Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Понятие несостоятельности (банкротства)).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства)
Глава 2. Признаки несостоятельности (банкротства)
Глава 3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
История законодательного регулирования несостоятельности предприятий
Современное законодательное регулирование банкротства предприятий
Под субъектом естественной монополии подразумевается предприятие, исполняющая изготовление и (либо) реализацию товаров (работ, услуг) в обстоятельствах естественной монополии [статья 197 Закона].
Как зафиксировано в статье 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 года, 10 января, 26 марта 2003 года.) естественная монополия - положение товарного рынка, при котором удовлетворенность спроса на данном рынке успешнее в дефицит конкурентной борьбы в силу технологических отличительных черт изготовления (в связи с значимым снижением издержек изготовления на единицу товара согласно мере повышения размера производства), а товары, изготавливаемые субъектами естественной монополии, никак не имеют все шансы быть заменены в потреблении иными товарами, в связи с чем потребность на этом товарном рынке на продукты, изготавливаемые субъектами естественных монополий, в наименьшей степени находится в зависимости от перемены цены на данный продукт, нежели спрос на прочие разновидности товаров.
Поэтому, субъекты естественных монополий функционируют в сферах, где не имеется конкурентная борьба, и незамедлительно заменить их иными товаропроизводителями нереально согласно объективным причинам. Использование к субъектам естественных монополий единых правил о банкротстве юридических лиц могло бы влечь их предотвращение с товарного рынка равно как хозяйствующих субъектов, что, безусловно, тянуло бы непрогнозируемые результаты для экономики, защиты и социальной сферы государства.
Каждая из вышеназванных категорий учреждений обладает рядом своеобразных черт несостоятельности (банкротства), которые зафиксированы равно как в Законе, так и ряде специализированных актов. Согласно общему закону, для использования арбитражным судом к должнику общепризнанных мерок особого параграфа в ходе производства согласно делу о несостоятельности должника, в арбитражный суд, обязаны быть презентованы подтверждения, доказывающие статус организации.
Признаки банкротства зафиксированы законодателем в пункте 2 статьи 3 Закона: Юридическое лицо является не способным угодить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (либо) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, в случае если надлежащие обещания и (либо) обязанность никак не выполнены им на протяжении трех месяцев с даты (для стратегических компаний и субъектов естественных монополий- шесть месяцев), если они обязаны были быть исполнены.
Для установления наличия признаков банкротства должника предусматриваются [п.2 ст.4 Закона]:
- размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
- размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Согласно общему закону, дело о банкротстве может являться возбуждено арбитражным судом при обстоятельстве, что условия к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют никак не меньше 100 тысяч рублей [пункт 2 статья 6 Закона]; для стратегических компаний и субъектов естественных монополий - данная совокупность составляет никак не меньше 500 тысяч рублей.
В область лиц, обладающих возможностью на заявление в арбитражный суд законодатель включил: должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязанностям. Никак не вступает в круг лиц обладающих подобную возможность - прокурор (подобная возможность было дано прокурорам в специальных вариантах согласно Закону 1998 года, что равно как акцентируют внимание специалисты, являлось предметом злоупотреблений). В числе субъектов - организаторов конкурса не наименован и непосредственно сам арбитражный суд, несмотря на то, что проблема о праве суда возбуждать конкурсный процесс считается сомнительным еще с позапрошлого столетия.
Конкурсные кредиторы - займодавцы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных организаций, людей, перед которыми должник несет обязательство за причинение ущерба жизни либо здоровью, морального ущерба, имеет обязательства по выплате вознаграждения согласно авторским договорам, а кроме того учредителей (участников) должника согласно обязанностям, вытекающим из подобного участия [абзац 8 статья Закона].
Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах разорения требования об уплате неизбежных платежей и условия Российской Федерации по денежным обязательствам, а кроме того органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в процессе о разорении и в процедурах банкротства условия по денежным обязательствам в соответствии с этим, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [абзац 9 статьи 2 Закона].
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257 в дальнейшем вплоть до переустройства в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства условий об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам считается Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Поэтому, проблема о банкротстве может являться возбуждено только лишь в случае, если в арбитражный суд обратится управомоченное лицо. При этом, немаловажно выделить, то что в случае если по единому правилу подобное заявление считается правом [статья 8 Закона], то в таком случае в предусмотренных законодателем вариантах заявление считается обязанностью [статья 9 Закона].
Наряду с группой «круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд» законодатель оперирует группой «лица, участвующее в деле о банкротстве». К их количеству причислены [статья 34 Закона]:
- должник;
- арбитражный управляющий;
- конкурсные кредиторы;
- уполномоченные органы;
- федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом;
- лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.
Немаловажно выделить, что процедура предъявления условий по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о разорении и в процедурах банкротства подтвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257. В нем подробно регулируются причины отложения заявления уполномоченными органами и прочие вопросы.
Общие принципы подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №56.
Процедуры банкротства
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона, при рассмотрении дела о банкротстве должника юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Каждая из этих процедур имеет свою цель, каждой посвящена отдельная глава (главы 4-8 Закона). Центральной фигурой в деле о несостоятельности является арбитражный управляющий, который, в зависимости от стадии банкротства, может быть временным, административным, конкурсным управляющим. В качестве арбитражного управляющего на утверждение суда представляются три кандидатуры из числа членов саморегулирующейся организации арбитражных управляющих (СРО). В настоящее время каждый арбитражный управляющий обязан состоять в одной из саморегулирующихся организаций арбитражных управляющих (СРО).
Наблюдение. Период наблюдения начинается с момента возбуждения производства по делу о банкротстве. Это происходит в случае, если досудебная санация не проводилась. В процессе наблюдения проводятся мероприятия, способные определить дальнейшую судьбу должника и направленные на выявление его экономического состояния. В этот период действует временный управляющий наряду с руководством должника. Руководство не отстраняется от исполнения своих обязанностей. Рассмотрим функции временного управляющего: следить за сохранностью имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; выискивать кредиторов должника; исключая случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом вести реестр требований кредиторов; отчитываться кредиторам о ведении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.
Не позднее пяти дней до установленной даты заседания арбитражного суда, которая указана в определении введении наблюдения, временный управляющий, по окончании наблюдения, предоставляет в арбитражный суд сведения о финансовом состоянии должника, отчет о своей деятельности и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Федеральным законом, в пункте 7 статьи 12, определяется протокол первого собрания кредиторов с приложением документов. (См. Приложение 2)
В пункте 2 статьи 58 Закона говориться, что лишь с согласия временного управляющего органы управления должника могут принимать решение, которые касаются участия организации-должника в объединениях юридических лиц, финансово-промышленных группах, холдинговых компаниях
Не смотря на согласие или несогласие с решениями и сделками должника, временный управляющий следит, чтобы органами управления должника не были приняты решения, указанные в пункте 3 статьи 58 Закона:
- о ликвидации должника;
- о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования);
- о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
- о создании представительств и филиалов;
- об участии в иных юридических лицах (за исключением ассоциаций (союзов)) или создании юридических лиц;
- о размещении должником разных эмиссионных ценных бумаг и облигаций;
- о выплате дивидендов.
Управляющий изучает финансовое состояние должника и делает такие выводы:
- имеет ли должник возможность покрыть судебные расходы за счет своего имущества;
- будет ли восстановлена платежеспособность должника.
Обычно временный управляющий в процессе заключения о состоянии должника, предлагает варианты, которые могли бы восстановить его финансовое состояние. Эти варианты являются эффективными и применяются для конкретного должника. Заключение имеет рекомендательный характер, но как не обязательный. Любое заключение (как положительное, так и отрицательное) может быть отвергнуто кредиторами. Первое собрание кредиторов, которое созывает временный управляющий, представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства. На собрании временный управляющий дает возможность кредиторам ознакомиться с возможными вариантами перспективами должника. Главным образом рассматривается экономический потенциал предприятия и состояние активов.
Финансовое оздоровление. Особое внимание в Законе №127-ФЗ уделено новой процедуре банкротства - финансовому оздоровлению. Процедура финансовое оздоровление регулируется главой 5 Закона №127-ФЗ "Финансовое оздоровление". Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Ходатайствовать о введении финансового оздоровления перед первым собранием кредиторов, а в случаях, установленных Законом №127-ФЗ, непосредственно перед арбитражным судом могут:
- должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;
- учредители (участники) должника;
- орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия;
- третье лицо или третьи лица.
При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вышеуказанные лица обязаны представить ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом временный управляющий обязан ознакомить кредиторов с этими документами.
Согласно пункту 1 статьи 79 Закона №127-ФЗ исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено: залогом (ипотекой); банковской гарантией; государственной или муниципальной гарантией; поручительством; иными способами, не противоречащими действующему законодательству.
Правовое регулирование обеспечения исполнения должником обязательств осуществляется на основании соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, заключенным между лицом или лицами, предоставившими обеспечение и временным управляющим (административным управляющим) в письменной форме в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. Это соглашение предоставляется в арбитражный суд не позднее чем через 20 дней с даты его заключения. По такому соглашению лицо или лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств только в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения исполнения должником указанных обязательств.