Файл: Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели
1.1 Понятие о жизнестойкости личности. Конструкция и модели
1.2 Представление о стратегиях совладающего поведения в психологии
2.1 Цели, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.2.1 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов
2.2.2 Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости у взрослых
2.2.3 Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей
2.3.1 Анализ выраженности стратегий совладания у студентов
2.3.2 Анализ выраженности стратегий совладания у взрослых
2.3.3 Сравнительный анализ выраженности стратегий совладания у студентов и взрослых людей
По словам Тейлора, стрессовые ситуации поддаются управлению, и их неблагоприятное влияние на здоровье может быть нивелировано за счет внутренних и внешних по отношению к личности ресурсов [9]. К копинг-ресурсам относится характеристики личности и социальной среды, которые повышают стрессоустойчивость человека, - все то, что индивид привлекает для того, чтобы совладать. Это личностные структуры, которые помогают индивиду справляться с угрожающими обстоятельствами, облегчают адаптацию. Прежде всего, это общее здоровье и его важный компонент – личный энергетический потенциал, необходимый для решения конкретной проблемы. Также в литературе наиболее часто упоминаются преимущественно внутренний локус контроля, адекватная самооценка и оптимальный уровень тревожности. Сюда же относится оптимизм ( и оптимистический объяснительный стиль) и такие свойства личности, как стойкость, выносливость, делающие человека hardy или «крепким» [9].
Ш. Тейлор выделяет и так называемые «дополнительные» личностные ресурсы, к которым относится высокое самоуважение, легкость характера (коммуникабельность, развитые социальные навыки) и религиозность. Экстернальные ресурсы включают в себя достаточные материальные возможности (наличие времени и денег), наличие социальной поддержки, уровень образования, а так же образ жизни в целом. Некоторые из перечисленных факторов прекращают действие стрессора, другие – уменьшают его. Копинг-ресурс не всегда играет свою усиливающую роль, иногда он может оставаться в потенциальном состоянии. [9]
Иными словами, будет ли тот или иной ресурс использоваться, зависит от человека и определенных обстоятельств. Установлено также, что ресурсы помогают при стрессе низкого и среднего уровней. При высоком уровне стресса они могут им «сметаться» [9].
В психологии совладающего поведения все большее значение в последнее время приобретает проблема изучения ресурсов личности, позволяющих ей осознанно и целенаправленно совладать, действовать, прогнозировать жизненные события и результаты своих поступков.
Автор теории сохранения ресурсов С.Е. Хобфол утверждал, что люди постоянно стараются сохранить, защитить и пополнить копинг- ресурсы. С.Е. Хобфол рассматривает копинг-ресурсы через поведенческую активность, ресурсы-состояния, личностные характеристики и энергетические показатели [9].
Ресурс совладающего поведения понимается как совокупность личностных и средовых средств, ценностей, возможностей, которые имеются в наличии в потенциальном состоянии и которые человек может осознанно использовать при необходимости в совладании с трудной жизненной ситуацией [9].
Переживание трудной ситуации связано с усиленным использованием имеющихся ресурсов. Экстремальные, кризисные ситуации подразумевают интенсивное использование большого количества разнообразных ресурсов. Не совладание зачастую связано с недостаточным количеством и качеством ресурсов.
K.B. Matheny, D.W. Aycock, W.L.Curlette, G.N. Junker выделяют 4 группы ресурсов: личностные, социальные, когнитивные, инструментальные. Отечественные авторы А.Н. Демин, Е.Ю. Кожевникова (2003) описывают копинг-ресурсы по локализации их источника: индивидуальные (организмические, когнитивные, личностные) и социальные (ресурсы социальной сети и социально-экономического положения) [9].
Кроме того, по мнению ряда авторов, способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят и от степени неожиданности их возникновения, наличия и адекватности психологической установки на конкретную проблему (Дикая и Махнач, 1996) [9].
Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегий совладания, могут предсказать «цену» копинга, то есть несколько внутренние и внешние ресурсы будут истощены/сохранены при попытках справиться с трудной ситуацией.
Совладающее поведение, как видим, является сложно детерминированным несколькими группами факторов явлением:
-особенностями личности субъекта;
- реально изменяющийся жизненной ситуацией;
- характером социального взаимодействия и взаимоотношений субъекта.
Крюкова Т. Л. выделяет в качестве третьего фактора экологические, по сути, социально-психологические переменные такие, как культурный контекст, гендерные особенности, качества межличностных отношений и взаимодействия, установки субъекта. Так же она считает что, большое значение имеет реальная и ожидаемая социальная поддержка, в зависимости от которой человек может поступать более решительно или, наоборот, избегать столкновения с реальностью. Успешное разрешение жизненных трудностей, эмоциональная стабильность в нестабильном мире невозможны без наличия тесных связей, близких отношений человека с другими, в том числе, в семье, которые необходимы большинству людей[9].
Из выше сказанного становится понятно, что совладающее поведение реализуется посредством применения различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды.
В процессе действия стрессора на личность происходит первичная оценка, на основании которой определяют тип создавшейся ситуации - угрожающий или благоприятный. Именно с этого момента формируются механизмы личностной защиты.
Процессы совладания являются частью эмоциональной реакции. От них зависит сохранение эмоционального равновесия. Они направлены на уменьшение, устранение или удаление действующего стрессора.
Для исследования особенностей жизнестойкости личности и выбора коппинг-стратегий в трудных жизненных ситуациях, мною было взято две группы людей: студенты (20-22 года) и взрослые (30 – 60).
Такой выбор объясняется тем, что исследователи копинг-поведения в психологии считают связь между взрослением и совладающим поведением чрезвычайно непростой. Проблема заключается в том, что пока, к сожалению, науке неизвестно, насколько помогает и помогает ли, вообще, взросление лучше справляться со стрессом и жизненными трудностями.
Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности компонентов жизнестойкости личности и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях
2.1 Цели, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования
Цель данного исследованиязаключается в определении взаимосвязей между выраженностью компонентов жизнестойкости личности и выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Предмет исследования:вараженность компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
Гипотеза исследования: между выраженностью компонентов жизнестойкости и выраженностью стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях могут существовать значимые взаимосвязи.
Задачи эмпирической части исследования:
Методические задачи:
1. Подобрать методики, направленные на выявление выраженности компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
2. Осуществить сравнительный анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей.
3. Осуществить сравнительный анализ выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях у студентов и взрослых людей.
4. Установить взаимосвязи между выраженностью различных компонентов жизнестойкости и стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях.
Методики исследования:
1. Для определения компонентов выраженности жизнестойкости применялся тест жизнестойкости С. Мадди.
2. Для определения выраженности стратегий совладающего поведения в трудных жизненных ситуациях применялся копинг-тест Р.Лазаруса.
Объект эмпирического исследования: студенты – 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, взрослые – 30 человек , в возрасте от 25 до 60 лет.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась использованием в исследовании методов математической статистики: Т-критерий Стьюдента и коэффициента корреляции r-Пирсона.
2.2 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов и взрослых людей
2.2.1 Анализ выраженности различных компонентов жизнестойкости у студентов
В структуру жизнестойкости входят следующие показатели: вовлеченность, контроль, принятие риска. Уровень выраженности жизнестойкости рассчитывается также на основе интеграции баллов, набранных по трем выше перечисленным компонентам. Рассмотрим как выражены различные компоненты жизнестойкости у студентов.
Из таблицы 1 приложения 2 следует, что у 66% студентов такой компонент жизнестойкости как «принятие риска» высоко выражен, примерно 7% имеют низкий уровень выраженности данного показателя, а 27% - средний уровень выраженности. Такой компонент жизнестойкости, как «контроль» имеет высокий уровень выраженности у 23% студентов и 23% - низкий, соответственно, 54% студентов имеют средний уровень выраженности «контроля». «Вовлеченность» высоко выражена всего у 7% студентов и 20% обладают низким уровнем выраженности, «вовлеченности», 73% имеют средний уровень выраженности.
В целом, у 27% студентов высокий уровень жизнестойкости, у 60% средний уровень и только у 13% наблюдается низкий уровень выраженности жизнестойкости.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. У большинства студентов- участников исследования наблюдается высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «принятие риска», следовательно, они стремятся к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск.
2. Около трети студентов - участников исследования имеют высокий уровень выраженности такого компонента жизнестойкости, как «контроль», указывающий на их стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность, свой путь.
3. Такой компонент жизнестойкости как «вовлеченность» имеет средний уровень выраженности у большинства студентов – участников исследования, следовательно, они получают удовольствие от собственной деятельности, чувствуют себя уверенными.
4. В целом, большинство студентов – участников исследования имеют высокий или средний уровень выраженности жизнестойкости, в структуре которой преобладает такой компонент как «принятие риска».
2.2.2 Анализ выраженности различных параметров жизнестойкости у взрослых
В данном разделе рассмотрим выраженность различных компонентов жизнестойкости у взрослых. Из таблицы 2 приложения 2следует, что у 43% взрослых такой показатель жизнестойкости как «принятие риска» высоко выражен, примерно 7% имеют низкий уровень выраженности данного показателя, а 50% - средний уровень выраженности. По шкале контроль 7% взрослых с высокой выраженностью и 10% с низкой, соответственно 83% взрослых людей имеют средний уровень выраженности. По шкале вовлеченность всего 3% взрослых с высокой выраженностью и 17% обладают низким уровнем выраженности, 80% имеют средний уровень выраженности.
В целом, у 13% взрослых высокий уровень жизнестойкости, у 77% средний уровень и 10% с низким уровнем выраженности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. У большинства взрослых - участников исследования наблюдается средний уровень выраженности таких компонентов жизнестойкости, как «принятие риска», «контроль»,«вовлеченность».