Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели
1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели
1.2 Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии
2.1 Цели, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.2.1 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов
2.2.2 Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости у взрослых
2.2.3 Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей
2.3.1 Анализ выраженности стратегий совладания у студентов
2.3.2 Анализ выраженности стратегий совладания у взрослых
2.3.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей
2. В целом, большинство взрослых – участников исследования имеют средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такие компоненты, как «контроль» и «вовлеченность».
2.2.3 Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
С целью определения степени значимости различий в выраженности компонентов жизнестойкости между студентами и взрослыми людьми был применен параметрический критерийt-Стьюдента. Результаты сравнительного анализа приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Значимость различий в выраженности компонентов жизнестойкости между студентами и взрослыми.
Компоненты жизнестойкости |
Mean |
Mean |
t-value |
df |
p |
Valid N |
взросл |
студен |
взросл |
||||
Вовлеченность |
36,26667 |
36,50000 |
-0,11614 |
58 |
0,907939 |
30 |
Контроль |
28,03333 |
29,56667 |
-0,68665 |
58 |
0,495040 |
30 |
Принятие риска |
16,93333 |
18,93333 |
-1,54402 |
58 |
0,128023 |
30 |
Жизнестойкость |
81,56667 |
87,10000 |
-1,24548 |
58 |
0,217965 |
30 |
Исходя из данных, приведенных в Таблице 1, можно сделать, во-первых, вывод о том, что отсутствуют значимые различия между студентами и взрослыми людьми в выраженности компонентов жизнестойкости и интегрального показателя жизнестойкости. Во-вторых, у студентов более выражен, чем у взрослых такой компонент жизнестойкости как, «принятие риска» (t-1,54). В-третьих, у студентов выше выражен интегральный показатель жизнестойкости, чем у взрослых (t -1,24).
2.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей
2.3.1 Анализ выраженности стратегий совладания у студентов
В таблице 3 приложения 2 приведены первичные данные, указывающие на выраженность стратегий совладания у студентов. Средние значения выраженности стратегий совладания и их соответствие максимальному и среднему тестовому баллу приведены в Таблице 2.
Таблица 2 Выраженность стратегий совладания у студентов
Стратегии совладания |
|||||||
Конфр.. копинг |
Дист-ние |
Само контроль |
Поиск соц. под-ки |
Принятие отв-сти |
Бегство-избегание |
Планир. решения проб-мы |
Положит.переоценка |
9,8 |
8,7 |
11,5 |
11,9 |
7,4 |
11,5 |
11,6 |
12,8 |
18 |
18 |
21 |
18 |
12 |
24 |
18 |
21 |
9 |
9 |
10 |
9 |
6 |
12 |
9 |
10 |
На основе данных, приведенных в Таблице 2, можно сделать следующие выводы:
1. У студентов изучаемые стратегии совладания имеют средний уровень выраженности.
2. Стратегии поиска социальной поддержки в трудных жизненных ситуациях, положительная переоценка, а также планирование решения проблемы и принятие ответственности на себя и самоконтроль имеют более высокий уровень выраженности, чем стратегии конфронтации, дистанцирования и бегства - избегания.
3. В целом, у студентов выше выражены конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями, чем деструктивные.
2.3.2 Анализ выраженности стратегий совладания у взрослых
В таблице 4 приложения 2 приведены первичные данные, указывающие на выраженность стратегий совладания у взрослых .
Таблица 3
Выраженность стратегий совладания у студентов
Стратегии совладания |
|||||||
Конфр. копинг |
Дист-ние |
Само контроль |
Поиск соц. поддержки |
Принятие отв-сти |
Бегство-избегание |
Планир. решения проб-мы |
Положит.переоценка |
8,1 |
10,8 |
13,9 |
12,4 |
7,4 |
10 |
13,6 |
13,1 |
18 |
18 |
21 |
18 |
12 |
24 |
18 |
21 |
9 |
9 |
10 |
9 |
6 |
12 |
9 |
10 |
На основе данных, приведенных в таблице 3, можно сдедать следующие выводы:
- У взрослых участников исследования выше среднего выражены такие стратегии совладания, как самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки, положительная переоценка.
- У взрослых участников исследования ниже среднего выражена такая стратегия совладания, как конфронтация.
- В целом, у врослых в большей степени выражены конструктивные стратегии совладания, особенно, самоконтроль, планирование решения, поиск социальной поддержки.
2.3.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей
С целью определения степени значимости различий в выраженности копинг-стратегий между студентами и взрослыми людьми был применен параметрический критерий t-Стьюдента. Результаты сравнительного анализа приведены в Таблице 4.
Таблица 4 Различия в выраженности совладающего поведения по критерию t-Стьюдента
Параметры копинг-стратегий |
Mean |
Mean |
t-value |
df |
p |
Valid N |
Valid N |
взрослые |
студенты |
Взрослые |
Студ-енты |
||||
Конф-тация |
8,13333 |
9,80000 |
-2,20674 |
58 |
0,031305 |
30 |
30 |
Дистанц.. |
10,80000 |
8,66667 |
3,30055 |
58 |
0,001654 |
30 |
30 |
Самоконтоль |
13,96667 |
11,50000 |
2,88846 |
58 |
0,005434 |
30 |
30 |
Соц. подержка |
12,46667 |
11,96667 |
0,63794 |
58 |
0,526021 |
30 |
30 |
Отв-ность |
7,43333 |
7,60000 |
-0,28356 |
58 |
0,777761 |
30 |
30 |
Бегство |
10,00000 |
11,50000 |
-1,78335 |
58 |
0,079762 |
30 |
30 |
Планир. |
13,63333 |
11,66667 |
2,71758 |
58 |
0,008656 |
30 |
30 |
Переоценка |
13,10000 |
12,80000 |
0,31899 |
58 |
0,750880 |
30 |
30 |
Исходя из данных, приведенных в таблице 4, можно сделать следующие выводы:
1. Существуют значимые различия между студентами и взрослыми в выраженности следующих стратегий совладания с трудными ситуациями: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, бегство - избегание, планирование решения проблемы.
2. У студентов значительно выше уровень выраженности таких стратегий совладания, как конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых людей - дистанцирование, самоконтроль, планирование решения проблемы.
3. Отсутствуют различия между студентами и взрослыми людьми в выраженности таких стратегий совладания, как: поиск социальной поддержки, принятие ответственности, положительная переоценка.
В целом, как у студентов, так и у взрослых преобладают конструктивные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. У студентов и взрослых выражены различные деструктивные стратегии совладания: у студентов - конфронтация и бегство-избегание, а у взрослых – дистанцирование.
2.4 Анализ взаимосвязей между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегиями совладания
В таблице 5 приведены коэффициенты корреляции, свидетельствующие о том, что между показателями выраженности компонентов жизнестойкости и стратегий совладания существуют значимые взаимосвязи. В таблице приведены значимые коэффициенты корреляции или коэффициенты, указывающие на тенденцию во взаимосвязях (кр. R= 0,26, при p=0,05). В ней отсутствуют коэффициенты корреляций, указывающие на взаимосвязи между стратегиями или компонентами жизнестойкости.
Таблица 5. Корреляционные связи между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегиями совладания
Показатели |
Вов-сть |
Контр. |
Принят.риска |
Общий балл |
Конфр. |
Дистан. |
Соц. Под-ка |
Планир. |
оценка |
Вовлеченность |
1,00 |
0,26 |
0,18 |
0,25 |
0,18 |
||||
Контроль |
1,00 |
0,24 |
|||||||
Принятие риска |
1,00 |
0,33 |
-0,26 |
0,18 |
|||||
Интегральный балл |
1,00 |
0,34 |
0,21 |
0,19 |
Из данных, приведенных в таблице 5, следует, что показатели выраженности стратегии конфронтации имеют положительные значимые связи со всеми компонентами жизнестойкости и с ее интегральным показателем. Такой компонент жизнестойкости, как вовлеченность имеет также значимые связи со стратегией планирования решения проблемы и близкие к значимым связи со стратегией поиск социальной поддержки и положительная переоценка. Показатели выраженности «Принятия риска» имеют обратно пропорциональные связи со стратегий «дистанцирования». Интегральный показатель выраженности жизнестойкости имеет значимые связи с выраженностью стратегии конфронтации, и близкие к значимым связи со стратегией поиска социальной поддержки и планирования решения.
Таким образом, чем выше выраженность жизнестойкости, тем выше выражены такие стратегии совладания, как стратегия конфронтации, поиска социальной поддержки и планирования решения.
В зависимости от уровня выраженности того или иного компонента в структуре жизнестойкости будут преобладать различные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Так выраженность «вовлеченности» в структуре жизнестойкости будет способствовать развитию стратегий планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки и положительной переоценки.
Выраженность «принятия риска» будет увеличивать выраженность стратегии конфронтации и уменьшать выраженность стратегии дистанцирования.
Заключение
На основе теоретического анализа мы пришли к выводу, что жизнестойкость личности оказывает существенное влияние на поведение человека в трудных жизненных ситуациях. Вслед за Д.А. Леонтьевым мы рассматривали жизнестойкость, как систему убеждений, которая включает три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска и способствует успешномусовладанию с трудными ситуациями. В качестве копинг-стратегий или стратегий совладания мы рассматривали следующие стратегии: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, бегство - избегание, планирование решения проблемы, поиск социальной поддержки, ответственность, позитивная переоценка.
В результате эмпирического исследования, цель которого состояла в поиске взаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости и стратегий совладания у студентов и взрослых, мы пришли к следующим выводам:
1. У большинства студентов-участников исследования наблюдается высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.