Т.Л. Крюкова, в психологии совладающего поведения ценность в исследовании ресурсов принадлежит забугорным создателям. Она сообщает о том, собственно что создатель доктрине хранения ресурсов С.Е. Хобфол завлял, собственно что люд каждый день постараются сберечь, отстоять и восполнить копинг-ресурсы. С.Е. Хобфол оценивает копинг-ресурсы сквозь поведенческую энергичность, ресурсы-состояния, личные свойства и энерго характеристики.

Пол воззрению, Т.Л. Крюковой, в российской психологии копинг-ресурсы (ресурсы совладающего поведения) понимаются как когнитивные возможности, способы переработки инфы, личные черты и возможности, эти как оптимистичность, даровитость и др. Ресурс совладающего поведения понимается как совокупа личных и средовых средств, ценностей, вероятностей, которые есть в наличии в вероятном состоянии и которые человек имеет возможность осмысленно применить при надобности в совладании с сложной актуальной историей [9].

Ресурсы совладающего поведения (копинг-ресурсы) предполагают собой систему, владеющую надлежащими чертами: осознанность, компенсируемость, эластичность, полезность, адекватность цели.

Переживание сложной истории связано с интенсивным внедрением имеющихся ресурсов. Экстремальные, кризисные истории предполагают активное внедрение большущего числа всевозможных ресурсов. Не совладение нередко связано с недостающимчисленностью и качеством ресурсов. Ряд создателей выделяют 4 группы ресурсов: личные, общественные, когнитивные, инструментальные. Иные создатели показывают на локализацию источника: личные (организмические, когнитивные, личностные) и общественные (ресурсы общественной сети и социально-экономического положения) [9].

Главная множество классификаций построено вокруг 2-ух предложенных Лазарусом и Фолкман модусов психологического совладания, направлено на: 1) заточение проблемы; 2) конфигурации собственного состояния и установок в отношении ситуации. Без сомнения, в межличностном, проф и ином общении человек, попадающий в сложную историю, использует различные составляющие совладания или же копинг-стратегии. Под стратегией совладания понимаются базирующиеся на осознаваемых усилиях определенные воздействия для регуляции субъектом чувственного и умственного напряжения с целью хорошей психической привыкания к наружным происшествиям [9]. Станет ли избранная копинг-стратегия адаптирующей, конструктивной или же дезадаптирующей, разрушительной для личности и находящихся вокруг, находится в зависимости как от индивидуальностей стрессовой истории, например и от самой личности. Более нередко используемые стратегии соединяются в стили совладающего поведения, больше устойчивые, обобщенные личные образования.
Т.Л. Крюкова[9] акцентирует внимание, собственно что ученые сходятся на выделении 3-х базисных стилей:
1) Проблемно-ориентированный манера, направленный на здравый тест трудности, связан с созданием и выполнением намерения разрешения сложной истории и имеет место быть в этих формах поведения, как автономный тест происшедшего, воззвание за поддержкой к иным, разведка добавочной информации;
2) Эмоционально-ориентированный манера считается следствием чувственногоэмоционального реагирования на историю и имеет место быть в облике погружения в личные треволнения, самообвинении, вовлечении иных в собственные переживания;
3) Избегание как манера совладания имеет место быть в облике ухода от трудности, поползновение не мыслить о задаче вообщем, стремления задремать во сне, растворить собственные невзгоды в спиртном или же возмещать негативные впечатлении пищей, спрятаться за спиной разбирающихся людей, гарантирующих социальную помощь. Зачастую это поведение характеризуются доверчивой, инфантильной оценкой происходящего. Впрочем иногда избегание есть проявление антиципации опасности и осмотрительное поведение.
Т.Л. Крюкова[9] в собственной книжке излагает соображение Л.И. Анциферовой, которая приглашает личную систематизацию стратегий совладания:
1. Модифицирующие стратегии совладания: это принятие заключения о способности положительного конфигурации сложной истории, и составление ее как трудности: определение конечной и промежной цели, человек намечает проект заключения, определяет методы заслуги цели. Человек пробует еще образовать свежую систему психологической само регуляции.
2. Способы приспособления: перемена личных данных и отношений к истории: перемена дела к истории, придание ей нейтрального значения. Сюда относится еще особый способ - «позитивное истолкование», который, по воззрению множества изыскателей, разрешает больше благополучно протянуть травмирующее мероприятие.
3. Запасные способы самосохранения в обстановках проблем и несчастий: «техники» борьбы с чувственными нарушениями, вызванными неискоренимыми, сточки зрения субъекта, негативными мероприятиями. Таковы уход или же бегство из сложной истории, которые имеют все шансы осуществятся не лишь только в практической, но и в чисто психической форме – методом внутреннего отчуждения от истории или же пресечения дум о ней. Эти истории нередко появляются в сфере самочувствия.
Стрессовые истории поддаются управлению, и их неблагоприятное воздействие на самочувствие имеет возможность быть нивелировано за счет внутренних и наружных по отношению к личности ресурсов [9]. К копинг-ресурсам относится свойства личности и общественной среды, которые увеличивают стрессоустойчивость человека, - все то, собственно что индивидум завлекает для такого, дабы справиться. Это личные структуры, которые могут помочь индивидуму преодолевать с угрожающими жизненными обстоятельствами, упрощают приспособление. Прежде всего, это общее здоровье и его важный компонент – личный энергетический потенциал, необходимый для решения конкретной проблемы. Также в литературе наиболее часто упоминаются преимущественно внутренний локус контроля, адекватная самооценка и оптимальный уровень тревожности. Сюда же относится оптимизм (и оптимистический объяснительный стиль) и такие свойства личности, как стойкость, выносливость, делающие человека hardy или «крепким» (Кобаса, 1984; Мадди) [9].


Так же Крюкова[9] описала мнение Ш. Тейлора, который выделяет и так называемые «дополнительные» личностные ресурсы, к которым относится высокое самоуважение, легкость характера (коммуникабельность, развитые социальные навыки) и религиозность. Экстернальные ресурсы включают в себя достаточные материальные возможности (наличие времени и денег), наличие социальной поддержки, уровень образования, а так же образ жизни в целом. Некоторые из перечисленных факторов прекращают действие стрессора, другие – уменьшают его. Копинг-ресурс не всегда играет свою усиливающую роль, иногда он может оставаться в потенциальном состоянии.

Иными словами, будет ли тот или иной ресурс использоваться, зависит от человека и определенных обстоятельств. Установлено также, что ресурсы помогают при стрессе низкого и среднего уровней. При высоком уровне стресса они могут им «сметаться» [9]. Кроме того, по мнению ряда авторов, способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят и от степени неожиданности их возникновения (происхождения проблем), наличия и адекватности психологической установки на конкретную проблему [9].

Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегий совладания, могут предсказать «цену» копинга, то есть насколько внутренние и внешние ресурсы будут истощены/сохранены при попытках справиться с трудной ситуацией. Но копинг представляет собой не только устойчивый процесс реагирования на проблемные ситуации, вызываемый индивидуальными стрессорами, это так же и усилия, направленные на достижение определенных целей, которые, в свою очередь, могут быть рассмотрены в качестве задач совладания.

Коэн и Лазарус, обобщив данные многих исследований, выделили пять основных задач копинга: 1) минимизация негативных воздействий обстоятельств и повышение возможностей восстановления активности; 2) терпение, приспособление или регулирование, преобразование жизненных ситуаций; 3) поддержание позитивного, положительного образа Я. Уверенности в своих силах; 4) поддержание эмоционального равновесия; 5) поддержание, сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми. [9].

Успешность совладания зависит от реализации перечисленных задач. Несмотря на серьезные исследования, как пишет Т.Л. Крюкова, до сих пор имеются концептуальные и эмпирические трудности в объяснении успешности процесса совладания. Она приводит мнение авторитетного специалиста по психологии здоровья Шелли Тейлор о критериях эффективности совладания. Совладающее поведение оценивается ею как успешное, если оно


а) устраняет физиологические и уменьшает психологические проявления напряжения;

б) дает личности возможность восстановить дострессовый уровень активности;

в) оберегает индивида от психического истощения, иными словами, предотвращает дистресс.

С точки зрения Т.Л. Крюковой, критерии эффективности совладания связаны, в основном, с психическим благополучием субъекта и определяются снижением уровня невротизации, уязвимости к стрессу. Эффективность копинга проявляется также в продолжительности позитивных последствий, Прежде всего, это общее здоровье и его важный компонент – личный энергетический потенциал, необходимый для решения конкретной проблемы. Также в литературе наиболее часто упоминаются преимущественно внутренний локус контроля, адекватная самооценка и оптимальный уровень тревожности. Сюда же относится оптимизм (и оптимистический объяснительный стиль) и такие свойства личности, как стойкость, выносливость, делающие человека hardy или «крепким» (Кобаса, 1984; Мадди) [9].

Так же Крюкова[9] описала мнение Ш. Тейлора, который выделяет и так называемые «дополнительные» личностные ресурсы, к которым относится высокое самоуважение, легкость характера (коммуникабельность, развитые социальные навыки) и религиозность. Экстернальные ресурсы включают в себя достаточные материальные возможности (наличие времени и денег), наличие социальной поддержки, уровень образования, а так же образ жизни в целом. Некоторые из перечисленных факторов прекращают действие стрессора, другие – уменьшают его. Копинг-ресурс не всегда играет свою усиливающую роль, иногда он может оставаться в потенциальном состоянии.

которые могут быть либо кратковременными эффектами (их измеряют по психофизиологическим и аффективным показателям); либо долговременными эффектами, оказывающими влияние на психологическое благополучие.

Таким образом, заключает Т.Л. Крюкова, совладающее поведение, является сложно детерминированным несколькими группами факторов явлением:

-особенностями личности субъекта;

- реально изменяющийся жизненной ситуацией;

-характером социального взаимодействия и взаимоотношений субъекта. Крюкова Т. Л. выделяет в качестве третьего фактора экологические, по сути, социально-психологические переменные такие, как культурный контекст, гендерные особенности, качества межличностных отношений и взаимодействия, установки субъекта. Также она считает что, большое значение имеет реальная и ожидаемая социальная поддержка, в зависимости от которой человек может поступать более решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Успешное разрешение жизненных трудностей, эмоциональная стабильность в нестабильном мире невозможны без наличия тесных связей, близких отношений человека с другими, в том числе, в семье, которые необходимы большинству людей [9].


Подводя итог, следует отметить, что в нашем исследовании, мы будем опираться на концепцию совладающего поведения, разработанную Т.Л. Крюковой, которая рассматривает зависимость выбора стратегии совладания как от личностных особенностей человека, так и от типа ситуации. В нашей работе, в качестве детерминанты выбора стратегии поведения рассматривается такое сложное образование, как жизнестойкость личности, а в качестве ситуации - трудные жизненные ситуации. В связи с этим в эмпирической части исследования мы будем применять копинг-тест Р.Лазаруса, диагностирующий выбор стратегий совладания в трудных жизненных ситуациях.

1.3 Влияние личностных и социально-психологических факторов на выбор копинг-стратегии в трудных жизненных ситуациях

Травмирующие события в жизни людей неожиданны, и на эту внезапность человек реагирует сначала на сенсорном уровне – состоянием оцепенения, которое быстро сменяется особой активностью личности, получившей в психологии название «когнитивное-оценивание». Это процесс распознавания особенностей ситуации, выявления негативных и позитивных ее сторон, определение смысла и значения происходящего. С появлением значения возникают качественно определенные эмоции [22].

По словам Лазаруса[9], именно «эмоция является ответом на значение». Объектом когнитивного оценивания выступают также способности и возможности человека, его функционально-энергетические резервы. От уровня развития механизма когнитивного оценивания, его гибкости, от способности человека с разных точек зрения рассматривать трудную ситуацию и прибегать к приемам переоценки зависит правильный выбор стратегии совладания с травмирующим событием. Успешность когнитивного оценивания зависит от уверенности человека в своей способности контролировать окружающий мир, умения регулировать негативные чувства и аффекты, от способности актуализировать весь свой жизненный опыт и уверенности в помощи других людей. Главным результатом когнитивного оценивания является заключение человека – подконтрольна ли ему ситуация или он не сможет ее изменить. В том случае, если субъект считает ситуацию подконтрольной ему, он использует конструктивные, преобразующие ситуацию стратегии.


Многие психологи считают, что стратегии совладанияситуационно-специфичны и особенности личности в их выборе играют небольшую роль. В то же время огромный массив исследований показывает, что специфика осмысливания и интерпретации трудных ситуаций, а также применение тех или иных «техник» жизни выступают индикатором разных типов личности [22].

Акцент на личностные характеристики, которые либо способствуют, либо препятствуют индивиду справляться с негативными ситуациями был сделан в работах К.Юнга, Л.Колберга, А.Маслоу, Г.Оллпорта, К.Роджерса. Социальная обусловленность глубинных, специфически человеческих свойств психики, которые рассматриваются через систему внутренней, основанной на личностных ценностях, поведенческой регуляции индивида выделялась в работах таких отечественных психологов как Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, А.В. Петровский, А.А. Бодалев Л.И. Божович, Б.С. Кузьмина, В.А. Ядов [32].

Анализ работ позволяет выделить по крайней мере два типа, отличающиеся друг от друга специфическим отношением к миру, убеждениями, самооценкой, когнитивными стилями, историей успехов и неудач. У них разные модели идентификации, они в разной мере прибегают к помощи других людей. Исследования показывают, что люди, предпочитающие конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Люди же, уходящие от трудных ситуаций, прибегающие к «идущему вниз социальному сравнению», воспринимают мир как источник опасностей, у них невысокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом [22].

Тех, кто верит в свои силы, в способность контролировать и совладать, называют интерналами. Противоположны им экстерналы, они уверенны в своей недееспособности и считают, что негативные события происходят либо по злой воле других, либо являются предначертанием судьбы. В кандидатской диссертации Е.Г. Ксенофонтовой доказано, что интервалы отличаются высоким уровнем само регуляции, позволяющим им контролировать негативные эмоции, импульсивные действия и блокировать дезинтегрирующее влияние на сознание психотравмирующих воздействий. Для экстерналов же характерен низкий уровень само регуляци – со всеми сопутствующими ему особенностями [22].

Кардинальной, имеющей большое социальное значение личностной чертой интерналов является их чувство ответственности за свои поступки и действия других людей. В отличие от них экстерналы не считают себя ответственными даже за свои действия, которые они интерпретируют как навязанные извне. M. Mikulincer L. и Solomonсделали вывод о том, что главная характеристика экстерналов – это отрицание личной ответственности, которая является общим знаменателем всех внешних атрибуций [22].